Теоретические аспекты трудовой мобильности молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:04, доклад

Описание работы

Трудовую мобильность молодежи необходимо выделить в особую категорию, так как трудовая деятельность молодежи отличается рядом специфических проблем, характерных только для молодых работников (отсутствие опыта работы, профессиональная неопределенность, склонность к сверхмобильности и т.д.). Социально-трудовая мобильность молодежи – это процесс изменения молодежью своей социальной и трудовой позиции в структуре общества, характеризуемый готовностью их к добровольному или вынужденному изменению места учебы, семейным положением, местом работы, профессией, квалификацией под воздействием субъективных и объективных факторов и причин.

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 84.67 Кб (Скачать файл)

7. Информированность. Люди  принимают решение о перемещении  в профессионально-трудовой сфере,  соглашаются или не соглашаются  на перемещение с учетом и  под влиянием той информации, которой они владеют, которая  им доступна.

8. Принципиальное отношение  к работе и привязанность к  коллективу. Есть люди, которые не  покидают свою работу даже  при ее ухудшающихся социально-экономических  условиях. Причиной подобного поведения  может быть не только инерция.  Во-первых, в данном случае играет роль особая любовь и преданность своей профессии, а иногда и конкретным профессионально-трудовым задачам и функциям. Во-вторых, вероятен и фактор человеческих отношений, ценности и привычности для работника его коллектива, нежелания разрушать какие-то совместные планы, создавать себе авторитет заново в другой трудовой общности [4, c. 254].

Необходимость регулирования  трудовой мобильности молодежи заставляет обращать внимание на факторы внутренней и внешней среды промышленных предприятий, формирующие эти процессы. Степень влияния разных факторов не одинакова и зависит от сложившихся  в определенный момент времени обстоятельств. Уровень трудовой мобильности определяется совокупностью действия всех факторов. Определение принципиальных направлений  регулирования трудовой мобильности  должно основываться с учетом существующих факторов внутренней и внешней среды, которые длительное время влияют и в дальнейшем будут влиять на темпы и масштабы трудовой мобильности молодежи.

Важнейшие факторы, оказывающие влияние на динамику развития трудовой мобильности молодежи, представлены в Приложении 1..

 

  1. Проблемы и причины трудовой мобильности молодежи в РБ

 

 

Диалектика позитивных и негативных последствий трудовой мобильности, трудовой миграции для экономики стран и жизни людей очевидна. Одни в результате миграции рабочей силы несут материальные потери, другие богатеют. Первые несут затраты на подготовку профессионалов, другие пользуются готовыми плодами капиталов, вложенных в подготовку квалифицированных кадров, специалистов.

 И занятая и безработная  молодежь постоянно находится  в условиях ожидания возможной  смены социально-трудовой позиции.  В экономическом отношении молодежь  составляет сегодня значительную  часть населения, называемой «работающие  бедные», так как доход «работающей»  молодежи и той группы, которая  зарегистрирована как «безработные»,  и получает пособие по безработице,  по своим размерам не намного отличается.

Опрос общественного мнения, проведенный сотрудниками Института социологии НАН Беларуси летом 2010 года, показал: для молодежи республики характерна достаточно высокая трудовая мобильность. Каждый десятый респондент в возрасте 19–34 лет в последней пятилетке менял профессию. 10–12% получили дополнительную или новую специальности. А каждый четвертый-пятый (19–24%) менял место работы.

Безусловно, каждый может сменить профессию, так как время меняет общество, корректирует спрос на профессии и специалистов. Но современная молодежь меняет в 23 года только что полученную специальность. Среди лиц 19–23 лет «сменщиков профессии» в 2 раза больше, чем по Беларуси в целом (14 и 7%, соответственно). Если по стране 6% граждан получают дополнительную (новую) специальность, то среди молодежи 19–34 лет — 10–12%. Аналогично и со сменой места работы.

Свершившиеся факты трудовой мобильности молодежи дополняются  установками юношей и девушек  на трудовую миграцию. В Беларуси желают эмигрировать примерно 40% молодых. Еще 14,7% затруднились ответить, хотят ли они уехать из страны, то есть для них такой вариант тоже является допустимым [9].

