Теории выбора брачного партнера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:21, реферат

Описание работы

Сегодня женщины все чаще сталкиваются с такими кризисными ситуациями, выход из которых требует помощи компетентных специалистов - социальных работников, психологов, педагогов, способных не только разобраться в этих ситуациях, выявить причины их возникновения и возможные последствия, но и подобрать наиболее рациональный путь выхода из кризиса. В настоящее время жертвы семейного насилия могут обратиться за помощью практически в любой их государственных центров социального обслуживания семьи и детей.

Файлы: 1 файл

семьеведенье.docx

— 93.86 Кб (Скачать файл)

Женщина добровольно всходила на костёр, так  как считалось, что она уходит в иной мир вместе с мужем, и  там они будут дальше жить. Этот акт самопожертвования расценивался обыденно, как уход в лучший мир  вместе с любимым человеком. Разве  это не поэтично? Разве есть сегодня  такая любовь? Разве мы так теперь чувствуем?

Как ни забавно это звучит, но термин «семья» на древнерусском языке  означал «товарищество, основанное на договоре, соглашении». В некоторых  списках узаконений слово «семья»  заменялось словом «артель». Получается, что сегодняшние модные брачные  договора, не что иное, как вольная  интерпретация слова «Брак». За тем  лишь исключительным моментом, что  сегодняшние брачные договора регламентируют право на имущество при разводе, а сакральное значение «брака» в  языческой среде имеет другое значение. Брак понимается как сделка между родителями невесты и женихом. Этот обряд покупки имеет множественную  обрядовую форму. Нелепым считаем  мысль о том, что родители сами выбирали молодым пару. Это не совсем так, в отголосках 19 века родители и  правда могли насильственно женить молодых, прикрываясь пословицей «стерпится, слюбиться». Даже не хочется упоминать  Аракчеева, а именно он опошлил эту  традицию до неузнаваемости, женя по спискам  не учитывая ни возраст, ни родство. В  языческую пору не могло быть преград  любви. Обычно молодые сговаривались  перед Купальскими праздниками, предварительно присматриваясь к друг другу, и естественно нужно родительское благословление. Так, скажем, в более поздней период, межсословные браки были возможны, но по ряду причин затруднительны. Родители лишь обрядово заключали сделку, и старались не противиться воле молодых.

Источники свидетельствуют о существовании  в это время различных способов заключения брака. Один из наиболее древних  – похищение невесты женихом. Похищение могло быть как действительным, так и формальным, мнимым. Последнее  случалось тогда, когда родители и невеста были согласны на брак еще до похищения.

Обряд похищения невесты «у воды» совершался на праздниках в честь богини «женитвы»  Лады, которые начинались ранней весной, «на Красную горку», и продолжались до середины лета – дня Купальской ночи. Лада считается покровительницей семейного очага. До замужества, девушки  обращались к Лели, дочери Лады. После  замужества – исключительно к  Ладе. Считалось, что пространство в  доме относится к управлению Женщины, поэтому Ладу боготворили только замужние девушки. Об этом сохранились  свидетельства в «Домострое»: «женщина доминировала во внутреннем пространстве — доме и семье». Хоть в «Домострое»  много христианского, но там легко  читаются языческие коды, которые  нас очень интересуют. Так термин семья в ее современной трактовке  «Домострой» не знает. Он использует слово «дом», обозначая его как  некое единое хозяйственное и  духовное целое, члены которого находятся  отношениях господства-подчинения, но являются необходимыми для нормальной жизни домашнего организма.

С течением времени сговор с невестой все чаще стал предшествовать ее уводу. Летописи сообщают, что славяне имели  обычай похищать себе на игрищах тех  невест, с которыми они сговорились. «…И ту умыкаху жены собе, с нею  же кто съвещашеся», – рассказывала об «умыкании у вод» невест «Повесть временных лет».

Выше  мы уже упоминали, что по некоторым  свидетельствам слово «брак», заменялось словом «артель». Артель в сегодняшнее  понимании, это торговое предприятие. Но, как видно из этимологии слова, артели были семейными. Это удивительно  ложиться на представление о ремесленной  языческой Руси. Знание, и ремесло  передавалась в языческой среде  от отца к сыну, от матери к дочери. Каждый род владел знаниями в какой  либо профессии и родовое ведение  торговых дел и есть слово «артель». Получатся, что род это специализированное производство. Каждый член рода это  важный элемент в артели (семье). Может поэтому сегодняшние семьи, где муж и жена занимаются различными делами и не знают лада? Или не знают богиню Ладу? Так, думаем, более  понятно.

