Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 03:07, курсовая работа
В настоящее время имеет место отставание качества российской продукции от продукции конкурентов, что существенно влияет на экономику, занятость, социальную и культурную жизнь страны, а в итоге на качество жизни россиян. Реструктуризация экономики Российской Федерации, обусловленная действием законов рыночных отношений, связана с кардинальными изменениями во всех отраслях, которые требуют от специалистов, участвующих в этих процессах, нового мышления и новых знаний. По мнению экономистов-аналитиков экономические, исторические успехи нации на 80 % определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.
Теоретические и методологические основы обеспечения качества жизни. Стандартизация в обеспечении качества жизни.
Введение
В настоящее время имеет место отставание качества российской продукции от продукции конкурентов, что существенно влияет на экономику, занятость, социальную и культурную жизнь страны, а в итоге на качество жизни россиян. Реструктуризация экономики Российской Федерации, обусловленная действием законов рыночных отношений, связана с кардинальными изменениями во всех отраслях, которые требуют от специалистов, участвующих в этих процессах, нового мышления и новых знаний. По мнению экономистов-аналитиков экономические, исторические успехи нации на 80 % определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления. Однако, как свидетельствует мировой опыт, такая роль управления может быть реализована лишь при благоприятных внешних и внутренних условиях. Определяющим внутренним условием является ориентация общества на качество жизни.
Качество жизни – это сложная социально-экономическая категория. Изучение качества жизни населения в условиях развития рыночной экономики остается одной из актуальных задач экономического анализа. О качестве жизни населения можно судить, всесторонне оценив уровень жизни, материальное положение населения, а также социально-экономические аспекты развития общества за исследуемый промежуток времени. Рынок сам по себе не способен вывести экономику из кризиса. Для этого необходимо на базе глубокого анализа реальной экономической ситуации заложить основы подъёма производства и качества жизни населения.
Управление качеством жизни – это, прежде всего, управление затратами на формирование качества населения, инвестициями в здоровье трудовых ресурсов. В области охраны и укрепления здоровья граждан назрела необходимость совершенствования организации и развития государственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи, включая использование высоких медицинских технологий, в том числе в рамках федеральных целевых программ. Повышение качества жизни предполагает объединение усилий местных органов власти и общества на выработку единых подходов к сохранению и укреплению человеческого потенциала региона; координацию действий органов власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на улучшение качества жизни населения области.
Теоретические основы обеспечения качества жизни
За последние 10 – 20 лет понятие "качество" претерпело эволюцию: содержание проблемы "качество товаров и труда" преобразовалось в проблемы "качество человека", "качество культуры", "качество образования". Определяющим является переход от функционала прибыли как главного критерия экономического развития к функционалу качества жизни, включающего такие основные составляющие, как качество среды обитания, уровень материального благосостояния и духовного развития и др. Сложившаяся в России сложная экономическая и политическая ситуация требует выработки согласованных действий как со стороны федеральных, так и региональных органов власти, направленных на повышение уровня качества жизни, создания программ обеспечения качества жизни.
Реструктуризация
экономики Российской Федерации, обусловленная
действием законов рыночных отношений,
связана с кардинальными
Процесс ориентации на качество товаров и услуг, начатый в XX веке, трансформировался в процесс создания систем качества для всех аспектов жизни общества. Жизнеспособность и конкурентоспособность стран на мировом рынке стали проверять по фактору качества. В настоящее время качество образования, здравоохранения вызывает озабоченность и тревогу, а также качество государственных институтов и правовой основы их функционирования, т.е. все, что составляет качество жизни народа и государства [1, 4, 12].
Причина
раскрывается в том, что в политике
российского правительства
Сложная
экономическая ситуация в стране
может быть преодолена на основе выработки
согласованной стратегической линии
поведения большинства
Федеральный
закон "О государственном
целей
и задач, обеспечивающих повышение
качества жизни населения и
Проблемы
экономического развития общества, экономического
роста всегда занимали и занимают
центральное место в
Новым требованиям цивилизационного развития отвечает категория качества жизни, так как она является интегральной качественной характеристикой жизни людей, раскрывающей по отношению к обществу в целом критерии его жизнедеятельности, условия жизнеобеспечения, а также и условия жизнеспособности общества как целостного социального организма [4, 19].
