Технология работы социального педагога с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог.
Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями "группы риска".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1.ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
С СЕМЬЕЙ
1.1. Современная помощь семье…………………………………………… 6
1.2. Формы и методы работы социального педагога с семьей…………… 9
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
2.1. Методика работы социального педагога с родителями……………. 17
2.2. Деятельность социального педагога с детьми……………………... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….….…..….…..…37

Файлы: 1 файл

курсовая по методике и технологии.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)

    Налаживание с родителями  доброжелательных контактов происходит  легче, если педагог строит общение  целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только  содержание беседы, но и ее  ход, возможные варианты и неожиданные  повороты. Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать как протест и нанести трудно поправимый  вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих  детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений.

    Большая социальная значимость  целенаправленного общения с  семьей заключается в том, что  направляя по нужному руслу  воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

    Индивидуальная работа  с родителями и другими взрослыми  членами семьи учащегося сложна и разнообразна.

    Преимуществом индивидуальной  работы является то, что находясь  наедине с социальным педагогом, родители откровеннее рассказывают  ему о своих проблемах внутрисемейных  отношений, о которых никогда  бы ни сказали при посторонних. При индивидуальных беседах необходимо придерживаться главного правила: содержание индивидуальной беседы должно быть достоянием только беседующих, оно не должно разглашаться.

Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку.

    Индивидуальное общение  не только дает возможность  учителю оказать влияние на  родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в  выборе правильного подхода к  детям.

Многое в отношении школы и семьи зависит от первой встречи. В первом разговоре с родителями не следует говорить о трудностях работы с детьми. Нужно постараться, чтобы у родителей появилась уверенность, что учить и воспитывать их сына или дочь будут квалифицированные педагоги и для этого подготовлены все необходимые условия. Особенно это относится к родителям первоклассников - ведь некоторые из них, если ребенок не ходил в детский сад, впервые расстаются с ним и очень волнуются. Чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы, можно при записи ребенка в школу предложить родителям анкету со следующим содержанием:

        I. Ф.И.О родителей.

          1. Возраст

          2. Образование

          3. Место  работы, телефон

          4. Общественная  работа

          5. Квартирные  условия

          6. Общий  заработок семьи

          7. В  каких мероприятиях школы вы  хотели бы участвовать

        II.Ф.И.О ребенка.

Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?

          2. Какие  игры предпочитает?

          3. Какие  виды спортивных развлечений  больше любит?

          4. С  кем чаще играет(с мальчиками  или девочками)?

Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив.)                     

Какие обязанности имеет дома?

Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка следует учесть.

        III. Кто в семье непосредственно занимается воспитанием

    ребенка?

Где чаще всего совместно с ребенком проводится    досуг?

          3. Знаете  ли вы друзей своего ребенка  и их родителей?

          4. Приходят  ли к вам в гости приятели  ребенка?

          5. Что  вас затрудняет в воспитании  ребенка?

Какие методы воспитания вы предпочитаете?   (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

        Очень важна  форма проведения индивидуальной  беседы. Каждый собеседник должен  уметь слушать. При знакомстве  с родителями это правило особенно необходимо соблюдать.

     В обязанности социального  педагога входит посещение семей, с девиантным поведением. Первый  визит в семью - ответственный  момент часто решающий, будут  ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам. Педагог заранее готовится к посещению той или иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где работают родители, продумывают возможные вопросы членов семьи и отвечает на них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить.

    Посещение семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая результаты предварительного знакомства; поведение ребенка в школе, отношение родителей к своим обязанностям, их участие в жизни школы.

Идя в семью, социальный педагог ставит перед собой задачу выявления, обобщения и распространения лучшего опыта семейного воспитания. Опыт семейного воспитания в каждой семье педагог собирает по крупинкам. В одной семье это может быть оборудование детского уголка, в другой интересная организация досуга и т.д.

    Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Он регулярно посещает эту семью, целенаправленно проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму.

Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя.

    Дети должны ясно представлять  себе все аспекты проблемы: физиологический, социальный, экологический. Практика работы говорит об эффективности индивидуальной работы по антиалкогольной пропаганде с семьями учащихся.

Социальный педагог может обратиться к руководителям предприятий, на которых работают родители. В крайних случаях, формы общественного воздействия не действуют, используется более строгая форма воздействия общественное порицание, предупреждения, налагают штраф. Крайней мерой, когда поведение родителей, несовместимо с выполнением ими родительских обязанностей, становится лишением ими родительских прав.

        Часто беседы  с родителями помогают найти  правильный подход к ученику - ведь близкие хорошо знают  его и могут многое подсказать, помочь определить причину того  или иного поступка.

 Основная задача социального  педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.

    Основная форма работы  с коллективом родителей - родительское  собрание, вместе с учителями  начальных классов, которое проводит  ежемесячно, а если это необходимо еженедельно.

    Родительские собрания  сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают  определить наиболее оптимальные  пути воздействия в воспитательном  влиянии на ребенка. На собраниях  родителей систематически знакомят  с целями и задачами, содержанием, формами и методами, воспитания и обучения детей в семье и школе.

