Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:04, доклад
Трудовую мобильность молодежи необходимо выделить в особую категорию, так как трудовая деятельность молодежи отличается рядом специфических проблем, характерных только для молодых работников (отсутствие опыта работы, профессиональная неопределенность, склонность к сверхмобильности и т.д.). Социально-трудовая мобильность молодежи – это процесс изменения молодежью своей социальной и трудовой позиции в структуре общества, характеризуемый готовностью их к добровольному или вынужденному изменению места учебы, семейным положением, местом работы, профессией, квалификацией под воздействием субъективных и объективных факторов и причин.
7. Информированность. Люди
принимают решение о
8. Принципиальное отношение
к работе и привязанность к
коллективу. Есть люди, которые не
покидают свою работу даже
при ее ухудшающихся социально-
Необходимость регулирования трудовой мобильности молодежи заставляет обращать внимание на факторы внутренней и внешней среды промышленных предприятий, формирующие эти процессы. Степень влияния разных факторов не одинакова и зависит от сложившихся в определенный момент времени обстоятельств. Уровень трудовой мобильности определяется совокупностью действия всех факторов. Определение принципиальных направлений регулирования трудовой мобильности должно основываться с учетом существующих факторов внутренней и внешней среды, которые длительное время влияют и в дальнейшем будут влиять на темпы и масштабы трудовой мобильности молодежи.
Важнейшие факторы, оказывающие влияние на динамику развития трудовой мобильности молодежи, представлены в Приложении 1..
Диалектика позитивных и негативных последствий трудовой мобильности, трудовой миграции для экономики стран и жизни людей очевидна. Одни в результате миграции рабочей силы несут материальные потери, другие богатеют. Первые несут затраты на подготовку профессионалов, другие пользуются готовыми плодами капиталов, вложенных в подготовку квалифицированных кадров, специалистов.
И занятая и безработная
молодежь постоянно находится
в условиях ожидания возможной
смены социально-трудовой
Опрос общественного мнения, проведенный сотрудниками Института социологии НАН Беларуси летом 2010 года, показал: для молодежи республики характерна достаточно высокая трудовая мобильность. Каждый десятый респондент в возрасте 19–34 лет в последней пятилетке менял профессию. 10–12% получили дополнительную или новую специальности. А каждый четвертый-пятый (19–24%) менял место работы.
Безусловно, каждый может сменить профессию, так как время меняет общество, корректирует спрос на профессии и специалистов. Но современная молодежь меняет в 23 года только что полученную специальность. Среди лиц 19–23 лет «сменщиков профессии» в 2 раза больше, чем по Беларуси в целом (14 и 7%, соответственно). Если по стране 6% граждан получают дополнительную (новую) специальность, то среди молодежи 19–34 лет — 10–12%. Аналогично и со сменой места работы.
Свершившиеся факты трудовой мобильности молодежи дополняются установками юношей и девушек на трудовую миграцию. В Беларуси желают эмигрировать примерно 40% молодых. Еще 14,7% затруднились ответить, хотят ли они уехать из страны, то есть для них такой вариант тоже является допустимым [9].
Получается, больше половины молодых белорусов не удовлетворены теми возможностями, которые они имеют в родной стране, и считают, что за рубежом им жилось бы лучше. О чем свидетельствуют ответы на вопрос «Планируете ли Вы сменить место основной работы (уйти на другое предприятие, в другую организацию)?». Так, если в целом по республике только 5% респондентов имеют «твердое намерение» сменить место основной работы, то среди лиц 24–29 лет — 12%. То есть в 2,4 раза больше. И практически каждый четвертый молодой человек (23–25%) в возрасте 19–34 лет задумывается о смене места основной трудовой деятельности, но «пока никаких шагов не предпринимает». Что в сумме с твердо настроенными на смену места работы составляет около трети (30–35%) молодых людей, готовых сменить место работы. То есть ориентированных на трудовую миграцию.
Установки молодых людей на изменение места работы, их миграционные настроения базируются на их уверенности в своих возможностях по трудоустройству, в том, что даже при закрытии предприятия они смогут устроиться на новую работу. Среди лиц 24–34 лет таковых более половины (57–58%). Каждый пятый респондент в возрасте 19–29 лет (18–20%) в случае ликвидации нынешнего места трудовой деятельности готов переехать работать в другой город. После достижения возраста в 30 лет мобильность юношей и девушек заметно снижается.
Данные соцопроса показывают — основной побудительной и, по сути, главенствующей причиной смены места трудовой деятельности юношей и девушек выступает уровень заработной платы. В возрасте 24–29 и 30–34 лет более половины респондентов (56 и 61%, соответственно) ориентированы на величину зарплаты.
