Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:53, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить проблемы детской беспризорности в современной России и пути ее решения.
Задачи курсовой работы :
1.Выявить сущность детской безнадзорности.
2. Выяснить причины ее возникновения.
3. Охарактеризовать детскую безнадзорность на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Безнадзорность несовершеннолетних, как социальная проблема
1.1.Сущность и состояние проблемы безнадзорности в России……………….6
1.2.Факторы, влияющие на рост безнадзорности в России…………………...10
2. Подходы к решению проблемы детской безнадзорности.
2.1. Правовое регулирование безнадзорности в РФ…………………………...17
2.2. Примеры деятельности социальных служб в решении проблемы безнадзорности…………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………...29
Минздравсоцразвития России, Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию в рамках подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЦП «Дети России» были приняты меры по поддержке деятельности субъектов Российской Федерации по созданию единой системы учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; ресурсному обеспечению учреждений социального обслуживания семьи и детей; обеспечению реабилитационным, технологическим, бытовым оборудованием, оргтехникой, автотранспортом и сельскохозяйственной техникой.
Далее рассмотрим Закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,13 который устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных конституцией РФ, в целях создания правовых, социально– экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, детей находящихся в трудной жизненной ситуации. Закон предусматривает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей, вводит понятие социальных служб для детей – это организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей, социальной поддержке, оказанию социально–бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В ст. 4 Закона № 124 указаны цели государственной политики в интересах детей, которыми являются государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них гражданственности; формирование правовых основ гарантий прав ребенка. В целях защиты прав таких детей создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка.
Также Правительство Российской Федерации утвердило примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реабилитации.14 В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, Примерным положением и своим уставом. Центр принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности несовершеннолетних, содействует возвращению детей в семьи; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154,15 регламентируется образование Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленных на борьбу с безнадзорностью. Межведомственному оперативному штабу предоставляется право заслушивать на своих заседаниях по вопросам работы по предупреждению безнадзорности. Ежемесячно информировать Комиссию по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ о ходе работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних. Министерству внутренних дел РФ предоставляется обеспечивать координацию деятельности органов внутренних дел субъектов РФ по оперативному выявлению в общественных местах безнадзорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по установлению личности и перевозке несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, правонарушений по месту их выявления. Министерству здравоохранения РФ осуществлять контроль за медицинским обеспечением безнадзорных несовершеннолетних. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и осуществить дополнительные мероприятия по решению проблем безнадзорности несовершеннолетних, в том числе экстренные меры по выявлению, оказанию медицинской помощи и устройству несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что государством создана нормативно-правовая база по профилактике и борьбе с безнадзорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, которые несут ответственность за благополучие и интересы детей. Необходимы материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для исполнения законов на федеральном уровне. Также в последнее время проблема детской безнадзорности находится в центре внимания Президента Российской Федерации, законодательных и исполнительных органов государственной власти, известных политических и общественных деятелей страны и средств массовой информации.16
2.2. Примеры деятельность социальных служб в решении проблемы безнадзорности.
Важнейшим
направлением деятельности
Все более
значимую роль в организации
работы с этой категорией
Организацию
этих акций осуществляет
1 этап – организационно – творческий, проводится на базе государственных областных учреждений социального обслуживания населения;
2 этап – отборочный,
проводится окружными
3 этап – заключительный,
проводится на базе
Целью проведения
областных фестиваляей –
В ходе проведения
заключительного этапа
На гала
– концерт победителей
Участникам, занявшим
первые три места в каждой
номинации, присуждается
Главными задачами проведения спартакиады «Город олимпийских надежд» является укрепление здоровья детей и подростков, развитие их интереса к физкультуре и спорту, создания условий для проведения реабилитации несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта, пропаганда физической культуры и спорта, олимпийского движения молодежи.
В спартакиаде участвуют несовершеннолетние от 7 до 15 лет, нуждающиеся в особой заботе государства, в том числе воспитанники учреждений социального обслуживания семьи и детей.
В рамках
спартакиады проводятся мастер
– классы преподавателей
В ходе проведения
заключительного этапа
Победители
и призеры в личном и
Целью проведения
фестиваля подростков «
При отборе
преимущество отдается
Заключительный
этап фестиваля проводится в
условиях оборонно –
В рамках
заключительного этапа
Подведение итогов фестиваля производится по военно – прикладной, спортивной и творческой программам отдельно по каждому виду соревнований и конкурсов. Победители награждаются грамотами дипломами. В командных видах соревнований команд, занявшие 1 – 3 места, награждаются грамотами и призами. Всем участникам фестиваля вручаются памятные знаки.
Пятилетняя
история проведения
Также в целях совершенствования деятельности подразделения по делам несовершеннолетних по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов МВД РФ принят приказ от 13 мая 2003г. № 323дсп «Об утверждении Наставления о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». 18Настоящее наставление определяет основные формы и порядок взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел в пределах, установленных законодательством РФ полномочий, общих задач и функций, связанных с предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений несовершеннолетних, профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.
Эффективная борьба с безнадзорностью детей затруднена по следующим причинам:
- в российском законодательстве
отсутствует уголовная
- в России узаконены самые низкие в Европе возрастные пороги ( от 14 лет ), начиная с которых разрешены сексуальные контакты с несовершеннолетними;
- уголовно – процессуальные нормы по защите свидетелей и пострадавших недостаточно эффективны, что приводит к отказу несовершеннолетних давать показания против сексуальных насильников.
Для борьбы с данной проблемой необходимо:
- внедрить новые инновационные
модели семейного устройства
детей, оставшихся без
- обеспечить учет реальных расходов семей на содержание и воспитание детей в государственной политике в области оплаты труда, налоговой политике, а также при реформировании образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, туризма, жилищно – коммунального хозяйства;
- создать федеральное
министерство по работе с
- вернуться к разработке законопроекта о профилактике насилия в семье и обществе;
- разработать законодательную основу формирования ювенальной юстиции и введения института уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации;
Поддержать
принятие законопроекта «О
- заключить международные
договоры со странами СНГ по
вопросам сотрудничества в
Необходимо определить государственные минимальные стандарты организации работы органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми. Установить, таким образом, категории детей, нуждающихся в государственной защите, круг вопросов, который обязан выполнять орган опеки и попечительства, количественный норматив специалистов, выполняющих эту работу.19
Эта курсовая
работа была посвящена исследов
Информация о работе Теоретические подходы к решению проблемы безнадзорности несовершеннолетних