Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 17:03, курсовая работа
Цель - систематизировано изучить наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими, участниками боевых действий, вернувшимися из «горячих точек», а также рассмотреть технологии социальной работы с ними. Задачи: Дать анализ нормативно-правовой базы в отношении военнослужащих; Рассмотреть правовой статус военнослужащих Российской армии; Изучить особенности адаптации и социальной реабилитации военнослужащих, участников боевых действий, как одной из социально-уязвимых групп населения; Провести анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил и путей их решения: Изучить технологии социальной работы с военнослужащими.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические предпосылки исследования социальной работы с военнослужащими………………………………………………………………...5
Статус военнослужащих в Российской армии, их основные права, свободы и гарантии………………………………………………………..5
Психология войны и её связь с социальной работой………………….12
Понятие, сущность, цели, задачи и функции военно-социальной работы……………………………………………………………………...14
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….18
Глава 2. Основные проблемы социальной сферы Вооруженных сил……….21
Определение статуса «участник боевых действий»……………………21
Анализ проблем социальной сферы Вооруженных сил………………..24
Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек»…………………………………………………………...31
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………36
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………38
Более половины военнослужащих не удовлетворены доступностью, полнотой и качеством медицинских услуг и медицинского обеспечения в целом. Свыше четверти военнослужащих отмечают изношенность материально-технической базы военно-медицинских учреждений, нехватку современного медицинского оборудования. Треть военнослужащих и более 40 процентов лиц гражданского персонала сталкиваются с отсутствием нужных медикаментов и лекарств, а также завышенными ценами на них. До сих пор не сформирована и не функционирует система медико-психологической реабилитации отдельных категорий военнослужащих после выполнения ими сложных и опасных учебных и боевых задач. Менее половины военнослужащих, оценивают свое здоровье как удовлетворительное, что свидетельствует о недостаточности мер по профилактике заболеваний и охране здоровья военнослужащих.
Условия прохождения военной службы не соответствуют государственным стандартам, нормам и требованиям безопасности, вследствие чего ежегодно в Вооруженных Силах отмечается высокий уровень гибели и травматизма военнослужащих при исполнении ими обязанностей воинской службы.
Продолжает снижаться
уровень военно-
Не отвечает современным
требованиям и система
В Вооруженных Силах отмечается
низкий уровень удовлетворенности
качеством и доступностью предоставляемых
культурно-досуговых и
Результаты проверок воинских частей и военно-учебных заведений Министерства обороны свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности военнослужащих, проходящих военную службу, как по призыву, так и по контракту. Так, средний уровень физической подготовленности военнослужащих в 12% управлений и воинских частей, участвовавших в данных проверках, оценивается как «неудовлетворительный», в 65.5% – лишь как «удовлетворительный [19].
На предприятиях военной
торговли во многих случаях отмечаются
как недостаточный ассортимент
реализуемых товаров и услуг,
так и превышение цен на отдельные
их виды в сравнении с иными
торговыми организациями. Это приводит
к неудовлетворенности
Граждане, уволенные с
военной службы, а также члены
их семей испытывают трудности в
социальной адаптации к условиям
гражданской жизни. Не в полной мере
удовлетворяется постоянно
Сохранение негативных тенденций, сложившихся в социальной сфере Вооруженных Сил, может повлечь за собой:
в ближайшей перспективе
– ухудшение морально-
в среднесрочной перспективе
– рост численности увольняемых
до истечения срока службы (контракта),
отсутствие желающих заключать контракты,
поступать в военно-учебные
в долгосрочной перспективе – снижение боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил ниже критического уровня, усиление угрозы потери суверенитета и территориальной целостности России.
Нестабильный уровень
социально-психологического настроя
отмечался у офицерского
Дополнительные меры по обеспечению
социальных гарантий и повышению
денежного довольствия
Социологическим центром Вооруженных Сил Российской Федерации 3–4 апреля 2006 г. проведен экспресс-опрос участников второго Всеармейского совещания офицеров войскового звена по актуальным проблемам жизнедеятельности армии и флота.
Положительные изменения, связанные с осуществлением мероприятий строительства и развития Вооруженных Сил, по мнению офицеров, сейчас стали все более заметны в войсках. Вместе с тем, критически оценивая достигнутые результаты, участники Совещания назвали наиболее актуальные проблемы офицерского состава Вооруженных Сил:
Социально-экономическое положение военнослужащих и членов их семей участники Совещания характеризуют в основном как среднее (36%) или ниже среднего (43%).