Так кто же был главным в семье? На этот вопрос можно ответить так, только учитывая градации в семье, можно  определить главенство. Родом управляли  Большак с Большухой. Большак  это глава рода, самый старший  в роду. Большуха же по «Домострою»: «в семьях главную роль играла «большуха» — старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись  все младшие мужчины большой  семьи». И в каждой отдельной семье  мужчина играл главенствующую роль. Получатся, что структура власти в семье не так однородна, как  казалось бы. Но, принцип патриархата, имел место быть. Это отслеживается  в правовых отношениях, которые засвидетельствованы  в языческой Руси и в первые века двоеверия. О главенстве в семье  мужчины рассказывает придворный врач англичанин Самуил Коллинс, он сообщал, что и в XVII веке невеста совершала  такой обряд: в знак покорности она  должна была снять с будущего мужа сапоги. В один сапог жених клал плетку, а в другой – драгоценный  камень или монету. Если девушке  удавалось снять сначала тот  сапог, в котором находилась монета, то невесту считали счастливой. Если в сапоге оказывалась плетка, счастья  ей не обещали и говорили, что  всю жизнь ей придется угождать мужу. При этом жених в знак своей  власти над женщиной ударял свою будущую  спутницу жизни плетью по спине.

Но, роль жены и матери в Домострое  оценивалась высоко. Жена в Домострое  является регулятором эмоциональных  отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность.

Обязанность главы семьи — забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе  и духовном, его членов. Жена обязана  сама заниматься рукоделием и знать  всю домашнюю работу. Кроме того, она занимается воспитанием и  обучением дочерей (обучение сыновей  — обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строительством», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семейные проблемы ежедневно и наедине. Отсюда сор  из избы, выносить не принято. Это закреплено и доселе в свадебной обрядовой  игре «Сор», которую проводят на второй день свадьбы.

Семья для язычника славянина, это целый  мир. Его мир и продолжение  рода, благополучие в семье и многое другое, стоит выше общественного. Даже в войну, мужчин последних в роду в атаку отправляли последними. Но, существует и левират — обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Этот обычай был широко распространён на Руси вплоть до 16 века. Архаичность этого обычая восходит к древним временам, когда на брате  умершего родича лежит полная ответственность  за детей и супругу погибшего. Семей одиночек, просто не было, это  нонсенс. Род не мог выкинуть вдову  с детьми на улицу. И поэтому, мы на это указывали выше, что изгнание из рода, было самым тяжёлым наказанием, которое практически приравнивалось к смертной казни.

Поэтому на Руси брат стоял за брата, отец за сына. Это был единый организм. Отголоски  этого мы находим в древнем  обычае прекращать всю работу, если в роду кто-нибудь умер. С точки  зрения сегодняшних отношений в  семье, такие обычаи на первый взгляд кажутся странными, но как мы понимаем проблему сегодняшней семьи, именно семьи с одним родителем, и  являются корнем проблемы. Ну кто, кроме  кровного брата позаботиться о вдове  и собственных племянниках. Такой  обычай сохраняет целостность семьи  и оставляется духовную преемственность  рода. А это для язычников было чрезвычайно важно.

Отношения между родителями и детьми в славянских семьях языческого периода строились  на признании власти родителей над  детьми. «Домострой» Указывает на этот же факт: «Главная обязанность  детей — любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности»  но добавляет нужную для понимания  роли приемствености в языческих  семьях момента «и забота о них  в старости».

Именно  преемственность родства, ремесла  или дела и является основой основ  славянской языческой семьи.

Мы  рассмотрели многие аспекты славянской языческой семьи, которые позволяют  нам судить о следующем. В каждом роду есть большак, который регламентирует отношения в семье и трудовые обязанности. В семье главный  мужчина. Семья живёт в любви  и ладу по взаимному согласию супругов, но с разрешения (позволения) родителей. Обязанности в их доме распределены между супругами. Жена слушается  мужа. Дети, слушаются родителей  и следуют их воспитанию.

При любых внешних опасностях, сохранность (целостность) рода ставится превыше  всего.

Как мы видим, славянская языческая семья  это целостный организм, с конкретно  распределенными ролями и обязанностями, где разрыв с родом, был практически  не возможен, даже после смерти. Поэтому, знания и традиции, передавались из поколения в поколение. Поэтому  Родовые знамёна, в западной традиции герба, сохранились даже до позднего средневековья. По знамёнам (определенные родовые символы) рода и отличали славяне кто из кого рода племени. А, зная это, уже знали о человеке очень многое. Чем занимается, кто  большак рода и т.п. Без таких  отношений в семье, нельзя было сохранить  целостность традиции, поэтому в  следующей главе мы постараемся  дать максимум рекомендаций, как создать  по языческим меркам хорошую семью. Какие обряды и символы для  этого необходимы, как лучше разграничить обязанности в семье и многое другое. Надеюсь, знания предков, помогут  нам сегодня возродить самое  нужное – семью!

