Теоретические подходы к решению проблемы безнадзорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить проблемы детской беспризорности в современной России и пути ее решения.
Задачи курсовой работы :
1.Выявить сущность детской безнадзорности.
2. Выяснить причины ее возникновения.
3. Охарактеризовать детскую безнадзорность на современном этапе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Безнадзорность несовершеннолетних, как социальная проблема
1.1.Сущность и состояние проблемы безнадзорности в России……………….6
1.2.Факторы, влияющие на рост безнадзорности в России…………………...10
2. Подходы к решению проблемы детской безнадзорности.
2.1. Правовое регулирование безнадзорности в РФ…………………………...17
2.2. Примеры деятельности социальных служб в решении проблемы безнадзорности…………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Российский государственный  социальный университет

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии

Кафедра теории и методологии  социальной работы

 

Курсовая работа

за курс

«Теория социальной работы»

на тему:

«Теоретические подходы к решению проблемы безнадзорности несовершеннолетних»

 

Выполнил

студент 3 курса

1 группы

по направлению подготовки «Бакалавр социальной работы»

Сорочинский А. К.

Научный руководитель:

кандидат философских  наук, доцент кафедры теории

и методологии социальной работы РГСУ,

профессор Медведева  Г.П.

 

Москва 2011 
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Безнадзорность несовершеннолетних, как социальная проблема

1.1.Сущность и состояние проблемы  безнадзорности в России……………….6

1.2.Факторы, влияющие на рост  безнадзорности в России…………………...10

2. Подходы к решению проблемы  детской безнадзорности.

2.1. Правовое регулирование безнадзорности в РФ…………………………...17

2.2. Примеры деятельности социальных служб в решении проблемы                               безнадзорности…………………………………………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………….27

Список литературы……………………………………………………………...29

 

Введение.

 

Актуальность. В современной  России помощь проблемным  семьям становится одной из главных задач государства. В отношении безнадзорных детей, считаются наиболее эффективными меры, носящие комплексный и профилактический характер. И благодаря большой проделанной работе по решению этой проблемы, ситуацию, угрожающею перерасти в эпидемию, удалось  стабилизировать. Государство и общество должно уделять как можно больше внимания проблеме безнадзорности. Ребенок  нуждается в защите со стороны общества и государства. Будущее нашей страны полностью зависит от подрастающего поколения. Ребенок должен реализовать свой потенциал как личность и в будущем полноправный член общества. Дети полностью не могут реализовать себя, когда находятся в условиях, ставящих их на грань существования.

Безнадзорные дети - это дети, которые остались без попечения родителей или государства, соответствующих возрасту занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Еще актуальность проблемы безнадзорности усиливает статистика последних лет, которая показывает тенденцию роста безнадзорный детей в России. В нашей стране оставляет желать лучшего эффективность работы всех структур государства, которые отвечают за решение проблем детской безнадзорности. Необходимо искать новые пути снижения остроты и негативных последствий данной проблемы.

Значительная часть безнадзорных детей  - это подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации.

 Бедность, пристрастие  родителей к алкоголю, наркотическим  веществам и просто ровнодушее родителей по отношению к своим детям, все это является факторами, приводящие ребенка к безнадзорному образу жизни. Дети, которых бросили на произвол судьбы, которые не нужны тем кто их породил, в большинстве случаев не становятся полноценными людьми, они пополняют ряды преступников, и это к сожалению неоспоримый факт. Понимая и ощущая  свою ненужность, они тянутся к тем людям, которые проявляют к ним хоть какое - то внимание. И эти люди, как правило, не преследуют благие цели. А ведь именно в детстве формируется  представление об образе жизни. А на улице обычно ничему хорошему не учат.

Безнадзорные дети –  это наша общая проблема и только вместе мы сможем одержать победу в борьбе с этим изъяном общества. Ведь от этого зависит будущее нашей страны, а если мы будем бездействовать, то наше будущее не будет безоблачным.

 Проведенное мной  исследование показывает, что проблема  безнадзорности  в России приобретает  с каждым годом глобальный характер. В современном государстве обеспечивается высокий уровень социальной защищенности безнадзорных детей  при помощи своевременной помощи различных социальных служб.

    Работа с  безнадзорными  в специализированных  учреждениях начинается с адаптации их к жизни, которая является одной из ступеней адаптации в обществе. От успешности социальной адаптации зависит судьба ребенка: вернется ли он на улицу, совершит ли противоправные действия, будет ли вести асоциальный образ жизни.   

 

Объект  курсовой работы: детская безнадзорность.

Предмет: проблема детской  безнадзорности в РФ и пути ее разрешения.

Цель курсовой работы: изучить проблемы детской беспризорности в современной России и пути ее решения.

 

 Задачи курсовой работы :

1.Выявить сущность детской безнадзорности.

2. Выяснить причины ее возникновения.

3. Охарактеризовать детскую безнадзорность на современном этапе.

4.Изучить нормативно-правовую  базу, регулирующую вопросы детской  безнадзорности.

5. Изучить теоретические  подходы к борьбе с безнадзорностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Безнадзорность несовершеннолетних, как социальная проблема.

1.1.Сущность и состояние проблемы безнадзорности в России.

 

Впервые термин «безнадзорность» в официальных документах  появился лишь в 1935 г. Но даже во времена Великой Отечественной Войны не было четкого разделения между понятиями «беспризорность» и «безнадзорность».

