Теоретические и методологические основы обеспечения качества жизни. Стандартизация в обеспечении качества жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 03:07, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время имеет место отставание качества российской продукции от продукции конкурентов, что существенно влияет на экономику, занятость, социальную и культурную жизнь страны, а в итоге на качество жизни россиян. Реструктуризация экономики Российской Федерации, обусловленная действием законов рыночных отношений, связана с кардинальными изменениями во всех отраслях, которые требуют от специалистов, участвующих в этих процессах, нового мышления и новых знаний. По мнению экономистов-аналитиков экономические, исторические успехи нации на 80 % определяются не природными ресурсами и технологиями, а эффективностью управления.

Файлы: 1 файл

Теоретические и методологические основы обеспечения качества жизни.docx

— 43.95 Кб (Скачать файл)

 

В соответствии с решением Международной организации  по стандартизации в настоящее время  введены стандарты серии ISO 9000–2000. В пункте 01 упомянутого стандарта  отмечено, что семейство стандартов ИСО 9000 было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов  внедрить и обеспечить функционирование эффективных систем менеджмента  качества. С введением этих стандартов ключевое понятие "система качества" изменяется на понятие "система менеджмента  качества", основными принципами которой являются: а) ориентация на потребителя, который декларирует, что предприятия зависят от своих  потребителей и потому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания; б) использование процессного подхода при управлении деятельностью и соответствующими ресурсами, что позволяет повысить эффективность управления для достижения запланированного результата; в) применение системного подхода к менеджменту взаимосвязанных процессов как к системе, способствующей результативности и эффективности предприятия при достижении её целей; г) постоянное улучшение деятельности организации, что следует рассматривать как её неизменную цель; д) принятие решений, основанных на анализе данных и информации, а также ряд других принципов.

 

Разработка  и внедрение системы менеджмента  качества состоит из нескольких этапов, включающих: а) разработку политики и  целей организации в области  качества; б) определение процессов  и ответственности, необходимых  для достижения целей в области  качества, качества жизни, в частности; в) определение необходимых ресурсов и обеспечение ими организации  для достижения целей; г) разработка методов измерения результативности и эффективности каждого процесса; д) постоянное улучшение системы менеджмента качества.

 

Продолжительность жизни

 

Экология

 

Персонал, включённый в процесс формирования программы качества

 

Низкое  качество продуктов питания

 

Низкий  уровень благосостояния

 

Формирование  высокого уровня ответственности

 

Обучение  качеству

 

Низкий  культурный уровень

 

Работа  на износ

 

Неудовлетворительные  жилищные условия

 

Низкое  качество медицинского обслуживания

 

Низкий  уровень заработной платы

 

Информационная  база

 

Мотивация

 

Недостатки  в системе образования

 

Качество  жизни

 

(ИКЖ)

 

Совершенствование систем качества в организациях и  предприятиях

 

Планирование  и прогнозирование

 

Недостаточный объем частных инвестиций

 

Низкий  уровень

 

Недостаточное финансирование из бюджета

 

Низкая  культура рынка

 

Низкий  уровень ВРП

 

на  душу населения

 

Недостатки  в

 

Научный подход к управлению качеством на всех уровнях власти

 

качества  жизни

 

Стандартный анализ

 

благосостояния  населения

 

Сокращение  численности населения

 

Низкий  уровень заработной платы

 

законодательстве

 

Уровень занятости

 

качества  жизни

 

Взаимоувязка программы качества жизни с инвестиционными программами

 

Применение

 

систем  качества в обучении различным специальностям

 

Качество  образования

 

Низкий  уровень заработной платы работников образования

 

Экономическая деятельность региона

 

населения

 

Методы  управления

 

Рис. 1. Причинно-следственная диаграмма обеспечения  качества жизни

 

Управление  качеством жизни включает в себя управление основными составляющими  системы качества: качество образования, качество управления, качество экономических  систем и др. Использование обобщающего  показателя качества жизни населения  позволит давать интегральную оценку эффективности управления социально-экономическими процессами региона на основе научно разработанной программы качества (рис. 1).

