Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 19:25, курсовая работа
Идеи, разработанные Юргеном Хабермасом, одним из самых ярких представителей коммуникативно-прогматической ориентации в социологии, считаются актуальными и в настоящее время.
Глобализация и развитие цивилизации в двадцать первом веке породили множество проблем. Особо внимания требует проблема потери взаимопонимания между людьми различных поколений и культур, преодоление барьера в сфере коммуникации, вызванного различиями во взглядах и образе жизни.
Введение………………………………………………………...……………..….3
Глава 1. Идейно-теоретические основания социальной теории Юргена Хабермаса……….………………………………………..…………………….…6
1.1.Концепция общества…………………………………………...………....…..6
1.2.Теории Ю. Хабермаса в отечественной социологии…………………………………………………………………....….10
Глава2.Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса………...……………………………..…………………………….…15
2.1. Типология действий…………...…………………………….…..………….15
2.2. Концепция рациональности ………………..……………………………....20
2.3. Философия коммуникативного дискурса……..………………………......24
2.4. Значение теории коммуникативного действия……………………………29
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы…………………………………..…………….……….….35
Чтобы проанализировать понятие коммуникативного действия с точки зрения языка, необходимо прояснить ту роль, которую Хабермас отводит языку в системе межличностных взаимодействий. Для этого необходимо определить, каким образом язык участвует во всех рассмотренных выше четырех моделях действия.
Стратегическая модель действия видит язык в качестве одного из многочисленных средств взаимодействия, с помощью которого актор оказывает влияние на других деятелей с целью действовать так, как ему это будет удобно.
Нормативная представляет язык как один из методов культурного обмена. С помощью языка происходит передача и воспроизводство норм и ценностей культуры.
Для драматургической модели язык является основным способом самопрезентации. Здесь язык можно использовать в качестве стилистической и эстетической формы самопрезентации, например, мимика лица и язык тела.
Коммуникативная модель действия определяет язык как средство достижения понимания, "общего языка" между участниками взаимодействия, достижение консенсуса, основа которого заложена в природе языка.
Первые три языковые модели (стратегическая, нормативная и драматургическая) предполагают одностороннее использование языка. В этом плане они являются частными случаями коммуникативной модели. Стратегическое действие выступает как ситуативное согласие тех, кто ориентирован лишь на достижение своих личных целей; нормативное действие - как совместное действие тех, кто лишь актуализирует уже существующие нормы; драматургическое действие - как ориентированная на зрителя попытка самопрезентации. При этом используется только одна функция языка: разрешение противоречий, мешающих межличностному взаимодействию, в то время как коммуникативная модель действия предполагает выполнение всех функций языка16.
2.4. Значение теории коммуникативного действия
На сегодняшний момент такой феномен как коммуникация является основой всех окружающих нас социальный отношений, коммуникация порождает действия, а они, в свою очередь формируют социальную реальность. Это объясняет резко возросший к ней интерес и то, что коммуникация теперь исследуется в следующих направлениях – культурологическом, философском, социобиологическом, политологическом, социальном, лингвистическом и других.
По мнению Николаса Лумана «коммуникация есть главная характеристика общества»17; коммуникация является основой как человеческих отношений, так и всей общественной жизни.
Большой вклад в развитие науки о коммуникации внесли такие ученые как Юрген Хабермас, Карл-Отто Апел, Николас Луман. Они изучают понятие и сущность коммуникации, ее черты и особенности, а также понятия коммуникативной общности, среды, пространства и коммуникативного действия.
Кроме того, коммуникативное направление в изучении социальной действительности имеет существенные теоретические и практические достижения, полученные в рамках действующих в настоящее время концептуальных подходов, научных сообществ и исследовательских парадигм.
Издается множество научных журналов, посвященных коммуникации, таких, как «Communication Research», «Journal on Communication Inquiry», «Human Communication Research», «Медиа. Информация. Коммуникация», «Эффективная коммуникация», «Сети» и другие.