Получается, больше половины молодых белорусов не удовлетворены  теми возможностями, которые они  имеют в родной стране, и считают, что за рубежом им жилось бы лучше. О чем свидетельствуют ответы на вопрос «Планируете ли Вы сменить место основной работы (уйти на другое предприятие, в другую организацию)?». Так, если в целом по республике только 5% респондентов имеют «твердое намерение» сменить место основной работы, то среди лиц 24–29 лет — 12%. То есть в 2,4 раза больше. И практически каждый четвертый молодой человек (23–25%) в возрасте 19–34 лет задумывается о смене места основной трудовой деятельности, но «пока никаких шагов не предпринимает». Что в сумме с твердо настроенными на смену места работы составляет около трети (30–35%) молодых людей, готовых сменить место работы. То есть ориентированных на трудовую миграцию.

Установки молодых людей  на изменение места работы, их миграционные настроения базируются на их уверенности  в своих возможностях по трудоустройству, в том, что даже при закрытии предприятия  они смогут устроиться на новую работу. Среди лиц 24–34 лет таковых более  половины (57–58%). Каждый пятый респондент в возрасте 19–29 лет (18–20%) в случае ликвидации нынешнего места трудовой деятельности готов переехать работать в другой город. После достижения возраста в 30 лет мобильность юношей и девушек заметно снижается.

Данные соцопроса показывают — основной побудительной и, по сути, главенствующей причиной смены места трудовой деятельности юношей и девушек выступает уровень заработной платы. В возрасте 24–29 и 30–34 лет более половины респондентов (56 и 61%, соответственно) ориентированы на величину зарплаты.

Второй причиной смены  места работы юношами и девушками  до 30 лет являются конфликты в  коллективах, с руководством (16–20%).

Здоровый микроклимат трудовых коллективов для молодежи более важен, чем для населения в целом (12%). И если общественные организации не в состоянии снимать конфликтные ситуации в трудовых коллективах или помогать юношам и девушкам в их разрешении, то молодые люди будут уходить, как минимум, в другие коллективы.

Экономический фактор связан с факторами престижности. И, в  частности, со стремлением молодых  людей самоутвердиться в жизни  не только материально. С качеством, которое проявляется в изменении  должностного статуса работающего. Как повышение/понижение, так и  отсутствие изменений в должностном  статусе (возможно, и в квалификации, и в уровне зарплаты и т.п.) молодого человека не может не сказываться  на его мобильности или миграционных установках.

За последние 5 лет около  трети (31%) юношей и девушек 24–29 лет  повысили свой должностной статус. Это в 2,4 раза больше, чем в целом  среди граждан Беларуси (13%). Вместе с тем более половины молодых  людей в возрасте 30–34 лет (52%) за это  время не смогли продвинуться по служебной  лестнице. А 5% респондентов были даже понижены в должности. То есть большинство  юношей и девушек за последние 5 лет не ощутили заметных изменений в своем должностном статусе [6].

Таким образом, миграционные настроения молодых людей можно  рассматривать и как их ответную реакцию на отсутствие заметных изменений  в должностном положении по месту  трудовой деятельности.

 

    1. Пути решения проблемы трудовой мобильности молодежи

 

 

Без целенаправленной молодежной политики невозможно обеспечить устойчивое социальное развитие молодого поколения, сохранить и приумножить интеллектуальный потенциал нации. Ведущую роль в формировании и реализации молодежной политики играет государство. Государственная молодежная политика в Республике Беларусь — система социальных, экономических, политических, организационных, правовых и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан и осуществляемых государством на основе Конституции Республики Беларусь и других законодательных актов в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества. В апреле 1992 г. в Беларуси впервые в СНГ был принят закон об общих началах государственной молодежной политики, а в июле 1997 г. в него внесены изменения и дополнения. В ноябре 2009 г. принят новый закон

Республики Беларусь «Об  основах государственной молодежной политики», где определены основные принципы и направления государственной  молодежной политики. Согласно закону, к молодежи относятся люди в возрасте от 14 до 31 года. В стране разработана и реализуется комплексная программа «Молодежь Беларуси». Большое внимание решению актуальных проблем молодежи уделяет Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко [5].

