Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:03, курсовая работа
Цель - систематизировано изучить наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими, участниками боевых действий, вернувшимися из «горячих точек», а также рассмотреть технологии социальной работы с ними. Задачи: Дать анализ нормативно-правовой базы в отношении военнослужащих; Рассмотреть правовой статус военнослужащих Российской армии; Изучить особенности адаптации и социальной реабилитации военнослужащих, участников боевых действий, как одной из социально-уязвимых групп населения; Провести анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил и путей их решения: Изучить технологии социальной работы с военнослужащими.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования социальной работы с военнослужащими………………………………………………………………...5
Статус военнослужащих в Российской армии, их основные права, свободы и гарантии………………………………………………………..5
Психология войны и её связь с социальной работой………………….12
Понятие, сущность, цели, задачи и функции военно-социальной работы……………………………………………………………………...14
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….18
Глава 2. Основные проблемы социальной сферы Вооруженных сил……….21
Определение статуса «участник боевых действий»……………………21
Анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил………………..24
Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек»…………………………………………………………...31
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………38
Функции военно-социальной работы:
В своей совокупности эти функции (по другим основаниям возможно выделение и других) реализуют основные задачи, методы и организационные формы военно-социальной работы; определяют возможности и основные направления ее развития в воинском социуме; обусловливают инфраструктуру социальной службы в воинских частях, городках, гарнизонах; обосновывают потребности в кадрах специалистов в области военно-социальной педагогики и военно-социальной работы; определяют области возможного сотрудничества государственных и общественных социальных служб с социальными службами воинского социума и т.д.
Таким образом, военно-социальная работа представляет собой практику, отражающую преобразовательную деятельность людей и институтов; теорию, отражающую научно-познавательную их деятельность в социальной практике; научно-образовательный комплекс, отражающий научно-образовательную их деятельность по подготовке кадров как для практической и теоретической, так и для собственно образовательной деятельности (речь идет о трех гранях военно-социальной работы)[14].
Выводы по 1 главе
Одна из составляющих военного потенциала государства – морально-боевая готовность к защите своей Родины, напрямую зависит от чувства защищенности государством военнослужащих, принимающих участие в действиях в «горячих точках». Будет большим оптимизмом утверждать, что в этом плане у нас в стране все хорошо. Не идут на пользу этому попытки судить по «законам мирного времени» полковника Буданова, многочисленные факты «выбивания через суд» денег бывшими участниками контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, потуги задарма сформировать из военнослужащих-контрактников 76 дивизию ВДВ и другие реалии нынешней военной службы.
- к военнослужащим относятся
офицеры, прапорщики и мичманы,
Мы узнали, что к основным правам и свободам военнослужащих относятся: защита свободы, чести и достоинства военнослужащих; право на свободу передвижения и выбора места жительства; свобода слова и право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании; свобода совести и вероисповедания; право на участие в управлении делами государства и общественными объединениями; право на труд; служебное время и право на отдых; вопросы денежного довольствия и дополнительных выплат; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование и права в области культуры; вопросы проезда на транспорте и почтовых отправлений.
Нами было также установлено, что поскольку задачи, возложенные на Министерство обороны, выполняют лица, находящиеся на военной службе, для них необходимо создавать социальные условия такого же уровня, как и для рядовых граждан. В связи с чем были приняты законы №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В условиях недостаточной
правовой регламентации статуса
военнослужащего в период прохождения
военной службы в «горячей точке»,
и после нее, остается широкое
поле деятельности для тех бюрократов,
для которых «война – мать родная».
Чтобы обезоружить их, создать
условия для чувства правовой
защищенности необходимо, в первую
очередь, создать твердую
Звания ветеранов боевых действий, гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим для определения их статуса в обществе, как возмещение затраченных военнослужащими физических и нравственных сил, в ходе участия в боевых действиях. В этом вопросе нельзя подходить по принципу: насколько навоевал, столько льгот и компенсаций получи. Льготы ветеранам – не оплата, а компенсация. Нет, и не может быть шкалы для оценки степени участия в боевых действиях. Нет шкалы оценки потери нравственных сил каждым военнослужащим, т.к. психологическая устойчивость каждого человека индивидуальна. Звание «ветеран боевых действий» это не только льготы и компенсации, но и признание государством особой значимости вооруженной защиты Родины[15].