Создаются профессиональные ассоциации: Международная коммуникативная ассоциация; Национальная коммуникативная ассоциация США, Европейский коммуникативный конгресс. В декабре 2000 года образована Российская коммуникативная ассоциация (РКА), играющая большую роль в деле развития коммуникации как области знания, становления коммуникативного образования в России.
Ю.Хабермас является автором широкого подхода к трактовке понятия коммуникация: в его концепции коммуникация выступает как действие или процесс, как созидательная форма общения, направленная на установку новых целей, – в том числе и таких общечеловеческих, как установление общественной гармонии (нового исторического консенсуса), а также на поиск наиболее эффективных средств их достижения.
Теория коммуникативного действия находит тесную взаимосвязь со средствами массовой информации. Масс-медиа – теле- и радио- вещание, информационные агентства, периодические печатные издания, сетевые издания являются главными распространителями социально значимой информации, они создают медийную реальность, проникают в жизнь людей, оказывая влияние на сознание человека и общества.
В одной из известных работ Ю. Хабермаса «Мораль и коммуникация» поднимается вопрос о демократической роли массовых коммуникаций. Главные мысли автора заключаются в следующем: начальный этап формирования современного капитализма характеризуется появлением независимой площадки общественных дебатов. Экономическая независимость, критический взгляд на современность, появление независимой прессы и рыночного (предпринимательского) мышления привело к возникновению общества, активно участвующего в политических и экономических дискуссиях. Это стало основанием для формирования рационально сложившегося консенсуса, который изменил сферу влияния государства.
Общественные дебаты должны характеризоваться равноправием участников и свободой от влияния государства. Люди должны коллективно, на основе рациональной аргументации решать, какими они хотят видеть пути развития своего общества, что, в свою очередь, определит направления правительственной политики. Средства массовой коммуникации способствуют этому процессу посредством обеспечения пространства для общественных дебатов и представляя интересы частных граждан в качестве некоторой совокупности в форме общественного мнения.
Противники теории коммуникативного действия Хабермаса неоднократно упрекали его в том, что он конструирует некую идеальную ситуацию направленного на консенсус, убеждающего, ненасильственного действия и идеального, "мягкого" аргументирующего противодействия. Апеллируя к жестокой человеческой истории, критики настойчиво повторяют, что теория Хабермаса бесконечно далека от реальности.
С одной стороны, Хабермас не отрицает, что он исследует "чистые", т.е. идеальные типы действия и, прежде всего, тип коммуникативного действия. С другой стороны, он исходит из того, что исследуемым им коммуникативному действию и коммуникативной рациональности соответствуют вполне реальные особенности, измерения, аспекты действий и взаимодействий индивидов. Ведь взаимопонимание, признание, аргументация, консенсус - не только понятия теории. Это неотъемлемые элементы взаимодействия людей, которые ведут к согласию индивидов, общественных групп и объединений18.
Суть коммуникативного действия - в необходимости, даже неизбежности для действующих индивидов самим находить и применять рациональные основания, способные убедить других субъектов и склонить их к согласию. Задача современной мысли, по Ю. Хабермасу, состоит в том, чтобы вычленить, высветить эти коммуникативные аспекты в человеческих действиях, помогая современному человеку получить механизмы согласия, консенсуса, убеждения.
Полемика Хабермаса с «историческим ревизионизмом» консервативных немецких историков дала толчок дебатам, вышедшим далеко за пределы академического спора историков. Продуктивное восприятие идей Хабермаса ощутимо во многих странах, особенно в США, где его влияние на молодых радикально настроенных интеллектуалов едва ли не сильнее, чем в ФРГ.
Заключение
Особенностью социологической теории Ю. Хабермаса является то, что он синтезировал теорию и практику, понятие разума и эмпирическую теорию социальной эволюции К. Маркса, М.Вебера и Т. Парсонса. Он стремится построить практическую теорию, изучающую общество с разных аспектов, поэтому Ю. Хабермас четко различает философию истории, теорию эволюции общества, теорию модерна. Основным достижением работы ученого является «Теория коммуникативного действия».