Исходные представления об уровне благосостояния как определённых стандартах жизни формировались уже в работах А. Смита, Д. Рикардо. В современных условиях в содержание категории "качество жизни" включают не только потребительские блага и условия труда, а также степень развития сферы обслуживания. Исторический опыт свидетельствует, что с внимания к качеству начался выход из кризисных ситуаций многих стран. Проблемам качества жизни посвящены новаторские работы видных зарубежных теоретиков и практиков в области качества: Аоки М., Афейгенбаума, Дж. М. Джурана, К. Исикавы, Харингтон Дж. Х. и др. С помощью государственной политики, направленной на качество, преодолевались крупномасштабные кризисы в послевоенной Японии и Германии. Кризисные ситуации, возникшие в конце 80-х – начале 90-х годов, заставили целые страны – Швецию, США, Англию
– обратиться к качеству как единственному средству, помогающему национальной экономике устоять под натиском конкурентов [23].
Тщательно изучив мировой опыт борьбы с кризисами, можно обнаружить общую черту в действиях по спасению национальной экономики: почти всегда и везде, где достигался успех, наблюдалась ориентация на качество жизни. И почти всегда и везде реформаторы учитывали национальные традиции и особенности экономики своей страны, национальный характер народа, исторический опыт и подкрепляли его соответствующим экономикоправовым механизмом [12, 23].
Такой
механизм должен определять приоритеты
в области социально-
Реализация
целей и задач, обеспечивающих повышение
качества жизни населения и
В период с 2000 по 2005 годы были приняты ряд региональных программ, в центре внимания которых развитие личности каждого конкретного человека. Программы были приняты и реализованы местными органами власти таких городов и регионов как: Московская, Белгородская, Ярославская области, г. Рыбинск, а также Тамбовская область. Разработанная
29.04.2007
"Программа социально-
2010 годы"
содержит базовые принципы и
направления социально-
Следует отметить высокий научный уровень разработки данных программ, главным направлением которых является улучшение социально-экономического положения регионов на основе критерия качества жизни населения. Однако, наряду с положительными аспектами, они имеют ряд недоработок, методических просчётов, не позволяющих оптимально использовать имеющиеся ресурсы региона, а значит, не обеспечивающие в достаточной мере высокий уровень качества жизни в установленные сроки.
Такие выводы автора основываются на следующих недостатках существующих подходов к формированию программ качества жизни:
− отсутствие однозначного определения категории "качество жизни", показателей её характеризующих, а также факторов, влияющих на изменение этих показателей;
− отсутствие единой методологической базы при оценке интегрального показателя качества жизни населения для эффективного управления социально-экономическим положением региона;
− низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования социальноэкономических процессов, проводящихся без учёта факторов обеспечения качества жизни;
− отсутствие системного подхода при разработке целей, задач программы, методов их реализации;
− отсутствие увязки программ повышения качества жизни с инвестиционными региональными программами;
− отсутствие информационного сопровождения процесса реализации программ повышения качества жизни на основе использования современных информационных технологий в целях привлечения потенциальных инвесторов как внутри региона, так и за его пределами.
Для устранения вышеназванных недостатков в области формирования программ качества автором предложен механизм разработки и реализации концепции управления качеством жизни, в соответствии со стандартами серии ISO 9000, являющихся универсальными, так как могут быть применимы к деятельности как предприятий и организаций всех форм собственности, так и государственных административных органов и их департаментов. В стандарте ИСО 9000-1:1994 отмечено: международные стандарты серии ИСО 9000 предназначены для создания общей основы для стандартов на системы качества, применяемых к широкому диапазону – промышленных и экономических секторов [17].
Представляется очевидным, что в рыночной экономической системе взаимодействие между субъектами экономики – государственными институтами, бизнесом и домашним хозяйством – может быть эффективным, если это взаимодействие направлено на достижение общей цели. Такой целью может быть качество.
Реструктуризация
экономики Российской Федерации, обусловленная
действием законов рыночных отношений,
связана с кардинальными