Глава 2. Основные проблемы социальной сферы Вооруженных сил.
2.1. Определение статуса «участник боевых действий».
Отсутствие определенности
в трактовке понятия «участник
боевых действий» напрямую связано
с неоднозначностью трактовки понятия
«боевые действия». Анализ показывает,
что в законодательстве, регулирующем
вопросы военно-социальной политики
в отношении участники боевых
действий, отсутствует единое толкование
указанных понятий. Ранее для
обозначения указанной
Проблема определения
критериев отнесения
В апреле 2013 года готовится выйти Проект Федерального Закона №34763-3 "О статусе участников боевых действий" (ред., внесенная в ГД ФС РФ).
Участниками боевых действий являются[16]:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, в период выполнения интернациональных задач в Республике Афганистан, в период выполнения воинского долга во время войны в Корее в 1950-1953 годах и во время войны во Вьетнаме в 1965-1975 годах, а также в Египте, Сирии, Эфиопии, Анголе и в других государствах, куда правительство СССР направляло свои воинские контингенты и военных специалистов;
б) военнослужащие и работники
органов внутренних дел, учреждений
и органов уголовно-
в) военнослужащие, работники
органов внутренних дел, учреждений
и органов уголовно-
г) военнослужащие, в том
числе уволенные в запас (отставку),
военнообязанные, призванные на военные
сборы, лица рядового и начальствующего
состава органов внутренних дел
и органов государственной
д) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
е) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
ж) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;
з) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в воинские формирования, упомянутые в подпунктах а), б) и в)пункта 1 настоящей статьи, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
и) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
к) сотрудники разведки, контрразведки,
выполнявшие специальные
л) военнослужащие, в том
числе уволенные в запас (отставку),
лица рядового и начальствующего
состава органов внутренних дел
и органов государственной
м) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств[16].
2.2. Анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил.
Строительство и развитие Вооруженных Сил на современном этапе нацелено на достижение новых качественных показателей в области повышения боевой готовности и обеспечения обороноспособности страны, защиты ее политических и экономических интересов, а также социальной защищенности самих военнослужащих и членов их семей.
Модернизация ключевых компонентов формирования и функционирования Вооруженных Сил, включая комплектование, профессиональную подготовку личного состава, техническое оснащение и материальное обеспечение, предъявляет новые требования ко всей военно-социальной сфере и направленности социального развития Вооруженных Сил.
В последнее время государством уделяется все большее внимание вопросам социального развития Вооруженных Сил, повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Вместе с тем остаются нерешенными многие проблемы в военно-социальной сфере, в том числе вытекающие из новых задач военного строительства[17].
Так, размеры денежного
довольствия военнослужащих и заработной
платы лиц гражданского персонала
Вооруженных Сил и тенденции
их изменения обусловливают
Несовершенство существующей
системы исчисления военных пенсий
ведет к увеличению разрыва между
темпами роста пенсионного
Остро стоит жилищная проблема. Свыше 122 тысяч военнослужащих и членов их семей нуждаются в жилье. Почти тридцать процентов семей офицеров и прапорщиков не обеспечены служебным жильем. Около 40% военнослужащих не удовлетворены своими жилищными условиями. Главная причина этого – отсутствие собственного жилья. Семьи военнослужащих находятся в очереди на получение жилья пять-шесть лет. Денежная компенсация за поднаем (найм) жилья военнослужащим не покрывает в полном объеме их фактические затраты на эти цели по всей территории дислокации воинских частей и учреждений Министерства обороны. Нерешенность жилищной проблемы военнослужащих приводит к их досрочному увольнению с военной службы и снижает привлекательность военной профессии.
Информация о работе Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек»