Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:53, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить проблемы детской беспризорности в современной России и пути ее решения.
Задачи курсовой работы :
1.Выявить сущность детской безнадзорности.
2. Выяснить причины ее возникновения.
3. Охарактеризовать детскую безнадзорность на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Безнадзорность несовершеннолетних, как социальная проблема
1.1.Сущность и состояние проблемы безнадзорности в России……………….6
1.2.Факторы, влияющие на рост безнадзорности в России…………………...10
2. Подходы к решению проблемы детской безнадзорности.
2.1. Правовое регулирование безнадзорности в РФ…………………………...17
2.2. Примеры деятельности социальных служб в решении проблемы безнадзорности…………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………...29
Министерство образования и науки Российской Федерации
Российский государственный социальный университет
Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
Кафедра теории и методологии социальной работы
Курсовая работа
за курс
«Теория социальной работы»
на тему:
«Теоретические подходы к решению проблемы безнадзорности несовершеннолетних»
Выполнил
студент 3 курса
1 группы
по направлению подготовки «Бакалавр социальной работы»
Сорочинский А. К.
Научный руководитель:
кандидат философских наук, доцент кафедры теории
и методологии социальной работы РГСУ,
профессор Медведева Г.П.
Москва 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Безнадзорность
1.1.Сущность и состояние
1.2.Факторы, влияющие на рост безнадзорности в России…………………...10
2. Подходы к решению проблемы детской безнадзорности.
2.1. Правовое регулирование
2.2. Примеры деятельности социальных служб в решении проблемы
безнадзорности…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Актуальность. В современной России помощь проблемным семьям становится одной из главных задач государства. В отношении безнадзорных детей, считаются наиболее эффективными меры, носящие комплексный и профилактический характер. И благодаря большой проделанной работе по решению этой проблемы, ситуацию, угрожающею перерасти в эпидемию, удалось стабилизировать. Государство и общество должно уделять как можно больше внимания проблеме безнадзорности. Ребенок нуждается в защите со стороны общества и государства. Будущее нашей страны полностью зависит от подрастающего поколения. Ребенок должен реализовать свой потенциал как личность и в будущем полноправный член общества. Дети полностью не могут реализовать себя, когда находятся в условиях, ставящих их на грань существования.
Безнадзорные дети - это дети, которые остались без попечения родителей или государства, соответствующих возрасту занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.
Еще актуальность проблемы безнадзорности усиливает статистика последних лет, которая показывает тенденцию роста безнадзорный детей в России. В нашей стране оставляет желать лучшего эффективность работы всех структур государства, которые отвечают за решение проблем детской безнадзорности. Необходимо искать новые пути снижения остроты и негативных последствий данной проблемы.
Значительная часть безнадзорных детей - это подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации.
Бедность, пристрастие родителей к алкоголю, наркотическим веществам и просто ровнодушее родителей по отношению к своим детям, все это является факторами, приводящие ребенка к безнадзорному образу жизни. Дети, которых бросили на произвол судьбы, которые не нужны тем кто их породил, в большинстве случаев не становятся полноценными людьми, они пополняют ряды преступников, и это к сожалению неоспоримый факт. Понимая и ощущая свою ненужность, они тянутся к тем людям, которые проявляют к ним хоть какое - то внимание. И эти люди, как правило, не преследуют благие цели. А ведь именно в детстве формируется представление об образе жизни. А на улице обычно ничему хорошему не учат.
Безнадзорные дети – это наша общая проблема и только вместе мы сможем одержать победу в борьбе с этим изъяном общества. Ведь от этого зависит будущее нашей страны, а если мы будем бездействовать, то наше будущее не будет безоблачным.
Проведенное мной исследование показывает, что проблема безнадзорности в России приобретает с каждым годом глобальный характер. В современном государстве обеспечивается высокий уровень социальной защищенности безнадзорных детей при помощи своевременной помощи различных социальных служб.
Работа с
безнадзорными в
Объект курсовой работы: детская безнадзорность.
Предмет: проблема детской безнадзорности в РФ и пути ее разрешения.
Цель курсовой работы: изучить проблемы детской беспризорности в современной России и пути ее решения.
Задачи курсовой работы :
1.Выявить сущность детской безнадзорности.