Практически никто из участников
Совещания не оценил существующий уровень
материального положения
Среди участников Совещания своим материальным положением удовлетворены почти 50% опрошенных; жилищными условиями – 46%; условиями для отдыха и досуга – 4%[20].
С 1 октября 2008 года осуществлено
очередное повышение денежного
довольствия военнослужащих на 9%. Напомним,
что ранее в этом же году денежное
довольствие уже повышалось на 9%
(февраль 2008 г.). Очень важно, что синхронно
с увеличением денежного
В проекте федерального бюджета на 2009-2011 гг. также предусмотрено увеличение окладов по воинской должности и по воинскому званию военнослужащих в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции (в августе 2009 г. - на 8,5%, в январе 2010 г. - на 7%, в январе 2011 г. - на 6,8%). А также образование поощрительного фонда Минобороны для 30 тысяч военнослужащих, проходящих военную службу в частях постоянной готовности, несущих боевое дежурство. На 2009-2011 гг. в поощрительный фонд планируется внесение соответственно 25 млрд. рублей, 33 млрд. рублей и 42 млрд. рублей.
Говоря в целом о расходах по статье "Национальная оборона" (согласно проекту федерального бюджета на 2009-2011 гг.), В. Заварзин отметил, что в 2009 году они возрасли на 25,7% - c 1016,7 млрд. рублей до 1277,5 и достигнули почти 1,3 трлн. рублей (14% от всех бюджетных трат). А к 2011 году по сравнению с 2008 годом рост расходов по разделу "Национальная оборона" планируется (согласно проекту федерального бюджета на 2009-2011 гг.) в номинальном выражении - 45,6%20
20 октября 2010 года Государственная
Дума РФ приняла в первом
чтении законопроект «О
По разделам проекта закона
о бюджете на ближайшую трехлетку
картина будет выглядеть
- денежное довольствие
и пенсионное обеспечение
- транспортное обеспечение
(проектом федерального закона
предусмотрено выделить на
- жилищное обеспечение
(проектом федерального закона
на 2011 год предусмотрены бюджетные
ассигнования на обеспечение
военнослужащих постоянным и
служебным жильем в объеме 73 972,5
млн. руб., в том числе: на
строительство и приобретение
жилых помещений для
Военные социологи констатируют, что рост доверия военнослужащих обусловлен некоторым улучшением их материального положения. Эта социальная мера несколько стабилизировала кадровую ситуацию в Вооруженных Силах Российской Федерации. В настоящее время 73% офицерского состава намерены продолжить службу в Вооруженных Силах.
2.3.Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек».
Технологии военно-социальной
работы, применяемые высшими
Структуры военного управления военно-социальной работой на уровне военного округа, объединений и соединений используют технологии изучения социально-психологической обстановки в подчиненных им воинских и трудовых коллективах, социальной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала в масштабах, соответствующих региональному уровню, — такие, как технологии комплексного планирования развития и совершенствования социальной инфраструктуры военных гарнизонов и городков.
Технологии военно-социальной
работы, соответствующие
Военно-социальная работа предполагает
применение в полном объёме общих
технологий, активно используемых в
других сферах общества, - социальной диагностики,
социальной терапии и коррекции,
социальной адаптации и реабилитации,
социального страхования и
Кроме того, в военно-социальной сфере широко применяются специфические технологии, определяемые характеристиками объекта, а также особенностями социальных проблем, для решения которых они предназначены. К таким технологиям относится социальная работа с военнослужащими и членами их семей, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях, а также технологии вмешательства в кризисную ситуацию военнослужащих (работа с семьями погибших военнослужащих, военнослужащими, не имеющими жилья, с военнослужащими, увольняемыми с военной службы, и т.п.).
Анализ научной литературы позволяет выделить 12 основных технологий социальной работы с военнослужащими и членами их семей, которые характеризуются достаточно глубоким теоретическим обоснованием, богатым эмпирическим материалом и востребованы практикой[22].
Технология социальной работы
с военнослужащими
Непосредственными исполнителями
являются заместители командиров
по работе с личным составом, социальные
работники, введенные в штаты
частей с 1995 года, военные психологи,
юристы, специалисты военно-
Строевые командиры и руководители любого ранга должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей.
Информация о работе Технологии социальной работы с военнослужащими, вернувшимися из «горячих точек»