 

Как видно  из рис. 1, качество жизни представляет сложную систему взаимосвязи и взаимодействия наиболее значимых факторов, оказывающих как положительное, так и отрицательное воздействие на результат и характеризующих процесс обеспечения и улучшения качества жизни.

 

Вместе  с тем понятие "качество жизни" имеет длительную историю и на протяжении многих десятилетий волнует  и занимает умы прогрессивного человечества: философов, экономистов, социологов, политологов, биологов, экологов и др. Принципы получения  высокого качества человечеству известны также очень давно. Стремление к  совершенству, к совершенству близлежащего мира – это не всегда отчётливо  понимаемые, но всегда реально существующие потребности, которые сопровождают человека в течение всей его жизни.

 

Степень удовлетворения этих потребностей не может быть ни нулевой ни стопроцентной. В связи с этим можно утверждать, что качество необходимо человеку постоянно. Именно качество – не всегда осознаваемая, часто неверно понимаемая, но всегда объективно главная, единственная цель человека. Человек страдает от низкого качества и испытывает удовлетворение от высокого качества на службе и в бизнесе, так же как и в личной жизни, где за свои действия он не получает и не рассчитывает получить средства к существованию.

 

Эта тенденция  заложена в человеке от природы: человеческий организм регулирует физиологическое  состояние так, чтобы качество этого  состояния было в высшей степени  хорошим. Когда организму это  удаётся, человек здоров. Сам человек  тоже сознательно прилагает усилия для повышения степени удовлетворения своих физических и социальных потребностей, т.е. степени соответствия определённым требованиям – качеству. По своим собственным

 

взглядам  улучшить качество жизни удаётся  человеку не всегда. Р. Сперри отмечает – парадокс сегодняшнего положения заключается в том, что практически всё, что обеспечивает лучшую жизнь и процветание человечества на краткосрочный период, ускоряет и усугубляет его конечное падение, а возможно и исчезновение. Человеческие факторы становятся основным ключом к разрешению дилеммы, т.е. потребности таковы, что требуют улучшения качества жизни, а удовлетворение потребностей в итоге приводит к ухудшению этого качества [21].

 

Результат всех усилий человека – качество жизни, представляет собой более сложное  понятие, чем "качество". Представляется интересным, как учёные трактуют "понятие  жизни". Так, математик А.А. Ляпунов  в середине XX века писал: "Жизнь  можно охарактеризовать как высокоустойчивое состояние вещества, использующее для выработки сохраняющих реакций информацию, кодируемую состоянием отдельных молекул" [14]. В настоящее время такое понимание жизни, т.е. как явления, связанного с переработкой информации, считается общепринятым. Поэтому качество жизни взаимосвязано с качеством переработки информации.

 

В XIX веке русский философ В.С. Соловьёв так  раскрывает понятие "жизнь": "Жизнь  – такой способ существования, в  котором множественность частей и различие форм данного целого связываются  целесообразно известным единством, находящимся в самом этом целом, а не полагаемым извне". Сущность жизни требует непременно, чтобы  и единство частей, и целесообразность движений имели внутреннее основание  в самом живущем, так что внешние воздействия могут только возбуждать жизнь или способствовать её проявлению, но не создавать её [23]. В таком понимании жизни ясно просматривается кибернетический подход, несмотря на то, что учёные тех времён не знали о роли информации, связывающей части в единое целое.

 

В начале XX века русский философ, выпускник  физико-математического факультета Московского университета, священник  П.А. Флоренский так сформулировал  рассматриваемую проблему: "Я  не знаю, есть ли истина или её нет. Но я всем нутром ощущаю, что не могу без неё. И я знаю, что если она  есть, то она всё для меня: и  разум, и добро, и сила, и жизнь, и

 

счастье" [24].

 

Анализ  и систематизация подходов к определению  качества жизни позволяют рассматривать  данное понятие с трёх сторон:

 

−  условия жизнедеятельности;

 

−  значимость жизни;

 

−  самооценка жизнедеятельности.