2. Выяснить причины ее возникновения.
3. Охарактеризовать детскую безнадзорность на современном этапе.
4.Изучить нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы детской безнадзорности.
5. Изучить теоретические подходы к борьбе с безнадзорностью.
1.1.Сущность и состояние проблемы безнадзорности в России.
Впервые термин «безнадзорность» в официальных документах появился лишь в 1935 г. Но даже во времена Великой Отечественной Войны не было четкого разделения между понятиями «беспризорность» и «безнадзорность».
Не уделяется внимания
четкого различия этих понятий и
в современном
Впервые в законодательстве определение понятия «безнадзорность» введено Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".3 В ст. 1 «Основные понятия» даны следующие определения:
«безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Таким образом, именно в этом Федеральном Законе впервые была проведена четкая линия между понятиями «безнадзорность» и «беспризорность», которой является отсутствие места жительства. Однако, несмотря на то, что в Законе присутствуют оба термина, меры профилактики и борьбы с этими проблемами примерно одинаковые.
Наиболее полную отличительную характеристику беспризорности от безнадзорности дала доктор юридических наук А.М. Нечаева. К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, по мнению автора, относятся:4
- полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;
- проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;
- добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);
- подчинение «неписаным» законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.
Теперь перейдем непосредственно к проблеме «безнадзорности».
Говорить о безнадзорности наверное можно начиная с 1989 года. С того момента как начался абсолютный распад и семьи, и государственных структур, которые должны заниматься детьми. Если раньше худо-бедно за ними осуществляли хоть какую - то опеку, то теперь они стали безнадзорными в полном смысле слова.
В настоящее время проблема безнадзорности является одной из актуальных. Органы государственной власти уделяют мало внимания сфере культуры и образования. Значительно сократилось число различных кружков , выросли цены, и снизилась доступность для семей дошкольных учреждений, образовательных заведений, домов детского творчества, детских санаториев, домов культуры, спортивных учреждений, музеев, музыкальных и художественных школ. Перестали существовать пионерские организации, многочисленные бесплатные секции. Негативное влияние оказала отмена обязательного среднего общего образования. После окончания 9-го класса многие 16-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа больше не отвечает за всеобщность образования. В последние пять лет, значительно увеличилось число никогда не учившихся детей. Детей все больше привлекает улица. Неблагоприятное влияние на социализацию детей во многом оказывают средства массовой информации, которые ведут открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании.
Сегодня каждый
второй подросток,
Будущее ребенка закладывается в семье. В нормальной, полноценной. По мнению психологов, педагогов и врачей, как только семья становится неполной, дети оказываются в ущербном положении, которое при наших условиях редко поддается исправлению – не формируется система влияния на детей. Один миллион обездоленных. Причина – разводы, гражданские браки и сомнительные сожительства. В настоящее время так случилось, что и на брак, и на развод смотрят одинаково – как на обыденное явление. Хорошие дети – это вершина хорошего, здорового брака.
Самое "смешное",
что на сегодняшний день в
России нет ни одной
1.2.Факторы, влияющие на рост безнадзорности в России.
Главными факторами детской безнадзорности является нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья. Безнадзорность – это следствие обострения социально – демографических процессов, то есть увеличение старения населения, уменьшение рождаемости, увеличение внебрачной рождаемости и количества нездоровых и «отказных» детей. Количества социальных сирот и родителей, лишенных родительских прав, снижение возраста беременных девушек и криминализации несовершеннолетних, падения жизненного уровня населения, резкого обострения социального расслоения между богатыми и бедными, понижения уровня образования , отрицательного времяпрепровождения и т.д. Эти факторы приводят к необратимым негативным процессам, отклонению от общественных норм, криминализация среди несовершеннолетних, к разрушению личности.7 Важным фактором можно назвать безразличие матерей, которые оставляют своих детей, по разным причинам. Одних бросил муж и они не уверенны в своих силах, чтобы воспитать ребенка, другие являются алкоголиками и наркоманами, причин может быть очень много. Отсутствие работы у родителей, заставляет их оставлять детей в домах малютки и детских домах.
Информация о работе Теоретические подходы к решению проблемы безнадзорности несовершеннолетних