Теоретические и методологические основы обеспечения качества жизни. Стандартизация в обеспечении качества жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 03:07, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время имеет место отставание качества российской продукции от продукции конкурентов, что существенно влияет на экономику, занятость, социальную и культурную жизнь страны, а в итоге на качество жизни россиян. Реструктуризация экономики Российской Федерации, обусловленная действием законов рыночных отношений, связана с кардинальными изменениями во всех отраслях, которые требуют от специалистов, участвующих в этих процессах, нового мышления и новых знаний. По мнению экономистов-аналитиков экономические, исторические успехи нации на 80 % определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.

Файлы: 1 файл

Теоретические и методологические основы обеспечения качества жизни.docx

— 43.95 Кб (Скачать файл)

Теоретические и методологические основы обеспечения  качества жизни. Стандартизация в обеспечении  качества жизни.

Введение

В настоящее время имеет место отставание качества российской продукции от продукции конкурентов, что существенно влияет на экономику, занятость, социальную и культурную жизнь страны, а в итоге на качество жизни россиян. Реструктуризация экономики Российской Федерации, обусловленная действием законов рыночных отношений, связана с кардинальными изменениями во всех отраслях, которые требуют от специалистов, участвующих в этих процессах, нового мышления и новых знаний. По мнению экономистов-аналитиков экономические, исторические успехи нации на 80 % определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления. Однако, как свидетельствует мировой опыт, такая роль управления может быть реализована лишь при благоприятных внешних и внутренних условиях. Определяющим внутренним условием является ориентация общества на качество жизни.

Качество жизни – это сложная социально-экономическая категория. Изучение качества жизни населения в условиях развития рыночной экономики остается одной  из актуальных задач экономического анализа. О качестве жизни населения можно судить, всесторонне оценив уровень жизни, материальное положение населения, а также социально-экономические аспекты развития общества за исследуемый промежуток времени. Рынок сам по себе не способен вывести экономику из кризиса. Для этого необходимо на базе глубокого анализа реальной экономической ситуации заложить основы подъёма производства и качества жизни населения.

Управление качеством жизни – это, прежде всего, управление затратами на формирование качества населения, инвестициями в здоровье трудовых ресурсов. В области охраны и укрепления здоровья граждан назрела необходимость совершенствования организации и развития государственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи, включая использование высоких медицинских технологий, в том числе в рамках федеральных целевых программ. Повышение качества жизни предполагает объединение усилий местных органов власти и общества на выработку единых подходов к сохранению и укреплению человеческого потенциала региона; координацию действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на улучшение качества жизни населения области.

Теоретические основы обеспечения качества жизни

 

За  последние 10 – 20 лет понятие "качество" претерпело эволюцию: содержание проблемы "качество товаров и труда" преобразовалось в проблемы "качество человека", "качество культуры", "качество образования". Определяющим является переход от функционала прибыли как главного критерия экономического развития к функционалу качества жизни, включающего такие основные составляющие, как качество среды обитания, уровень материального благосостояния и духовного развития и др. Сложившаяся в России сложная экономическая и политическая ситуация требует выработки согласованных действий как со стороны федеральных, так и региональных органов власти, направленных на повышение уровня качества жизни, создания программ обеспечения качества жизни.

 

Реструктуризация  экономики Российской Федерации, обусловленная  действием законов рыночных отношений, связана с кардинальными изменениями  во всех отраслях, которые требуют  от специалистов, участвующих в этих процессах, нового мышления и новых  знаний. Наступивший XXI век по мнению мыслителей, политиков, экономистов является веком качества [1]. Качество жизни признано международным сообществом одним из главных показателей, характеризующих развитие стран и народов. Отступают в прошлое ориентиры только на научно-технический прогресс, на построение тех или иных моделей индустриального развития. Поиск новых путей экономического развития привел к осознанию, что только качество жизни может в наибольшей степени выражать цели мирового сообщества, так как человечество стоит на пороге перехода в новую цивилизацию – "цивилизацию качества" [4].

 

Процесс ориентации на качество товаров и  услуг, начатый в XX веке, трансформировался  в процесс создания систем качества для всех аспектов жизни общества. Жизнеспособность и конкурентоспособность  стран на мировом рынке стали  проверять по фактору качества. В  настоящее время качество образования, здравоохранения вызывает озабоченность  и тревогу, а также качество государственных  институтов и правовой основы их функционирования, т.е. все, что составляет качество жизни  народа и государства [1, 4, 12].