Не уделяется внимания четкого различия этих понятий и  в современном законодательстве. Так например в Положении о  комиссиях по делам несовершеннолетних (1967 г.),которое используется и на сегоднишний день, есть понятие безнадзорность1. Однако определение это термина отсутствует. Этих понятий нет и в кодифицированных нормативно-правовых актах, регулирующих права и обязанности несовершеннолетних (например, в Семейном кодексе, в Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе).2

Впервые в законодательстве определение понятия  «безнадзорность» введено Федеральным законом  от 24 июня 1999 г. "Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".3 В ст. 1 «Основные понятия» даны следующие определения:

«безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует  вследствие неисполнения или ненадлежащего  исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Таким образом, именно в этом Федеральном Законе впервые была проведена четкая линия между понятиями «безнадзорность» и «беспризорность», которой является отсутствие места жительства. Однако, несмотря на то, что в Законе присутствуют оба термина, меры профилактики и борьбы с этими проблемами примерно одинаковые.

Наиболее полную отличительную  характеристику беспризорности от безнадзорности дала доктор юридических наук А.М. Нечаева. К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, по мнению автора, относятся:4

- полное прекращение  всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

- проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

- добывание средств  к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

- подчинение «неписаным»  законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.

Теперь перейдем непосредственно к проблеме «безнадзорности».

Говорить о безнадзорности наверное можно начиная с 1989 года. С того момента как начался абсолютный распад и семьи, и государственных структур, которые должны заниматься детьми. Если раньше худо-бедно за ними осуществляли хоть какую - то опеку, то теперь они стали безнадзорными в полном смысле слова.

 

В настоящее время  проблема безнадзорности является одной  из актуальных. Органы государственной  власти уделяют мало внимания сфере  культуры и образования. Значительно  сократилось число различных кружков , выросли цены, и снизилась доступность для семей дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, музыкальных и художественных школ. Перестали существовать пионерские организации, многочисленные бесплатные секции. Негативное влияние оказала отмена обязательного среднего общего образования. После окончания 9-го класса многие 16-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа больше не отвечает за всеобщность образования. В последние пять лет, значительно увеличилось число никогда не учившихся детей. Детей все больше привлекает улица. Неблагоприятное влияние на социализацию детей во многом оказывают средства массовой информации, которые ведут открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании.

    Сегодня каждый  второй подросток, доставленный  в милицию, школьник. Даже по  самым приблизительным подсчетам  в стране сейчас  два миллиона подростков неграмотны, более 6 миллионов находятся в социально неблагоприятных условиях. В целях изменения ситуации работает правительственная комиссия по делам несовершеннолетних, реализуется федеральная целевая программа «Дети России». В результате удалось снизить уровень подростковой преступности на 2,9 процента. Образован институт школьных инспекторов милиции. Сегодня в образовательных учреждениях работают более 3200 специально подготовленных милиционеров. Они выполняют задачи по ранней профилактике безнадзорности  несовершеннолетних, проводят индивидуальную работу со школьниками, систематически уклоняющимися от занятий.5 Когда разводятся родители, дети оказываются в зоне риска. Дети не всегда понимают родительские конфликты, часто они расстраиваются до такой степени, что может потребоваться помощь психолога. Рождение ребенка – это чрезвычайно важно. Люди заводят детей и тут же бросают: в роддоме, на попечение родственников, нянь и т.д. Без родительской ауры ребенок уже совсем другой.

Будущее ребенка закладывается в семье. В нормальной, полноценной. По мнению психологов, педагогов и врачей, как только семья становится неполной, дети оказываются в ущербном положении, которое при наших условиях редко поддается исправлению – не формируется система влияния на детей. Один миллион обездоленных. Причина – разводы, гражданские браки и сомнительные сожительства. В настоящее время так случилось, что и на брак, и на развод смотрят одинаково – как на обыденное явление. Хорошие дети – это вершина хорошего, здорового брака.

 Самое "смешное", что на сегодняшний день в  России нет ни одной государственной  структуры, ответственной за социально-психологическое  состояние семьи.  Между многочисленными  ведомствами, занимающимися вопросами  детей, отсутствует какая-либо взаимосвязь. Нет какого-либо координационного центра, в обязанности которого входили бы разработка и осуществление стратегии деятельности государства в интересах детей. Представителей неправительственных организаций, которые добровольно взяли на себя роль контролеров, таскают по инстанциям и отчитывают за то, что они пытаются бороться за права детей, которых продолжают не обувать, не одевать, не кормить, не воспитывать, не учить, а нередко - применять к ним насилие.  Ведь ценностью любого современного государства, которое стремится называться правовым, опирается на ценности гражданского общества, заинтересовано сохранить свой народ и заботиться о его будущем, традиционно считается семья, а главной ценностью семейной жизни – дети.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Факторы, влияющие на рост безнадзорности в России.

 

    Главными факторами детской безнадзорности является нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья. Безнадзорность – это следствие обострения социально – демографических процессов, то есть увеличение старения населения, уменьшение рождаемости, увеличение внебрачной рождаемости и количества нездоровых и «отказных» детей. Количества социальных сирот и родителей, лишенных родительских прав, снижение возраста беременных девушек и криминализации несовершеннолетних, падения жизненного уровня населения, резкого обострения социального расслоения между богатыми и бедными, понижения уровня образования , отрицательного времяпрепровождения и т.д. Эти факторы приводят к необратимым негативным процессам, отклонению от общественных норм, криминализация среди несовершеннолетних, к разрушению личности.7 Важным фактором можно назвать безразличие матерей, которые оставляют своих детей, по разным причинам. Одних бросил муж и они не уверенны в своих силах, чтобы воспитать ребенка, другие являются алкоголиками и наркоманами, причин может быть очень много. Отсутствие работы у родителей, заставляет их оставлять детей в домах малютки и детских домах.

Информация о работе Теоретические подходы к решению проблемы безнадзорности несовершеннолетних