 

В первом случае "жизнь" понимается как  физические, социальные, политические условия существования человека, населения. Говоря о значимости жизни, мы имеем в виду то, что сделали  отдельные выдающиеся личности для  своих современников и потомков. Качество или значимость жизни таких  деятелей искусства и науки, как  Н.М. Карамзин, К. Брюллов, А. Эйнштейн, бесспорно было очень высоким. Вместе с тем, мы не всегда знаем, нравилась ли их жизнь самим этим людям, как они сами её оценивали. Составляющая качества жизни в этом смысле – это самоощущение или самооценка.

 

К аналогичному выводу о необходимости оценивать  качество жизни с трёх различных

 

точек зрения можно придти, если применить  к "жизни" определение "качества", установленное стандартом. В этом случае качество жизни – степень, с которой совокупность собственных  характеристик соответствует требованиям. При этом следует иметь в виду как потребности человека, так и потребности общества, которое состоит из людей – предшественников, современников и потомков данного человека. У всех них, как правило, требования к жизни различные. И с третьей стороны – потребности природы, частью которой является данная жизнь и законы которой неизбежно на эту жизнь распространяются.

 

Термин "качество жизни" появился в середине 1950-х годов, когда стало очевидно, что категория "уровень жизни" не отражает всесторонне благосостояние населения. Дело в том, что вызванный  устойчивым экономическим развитием  рост материального благосостояния населения вызвал одновременно ряд  новых нежелательных явлений, таких  как ухудшение

 

экологической обстановки и усиление социальной напряжённости. Сложилось достаточно устойчивое мнение, что экономический рост не может  служить единственным мерилом прогресса  и благосостояния, необходимо также  обеспечить создание хорошей социальной и экологической среды.

 

Первоначально понятие качества жизни носило достаточно абстрактную форму, основанную главным  образом на необходимости дополнения материального благосостояния оценками состояния экономической безопасности и негативного воздействия окружающей среды. В ходе дальнейших исследований появилось несколько систем оценки качества – от очень широких, включающих в себя практически все составляющие представлений современного человека о системе жизненных ценностей (гуманизация общества, экология, демографическая ситуация, возможность самореализации, мирное сосуществование, моральное здоровье общества, возможность получения образования и т.д.), до достаточно узких, основывающихся, прежде всего, на уровне материального благосостояния населения. Последние исследования дают основание полагать, что экономическая категория "качество жизни населения" может быть определена как "сформировавшаяся в массовом сознании оценка совокупности характеристик условий жизни населения" [1].

 

В настоящее  время проблемы оценки человеческого  капитала и его роли в увеличении объёма национального богатства  всё больше выдвигаются на передний план, хотя единые принципы исчисления этого комплексного показателя ещё  не выработаны. В упомянутом документе  отмечены принципы расчёта и учёта  основных показателей, таких как  стоимость образования, воспитания, подготовки новых работников наряду с повышением квалификации, удлинение  периода трудовой деятельности, потери в связи со смертностью, болезнями  и другими факторами. Тема взаимосвязей человеческого потенциала и экономического роста получила своё развитие в последнее  десятилетие XX века. Группа специалистов Национального научного фонда США  под руководством К.С. Карсона длительное время разрабатывала систему показателей научно-технического прогресса, в том числе и затрат на НИОКР. Накопление совокупности знаний в обществе рассматривается учёными и специалистами как важный фактор экономического роста [15].

 

Под экономическим  ростом понимается целевая функция  общественного воспроизводства, выраженная в количественном увеличении и качественном совершенствовании общественного продукта и факторов производства. Другими словами, экономический рост – это увеличение общего объёма производства в стране или регионе за определённый период. Экономический рост обычно рассматривается не только как важная экономическая цель, но и как показатель, и источник экономического развития региона и страны в целом.

 

Растущая  экономика при положительном  значении темпов экономического роста  характеризуется приростом годового реального продукта, который даёт возможность полнее и более эффективно удовлетворять постоянно возрастающие потребности общества. Увеличение реальных заработков расширяет круг возможностей для людей в реализации потребностей. Вместе с тем экономический рост позволяет обществу осуществить  новые социальные и экономические  программы без снижения существующего  уровня потребления, сокращения объёмов  инвестиций и производства общественных благ.

Информация о работе Теоретические и методологические основы обеспечения качества жизни. Стандартизация в обеспечении качества жизни