Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 11:41, реферат
В течение большей части XX века не только в Западной Европе, но и в России современники событий были участниками мегапроцесса, заключавшегося в количественном уменьшении семьи, сокращении детности и одновременно резком росте уровня образования, повышении качества и уровня жизни новых поколений людей. Речь идет об исторически очень быстром переходе от архаичных стереотипов семьи к современной модели в условиях, когда такой переход был еще не вполне подготовлен в социально-экономическом плане, в определённой мере продолжая оставаться в контексте идейной, моральной и конфессиональной системы представлений о должном состоянии семьи и деторождения.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Современное состояние и перспективы развития института семьи и брака......................................................................................................................4
1.1. Изменения в семейно-брачных отношениях.................................................4
1.2. Альтернативные формы семьи и брака........................................................16
Глава 2. Кризис семьи в современном обществе...........................................24
Заключение.............................................................................................................30
Список использованных источников...................................................................32
Идеология бездетных семей базируется на такой аргументации:
Инициатором отказа от деторождения в браке может выступать как мужчина, так и женщина. Бездетные семьи испытывают сильное общественное давление. При этом сам человек, если он осознанно сделал свой выбор и несёт за него ответственность чаше всего не испытывает психологического дискомфорта и мучений.
При принятии такого решения субъект демонстрирует не только свою ограниченную потребность в детях, но и стремление удовлетворить какие-то иные социально-психологические потребности. Поэтому в данном случае уместно говорить скорее не о наличии или отсутствии потребности в детях, а о силе конкурирующих потребностей.12
Изучая основные причины этого явления, уместно говорить не только о кризисе семьи, но и о кризисе традиционного материнства, ярко проявляющем себя в современном мире.
Е.В. Шамарина утверждает, что отношение к материнству в истории человечества изменялось в зависимости от представлений о нём в данной конкретной культуре. При этом ученый замечает, что «отказ от материнства, небрежение по отношению к детям существовали всегда в том или ином виде как исключение и сопровождались чувством вины, и только сегодня эти отношения стали нормой».13
Именно этот факт подтверждают исследования, направленные на изучение семейных ценностных ориентаций современных молодых людей.
М.Н. Симоненко считает, что снижение ценности родительства связано, в первую очередь, с «гиперсоциализацией» современной молодежи. СМИ, сверстники, а подчас семья и школа ориентируют юношу или девушку на реализацию себя в обществе любой ценой. Рождение ребенка представляется шагом весьма рискованным, так как ребенок требует внимания, ухода, заботы, а главное, – ответственности, которую люди все чаще просто не хотят на себя брать.14 Исходя из этого, психологи и педагоги с тревогой пишут о новом явлении общественной жизни, свойственной некоторой части российской молодежи – нежелании иметь детей, из-за боязни нести моральную и экономическую ответственность за них.
Об этом же факте снижения значения семейных ценностей в сознании современных молодых людей свидетельствуют данные социологических опросов. По мнению авторов исследования «Семья и дети в жизненных установках россиян», семейные ориентации 36 % молодых людей до 30 лет не сопровождаются установкой на рождение детей.15
В. Пантин делает вывод о том, что у большинства наших молодых соотечественников есть потребность в принятии семьи, материнства и детства как главнейших ценностей.16 Однако в реальности эта потребность уходит на второй план не только из-за материальных трудностей, но и под влиянием определённых стереотипов общественного сознания, акцентирующих внимание на экономической, социальной и нравственной незащищенности семьи, матери и детей перед угрозами современного мира.17
Материальные проблемы вытесняют духовные, нравственные, т.е., те которые являются сущностными в семейной жизни, тем самым ущербно трансформируя семью в её ценностных ориентациях. Прежде всего, это проявляется в формализации семейных отношений, когда жизнь семьи строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда важны лишь материальные проблемы, когда в общении недостаточно теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается эмоциональным отторжением супругов друг от друга, родителей от детей, проявляющимся как нравственно-психологическое противостояние отцов и детей. Такое противостояние в подростковом возрасте вызывает лавинообразный рост агрессии, садизма, немотивированной преступности. Многие исследователи считают, что проявления подростковой и юношеской жестокости – это проекция отношения к родителям в ситуации эмоционального отторжения.
Нужно отметить, что некоторые современные мамы признают, что не испытывают горячей любви к своим детям, что их отношение к ним базируется лишь на ощущении необходимости как-то выстраивать свои отношения с детьми. Часть мам отмечает, что не могут справиться со своими детьми либо из-за незнания, либо из-за отсутствия умения налаживать контакты с ребенком.18
7. Откладывание момента вступления в брак.
Как правило, согласование высоких требований, предъявляемых к человеку современным обществом, и его индивидуальных предпочтений и интересов приводит к тому, что формирование семьи и обзаведение потомством в раннем возрасте постепенно уступает место более позднему родительству. Получение образования и поиск первой работы в развитых странах, как правило, не отягощаются проблемами, связанными с выполнением материнских функций.
Средний возраст вступления в брак в Европе для женщин – 30 лет, а для мужчин – 33 года. Для сравнения: в России в 2011 году средний возраст вступления в брак мужчин составил 26 лет, а женщин – 24. Хотя процесс «постарения» брачности в России начался поздно и не равен европейским и мировым показателям, он, тем не менее, происходит.19
8. Увеличение числа одиноких людей, не вступающих в брак.
Выбор данного варианта жизни определяется рядом факторов:
1.Рост уровня образования женщин, определяющий её взгляды относительно самореализации. Женщина начинает искать возможности реализации себя в профессиональной сфере, в духовных исканиях, в области увлечений. Эти установки «уводят» женщину от обременительных, по её мнению семейных уз. Кроме того, получение хорошего образования требует времени и женщина иногда просто «пропускает» детородный период.
