Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 17:21, реферат
Сегодня женщины все чаще сталкиваются с такими кризисными ситуациями, выход из которых требует помощи компетентных специалистов - социальных работников, психологов, педагогов, способных не только разобраться в этих ситуациях, выявить причины их возникновения и возможные последствия, но и подобрать наиболее рациональный путь выхода из кризиса. В настоящее время жертвы семейного насилия могут обратиться за помощью практически в любой их государственных центров социального обслуживания семьи и детей.
Советское государство с первых дней своего существования приступило к активному реформированию гражданского законодательства, в том числе в части, регулирующей брачно-семейные отношения. Прежде всего из процесса этой регуляции была исключена Православная церковь. Так, уже в 1917 году «18 декабря отнята у церкви регистрация рождений и браков. 20 декабря введен гражданский брак как единственно имеющий юридическую силу» .
Хотя официально аборты не
были узаконены, в первые три года
Советское правительство
Говоря о новом
Обсуждение проекта нового
кодекса законов о браке и
семье в начале 20-х годов сопровождалось
призывами к отмене любых форм
регистрации брака, в том числе
и светской государственной регистрации:
«Уничтожая суеверие необходимости
церковного венчания для законности
брака, нет надобности заменять его
другим суеверием – необходимости
облечения свободного союза женщины
и мужчины в форму
Второй советский кодекс
законов о браке, семье и опеке
был принят в 1926 году. В целом кодекс
продолжал западническую
Заметим, что в первое
десятилетие советской власти в
нашу жизнь и соответственно в
русский язык вошла гендерно ориентированная
часть новояза, касающаяся, прежде всего,
положения женщин и их участия
в строительстве социализма/
Мы знаем, что марксистская
идеология не содержит никаких доказательств
в пользу сохранения семьи; скорее она
приводит к противоположному выводу.
В первые дни революции было распространено
мнение, что семья – это не
более как «буржуазный
Так, видный российско-американский
социолог П.А. Сорокин в статье «О
влиянии войны», опубликованной в
журнале «Экономист» № 1 за 1922 год,
представил следующие данные по состоянию
петроградской семьи после
Затем наступила столь
сильная реакция, что посредством
законодательства стало осуществляться
гораздо более сильное
Институт семьи, пошатнувшись
в 1920-е годы, когда в СССР были
еще сознательные марксисты, а сам
марксизм еще не прошел через полосу
перерождений, на волне сталинского
термидора уже в 1930-е годы не только
полностью восстанавливает, но даже
укрепляет свои позиции. В Советском
Союзе не только не проявилось сколь-либо
значимой тенденции к отмиранию
государства, что должно было произойти
согласно марксистской теории, но проявилась
прямо противоположная
Недаром во все времена, начиная с Античности, стабильные семейные отношения считались мощным политическим стабилизирующим фактором. Монархи и политические диктаторы, пытаясь консолидировать общество под своим руководством, взывали к семейным ценностям, сравнивая государство с одной большой семьей, рассматривая себя как «отца нации» или «Большого Брата».
В процессе установления сталинской
диктатуры усилились
Находящемуся во врвждебном
капиталистическом окружении
Советское правительство во второй половине 30-х годов, как осознанно, так и неосознанно обратилось к российским социокультурым традициям, отойдя от одержимости идеей практичекого воплощения мировой революции, полной и повсеместной переделки мира. В армии вводились погоны и офицерские звания старой русской армии, красных командиров учили танцам и правилам поведения в обществе, в общественных садах заиграли духовые оркестры. Это был частичный поворот к прошлому, к тому старому миру, который пользовался столовыми приборами и танцевал на балах. Оказалось, что переделать мир и быт человека во всех его проявлениях не всегда нужно, часто старое лучьше. Это был, как говорят историки, «консервативный откат», который означал кроме всего прочьего, переход к консервативной, охранительной политике в отношении семьи.
Этот откат, наступающий рано или поздно после любой революции, был лишь частичный, церковное венчание как обязательный элемент социокультурной легитимации брака, не восстановили, но семью стали защищать на заседаниях парткомов и профкомов , в стране были запрещены аборты, чуть ли не еинственная тогда форма регулирования рождаемости и планирования советской семьи.
Вообще в истории наблюдается
общая закономерность, связывающая
степень традиционализма
В этом вопросе соверешенно
непримеримо встечаются интересы, симпатии
и антипатии социальных консерваторов
и либералов. В качестве одного из
наиболее чистых примеров консервативного,
охранительного, мы бы даже сказали
сохранительного подхода к
Мы позволим себе процитировать внушительный отрывок из статьи, опубликованной 14 октября 1931 года в ежедневной национал-социалистической газете «Фолькишер Беобахтер» («Народный обозреватель»): «Сохранение уже существующих больших семей определяется социальным чувством, сохранение формы большой семьи определяется биологической концепцией и национальным характером. Большую семью необходимо сохранять… потому что она является важной и необходимой частью немецкого народа.
Большая семья важна и
необходима не только потому, что только
она может обеспечить сохранение
населения в будущем, но еще и
потому, что национальная мораль и
национальная культура находят в
ней самую сильную поддержку.
Сохранение существующих больших семей
и сохранение формы большой семьи
суть две нераздельные проблемы. Сохранение
формы большой семьи диктуется
национальной, культурной и политической
необходимостью… Прекращение
Да, это размышления немецких социальных консерваторов, реноме которых изрядно подпорчено самой историей Германии того периода, но опровегнуть их трудно, в них заложана не только забота о выживании нации, но и самого человека как биологического вида.
В послевоенной Германии постепенно
повышается уровень жизни, а с
ним и уровень массового
Большая патриархальная семья
стала исчезающим историческим анахронизмом.
Немцы стали в большей мере
думать о своих личных интересах,
а не об интересах нации, стали
гедонистами, а не милитаристами, одной
из самых «свободных» в отношениях
между полами страной в Европе.
Сегодняшняя «реальность
Но о немецкой семье
мы еще поговорим в нашем
Эти меры государственной
поддержки человека, принимаемые
вне зависимости от его семейного
положения, в том числе и поддержка
так называемых неполных семей, улучшение
медицинского обслуживания и усиление
социальной защиты, в том числе
постепенное распространение
И это начавшееся освобождение
от груза авторитарно-
Кратко рассмотрев эволюцию
семьи, нравов, демографических особенностей
в Советской России, подведем теперь
некоторые итоги. В результате революционных
преобразований советской эпохи
были решены некоторые проблемы, стоявшие
перед Россией, проведены индустриализация,
урбанизация, совершен переход от патриархальной
к эгалитарной семье, в том
числе и демографический
Насилие над женщиной в семье
Введение
Проблема насилия над женщиной
имеет место, в той или иной
степени, во всех странах мира. Женщины
веками страдали от насилия и от
страха быть изнасилованными. Хотя насилие
и представляло собой огромную медицинскую,
психологическую, психиатрическую, юридическую
проблему и проблему общественной безопасности,
оно фактически игнорировалось обществом.
До недавнего времени почти не
существовало юридических служб
защиты и лечебных учреждений. Не было
никаких профилактических программ.
Очень мало проводилось исследований
для лучшего понимания