СЕМЬЯ  В СОВЕТСКИЙ  ПЕРИОД

Семья и брак в  Советской России 

 

Перейдем теперь к анализу  эволюции/революции семьи и семейных отношений в период после Октябрьской  революции 1917 года. Социокультурные  изменения ХХ века отличались тотальным, всеобщим характером, распространяясь  практически на все сферы человеческой жизни, включая систему ценностей, модели поведения, адаптационные стратегии  личности, формы семьи, модели семейных отношений, гендерные роли мужчины  и женщины.

Интенсивность динамики социокультурной  среды превышала исторические аналоги, требуя новых адаптационных стратегий, превращая в «музейные экспонаты», бессмысленные на новых отрезках исторической динамики нормы, ценности, социальные позиции, модели повседневного  существования. Для характеристики России как переходного общества вполне применим термин известного исследователя  общества модерна У. Бека «halbmoderne Gesellschaft»  – полусовременное общество .

В связи с этим вполне уместным представляется и характеристика, данная российскому социуму А.С. Ахиезером. Существуют традиционные общества, которые пытаются сохранить основы традиционализма, веру в возможность  жить по мифологическим циклам, пытаясь  их сочетать с достижительными ценностями. К этим странам можно было причислить и Россию, но с одной важной оговоркой. В России не сложились эффективные  институты, способные обеспечить бесконфликтное сотрудничество, диалог между ценностями сообществ, ставших на путь модернизации традиционного типа, и ценностями идеологического общества, не выявилась  достаточно развитая способность преодолевать исторически сложившийся в стране раскол между архаичной и достижительной культурами .

В постреволюционной, советской  России/СССР огромные массы людей  оказались затронуты процессом  массовой маргинализации, заключавшемся  преимущественно в утрате прошлого социального статуса и неопределенности статуса нынешнего, более или  менее резком разрыве с социокультурной  традицией, проявившемся, в том числе  в отношении семьи, содержательного  наполнения гендерных ролей и  модели репродуктивного воспроизводства  человека.

Социальный институт семьи  в России в послереволюционный период претерпел существенные изменения. После Октябрьской революции 1917 года в России/СССР стали распространяться идеи женского равноправия, которые  наиболее четко артикулировали две  «музы» русской революции – Инесса Арманд и Александра Коллонтай . Они  говорили о браке как о любовном и товарищеском союзе двух равных членов коммунистического общества, свободных и одинаково независимых.

Коллонтай писала, «что современная  семья утратила свои традиционные экономические  функции, а это означает, что женщина  вольна сама избирать себе партнеров  в любви». В 1919 году вышел ее труд «Новая мораль и рабочий класс», основанный на сочинениях немецкой феминистки Греты Майзель-Гесс. Коллонтай утверждала, что женщина должна эмансипироваться не только экономически, но и психологически. Идеал «великой любви» («grand amour») трудно достижим, в особенности для мужчин, поскольку он входит в противоречие с их жизненными амбициями. Чтобы  стать достойной идеала, личности следует пройти период ученичества, в виде «любовных игр» или «эротической дружбы», и освоить сексуальные  отношения, свободные и от эмоциональной  привязанности, и от идеи превосходства  одной личности над другой.

Коллонтай полагала, что  только свободные и, как правило, многочисленные связи могут дать женщине возможность сохранить  свою индивидуальность в обществе, где господствуют мужчины (обществе патриархата). Приемлема любая форма  сексуальных отношений, но предпочтительнее «последовательная моногамия», каждый раз основанная на любви или страсти  смена брачных партнеров, серийных отношений мужчин и женщин.

В качестве наркома государственного призрения она устраивала общественные кухни как способ «отделить кухню  от брака». Заботу о воспитании детей  она тоже хотела возложить на общество. Она предрекала, что со временем семья отомрет, и женщины научатся заботиться о всех без разбора  детях, как о своих собственных .

Да и лидер РСДРП (б) и Советского государства В.И. Ленин, хотя и не разделял теорию и практику свободной любви, придавал большое  значение обобществлению материальной стороны быта, созданию общественных столовых, яслей, детских садов, которые  он называл «образчиками ростков  коммунизма». Это «те простые, будничные, ничего пышного, велеречивого, торжественного не предполагающие средства, которые  на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной по ее роли в общественном производстве и общественной жизни».

Информация о работе Теории выбора брачного партнера