2. Преобладающее число женщин в брачном возрасте, вследствие более высокой смертности мужского населения, в том числе в результате аварий, убийств, военных действий. В связи с этим неминуемо определённое количество женщин всё равно останется в безбрачном состоянии, вследствие чего увеличивается число женщин, изначально отказывающихся от поисков партнера, используя данную позицию как своего рода защитный механизм.
3. Распространение точки зрения, о том, что в современных условиях легче прожить одному. Выгоды от психологического комфорта проживания в семье перекрываются в данном случае социально-экономическими издержками.
Эмпирически установлено,
что женщины переносят
П. Стейн опросил 60 одиноких людей в возрасте от 25 до 45 лет. Многие из них оценивают свое состояние весьма противоречиво. Они осознают, что одиночество означает большие перспективы в отношении карьеры, возможность отдавать всего себя работе, одиночество делает доступным разнообразный сексуальный опыт и даёт максимальную свободу и независимость. С другой стороны, они чувствуют сложность своего состояния в мире, где большинство людей их возраста женаты, и поэтому они страдают от своего одиночества. В целом, мотивы вступления в брак у них выражены более сильно, чем стимулы к одиночеству.21
Итак, в настоящее время семья подверглась серьезным изменениям – трансформировались её принципы, структура, усложнились задачи и функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные процессы, появились новые ориентации на семейный образ жизни.
Современная семья отличается от традиционной социально-демографическими характеристиками, социокультурными проблемами, психологическими особенностями. Новые количественные и качественные параметры семьи, обуславливают специфику выполняемых семьёй функций, особенно репродуктивной и воспитательной.
1.2. Альтернативные формы семьи и брака
Возрастает количество людей разного возраста, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни. Браки без регистрации, «жилые сообщества», самостоятельная жизнь со сменой сексуальных партнеров и пр. По-видимому, такие формы брачно-семейных отношений предполагают лучшие возможности для познания жизни, адаптации партнеров друг к другу и к семейной жизни, облегчают разрыв не сложившихся или негармоничных отношений.22 Некоторые альтернативные формы брачно-семейных взаимоотношений сформировались достаточно давно, другие же появились и открыто проявили себя только в последние десятилетия, сформировавшись в странах Запада и некоторых скандинавских государствах, имеющих более свободные сексуальные традиции и взгляды.
Рассмотрим эти альтернативные формы подробнее.
Открытый брак
В открытом браке супруги живут вместе, но относительно независимо друг от друга, каждый из них, помимо семьи, имеет право на личную жизнь. Целью такого брака является увеличение самовыражения и аутентичности отношений, повышение толерантности партнеров по отношению друг к другу. Каждый партнер в открытом браке имеет право на собственную личную жизнь, его личное, психологическое пространство закрыто от вмешательства партнера. Фактически открытый брак узаконивает супружеские измены. Главной особенностью этой формы отношений, отличающей её, например, от соседства и т.п., на основании которой она признаётся в качестве брака, является наличие негласного или озвученного договора о совместной жизни и ведении общего хозяйства
Считается, что данная форма брака возникает на почве протеста против способов поведения в семейных отношениях предыдущих поколений. Брачно-семейные отношения часто сотрясаются вскрывшимися изменами супругов. И открытый брак возник как отрицание установок предыдущих поколений, которые, сталкиваясь с изменой, начинали ревновать, шпионить, скандалить. Сторонники открытого брака считают, что если брак существует только на долге, то он по сути себя исчерпал.
Возникновение открытого
брака связывают с движением
за обогащение брачно-семейных отношений,
которое реализуется через
С. Кратохвял определяя основные принципы открытого брака, относит к ним:
Прерывающийся брак, ограниченная временем семья
Прерывающийся – это брак, при котором супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на любой срок: неделю, месяц, полгода. Причины перерывов в отношениях могут быть самые разнообразные: от командировок до того, что людям просто необходимо отдохнуть друг от друга. Такого рода отношения вписываются в тенденцию расширения личностной автономии партнеров.
Похожим на прерывающийся брак является ограниченная временем семья. Брак заключается на определенный срок, который оговаривается в некотором договоре. По истечении этого срока брак считается автоматически расторгнутым. После чего «временные» супруги, взвесив итоги, решают: или расстаться, или заключить новый брак на следующий срок, или заключить формальный брак бессрочно.25
Годвин-брак предполагает раздельное проживание супругов. У.Годвин – английский анархо-социалист – утверждал, что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее самостоятельному развитию супругов вследствие несовершенства людей и различия их склонностей и потребностей. Такая форма супружеских отношений – это попытка разрешить напряжение, возникшее между мужем и женой путем их временного дистанцирования. Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, тем полнее индивид сознает себя как индивидуальность и тем более высока его потребность в обособлении. В связи с процессом становления и развития индивидуальности, самостоятельности, особенно современной женщины, такая форма семейной жизни вполне реальна, особенно у людей, имеющих высокие доходы. С ней связывается возможность равноправия супругов, обеспечения духовного простора и бытового раскрепощения женщин.26
Внебрачный секс и интимная дружба не предполагают семьи как таковой, в обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако внебрачная связь предполагает некоторое участие партнера в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь женатого мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют конкубинатом.
Семья-конкубинат (термин принадлежит сербскому юристу М.Босанац) означает возможность мужчины жить в официальном браке и при этом параллельно иметь союз с другой женщиной, имеющей от него внебрачного ребенка. Либо, сохранив неформальную связь с первой женой, юридически оформить брак с бывшей конкубинатной женой. При этом мужчина выполняет обязанности мужа, отца по отношению к той и другой семье. Семейные отношения в данной семье чреваты непредсказуемыми эмоциональными и психологическими стрессами.
Информация о работе Тенденция современного развития семьи и брака