 

Причина раскрывается в том, что в политике российского правительства социальные вопросы не всегда являлись основными. Постановлением Правительства РФ от 26.02.97 № 222 была утверждена Программа  социальных реформ в Российской Федерации, где сказано: "На втором этапе, когда  начнётся экономический рост и появятся предпосылки для реального роста денежных доходов на социальные нужды, будут созданы объективные предпосылки для реального роста денежных доходов населения, искоренения массовой бедности, обеспечения оптимального уровня занятости".

 

Сложная экономическая ситуация в стране может быть преодолена на основе выработки  согласованной стратегической линии  поведения большинства хозяйствующих  субъектов, которые определяют условия  и направление социально-экономического развития с учётом не только экономических, но и социальных факторов, в том числе и фактора выживания общества в период системного экономического кризиса [19].

 

Федеральный закон "О государственном прогнозировании  и программах социальноэкономического развития Российской Федерации" 1995 года, направлен на упорядочивание процесса разработки и реализации программ, направленных на обеспечение и улучшение благосостояние населения, его качества жизни. Правительство Российской Федерации утверждает целевые программы, но, как показывает практика, они не всегда выполняются. Причина кроется в отсутствии научного подхода к формированию ресурсного обеспечения программ качества, в результате чего их выполнение зачастую остаётся на бумаге. Реализация

 

целей и задач, обеспечивающих повышение  качества жизни населения и сформулированных в основных законодательных актах  РФ, по нашему убеждению наиболее эффективно может осуществляться в рамках региональных программ качества, разработанных с  применением стандартов серии ИСО 9000:2000, которые являются универсальными и могут быть использованы не только на промышленных предприятиях, но и  в деятельности государственных  институтов.

 

Проблемы  экономического развития общества, экономического роста всегда занимали и занимают центральное место в современной  науке и практике. Это объясняется  тем, что экономический рост является одной из составляющих экономического развития как страны, так и региона, а также важнейшей целью общества. В начале 70-х годов Экономический  совет ООН, систематизировав и обобщив  предложения демографов, социологов, экономистов, экологов и специалистов других профилей, подготовил документ по стратегии дальнейшего развития человечества. Одним из ключевых положений этого документа является ориентированность на "качества жизни" в глобальном экономическом развитии [9].

 

Новым требованиям цивилизационного развития отвечает категория качества жизни, так как она является интегральной качественной характеристикой жизни людей, раскрывающей по отношению к обществу в целом критерии его жизнедеятельности, условия жизнеобеспечения, а также и условия жизнеспособности общества как целостного социального организма [4, 19].

 

Исходные  представления об уровне благосостояния как определённых стандартах жизни  формировались уже в работах  А. Смита, Д. Рикардо. В современных условиях в содержание категории "качество жизни" включают не только потребительские блага и условия труда, а также степень развития сферы обслуживания. Исторический опыт свидетельствует, что с внимания к качеству начался выход из кризисных ситуаций многих стран. Проблемам качества жизни посвящены новаторские работы видных зарубежных теоретиков и практиков в области качества: Аоки М., Афейгенбаума, Дж. М. Джурана, К. Исикавы, Харингтон Дж. Х. и др. С помощью государственной политики, направленной на качество, преодолевались крупномасштабные кризисы в послевоенной Японии и Германии. Кризисные ситуации, возникшие в конце 80-х – начале 90-х годов, заставили целые страны – Швецию, США, Англию

 

– обратиться к качеству как единственному  средству, помогающему национальной экономике устоять под натиском конкурентов [23].

 

Тщательно изучив мировой опыт борьбы с кризисами, можно обнаружить общую черту  в действиях по спасению национальной экономики: почти всегда и везде, где достигался успех, наблюдалась  ориентация на качество жизни. И почти всегда и везде реформаторы учитывали национальные традиции и особенности экономики своей страны, национальный характер народа, исторический опыт и подкрепляли его соответствующим экономикоправовым механизмом [12, 23].

