Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 02:30, курсовая работа
Целью данной работы стал анализ сущности и особенностей социальной терапии как технологии социальной работы.
Для осуществления указанной цели были поставлены следующие задачи: 1) раскрыть основные тенденции в эволюции понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы; 2) выделить основные виды, функции, цели и задачи социальной терапии как технологии социальной работы в ее современном понимании; 3) проанализировать особенности практического осуществления социальной терапии на практике (на примере деятельности домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов); сравнить российский и зарубежный опыт.
Введение
1 Эволюция понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы
2 Основные виды, функции, цели и задачи социальной терапии как технологии социальной работы
3 Особенности практического осуществления социальной терапии (на примере домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов)
Заключение
Литература
В современной теории и практике понятие социальной терапии имеет два значения. В первом значении социальная терапия понимается как процесс, происходящий в макро-масштабах - то есть как целенаправленный процесс практического воздействия общества и государства в лице государственных структур, общественных организаций и объединений, включая религиозные, на конкретные формы проявления социальных отношений или действий. [23]
Во втором, более узком значении, социальная терапия подразумевает терапевтическую активность социальных работников и социальных терапевтов, ведущуюся в рамках собственно социальной работы. В этом значении социальная терапия является одной из технологий социальной работы, и состоит из совокупности практических терапевтических приемов, форм и методов из таких областей, как терапия средой, занятостью, трудотерапия, реабилитация и т.д. [5]
2 ОСНОВНЫЕ
ВИДЫ, ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
СОЦИАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ КАК
Социальная терапия
как технология социальной работы входит
в систему общих
Социальная терапия может выступать в нескольких ипостасях:
- как метод «социального лечения»;
- как метод влияния, связанный с обучением и профессиональной ориентацией;
- как инструмент социального контроля;
- как средство массовой коммуникации.
В качестве технологии социальной работы социальная терапия выполняет следующие функции:
- лечебную (оказание помощи клиенту в решении его проблем совместно с медиками);
- социального развития
(включение клиента в активную
групповую деятельность, организация
процесса «совместного
- отстаивания интересов
(разъяснение нужды притесняемы
При этом основными задачами социальной терапии являются:
- исправление, коррекция поведения;
- предупреждение дисфункций;
- обеспечение нормального развития;
- самоутверждение личности.
По форме проведения социальная терапия подразделяется на индивидуальную и групповую.
Индивидуальная терапия
применяется к клиентам, разрешение
проблем которых требует
Одним из часто используемых в индивидуальной терапии методов является исповедальный метод. Он предполагает общение социального работника и клиента в ситуациях «один на один». Основной его целью является устранение психических стрессов, трудностей во взаимосвязях с социальной средой. Используемый на протяжении не одного столетия в большинстве религий, данный метод терапии доказал свою продуктивность, что подтверждено и результатами специальных исследований.
В индивидуальной терапии используется также метод самовоспитания, включающий самоизучение, самооценку, переоценку собственной личности, самоанализ, переоценку прошлого, выявление индивидуальных «психологических барьеров»; создание желаемого образа «Я», использование приемов самоубеждения, самопоощрения и самовнушения, использование полученных результатов в повседневной жизни, общении и деятельности. Этот метод был заимствован из психоаналитической практики, и был приспособлен к потребностям социальной работы последователями неофредистского направления (К. Хорни и др.).
Групповая терапия - это стратегия воздействия, нацеленная на помощь людям в преодолении эмоциональных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного профессионального терапевта).
Оптимальное количество участников группы - 6-8 человек; продолжительность занятий - от 1,5 часов в неделю. С.В. Тетерский выделяет такие виды групп, как учебные, основная цель которых получение знаний, высказывание мнений, обсуждение личностных проблем и т.д.; психотерапевтические; группы совместной деятельности, отличающиеся занятием одним делом, например, спортом, посещением театров с последующим обсуждением и т.д.; родительские; мужские и женские и др. [Там же]
В.Н. Макаревич, в зависимости от целей и задач, выделяет два основных вида групп:
1) группы, созданные для достижения какой-либо внешней по отношению к группе цели;
2) внутренне направленные группы, то есть созданные специально для работы с их членами и для решения внутригрупповых проблем. [10]
Внутренне ориентированные группы также подразделяются на два вида:
- группы социализации,
нацеленные на нормальное
- группы ресоциализации, и терапии, где основная цель - коррекция отклонений, возникших в результате каких-либо нарушений социализации и социально-психологическая терапия последствий этих нарушений.
Наиболее часто в группах проводится дискуссионная терапия. Как правило, ее динамика протекает через следующие ключевые этапы:
1) знакомство членов группы;
2) обсуждение ожиданий клиентов, их опасений;
3) переживание и обсуждение
группового напряжения, связанного
с рассогласованием между
4) нарастание сопротивления по отношению к руководителю группы,
5) соотношение этого
сопротивления с прошлым
6) формирование адекватного отношения к проблеме, которую необходимо решить, активной мотивации к участию в группе, нормам и традициям группы;
7) анализ динамики
развития внутригрупповых
8) коррекция отношений, закрепление достижений;
9) обсуждение результатов терапии, подведение итогов;
10) рефлексия.
