Технология социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 02:30, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы стал анализ сущности и особенностей социальной терапии как технологии социальной работы.
Для осуществления указанной цели были поставлены следующие задачи: 1) раскрыть основные тенденции в эволюции понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы; 2) выделить основные виды, функции, цели и задачи социальной терапии как технологии социальной работы в ее современном понимании; 3) проанализировать особенности практического осуществления социальной терапии на практике (на примере деятельности домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов); сравнить российский и зарубежный опыт.

Содержание работы

Введение
1 Эволюция понятия социальной терапии в теории и практике социальной работы
2 Основные виды, функции, цели и задачи социальной терапии как технологии социальной работы
3 Особенности практического осуществления социальной терапии (на примере домов-интернатов и других стационарных учреждений социального обслуживания для престарелых и инвалидов)
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

19.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСОБЕННОСТИ  ПРАКТИЧЕСКОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ  ТЕРАПИИ (НА ПРИМЕРЕ ДОМОВ-ИНТЕРНАТОВ  И ДРУГИХ СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ)

Дом-интернат для престарелых  и инвалидов - это медико-социальное учреждение стационарного типа, предназначенное  для постоянного проживания престарелых  граждан и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В основном в него принимаются пожилые граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет) и инвалиды I и II групп (в возрасте от 18 до 40 лет), не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону содержать их. Однако при наличии свободных мест в доме-интернате престарелые и инвалиды могут приниматься также на временное проживание сроком от 2 до 6 месяцев.

Основными направлениями  деятельности домов-интернатов для  престарелых и инвалидов является оказание следующих видов услуг.

1. Бытовое обслуживание, в том числе: 

- материально-бытовое  обеспечение престарелых и инвалидов; 

- организация рационального,  в том числе диетического питания,  с учетом возраста и состояния  здоровья;

- создание для них  условий жизни, приближенных к домашним; организация благоприятного микроклимата, т.е. проведение комплекса мероприятий по терапии средой.

2. Специализированное  медицинское обслуживание, в том  числе:

- уход за проживающими  с учетом рекомендованного режима;

- организация консультативной помощи специалистов, диспансеризация и лечение проживающих, госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;

- проведение санитарно-гигиенических  и противоэпидемических мероприятий;

- осуществление (согласно  медицинским рекомендациям) комплекса реабилитационных мероприятий по восстановлению личностного и социального статуса проживающих.

3. Социально-трудовая  реабилитация проживающих лиц,  в том числе:

- организация и проведение  культурно-массовой работы;

- активное содействие в социально-трудовой адаптации престарелых и инвалидов психически больных;

- осуществление мероприятий,  направленных на социально-трудовую  реабилитацию инвалидов;

- лечебно-трудовая и  активирующая терапия. [13]

Хорошо организованный труд - это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дает дополнительный работок. Труд предохраняет человека от личностного распада, создает условия для межличностного общения, организовывает структурированную микросреду. Именно поэтому при проведении социальной терапии с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими возможностями в условиях домов-интернатов и других стационарных учреждений широко используются методы лечебно-трудовой и активирующей терапии. [1]

Как правило, контингент проживающих в домах-интернатах и других учреждениях для пожилых  и инвалидов делится на две  категории (хотя практически провести границу между двумя этими  группами не всегда просто): на группу относительно «нормальных» для их возраста, и на группу пожилых жильцов, с теми или иными патологическими отклонениями, страдающих главным образом склерозом сосудов или заболеваниями, сопровождающимися процессами деградации. Лечебно-трудовая и активизирующая терапия предназначены, главным образом, группе «нормальных» проживающих, то есть тем из них, для кого посильная трудовая деятельность соответствует их физическим возможностям и предписана медицинскими показаниями.[28]

Для осуществления лечебно-трудовой и активизирующей терапии в домах-интернатах для престарелых и инвалидов обычно создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские или подсобные хозяйства (в сельской местности). Согласно статьям 1-6 Порядка участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности (утвержденного постановлением правительства РФ от 26 декабря 1995 г. №1285), основными задачами лечебно-трудовой деятельности являются трудовая терапия и улучшение общего состояния здоровья граждан, их трудовое обучение и переобучение с целью освоения новой профессии и в соответствии с их физическими возможностями и медицинскими показаниями.[12]

Таким образом, в домах-интернатах, а также других типах стационарных учреждений для пожилых граждан и инвалидов организуются разнообразные виды лечебно-трудовой деятельности, отличающиеся по своему характеру и сложности и отвечающие возможностям граждан с различным уровнем интеллекта, физического дефекта, остаточной трудоспособности. В сельской местности лечебно-трудовая деятельность может организовываться также в виде работы в подсобных сельских хозяйствах, организуемых при стационарных учреждениях.