 

Такой механизм должен определять приоритеты в области социально-экономического управления и обеспечивать высокое  качество жизни основной массы населения  страны. В настоящее время повышение  благосостояния населения находится  под постоянным вниманием Правительства  Российской Федерации, а также местных  органов власти. В нормативно-правовых документах РФ закреплены права человека на качество жизни. В связи с этим следует отметить приоритетные направления, которые указаны в Постановлении Правительства РФ от 06.06.2002 № 388 "О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу": безусловная необходимость осуществления инвестиций в человека и, прежде всего, в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике.

 

Реализация  целей и задач, обеспечивающих повышение  качества жизни населения и сформулированных в основных законодательных актах  РФ, по нашему убеждению наиболее эффективно может осуществляться в рамках региональных программ качества (Указ Президента Российской Федерации от 10.01.2000 № 24 "О концепции  национальной безопасности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, ст.170).

 

В период с 2000 по 2005 годы были приняты ряд  региональных программ, в центре внимания которых развитие личности каждого  конкретного человека. Программы  были приняты и реализованы местными органами власти таких городов и регионов как: Московская, Белгородская,  Ярославская  области,  г.  Рыбинск,  а также Тамбовская  область.  Разработанная

 

29.04.2007 "Программа социально-экономического  развития Тамбовской области  на 2007 –

 

2010 годы" содержит базовые принципы и  направления социально-экономического  развития области на среднесрочную  перспективу. Целью определения  основных направлений социально-экономического  развития области является формирование  такой модели экономики Тамбовской  области, которая бы обладала  долгосрочным потенциалом динамичного  роста, была бы способна обеспечивать  последовательное повышение благосостояния  населения, эффективное воспроизводство  и модернизацию производственного  аппарата, укрепление конкурентоспособности  услуг и выпускаемой в регионе  продукции.

 

Следует отметить высокий научный уровень  разработки данных программ, главным  направлением которых является улучшение  социально-экономического положения  регионов на основе критерия качества жизни населения. Однако, наряду с  положительными аспектами, они имеют  ряд недоработок, методических просчётов, не позволяющих оптимально использовать имеющиеся ресурсы региона, а  значит, не обеспечивающие в достаточной  мере высокий уровень качества жизни  в установленные сроки.

 

Такие выводы автора основываются на следующих  недостатках существующих подходов к формированию программ качества жизни:

 

−  отсутствие однозначного определения  категории "качество жизни", показателей  её характеризующих, а также факторов, влияющих на изменение этих показателей;

 

−  отсутствие единой методологической базы при оценке интегрального показателя качества жизни населения для эффективного управления социально-экономическим положением региона;

 

−  низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования  социальноэкономических процессов, проводящихся без учёта факторов обеспечения качества жизни;

 

−  отсутствие системного подхода при  разработке целей, задач программы, методов их реализации;

 

−  отсутствие увязки программ повышения качества жизни с инвестиционными региональными программами;

 

− отсутствие информационного сопровождения процесса реализации программ повышения качества жизни на основе использования современных информационных технологий в целях привлечения потенциальных инвесторов как внутри региона, так и за его пределами.

 

Для устранения вышеназванных недостатков в  области формирования программ качества автором предложен механизм разработки и реализации концепции управления качеством жизни, в соответствии со стандартами серии ISO 9000, являющихся универсальными, так как могут  быть применимы к деятельности как  предприятий и организаций всех форм собственности, так и государственных  административных органов и их департаментов. В стандарте ИСО 9000-1:1994 отмечено: международные стандарты серии ИСО 9000 предназначены для создания общей основы для стандартов на системы качества, применяемых к широкому диапазону – промышленных и экономических секторов [17].

 

Представляется  очевидным, что в рыночной экономической  системе взаимодействие между субъектами экономики – государственными институтами, бизнесом и домашним хозяйством –  может быть эффективным, если это  взаимодействие направлено на достижение общей цели. Такой целью может  быть качество.

 

Реструктуризация  экономики Российской Федерации, обусловленная  действием законов рыночных отношений, связана с кардинальными изменениями  во всех отраслях, которые требуют  от специалистов, участвующих в этих процессах, нового мышления и новых знаний. Поиск новых путей экономического развития привёл к осознанию, что только качество жизни может в наибольшей степени выражать цели общества, так как конкурентоспособность стран на мировом рынке стали проверять по фактору качества.

Информация о работе Теоретические и методологические основы обеспечения качества жизни. Стандартизация в обеспечении качества жизни