Ю. Хабермас ввел понятийный аппарат теории коммуникативного действия. Так он выделяет два основных вида действия: инструментальное и коммуникативное. Инструментальное действие реализуется в основном в сфере труда, направлено на достижение поставленных целей и контролируется определенными правилами. Коммуникативное действие предполагает под собой взаимодействие нескольких индивидов. Оно ориентировано на достижение взаимопонимания и консенсуса, регулируется общепринятыми нормами и предполагает согласие, основанное на убеждении, а не на принуждении. Далее, его типология испытала трансформацию и Ю. Хабермас стал выделять уже четыре типа социальных действий: стратегическое, нормативное, драматургическое и коммуникативное.
Каждому тип действия можно рассмотреть с определенного аспекта рациональности: в аспекте инструментальной, стратегической, нормативной и драматургической рациональности. Опираясь на теорию рациональности, Ю. Хабермас отказывается от материализации и мифологизации разума, стремится исследовать его как определенную рациональность действия.
С коммуникативным действием ученый тесно связывает понятие дискурса. В философии дискурса он пропагандирует необходимость консенсуса, заостряя свое внимания на способах и трудностях его достижения. Достичь понимания помогут нормы и правила языкового общения, диктующие некую идеальную форму общения.
Теория коммуникативного действия – значительное социальное и социологическое знание о современном обществе, указывающее на пути его преобразования и гуманизации. Новизна концепций Ю.Хабермаса состоит в выявлении социокультурного потенциала, который открывает возможность с помощью коммуникативных связей преодолеть существующие кризисные ситуации и стимулировать направленность в сторону этического рационализма, что, по убежденности автора, будет способствовать расширению перспектив как свободного творческого развития человека, так и гуманизации общества в целом.
Список использованной литературы:
1 Бусова, Н. А. Юрген Хабермас о становлении коммуникативного действия – 2006. – №10 – С. 159
2 Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации / А. В. Соколов - СПб, 2002 – С. 149
3 Почепцов Г.Г. Теория коммуникации/ Г.Г. Почепцов М., 2001. – С. 289
4 История философии энциклопедия / А. А. Грицанов. – Интерпрессервис 2002. – С. 567
5 Бусова, Н. А. Юрген Хабермас о становлении коммуникативного действия – 2006. – №10 – С 158
6 Бусова, Н. А. Юрген Хабермас о становлении коммуникативного действия – 2006. – №10 – С.160
7 Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия (фрагменты)//Личность. Культура. Общество. - 2003.- N 1-2. - С. 255
8 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000 – С. 112
9 Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия/ Ю. Хабермас.//Вестник Московского университета. Серия 7 : Философия. – 1993 – №4 – 44 с
10 Третьяк Г. Е. Сущность коммуникации и ее место в социокультурной реальности. http: //www.festu.ru.
11 Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций./ И.П. Яковлев -СПб., 2001 – 218 с
12 Бусова Н. А. Юрген Хабермас о становлении коммуникативного действия / Вопросы философии. – 2006. – №10. - С. 157.
13 Почепцов Г.Г. Теория коммуникации/ Г.Г. Почепцов М., 2001. – 165 с
14 Мотрошилова, Н. В. История философии: Запад – Россия – Восток. / Н. В. Мотрошилова – М : Греко-латинский кабинет Ю.А. Шилачина 2000. – 235 с
15Хабермас Ю. О прагматическом, этическом и моральном употреблении практического разума.1995 – С. 305
16 Бусова Н. А. Юрген Хабермас о становлении коммуникативного действия// Вопросы философии. – 2006. – №10 - С. 162.
17 Луман Н. Что такое коммуникация?// Социологический журнал – 1995. – №5.
18 Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации / А. В. Соколов - СПб, 2002 – С. 287