Второй причиной смены места работы юношами и девушками до 30 лет являются конфликты в коллективах, с руководством (16–20%).
Здоровый микроклимат трудовых коллективов для молодежи более важен, чем для населения в целом (12%). И если общественные организации не в состоянии снимать конфликтные ситуации в трудовых коллективах или помогать юношам и девушкам в их разрешении, то молодые люди будут уходить, как минимум, в другие коллективы.
Экономический фактор связан
с факторами престижности. И, в
частности, со стремлением молодых
людей самоутвердиться в жизни
не только материально. С качеством,
которое проявляется в
За последние 5 лет около трети (31%) юношей и девушек 24–29 лет повысили свой должностной статус. Это в 2,4 раза больше, чем в целом среди граждан Беларуси (13%). Вместе с тем более половины молодых людей в возрасте 30–34 лет (52%) за это время не смогли продвинуться по служебной лестнице. А 5% респондентов были даже понижены в должности. То есть большинство юношей и девушек за последние 5 лет не ощутили заметных изменений в своем должностном статусе [6].
Таким образом, миграционные настроения молодых людей можно рассматривать и как их ответную реакцию на отсутствие заметных изменений в должностном положении по месту трудовой деятельности.
Без целенаправленной молодежной политики невозможно обеспечить устойчивое социальное развитие молодого поколения, сохранить и приумножить интеллектуальный потенциал нации. Ведущую роль в формировании и реализации молодежной политики играет государство. Государственная молодежная политика в Республике Беларусь — система социальных, экономических, политических, организационных, правовых и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан и осуществляемых государством на основе Конституции Республики Беларусь и других законодательных актов в целях социального становления и развития молодежи, наиболее полной реализации ее потенциала в интересах всего общества. В апреле 1992 г. в Беларуси впервые в СНГ был принят закон об общих началах государственной молодежной политики, а в июле 1997 г. в него внесены изменения и дополнения. В ноябре 2009 г. принят новый закон
Республики Беларусь «Об
основах государственной
Одним из важнейших направлений государственной молодежной политики является содействие реализации права молодежи на труд. Самореализация потенциала личности в различных сферах жизнедеятельности общества может быть достигнута при условии наиболее полной занятости молодежи в сфере производства, образования, науки и культуры. Молодежная политика, осуществляемая в социально-трудовой сфере — совокупность принципов, методов и инструментов воздействия на процессы формирования и использования трудового потенциала молодежи. Она направлена на:
Основными направлениями
оптимизации политики в сфере
занятости молодежи являются: трансформация
системы профессионального
Регулирование трудовой мобильности
молодежи является одним из важнейших
направлений экономической
Профориентация, привлечение
рабочей силы и взаимодействие с профессио-нальными учеб-ными заведе-ниями
Профотбор,
прием на работу, расстановка по рабочим
местам, адаптация
Повышение
квалификации работников, профессиональ-ная переподго-товка
Ротация персо-нала, в том чис-ле должностное продвижение
Формирование кадрового
резерва
На микроуровне
НАПРАВЛЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МОБИЛЬНОСТИ
На макроуровне
Распределение
рабочей силы
а) управление первичным распределением молодежи по отраслям;
б) управление первичным распределением молодежи между центром и регионами;
в) увеличение доли молоде-жи, вовлеченной в промыш-ленную сферу;
г) обеспечение сбалансиро-
д) усиление соответствия рабочей силы предложению на рынке труда.
Перераспределение и ис-пользование рабочей силы
а) организация профессио-нальной переподготовки без-работной молодежи, привле-чение к общественным ра-ботам;
б) обеспечение соответствия между качеством подготовки молодых работников и совре-менными потребностями про-изводства;
в) создание условий для при-тока молодежи в малообеспе-ченные трудовыми ресурсами регионы и отрасли;
в) регулирование уровня за-работной платы по отдельным регионам и отраслям.
Формирование
рабочей силы
а) организация целенаправ-ленной профессиональной ориентации молодежи;
б) общеобразовательная и профессиональная подготов-ка молодежи;
в) обеспечение соответствия между потребностью в рабо-чей силе и притоком моло-дых кадров;
г) создание условий для уве-личения уровня занятости молодежи.
Рис. 2. Основные направления регулирования трудовой мобильности молодежи на макро- и микроуровне
Результатом регулирования трудовой мобильности молодежи на уровне промышленного предприятия является обеспечение совпадения (или сочетания) интересов предприятия и молодого работника, закрепления молодежи на предприятии и ее эффективной мобильности. С целью регулирования трудовой мобильности молодежи и повышения эффективности ее деятельности на промышленных предприятиях предложена комплексная программа, состоящая из подпрограмм, включающих следующие основные направления:
Информация о работе Теоретические аспекты трудовой мобильности молодежи