Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:53, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучить проблемы детской беспризорности в современной России и пути ее решения.
Задачи курсовой работы :
1.Выявить сущность детской безнадзорности.
2. Выяснить причины ее возникновения.
3. Охарактеризовать детскую безнадзорность на современном этапе.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Безнадзорность несовершеннолетних, как социальная проблема
1.1.Сущность и состояние проблемы безнадзорности в России……………….6
1.2.Факторы, влияющие на рост безнадзорности в России…………………...10
2. Подходы к решению проблемы детской безнадзорности.
2.1. Правовое регулирование безнадзорности в РФ…………………………...17
2.2. Примеры деятельности социальных служб в решении проблемы безнадзорности…………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы……………………………………………………………...29
Отсутствие стабильности жизни в страны наносит удар по обществу, семье, а в конечном итоге – по ребенку. Периодически возникающий интерес к проблемам семьи и детства обусловлен снижением рождаемости, повышением смертности, сокращением численности несовершеннолетних, в общей совокупности численности населения нашей страны и рядом других причин. В результате падения авторитета норм морали и нравственности происходит разложение социальных отношений, снижается уровень общественного контроля. Следствием этого становятся разрушение браков, преступность несовершеннолетних, увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, и другие негативные социальные явления. В этих условиях особую тревогу вызывает подрастающее поколение, формирование его жизненных принципов и создание достойных условий для его существования и развития.8
Опрошенные, социальными
работниками дети были
Один из
основных факторов этой
Снижение роли семьи в формировании личности, ухудшение условий жизни и воспитания детей в родном доме – это факты, имеющие место в наше время. Многие родители осознают недостаточность своих педагогических знаний, наличие проблем в общении с детьми. В ходе семейного воспитания имеют место неумение родителей управлять собой, скрытый родительский авторитаризм, ведущий к неуважению личности ребенка, формированию комплекса родительской неполноценности по отношению к детям.10 Ребенок пытается избегать взаимодействия с родителями, считает нужным просто уйти из дома, ищет способ, чтобы разрешить конфликт в семье – на улице.
Весомый фактор, который формирует проблему безнадзорности является неподготовленность будущих родителей к рождению, воспитанию и обеспечению своих будущих детей. Осознанное выполнение родителями своих функций и обязанностей по отношению к детям предполагает наличие у них знаний, умений и навыков реализации воспитательного процесса, а так же, выработанное на их основе, собственное отношение к проблемам воспитания и развития личности их ребенка.
Осознанное родительство определяется нами как осознание себя в роли родителя, а также теоретическая и практическая готовность к созданию семьи и воспитанию детей. Осознанное родительство включает:
- осознание ответственности за себя и близких людей (супруга, детей), за воспитание своих детей;
- мотивацию на рождение полноценных детей, их достойное воспитание и семейное долголетие;
- этико – психологическую готовность молодых людей к браку;
- адекватные реальности
представления о семье,
- знания и умения организовывать эмоционально – благоприятный психологический климат в семье.
Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру у своих родителей. Только в семье человек получает свой первый социальный опыт, усваивает правила и нормы поведения. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение фактически всех его потребностей, в том числе потребности в любви и привязанности, в безопасности и защите.
Выделяют три группы факторов:
1) биогенные – неблагоприятная наследственность;
2) психогенные – противоречия
между физиологическим ростом
и психическим созреванием (
3) социогенные – экономическое
неблагополучие семьи,
В процессе
обучения особого внимания
Рассматривая неуспеваемость, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.А.Смирнов выделяют две основные группы причин: объективные (непосильный объем знаний, несовершенство методов обучения) и субъективные (психологические особенности учащихся).Анализируя психологические особенности учащихся (субъективные причины), Л.С. Славина выявила, что наиболее многочисленной группой неуспевающих являются педагогически запущенные дети.
Причины порождающие
неуспеваемость самые
Оказалось,
что у некоторых учащихся
Исследования
психологов показывают, что если
существенные изменения в
Известно, что
одна из существенных
Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда же подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит «внутренний отход от школы». Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.
Как показывают
психологические исследования, основная
причина такого «отхода от
школы» заключается в
Одним из
резервов повышения
Одна из
таких потребностей подростка
– познавательная потребность.
При ее удовлетворении у него
формируются устойчивые
Существенное
значение при отрицательном
Таким образом, рассматривая основные факторы возникновения безнадзорности и способы преодоления их неуспеваемости и недисциплинированности, необходимо формирование психологической компетентности субъектов образовательного процесса.11
2.1. Правовое регулирование безнадзорности в РФ.
Для успешного решения проблем безнадзорности, государству и обществу необходимо ясно представить причины возникновения и роста детской безнадзорности.
Главным нормативным
актом, регулирующим профилактическую
деятельность в отношении
К достоинству данного закона можно отнести хорошо выстроенную и продуманную систему принципов, на которых базируется деятельность органов и учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 2). Реализации принципов способствуют и закрепленные законодателем в ст. 2 задачи. Закон устанавливает перечень органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст. 4). Самостоятельная глава (гл. 2) посвящена основным направлениям их деятельности. Принципиально новым является то, что в Законе уделено внимание вопросам, которые связанны с правовым статусом несовершеннолетних, в отношении которых проводится профилактическая деятельность; обеспечению защиты их прав и интересов. Так, установлен исчерпывающий перечень категорий лиц, в отношении которых может проводится индивидуальное предупреждение (ст. 5), определены их права (ст. 8), основания проведения индивидуальной профилактической работы (ст. 6).
Особенностью
данного Закона является
К проблемам
Закона следует отнести
В 2006 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ продолжило совершенствование нормативной правовой базы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Министерство приняло участие в подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РСФСР по вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Информация о работе Теоретические подходы к решению проблемы безнадзорности несовершеннолетних