Теоретические подходы к решению проблемы безнадзорности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить проблемы детской беспризорности в современной России и пути ее решения.
Задачи курсовой работы :
1.Выявить сущность детской безнадзорности.
2. Выяснить причины ее возникновения.
3. Охарактеризовать детскую безнадзорность на современном этапе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Безнадзорность несовершеннолетних, как социальная проблема
1.1.Сущность и состояние проблемы безнадзорности в России……………….6
1.2.Факторы, влияющие на рост безнадзорности в России…………………...10
2. Подходы к решению проблемы детской безнадзорности.
2.1. Правовое регулирование безнадзорности в РФ…………………………...17
2.2. Примеры деятельности социальных служб в решении проблемы безнадзорности…………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Минздравсоцразвития России, Федеральным агентством по здравоохранению  и социальному развитию в рамках подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  ФЦП «Дети России» были приняты  меры по поддержке деятельности субъектов  Российской Федерации по созданию единой системы учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; ресурсному обеспечению учреждений социального обслуживания семьи и детей; обеспечению реабилитационным, технологическим, бытовым оборудованием, оргтехникой, автотранспортом и сельскохозяйственной техникой.

Далее рассмотрим Закон  от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской Федерации»,13 который устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ, в целях создания правовых, социально– экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей, вводит понятие социальных служб для детей – это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально–бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ст. 4 Закона № 124 указаны цели государственной политики в интересах детей, которыми являются государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них гражданственности; формирование правовых основ гарантий прав ребенка. В целях защиты прав таких детей создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка.

Также Правительство  Российской Федерации утвердило примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реабилитации.14 В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, Примерным положением и своим уставом. Центр принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних, содействует возвращению детей в семьи; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.

 

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154,15 регламентируется образование Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленных на борьбу с безнадзорностью. Межведомственному оперативному штабу предоставляется право заслушивать на своих заседаниях по вопросам работы по предупреждению безнадзорности. Ежемесячно информировать Комиссию по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ о ходе работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Министерству внутренних дел РФ предоставляется обеспечивать координацию деятельности органов внутренних дел субъектов РФ по оперативному выявлению в общественных местах  безнадзорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по установлению личности и перевозке несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, правонарушений по месту их выявления. Министерству здравоохранения РФ осуществлять контроль за медицинским обеспечением безнадзорных несовершеннолетних. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и осуществить дополнительные мероприятия по решению проблем безнадзорности несовершеннолетних, в том числе экстренные меры по выявлению, оказанию медицинской помощи и устройству несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что государством создана нормативно-правовая база по профилактике и борьбе с безнадзорностью  несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, которые несут ответственность за благополучие и интересы детей. Необходимы материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для исполнения законов на федеральном уровне. Также   в последнее время проблема детской безнадзорности  находится в центре внимания Президента Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов государственной власти, известных политических и общественных деятелей страны и средств массовой информации.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Примеры деятельность социальных служб в решении проблемы безнадзорности.

 

    Важнейшим  направлением деятельности органов  управления и учреждений социальной  защиты населения  - это поддержка  и социальное обслуживанию семьи  и детей а также социальная  реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

    Все более  значимую роль в организации  работы с этой категорией несовершеннолетних  играет реализация  социальных  программ и акций в сфере  семейной политики для детей  и подростков, нуждающихся в особой заботе государства, клиентов учреждений социального обслуживания семьи и детей. К ним относятся традиционные  конкурсы – фестивали воспитанников и клиентов учреждений социального обслуживания.

    Организацию  этих акций осуществляет Министерство  социальной защиты населения  совместно со специалистами органов управления и учреждений социальной защиты, с муниципальными администрациями и общественными организациями. Акции проводятся в три этапа:

1 этап – организационно  – творческий, проводится на базе государственных областных учреждений социального обслуживания населения;

2 этап – отборочный, проводится окружными методическими  центрами социальной помощи семье  и детям;

3 этап – заключительный, проводится на базе оздоровительных  учреждений , выигравших открытый конкурс, объявленный Министерством социальной защиты.

    Целью проведения  областных фестиваляей – конкурса  творчества детей и подростков, нуждающихся в особой заботе  государства, клиентов учреждений  социального обслуживания семьи  и детей «Город мастеров» является создание условий для социальной реабилитации детей и подростков через раскрытие их творческих способностей, реализации возможностей творческого самовыражения.

    В ходе проведения  заключительного этапа фестиваля  проводятся выставки – конкурсы работ участников декоративно – прикладного и изобразительного направления, выступления участников литературно – музыкального направления, выставки – презентации программ социальной реабилитации детей и подростков, разработанных педагогами и специалистами учреждений социального обслуживания семьи и детей.

    На гала  – концерт победителей фестиваля  приглашаются руководители территориальных  управлений социальной защиты  населения, управленческих округов,  учреждений социального обслуживания  семьи и детей.

    Участникам, занявшим  первые три места в каждой  номинации, присуждается звание  лауреата Фестиваля с вручением  специального диплома и приза.

    Главными задачами  проведения спартакиады «Город  олимпийских надежд» является  укрепление здоровья детей и  подростков, развитие их интереса к физкультуре и спорту, создания условий для проведения реабилитации несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта, пропаганда физической культуры и спорта, олимпийского движения молодежи.

