Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 02:30, курсовая работа
Целью данной работы стал анализ сущности и особенностей социальной терапии как технологии социальной работы.
Для осуществления указанной цели были поставлены следующие задачи: 1) раскрыть основные тенденции в эволюции понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы; 2) выделить основные виды, функции, цели и задачи социальной терапии как технологии социальной работы в ее современном понимании; 3) проанализировать особенности практического осуществления социальной терапии на практике (на примере деятельности домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов); сравнить российский и зарубежный опыт.
Введение
1 Эволюция понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы
2 Основные виды, функции, цели и задачи социальной терапии как технологии социальной работы
3 Особенности практического осуществления социальной терапии (на примере домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов)
Заключение
Литература
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Эволюция понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы
2 Основные виды, функции,
цели и задачи социальной
3 Особенности практического
осуществления социальной
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Процесс формирования новых
социально-экономических
Однако в социальной помощи и поддержке сегодня нуждаются не только официально признаваемые социально слабыми категории граждан. Мы также не должны забывать и о тех наших согражданах, кто внешне имеет достаточно благополучный статус. Многие из нынешних россиян, будучи работающими гражданами в трудоспособном возрасте, также нуждаются в социальной поддержке.
Объектом в данной работе является социальная терапия.
Предмет: особенности социальной терапии как технологии социальной работы.
Целью данной работы стал анализ сущности и особенностей социальной терапии как технологии социальной работы.
Для осуществления указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) раскрыть основные тенденции в эволюции понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы;
2) выделить основные
виды, функции, цели и задачи
социальной терапии как
3) проанализировать особенности практического осуществления социальной терапии на практике (на примере деятельности домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов); сравнить российский и зарубежный опыт.
В работе использовались следующие методы: изучение научной литературы и нормативных документов, системный, исторический и сравнительный анализ.
социальный терапия работа
1 ЭВОЛЮЦИЯ
ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В
ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ Р
Понятие социальной терапии
в современной научной
В переводе с греческого
слово «терапия» буквально
В XVII-XIII веках постепенно произошел отказ от такого узкого и однозначного подхода к использованию понятия терапии. Европейское общество обнаружило у себя множество социальных язв (бедность, бродяжничество и т.п.), для устранения которых требовалось оказывать широкое социальное воздействие, по смыслу подобное лечению, которое проводит врач в отношении больного. Постепенно в европейском общественном сознании сформировалось понимание социальной терапии, как необходимого воздействия, осуществляемого силами общества и направленного на устранение или коррекцию конкретных социальных проблем. Социальная терапия, по аналогии с медицинской моделью, стала означать врачевание каких-либо социальных явлений, отношений и т.п. [21]
В 1870-е годы в США, а затем и в других западных странах, начала активно развиваться профессиональная социальная работа. Для ее эффективного перехода на профессиональные рельсы социальным работникам требовались новые, подкрепленные научными достижениями технологии, формы и методы работы, качественно отличающиеся от тех методов, которые использовали прежние добровольцы стихийной филантропической и благотворительной деятельности. [6]
Период поиска социальной работой научно осмысленных форм и методов работы совпал по времени с появлением новых научных методов, предложенных родившимися примерно в эти же годы психотерапией и психологией. И поэтому совокупность психотерапевтических и психокоррекционных методов и приемов была сразу же включена в арсенал технологий практической социальной работы. Так возникло понимание социальной терапии как технологической социальной процедуры, по цели, задачам и используемым методам тесно связанной с коррекцией, а в отношении к конкретному клиенту - с психокоррекцией. [21]
В 1915 г. вышла работа Мери Ричмонд «Научная социальная работа», в которой автор предложила осмыслить сложившиеся формы благотворительности и социальной помощи, нуждающимся с позиций тех методов и приемов, которые приходится использовать социальным работникам при решении социальных проблем. В работе М.Ричмонд красной нитью проходила мысль о том, что социальная работа по своей сущности является морально-терапевтической деятельностью, а основными ее элементами являются такие же элементы, какие используются в практической психологии и психотерапии: постановка диагноза социальных проблем, затем терапевтическое воздействие и, наконец, процедура оценки качества проделанной работы. Так начались закладываться основы психосоциального подхода в социальной работе. [22]
С этого времени практическая социальная работа все чаще стала осуществляться в команде, в которую, наравне с медиками и социальными работниками, стали включаться и психологи. При этом на последних возлагались особые надежды, связанные с тем, что именно психологи сыграют главную роль в решении задач по исправлению и коррекции поведения людей, оказанию им помощи в самоутверждении и восстановление их социального статуса. [2]
