Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 15:49, курсовая работа
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.
Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями "группы риска".
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1.ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С СЕМЬЕЙ
1.1. Современная помощь семье…………………………………………… 6
1.2. Формы и методы работы социального педагога с семьей…………… 9
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
2.1. Методика работы социального педагога с родителями……………. 17
2.2. Деятельность социального педагога с детьми……………………... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….….…..….…..…37
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный социальный университет»
Уральский институт социального образования
(филиал) РГСУ в г. Екатеринбурге
Кафедра социальной работы и педагогики
Курсовая работа по методике и технологии работы социального педагога
тема: «Технология работы социального педагога с семьей»
Выполнена студентом:
Александровой Еленой Ахметзакиевной
Группа № 681
Специальность 050711.65
социальная педагогика
Проверил:
Д-р пед. Наук, профессор
_____________________
Екатеринбург 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С СЕМЬЕЙ
1.1. Современная помощь семье………………
1.2. Формы и методы работы
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
2.1. Методика работы социального педагога с родителями……………. 17
2.2. Деятельность социального педагога с детьми……………………... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….….…..….…..…37
Введение
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.
Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями "группы риска".
Социальный педагог
Задача социального педагога в работе с семьей - это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию. К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семьей, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.
Главная цель - мобилизовать
внутренние силы семьи на
Для оказания помощи семьям организованы различные центры, социальные службы, приюты и др.
В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями. Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат.
Особое внимание обращается
на семьи, которые оказались в
тяжелом материальном
Социальный педагог, непосредственно работающий с детьми может по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно установить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных нарушений. Поэтому социальному педагогу необходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результативной работы.
Объект: Процесс организации взаимодействия семьи ребенка (социально-педагогический аспект)
Предмет: Деятельность социального педагога в работе с родителями.
Цель исследования: Выявление технологии работы социального педагога с семьей.
Задачи исследования:
Выявить проблемы семейного воспитания в современных условиях.
Определить способы и
Анализ теоретических и практических аспектов, изучаемой проблемы позволил сформировать основную гипотезу: деятельность социального педагога с семьей благоприятно воздействует на общий климат семьи, на развитие ее педагогической направленности, тем самым открывает возможность на повышение познавательной и социальной активности ребенка.
Методы, использованные в работе: анкетирование и тестирование, наблюдение.
Научная новизна, теоретическая значимость заключается в выявлении основных условий и принципов организации социально-педагогической работы и содержания и методов работы в них.
Практическая значимость исследований заключается в разработке рекомендаций по организации социально-педагогической работы с семьей
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.
Глава 1. Технология работы социального педагога с семьей
1.1. Современная помощь семье.
В 1992г. Правительство Российской
Федерации принимает постановление
«О первоочередных мерах по
созданию государственной
Новая социальная политика в стране относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий на ребенка, создании новых учреждений социального обслуживания, которые ориентированы на семью и детей.
Это проявилось в организации различных учреждений социального обслуживания, которые оказывали помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организации семейного отдыха, семейных клубов, где и взрослые и дети проводят отдых всей семьей.
Местные органы создают различные центры, в которых оказывается помощь семье в кризисной ситуации.
Более распространенной формой оказания помощи семье являются центры смешанного типа, в которых проводится работа различных служб. Так, одна из них - это служба социальной реабилитации, где осуществляется реабилитация лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. Здесь оказывается материальная помощь, помогают найти работу, занимаются проблемами усыновления, опекой и попечительством.
В социальной службе молодежи помогают молодым людям в трудоустройстве, помогают молодой семье, вернувшимся из заключения, алкоголикам, наркоманам.
В центрах реабилитации детей-инвалидов учитываются все дети-инвалиды, дети с различными патологиями, им оказывается психологическая, медицинская и педагогическая помощь. Осуществляется профессиональная подготовка.
Организацией досуга семей,
проведением культурно-массовых
мероприятий занимаются центры
досуга. В них родители могут
оставить детей на несколько
часов, в них собираются подростки,
дети и родители проводят
В медико-социальном центре оказывается помощь и детям, и всем членам семьи, всем слоям населения. Здесь осуществляется патронаж над семьями с малолетними детьми, проводится пропаганда здорового образа жизни, медицинская профилактика всех членов семьи. Особое внимание оказывается семье, где есть дети-инвалиды и больные дети. Оказывается социальная помощь особо нуждающимся семьям, их прикрепляют к бытовым службам, магазину, мастерским.
Для оказания помощи семье, попавшей в беду, создаются приюты. Самыми распространенными являются приюты для детей. Для взрослых создаются социальные гостиницы, для подростков и молодежи - дома интернатного типа, где они живут до 18 лет, посещая школу, после окончания которой, устраиваются на работу и только тогда уходят из интерната.
В центре психолого-педагогической
помощи семье и детям
помогают установить в семье
нормальную психологическую обстановку,
осуществляется
Распространенной формой работы с трудными детьми и подростками являются центры социальной реабилитации детей и подростков. В них занимаются предупреждением, профилактикой их антиобщественного поведения, организовывается их труд, отдых и учеба, помогают выйти их кризисного состояния.
Центры социальной защиты осуществляют правовую и юридическую помощь несовершеннолетним и их семьям. Контролируют криминальные семьи и лиц, которые вовлекают детей и подростков в преступления. Помогают устроиться в жизни вышедшим из мест заключения.
В центрах социально-педагогической поддержки дошкольников занимаются обучением и воспитанием детей по программе детских садов, осуществляют психологическую и педагогическую реабилитацию детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа, ведется психологический и педагогический контроль за процессом реабилитации.
В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителями.
Контакт с родителями помогает эффективнее осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронат.
Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в тяжелом материальном положении, учатся, работают на вредном предприятии, многодетные, нетрудоспособные, имеющие детей-инвалидов.
К «группе риска» относятся несовершеннолетние матери. Сегодня более 100 тыс. девушек до 18 лет рожают вне брака. Существует практика создания приютов для таких мам, где они живут, могут работать или продолжать учебу.
1.2. Формы и методы работы социального педагога с семьей
Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально созданных для этого, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (например, предприятия)
Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.[9, 22]
Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей [12,67] Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.[4,177]
Информация о работе Технология работы социального педагога с семьей