Одним из важнейших направлений  государственной молодежной политики является содействие реализации права молодежи на труд. Самореализация потенциала личности в различных сферах жизнедеятельности общества может быть достигнута при условии наиболее полной занятости молодежи в сфере производства, образования, науки и культуры. Молодежная политика, осуществляемая в социально-трудовой сфере — совокупность принципов, методов и инструментов воздействия на процессы формирования и использования трудового потенциала молодежи. Она направлена на:

  1. повышение эффективности функционирования молодежного сегмента рынка труда;
  2. развитие трудовых ресурсов молодежи;
  3. обеспечение государственных гарантий добровольного выбора в сфере занятости, защиты от безработицы;
  4. поддержку предпринимательской инициативы молодежи;
  5. обеспечение социальной защиты молодежи в области занятости путем реализации мер по профессиональной адаптации к рынку труда;
  6. поощрение нанимателей, создающих новые рабочие места для молодежи.

Основными направлениями  оптимизации политики в сфере  занятости молодежи являются: трансформация  системы профессионального образования  с учетом динамики рынка труда; обеспечение профориентации молодежи, нацеленной на формирование мотивации к активной трудовой деятельности; усиление взаимодействия органов государственной власти с молодежными объединениями и движениями; развитие молодежного предпринимательства. Ключевой характеристикой успешной молодежной политики является ее инновационная направленность. Механизмы разработки и реализации государственной молодежной политики должны быть направлены на развитие инновационного потенциала молодежи, поддержку молодых людей в ситуациях риска, на формирование проектов и программ, обеспечивающих социальное творчество молодежи. Целесообразна разработка программ подготовки молодых специалистов по инновационно ориентированным специальностям, а также программы по содействию в организации предпринимательской деятельности молодежи. В государственном и местном бюджете надо предусмотреть отдельные статьи для реализации государственной молодежной политики.

Регулирование трудовой мобильности  молодежи является одним из важнейших  направлений экономической политики на различных уровнях управления. Учитывая взаимозависимость процессов трудовой мобильности на всех уровнях управления, направления ее регулирования и составляющие были рассмотрены на макро- и микроуровне (рис. 9).

Профориентация, привлечение 

рабочей силы и взаимодействие с профессио-нальными учеб-ными заведе-ниями

Профотбор,  
прием на работу, расстановка по рабочим местам, адаптация

Повышение

квалификации работников, профессиональ-ная переподго-товка

Ротация персо-нала, в том чис-ле должностное продвижение

Формирование кадрового

резерва

На микроуровне

НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ  ТРУДОВОЙ МОБИЛЬНОСТИ

На макроуровне

Распределение

рабочей силы

а) управление первичным  распределением молодежи по отраслям;

б) управление первичным  распределением молодежи между центром  и регионами;

в) увеличение доли молоде-жи, вовлеченной в промыш-ленную сферу;

г) обеспечение сбалансиро-ванности между профессио-нальной подготовкой и по-требностью в рабочей силе;

д) усиление соответствия рабочей  силы предложению на рынке труда.

 

Перераспределение и ис-пользование рабочей силы

а) организация профессио-нальной переподготовки без-работной молодежи, привле-чение к общественным ра-ботам;

б) обеспечение соответствия между качеством подготовки молодых  работников и совре-менными потребностями про-изводства;

в) создание условий для  при-тока молодежи в малообеспе-ченные трудовыми ресурсами регионы и отрасли;

в) регулирование  уровня за-работной платы по отдельным регионам и отраслям.

Формирование 

рабочей силы

а) организация целенаправ-ленной профессиональной ориентации молодежи;

б) общеобразовательная и профессиональная подготов-ка молодежи;

в) обеспечение соответствия между потребностью в рабо-чей силе и притоком моло-дых кадров;

г) создание условий для уве-личения уровня занятости молодежи.

 

Рис. 2. Основные направления  регулирования трудовой мобильности  молодежи на макро- и микроуровне

 

Результатом регулирования трудовой мобильности молодежи на уровне промышленного предприятия является обеспечение совпадения (или сочетания) интересов предприятия и молодого работника, закрепления молодежи на предприятии и ее эффективной мобильности. С целью регулирования трудовой мобильности молодежи и повышения эффективности ее деятельности на промышленных предприятиях предложена комплексная программа, состоящая из подпрограмм, включающих следующие основные направления:

Информация о работе Теоретические аспекты трудовой мобильности молодежи