Для большинства молодых психологов связь прикладной психологии с решением социальных проблем общества была очевидна. Однако такая социальная направленность абсолютно не укладывалась в каноны классического психоанализа, который в эти годы был практически основным оружием психологов (как указывает Арнольд А. Лазарус, даже сами термины «психотерапия» и «психоанализ» в то время фактически считались синонимами). Психоанализ по своей сути не предназначался для решения социальных проблем и обращения к широким социальным массам. Наоборот, его спецификой было отвлечение от внешнего мира и обращение к индивидуальности, к внутреннему миру человека. [9]
Поэтому классический психоанализ был не способен справляться с теми проблемами, которые ставила перед ним общественная ситуация. Однако в психоанализе присутствовало то, чего остро не хватало социальной работе, в которой на тот момент было слишком много ненаучного, приблизительного, неточного, всего того, что базировалось лишь на здравом смысле. А как раз этим чаще всего и объясняли низкие результаты социальной терапии в те годы. Поэтому в 1920-30-е годы и вплоть до конца 1940-х гг. в социальной работе существовал значительный крен в сторону психотерапии и, прежде всего, психоанализа. В практике социальной работы сложился даже специальный термин - social casework, указывающий на проведение индивидуальной социальной работы с одним клиентом, где основным методом является терапевтическое воздействие на клиента (а не группу) чисто психологическими техниками. [4]
Симбиоз психоаналитиков и социальных работников в США просуществовал относительно недолго. Уже в 1930-е годы, сразу же после Великой депрессии, наметилось размежевание среди тех психоаналитиков, которые в своей практике стремились оставаться в рамках классического психоанализа, и между теми психологами, которые стали осознавать узость и жесткость психоаналитической схемы при работе с клиентами социальным служб, среди которых чаще всего были наиболее бедные слои населения. Так, например, Вильгельм Райх - последователь и ученик самого Фрейда, путем долгих попыток применить методы психоанализа к возникающим социальным проблемам, в конце концов, пришел к выводу о бесполезности таких попыток: «В индивидуальной терапии никакой пользы нет! Конечно, вы можете делать деньги и помогать тут и там. Но с точки зрения социальных проблем, проблем душевной гигиены, никакой пользы нет» [31].
Постепенно в социальные службы стало приходить новое поколение психологов, в большей степени ориентированных на решение социальных проблем общества. Так, Карл Роджерс, начинавший свою профессиональную деятельность именно в этот период, вспоминал об этих годах своих исканий: «Психиатры в области социальной службы, казалось, говорили на моем языке, и я стал проявлять интерес к социальной работе и перебрался работать в учреждения местного и даже государственного масштаба» [19].
Работа в социальных
службах стимулировала
В этот же период начал
развиваться интерес к
После второй мировой войны социальные предпосылки социальной работы резко изменились. Значительная доля работы социальных работников оказалась связанной с оказанием помощи по залечиванию душевных травм, нанесенных войной, по адаптации и социальной реабилитации солдат, прибывших с войны, восстановлению нарушенных войной их социальных и семейных связей. Работая над этими задачами, многие специалисты независимо друг от друга начали приходить к убеждению, что содействие индивиду в оптимальной адаптации эффективнее происходит при выходе на его ближайшее социальное окружение, прежде всего - семью. К середине 1950-х годов в социальной работе окончательно утвердился новый вид социальной терапии с малой группой - семейная терапия.
Примерно в эти же
годы в США и некоторых других
развитых западных странах стали
активно разворачиваться
Постепенно специалисты-
Стремление вовлечь в терапевтический контекст малообеспеченные категории населения влекло значительные финансовые издержки и требовало привлечения достаточно большого количества квалифицированных специалистов, которых не хватало, что вместе привело к повсеместному распространению групповых форм работы. Работа в группах позволила психологам и социальным работникам прийти к удивительному открытию, что многим людям с проблемами для восстановления нужна просто подходящая обстановка, в которой они могут проработать свои проблемы. С одной стороны, это привело к изменению традиционных микро-отношений «клиент - оказывающий помощь», где клиент фактически являлся «зависимым придатком своего терапевта». В групповой работе обнаружилось, что клиент не обязательно должен быть пассивным объектом профессиональных воздействий специалиста. Напротив, он способен проявлять активность и изменять себя - самостоятельно или с помощью группы. Открытие возможностей групповых форм работы позволило сделать прорыв из сети психотерапевтических техник к более широкому пониманию предназначения терапевтического воздействия в рамках социальной работы. [7; 27]
С другой стороны, открытие терапевтических ресурсов группы позволило включить в число субъектов социальной терапии не только психотерапевтов и социальных работников, но и саму группу и ее членов, как самостоятельных и иногда самодостаточных условий проведения эффективной социальной терапии. Отсюда уже оказалось недалеко до признания факта важности в социальной терапии роли общины, а также различных факторов социальной среды, окружающей объект или объекты терапевтического воздействия.
Так постепенно социальная
терапия как технология социальной
работы освободилась от излишнего налета
психологичности, акцента в сторону
индивидуальных форм терапевтического,
преимущественно психотерапевти