    В спартакиаде  участвуют несовершеннолетние от 7 до 15 лет, нуждающиеся в особой заботе государства, в том числе воспитанники учреждений социального обслуживания семьи и детей.

    В рамках  спартакиады проводятся мастер  – классы преподавателей физической  культуры, тренеров, инструкторов по физической культуре учреждений социального обслуживания семьи и детей.

    В ходе проведения  заключительного этапа спартакиады  проводятся соревнования по мини  – футболу, пионерболу, легкой  атлетики, гимнастики, спортивному  единоборству, стритболу, шашкам, шахматам, настольному тетрису, дартсу, трейллу, конкурсы на лучший рисунок, плакат, сувениры по олимпийской тематике, на лучшее знание Олимпийских игр, на лучшую олимпийскую символику.

    Победители  и призеры в личном и командном  первенстве каждого отдельного вида спорта награждаются грамотами и медалями. Учреждения социального обслуживания, представившим лучшие команды, вручается памятный приз.

    Целью проведения  фестиваля подростков «Патриоты  России» является создание условий для гражданского и патриотического воспитания подростков из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, развитие у них стремления к выполнению своего долга перед Отечеством в важнейших сферах жизни общества.

    При отборе  преимущество отдается кандидатам, прошедшим курс начальной военной подготовки, занимающимся в военно – патриотических клубах и секциях.

    Заключительный  этап фестиваля проводится в  условиях оборонно – спортивного  лагеря «Патриоты России» с  использованием материально –  технической базы Екатеринбургского высшего артиллерийского командного училища.

    В рамках  заключительного этапа фестиваля  предусмотрены соревнования по  военно – прикладным видам  спорта, смотр строя и песни,  армейский биатлон, соревнования  на полосе препятствий, соревнования  по стрельбе, сдача армейских нормативов, спортивные соревнования, конкурсы «Боевых листков», патриотической песни, патриотического плаката, авторского патриотического стихотворения.

    Подведение  итогов фестиваля производится  по военно – прикладной, спортивной и творческой программам отдельно по каждому виду соревнований и конкурсов. Победители награждаются грамотами дипломами. В командных видах соревнований команд, занявшие 1 – 3 места, награждаются грамотами и призами. Всем участникам фестиваля вручаются памятные знаки.

    Пятилетняя  история проведения Министерством  социальной защиты населения  социальных акций в сфере семейной  политики подтверждает конкурсов  и фестивалей в профилактике  детского неблагополучия, эффективность  социальной реабилитации детей  и подростков, нуждающихся в особой заботе государства.17

Также в целях совершенствования  деятельности подразделения по делам  несовершеннолетних по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов  МВД РФ принят приказ от 13 мая 2003г. № 323дсп «Об утверждении Наставления о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». 18Настоящее наставление определяет основные формы и порядок взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел в пределах, установленных законодательством РФ полномочий, общих задач и функций, связанных с предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений несовершеннолетних, профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

    Эффективная  борьба с безнадзорностью детей затруднена по следующим причинам:

- в российском законодательстве  отсутствует уголовная ответственность  за сводничество и сутенерство;

- в России узаконены  самые низкие в Европе возрастные пороги ( от 14 лет ), начиная с которых разрешены сексуальные контакты с несовершеннолетними;

- уголовно – процессуальные  нормы по защите свидетелей  и пострадавших недостаточно  эффективны, что приводит к отказу  несовершеннолетних давать показания против сексуальных насильников.

    Для борьбы  с данной проблемой необходимо:

- внедрить новые инновационные  модели семейного устройства  детей, оставшихся без попечения  родителей ( приемные семьи, семейные  группы );

- обеспечить учет реальных расходов семей на содержание  и воспитание детей в государственной политике в области оплаты труда, налоговой политике, а также при реформировании образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, жилищно – коммунального хозяйства;

- создать федеральное  министерство по работе с семьей  и молодежью, а также управленческие  структуры на регионально уровне;

- вернуться к разработке  законопроекта о профилактике  насилия в семье и обществе;

- разработать законодательную  основу формирования ювенальной юстиции и введения института уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации;

    Поддержать  принятие законопроекта «О внесении  изменений и дополнений в Уголовный  кодекс Российской Федерации»  в части повышения уголовной  ответственности за нравственное растление, сексуальное совращение и эксплуатацию несовершеннолетних;

- заключить международные  договоры со странами СНГ по  вопросам сотрудничества в области  обеспечения прав беспризорных  детей.

    Необходимо  определить государственные минимальные стандарты организации работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми. Установить, таким образом, категории детей, нуждающихся в государственной защите, круг вопросов, который обязан выполнять орган опеки и попечительства, количественный норматив специалистов, выполняющих эту работу.19

 

Заключение.

 

   Эта курсовая  работа была посвящена исследованию проблемы безнадзорности несовершеннолетних в России. Проблема безнадзорности, явление, возникшее очень давно, в результате войн, голода, стихийных бедствий, эпидемий и других потрясений. Выявив факторы, формирующие проблему можно сказать, что «социальное дно»  включает в себя не только нищих и бомжей, но и безнадзорных детей. Этот факт заставляет задуматься о мерах, которые принимаются для предотвращения и ликвидации данной проблемы. Существование множества законов по профилактике  безнадзорности в России, различных мероприятий со стороны органов опеки и попечительства, множества организаций социальной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Информация о работе Теоретические подходы к решению проблемы безнадзорности несовершеннолетних