Социодрама - также метод коллективной, групповой терапии. Сущность его состоит в том, что проблема социальных групп и различные конфликтные отношения между группами представляются в стихийно организованных сценах. В результате происходит взаимное понимание проблем посредством открытого разбирательства, расследования и драматического изображения имеющихся социально-культурных различий.
Другим, очень близким по характеру, методом коллективной работы является психодрама - техника, используемая в групповой терапии, когда человек выполняет различные роли, например, изображая себя в различных стрессовых ситуациях социального характера или играет роли своих антиподов. Это дает ему возможность влиять на свои переживания, преодолеть тревожность, лучше владеть собой в различных ситуациях, взглянуть на проблему с точки зрения иного лица.
Такой вид социальной терапии, как арт-терапия, в свою очередь, подразделяется на несколько видов: библиотерапия (с людьми, имеющими определенные интеллектуальные навыки); музыкотерапия; игротерапия; сказкотерапия; кинотерапия; песочная терапия и т.д. [18]
Так, например, игровая терапия (иногда ее еще называют куклотерапией) - это форма терапии, используемая для облегчения общения. Участники пользуются игрушками для изображения ситуаций и конфликтов, которые невозможно или трудно вербализовать. Чаще всего игровая терапия применяется в работе с детьми, но в некоторых условиях она оказывается эффективной и в работе с взрослыми.
Такой эффективный вид социальной терапии, как трудовая терапия (трудотерапия) основана на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека. Она позволяет организовать совместную деятельность, облегчая при этом взаимоотношения между людьми, снимая состояние напряженности и беспокойства, болезненные переживания. Методы трудотерапии активно используются в работе с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими возможностями, детей и подростков с девиантным поведением; она также является непременной частью социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией.
Семейная терапия - это деятельность
социального работника с
И, наконец, особое место среди различных методов и форм социальной терапии как технологии социальной работы занимает терапевтическая община. Эта форма работы широко используется за рубежом, а в последние годы начинает получать распространение и у нас, в России.
Концепция терапевтической общины (группы) лежит в основе многих программ лечения алкоголизма. При лечении алкоголизма главную терапевтическую роль в группе играют так называемые консультанты - люди, преодолевшие собственные проблемы, связанные с алкогольной зависимостью и использующие собственный опыт во благо других людей. Попадающим в такие группы людям предоставляется возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и общие цели. В такой группе человек чувствует себя и принимающим и оказывающим помощь, доверяющим и пользующимся доверием. Это облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы, т.к. у человека уже была возможность опробовать различные стили на занятиях в группе. В целом пребывание человека в такой группе предполагает его желание следовать предложенному пути и готовность к большой работе над собой. [21]
Многие специалисты также считают, что создание терапевтических общин, или коммун - это один из лучших способов лечения наркоманов. В этом случае терапевтическая коммуна - представляет нечто вроде лагеря, где живут люди. Они почти не поддерживают связей с внешним миром, трудятся, ведут натуральное хозяйство. Иногда их деятельность курируют психологи и социальные работники.
Чаще всего социальная терапия связанна с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной сфере, нуждающихся в определенной коррекции и активизации их жизненных стратегий, в том числе через обучение их активным стратегиям взаимной помощи и самопомощи. Нуждающимися в социальной терапии могут быть люди с ограниченными возможностями или с девиантным поведением, малообеспеченные люди, пожилые люди, люди, в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус и т.д.
Социально-терапевтическая и коррекционная работа с клиентами, имеющими физические недостатки, прежде всего, должна быть направлена на развитие физических функций, которые могут компенсировать увечье, а работа с трудными подростками, в первую очередь, предполагает исправление негативных отрицательных свойств, а также, по возможности, смену социального окружения, переключение их интересов на интересы, связанные с пребыванием в более благоприятной социальной среде. Восстановление социальных связей и социального статуса будет приоритетным направлением в социальной терапии лиц, отбывающих или отбывших срок наказания в исправительных учреждениях пенитенциарной системы.
Очень сложен и трудоемок процесс воспитания и обучения умственно отсталых детей. Эти дети в своей жизни, в своем поведении, руководствуются только эмоциями и основной сложностью в работе с ними является формирование высших чувств и эмоциональных потребностей. Коррекционная работа с такой категорией детей направлена, как свидетельствует опыт практической деятельности, на формирование положительных привычек и их сознательной мотивации. Дети должны хорошо усвоить, что существуют разнообразные нравственно-положительные привычки, которые высоко оцениваются общественным мнением и занимают большое место в повседневном индивидуальном поведении. Так, например, в вежливости без привычки обойтись невозможно. Формируя положительные привычки, и вырабатывая стойкий иммунитет к негативным явлениям, стимулируя способность руководить своими действиями и анализировать свои поступки, можно добиться определенной коррекции поведения умственно отсталых детей.
Таким образом, можно говорить о доминировании той или иной направленности коррекционных воздействий в определенной ситуации, но в целом они всегда будут применяться комплексно и охватывать все стороны деятельности социального объекта.