Лечебно-трудовая деятельность граждан в домах-интернатах и  других типах стационарных учреждений для пожилых граждан и инвалидов проводится инструкторами по труду и инструкторами по подготовке рабочих в соответствии с планами-расписаниями и индивидуальными программами реабилитации.

Продолжительность лечебно-трудовой деятельности граждан не должна превышать 4 часов в день. На каждого гражданина, участвующего в лечебно-трудовой деятельности, врачом стационарного учреждения ведется индивидуальная карта лечебно-трудовой деятельности. [14]

С той же группой жильцов, которые по состоянию своего здоровья не могут участвовать в лечебно-трудовой деятельности, социальная терапия проводится в направлении создания благоприятной среды обитания. Для этой группы жильцов, большинство из которых - «лежачие», основная опасность - это поддаться т.н. «синдрому госпитализма», когда прикованным к своим постелям пожилым людям стены дома-интерната начинают казаться тюрьмой, а единственной возможностью вырваться из нее становится смерть. И смерть в таких случаях становится желанной: многие из таких лежачих жильцов ее с нетерпением ждут и уже одним этим ожиданием значительно приближают ее приход.

К сожалению, для наших, российских домов-интернатов и других стационарных учреждений, предназначенных  для проживания стариков, такие случаи не являются редкостью. С печалью  следует констатировать, что российские дома-интернаты слишком бедны и убоги, и большинство их жильцов, имей они такую возможность, с радостью бы ушли без оглядки оттуда.

Например, в тех же США, когда наступает такой момент, что старый одинокий человек уже  не может отвечать сам за себя и нуждается в постоянном присмотре и помощи, его помещают в дом для престарелых - т.н. «нёрсен-хоум».

Следует отметить, что  в американских домах для престарелых  никогда нет свободных мест. Наоборот, люди в очереди стоят. Сегодня  человек умер, а завтра на его кровати уже очередной клиент. «Нёрсен-хоумы» бывают государственные и частные. Месяц пребывания в этом заведении стоит примерно 4000 долларов. Это намного больше, чем нужно в месяц на питание и лечение одному старому человеку. Так что это довольно выгодный бизнес.

Весь персонал «нерсен-хаусов», даже социальные работники, считается  медицинскими работниками. Это, прежде всего, связано с тем, что в  США все профессии, так или  иначе имеющие отношение к  медицине, оплачиваются гораздо выше. Поэтому даже обыкновенная санитарка зарабатывает очень высоко, особенно если учитывать, страховки и прочие выгодные условия. Кстати, должность американской санитарки солиднее - «нёрсен-ассистант». Но даже ля того, чтобы работать санитаркой (менять памперсы, водить стариков в туалет, перестилать им постель, кормить с ложечки и т.п.), нужно закончить специальные трехмесячные курсы и сдать экзамен. И получить специальный сертификат.

В американских домах  старости, в отличие от наших, всегда тихо, уютно, чисто. Палаты небольшие, на двоих. Каждая кровать отделена занавесками. По коридорам неслышно разъезжают на креслах-колясках старички и старушки, некоторые засыпают посреди коридора.

Здесь все - и страдающие потерей памяти, и парализованные, и инвалиды с рождения, и просто тихо умирающие от старости. У каждого из стариков - свой индивидуальный план: массаж, лечение. Почти никто из них уже сам не ходит. Все они в памперсах, которые круглосуточно сменяются каждые два часа. Кормят хорошо. Каждую неделю парикмахер завивает старушкам букли и делает им маникюр (даже если они не просят об этом или вообще не осознают, где они и что с ними). В специальном зале показывают кино. Чаще всего - это фильмы времен их молодости. Регулярно в дома-интернаты приезжают проповедники и священники разных конфессий, дабы пожилые люди имели возможность отправлять свои религиозные потребности. Часто приезжают туда и волонтеры - то детский хор привезут, то домашний зверинец, то специально обученных собак из волонтерской службы «помощи умирающим». Считается, что общение с ласковыми животными немного облегчает страдания. [3]

Таким образом, остается констатировать, что нам еще очень  далеко до того уровня, который достигнут  в по-настоящему цивилизованных странах.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическая социальная работа, осуществляемая государственными учреждениями социального обслуживания, связана, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, находящихся в трудной жизненной ситуации, испытывающих трудности в социальной адаптации, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, пожилые люди, а зачастую могут быть и обычные люди, работающие и находящиеся в трудоспособном возрасте, но в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи или социальный статус.

