Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:04, доклад
Трудовую мобильность молодежи необходимо выделить в особую категорию, так как трудовая деятельность молодежи отличается рядом специфических проблем, характерных только для молодых работников (отсутствие опыта работы, профессиональная неопределенность, склонность к сверхмобильности и т.д.). Социально-трудовая мобильность молодежи – это процесс изменения молодежью своей социальной и трудовой позиции в структуре общества, характеризуемый готовностью их к добровольному или вынужденному изменению места учебы, семейным положением, местом работы, профессией, квалификацией под воздействием субъективных и объективных факторов и причин.
переучиваться. Для снижения
социально-экономических
Таким образом, в изменившейся
социально-экономической
Трудовую мобильность молодежи необходимо выделить в особую категорию, так как трудовая деятельность молодежи отличается рядом специфических проблем, характерных только для молодых работников (отсутствие опыта работы, профессиональная неопределенность, склонность к сверхмобильности и т.д.).
Социально-трудовая мобильность
молодежи – это процесс изменения
молодежью своей социальной и
трудовой позиции в структуре
общества, характеризуемый готовностью
их к добровольному или
Выделяются четыре точки зрения в отношении сущности и содержания трудовой мобильности. А.М. Добрусин, Е.Г. Ефимова трактуют трудовую мобильность как особое качество рабочей силы, отражающее готовность и способность соответствовать изменяющимся требованиям развития производительных сил. Н.А. Аитов, В.Ф. Левандовский, А.А. Сухов определяют трудовую мобильность как процесс изменения места работы, положения и функций работника в системе общественного производства и разделения труда, обусловленный потребностями развития производства и личными интересами. Л.С. Бляхман, Т.И. Заславская, О.И. Шкаратан представляют трудовую мобильность как совокупность процессов распределения и перераспределения рабочей силы в соответствии с требованиями экономического развития в конкретном историческом пространстве. Г.Н. Бояркин, О.Д. Воробьева рассматривают трудовую мобильность как один из элементов рыночного механизма, способствующий повышению эффективности распределения работников между различными регионами [7, c. 137–141].
Обобщая отмеченные подходы, можно
сделать вывод, что все они, представляя
различные стороны одного и того
же процесса трудовой мобильности, не
учитывают специфические
В широком смысле, трудовая
мобильность молодежи, как особой
социально-демографической
Что касается трудовой мобильности
молодежи на предприятии, то она представляет
собой динамичные процессы в трудовой
деятельности молодых работников в
рамках предприятия, которые в организованной
форме способствуют рациональному
распределению и
Трудовая мобильность
молодежи в условиях нестабильной экономики
осуществляется преимущественно стихийно,
на ее интенсивность оказывает
Возрастная группа трудовых
ресурсов молодежи отличается от других
социально-демографических
При изучении трудовой мобильности молодежи необходимо также учитывать причины, тормозящие развитие способностей молодежи к смене трудовой деятельности. К ним относятся следующие:
-несовершенство профессиональной ориентации;
-недостатки в работе государственных служб занятости по организации трудоустройства молодежи;
-несоответствие полученного образования потребностям рынка труда;
-высокий уровень безработицы;
-низкий уровень жизни; несоответствие материально-технической базы производства современным требованиям;
-отсутствие трудовых навыков и производственного опыта.
Основные причины трудовой миграции молодежи представлены на рис. 1.
Специфичность структуры
первичного распределения трудовых
потоков
молодежи на предприятия
Высокая степень миграции
Престиж работы
в негосударственных,
коммерческих и общест-венных структурах
Несоответствие
полученного образования потребностям региона
Неопределенность
в профессиональной сфере
Высокая восприимчивость
инноваций
Отсутствие
производственного опыта
Отток молодежи
из производственной
в непроизводственную сферу
Низкая оплата труда
Повышенная межотрасле-вая
и внутриотраслевая интенсивность
перераспределения
ПРИЧИНЫ
ТРУДОВОЙ
МОБИЛЬНОСТИ
МОЛОДЕЖИ
Рис.1 Причины трудовой мобильности молодежи
Обозначенные причины вызывают необходимость разработки технологии подготовки молодых специалистов, адекватной требованиям производства. Данная технология подготовки молодых специалистов позволит решить две задачи: во-первых, расширить теоретические знания и практические навыки у молодых работников; во-вторых, повысить адаптацию молодого человека к производственной сфере, приучить работать в коллективе и т.д. Стратегия подготовки молодого специалиста должна быть ориентирована на высокий профессионализм, конкурентоспособность, гибкость и быстрое реагирование на постоянно изменяющиеся условия во внутренней и внешней среде предприятия, что в дальнейшем будет иметь свое отражение в трудовой мобильности молодежи.
Факторы социально-трудовой
мобильности – это все
Рассмотрим основные факторы социально-трудовой мобильности.
1. Общие социально-экономические
причины и мотивы. Они представляют
собой наиболее очевидную
- экстремальный мотив (перемещения происходят вследствие либо реального кризиса определенной сферы занятости, либо "предвидения" неперспективности рабочих мест самими работниками);
- мотив максимального или минимального достижения и сохранения (в одних случаях они происходят только ради особенно значительных доходов, в других – ради самых малых выигрыша, прибавки в заработке, в третьих – при перемещениях по нематериальным причинам людей интересует хотя бы сохранение прежнего уровня оплаты труда);
-имущественный мотив (решающее значение имеет возможность либо стать собственником, либо выгодно и безболезненно "избавится" от конкретных средств производства с целью желаемого изменения занятости);
- косвенный мотив (формально перемещения происходят ради каких-то нематериальных целей – соответствия работы специальности и квалификации, лучших организационных условий труда, но последние имеют для человека именно то значение, что позволяют эффективнее работать и больше зарабатывать).
2. Социально- культурные
модели и особенности
Первая – все профессии
и занятия относительно равноценны
в социально-экономическом
Вторая – в представлениях общества существуют явно "хорошие" и явно "плохие" в социально-экономическом плане виды труда, и все, естественно, ориентируются на "хорошие". Соображения предрасположенности имеют очень малое значение.
3. Образование и его доступность. Уровень квалификации. Профиль образования и квалификации вообще или в данной экономической ситуации определяет амплитуду возможностей выбора вида труда и, следовательно, возможностей профессиально-трудовой мобильности, диверсификации деятельности.
Высококвалифицированные работники преимущественно более инертны. В перемещении к другим видам труда их сдерживают затраты времени и сил на обучение, накопленный опыт и мастерство в прежней работе. На уровне высококвалифицированного труда перемещения малоэффективны. Низкоквалифицированные работники перемещаются более безболезненно, для них сама проблема их квалификации часто несущественна.
4. Возраст и стаж работы.
Возраст обычно
В то же время возраст
и стаж работы могут способствовать
вертикальным перемещениям. Во-первых,
они свидетельствуют обычно об определенных
профессионально-трудовых заслугах и
опыте, что и дает основание к
административному повышению
5. Семейное положение
и обстоятельства. С образованием
семьи или увеличением
6. Отношение к конкуренции
и профессионально-трудовая
Информация о работе Теоретические аспекты трудовой мобильности молодежи