 Привлечение родителей к  выполнению поручений к ежедневной  доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе  учителя, социального педагога с  семьей.

    Исходя из планов работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, итогов работы  родительских собраний, социальный  педагог может проводить коллективные  консультации с родителями, по  особо волнующим их проблемам.

 В план работы социального  педагога входит такие виды совместной деятельности школы и семьи: организация экскурсий на различные предприятия по месту работы родителей; организация экскурсий и прогулок по городу с целью знакомства детей с предприятиями и учреждениями города, продукцией, которую они выпускают; проведение бесед о профессиях и их пользе для людей.

 Формы и методы работы  с родителями разнообразны, но главное то, что педагогу необходимо делать правильный выбор, учитывая все особенности работы учителей с данным коллективом родителей, особенности системы работы школы в целом.

    Социальной помощи и  более пристального к себе  внимания требуют семьи, имеющие  статус беженцев. Число таких  семей за последние годы сильно  возросло, семей, в которых родители  имеют статус безработных.

   Силами социальных педагогов в школе организуется работа "Телефона доверия".

 План работы социального  педагога на первое полугодие.

    I. Учебно-методическая работа.

        1. Изучение  литературы по социальной педагогике.

        2. Знакомство  с периодической печатью.

        3. Участие  в семинарах и совещаниях социальных  педагогов.

        4. Продолжить  изучение методик исследования  личности семьи, учителей и детей.

    II. Работа с семьей.

        1. Провести  диагностику семейного воспитания  с родителями младших школьников.

        2. Дифференциация  семей по типам.

        3. Организовать взаимодействие социальных служб для разрешения возникающих конфликтов.

        4. Привлекать  учителей, детей, родителей в проведении  совместных вечеров.

        5. Выступить на классных собраниях с циклом лекций.

        6. Организовать  социо - психологический тренинг  общения между учителями младших школьников по обмену опытом в работе с родителями.

        7. Проводить  консультации для родителей по  определенному графику.

    III. Работа с детьми.

        1. Изучить  занятость детей во внеурочное  время.

        2. Продолжить  изучение личности детей, работу  проводить согласованно со школьным психологом.

        3. Проводить часы общения, помогать разрешению конфликтов с                  учителями.

        4. Уделять  особое внимание детям находящимся  под опекой.

        5. Вести индивидуальную  работу с "трудными детьми".

   IV. Взаимосвязь социальной  службы школы с институтами  воспитания.

        1. Организовать  встречу ребят с работниками правоохранительных органов.

        2. Приглашать  родителей и учащихся (по необходимости) на индивидуальные беседы с юристом, педагогом, психологом.

    Дополнительно необходимо  проводить работу по профилактике  отрицательных привычек: курение, токсикомания, наркомания. Такой вид работы особенно необходим в третьем классе начальной школы, так как этим детям предстоит преодолеть трудный период, связанный с переходом в среднее звено общеобразовательной школы.

    Желательно каждому социальному педагогу организовать в школе телефон доверия и для детей и для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Деятельность  социального педагога с детьми

Практически в 90-х годах, специалистами, призванными заниматься вопросами профилактики правонарушений или их рецидивов среди подростков, стали психологи.

Но поскольку в вопросе профилактической работы с контингентом "трудных" детей позиции школьной психологии в массовой практике в течение всех 90-х годов проявлялись крайне противоречиво, то именно введение должности и ставки социального педагога в штаты образовательных учреждений воспринималось в большинстве случаев как долгожданная мера, в соответствии, с которой большинство детей группы риска были автоматически переданы в руки нового специалиста. В свою очередь, полная передача социальным педагогам профилактической работы с трудными подростками поставила вопрос о возможностях и ограничениях нового специалиста в решении сложнейших задач социально-педагогической практики и его эмоциональном "сгорании". По некоторым исследованиям (С.С. Гиль, М.С. Мартынов) в связи с физической и психологической невозможностью осуществлять в одиночку профилактическую деятельность среди детей "группы риска", привело к появлению профессиональных деформаций среди социальных педагогов.

И только к началу 2001 - 2002 учебного года произошло окончательное признание роли и места социального педагога в качестве одного из специалистов сферы педагогической профилактики (Приложение к приказу Министерства образования РФ от 7 декабря 2000 года № 3572).

Деятельность социального педагога в образовательном учреждении представлена весьма многообразно, в том числе в проведении диагностического этапа в аспекте профилактики.

Диагностический этап предполагает фиксацию факта правонарушения, всесторонний анализ социо-культурной ситуации, выявление основной проблематики подростка и факторов риска. После анализа ситуации и выявления основных проблем подростка определяется комплекс причин вызвавших данную ситуацию и приведших к противоправному поведению. При этом выявляется круг причин, на которые можно воздействовать с целью их изменения в условиях образовательного учреждения – с одной стороны и причин, на которые можно повлиять опосредованно через привлечение специалистов органов и служб системы профилактики – с другой.

Информация о работе Технология работы социального педагога с семьей