Для большинства из них  социальная терапия - это возможность  восстановления или компенсирования  тех качеств, которыми они обладали до попадания в ту неблагоприятную  ситуацию, которая вызвала процесс их негативных социальных изменений. Поэтому необходимость широкого внедрения в практическую деятельность социальных служб и учреждений этой технологии социальной работы не может подвергаться сомнению.

Собственно говоря, сегодня  в социотерапевтической помощи нуждается большинство россиян. Однако в условиях современной системы социальной защиты далеко не каждый из них может рассчитывать на получение этого вида помощи.

Объяснить это можно  целым рядом причин. Во-первых, это  связано с остаточным принципом финансирования социальной сферы. Как показано в заключительной главе данной работы, качественное оказание социотерапевтической помощи часто возможно только в таких условиях, на создание которых у современной российской системы социальной защиты населения денег просто нет. Следовательно, сегодня для повсеместного внедрения социальной терапии как технологии социальной работы в практическую деятельность социальных служб и учреждений необходим или дополнительный приток значительных финансовых средств в государственную систему социального обслуживания населения в целом, или переход какой-то доли из этих служб и учреждений в частную собственность, с тем, чтобы иметь возможность окупать свои расходы и изыскивать доходы на улучшение материальных условий.

Во-вторых, причиной задерживания внедрения в широкую российскую практику социальной работы социальной терапии может стать нынешняя недостаточность достаточно подготовленных квалифицированных кадров. Социальная терапия является технологией, требующей высокого профессионального мастерства, наличия специальной теоретической и практической подготовки в различных областях социально-гуманитарного знания: социологии, социальной педагогики, психологии, психотерапии, медицины и др. Лишь малая доля из тех социальных работников, которые сегодня работают в учреждениях социального обслуживания, обладают достаточным багажом таких знаний.

И, наконец, в-третьих, причиной несколько смутных перспектив внедрения  социальной терапии в практическую деятельность российских социальных служб и учреждений является методологическая неразработанность ее осуществления как технологической процедуры. Прежде всего, не ясно, какую из моделей следует взять за основу при ее внедрении в практику - макро-уровневая модель, находящаяся на уровне общественного целеполагания и направленная на оказание широкой социотерапевтической помощи нуждающимся социальным группам; или индивидуально-ориентированная, направленная на оказание помощи конкретному нуждающемуся клиенту. В первом случае существует достаточно серьезная опасность слишком расширенного понимания социальной терапии, которое, в свою очередь, может свести ее осуществление к демагогии. Во втором случае, как мы можем судить по западному опыту, социальная терапия рискует сузиться до психотерапии.

Не совсем ясен также вопрос, кто конкретно, какие именно специалисты должны заниматься оказанием социотерапевтической помощи - весь штатный персонал учреждений социального обслуживания, или только те, кто входит в «ближний круг» этой области (а он может быть весьма широк - специалисты по социальной работе, социальные работники, социальные педагоги, трудотерапевты, библиотекари, культорганизаторы, медицинский персонал и т.д.), или этой деятельностью должны заниматься избирательно - то есть только психологи и психотерапевты.

Все эти причины способствуют тому, что на сегодняшний день социальная терапия как технология социальной работы в практической деятельности служб и учреждений социального  обслуживания пока еще почти не осуществляется (или осуществляется по большей части «на бумаге»). Развитие этого направления и вида социальной поддержки зависит от множества факторов и ресурсов: принятия соответствующих властно-управленческих решений, устранения пробелов в нормативной базе, поддержания и развития научного интереса к изучению и разработке содержания и форм осуществления социальной терапии как технологии социальной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бороделин В.Н., Карабут  П.И. Психотерапия и особенности  формирования терапевтической среды  в условиях дома-интерната для престарелых и инвалидов. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №1, 1998. - С.55-60.

2. Боуэн М. Психотерапия - прошлое, настоящее и будущее. / Эволюция психотерапии. Том 1. «Семейный  портрет в интерьере»: Семейная  терапия / Перевод с англ. Т.К. Кругловой. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 304 с.

Информация о работе Технология социальной работы