Типология социального действия М. Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение концепции и теории одного из самых влиятельных теоретиков социологии Макса Вебера

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Целью данной работы является изучение концепции и теории одного из самых  влиятельных теоретиков социологии Макса Вебера.

 

М. Вебер (1864--1920) -- немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, к исследованию политической власти, религии, права.

 

Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности  максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в 70-е гг. в своеобразный «веберовский ренессанс».

 

Становление концепции исторической социологии, к которой М. Вебер  продвигался на протяжении всего  своего творческого пути, было обусловлено довольно высоким уровнем развития современной ему исторической науки, накоплением ею большого количества эмпирических данных о социальных феноменах во многих обществах мира. Именно пристальный интерес к анализу этих данных помог Веберу определить свою основную задачу - сочетать общее и специфическое, выработать методологию и понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы упорядочить хаотический разброс социальных фактов Социология. Основы общей теории. Учебное пособие./ Г.В. Осипов и др. - М., 1998. с.20.

 

Поэтому изучение теории социального  действия Макса Вебера, одной из основных концепций социологии, дает возможность на практике выяснить причины  взаимодействия различных сил в  обществе, поведения человека, осмыслить факторы, заставляющие людей поступать именно так, а не иначе.

 

Глава 1.

 

1.1«Теория социального действия» М. Вебера.

 

 Социология, по Веберу, так же  как и история, изучает поведение  индивида или группы индивидов.  Отдельный индивид и его поведение  являются как бы клеточкой” социологии и истории, их “атомом”, тем простейшим единством, которое не подлежит дальнейшему разложению и расщеплению. Поведение индивида изучает, однако, и психология. В чем же отличие психологического и социологического подходов к изучению индивидуального поведения?

 

 Социология, говорит Вебер, рассматривает  поведение личности лишь постольку,  поскольку личность вкладывает  свои действия определенный смысл.  Только такое поведение может  интересовать социолога; что же  касается психологии, то для нее этот момент не является определяющим. Действием, – пишет он, – называется человеческое поведение в том случае и поскольку, если и поскольку действующий индивид или действующие индивиды связывают с ним субъективный смысл”. При этом Вебер имеет в виду тот смысл, который вкладывает в действие сам индивид, – то есть субъективно подразумеваемый смысл (социология по Веберу, не имеет дела с метафизическими реальностями и не является наукой нормативной), и не о том “объективном” смысле, который могут в конечном счете получать действия индивида уже независимо от его собственных намерений. Социология, по Веберу, должна быть “понимающей” постольку, поскольку действие индивида осмысленно.

 

 С принципом “понимания”  связана одна из центральных  методологически категорий веберовской социологии – категория социального действия. Насколько важна для Вебера эта категория, можно судить по тому, что он определяет социологию как науку, изучающую социальное действие. Как же определяет Вебер само социальное действие? “Действием следует называть человеческое поведение (безразлично, внешнее или внутренне деяние, недеяние или претерпевание), если и поскольку действующий и действующие связывают с ним некоторый субъективный смысл. Но “социальным действием следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании”.

 

 Таким образом, социальное  действие предполагает два момента:  субъективную мотивацию индивида  или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую Вебер называет еще и “ожиданием” и без которой действие не может рассматриваться как социальное действие.

 

 Категория социального действия, требующая исходить из понимания мотивов индивида, есть тот решающий пункт, в котором социологический подход Вебера отличается от социологии Э. Дюркгейма. В противоположность Дюркгейму Вебер считает, что ни общество в целом, ни те или иные формы коллективности не должны рассматриваться в качестве субъектов действия: таковыми могут быть только отдельные индивиды. “Для других (например, юридических) познавательных целей или для целей практических может оказаться целесообразным и просто неизбежным рассмотрение социальных образований (“государства”, “товарищества”, “акционерного общества”, учреждения” ) точно так, как если бы они были отдельными индивидами (например, как носителей прав и обязанностей или как виновников действий, имеющих юридическую силу). Но с точки зрения социологии, которая дает понимающее истолкование действия, эти образования суть только процессы и связи специфических действий отдельных людей, так как только последние являются понятными для нас носителями действий, имеющих смысловую ориентацию”. [1] Вебер не исключает возможности использования в социологии таких понятий, как семья, нация, государство, армия, но он требует при этом не забывать, что эти формы коллективностей не являются реально субъектами социального действия, и потому не приписывать им волю или мышление, не прибегать к понятиям коллективной воли или коллективной мысли иначе как в метафорическом смысле.

 

 Итак, социология должна ориентироваться  на действие индивида или группы  индивидов. При этом наиболее  “понятным” является действие  осмысленное, то есть направленное к достижению ясно сознаваемых самим действующим индивидом целей, и использующее для достижения этих целей средства, признаваемые за адекватные самим действующим индивидом. Описанный тип действия Вебер называет целенаправленным. Осмысленное целенаправленное действие на является предметом психологии именно потому, что цель, которую ставит перед собой индивид, не может быть понята, если исходить только из анализа его душевной жизни. Рассмотрение этой цели выводит нас за пределы психологизма. Правда, связь между целью и выбираемыми для ее реализации средствами опосредована психологией индивида; однако, согласно Веберу, чем ближе действие к целерационализму, тем меньше коэффициент психологического преломления, “чище”, рациональнее связь между целью и средствами.

 

 Это, разумеется, не значит, что  Вебер рассматривает целерациональное  действие как некий всеобщий  тип действия; напротив, он не  считает его не только всеобщим, но даже и преобладающим в  эмпирической реальности. Целерациональное  действие есть идеальный тип, а не эмпирически общее, тем более не всеобщее. Как идеальный тип, оно в чистом виде редко встречается в реальности. Именно целерациональное действие служит у Вебера образцом социального действия, с которым соотносятся все остальные виды действия. Вот в каком порядке перечисляет их Вебер: “Для социологии существуют следующие типы действия:

 

1 более или менее приближенно  достигнутый правильный тип; 

 

2 (субъективно) целерационально  ориентированный тип; 

 

3 действие, более или менее сознательно и более или менее однозначно целерационально ориентированное;

 

4 действие, ориентированное не  целерационально, но понятное  по своему смыслу;

 

5 действие, по своему смыслу  более или менее понятно мотивированное, однако нарушаемое – более  или менее сильно –вторжением непонятных элементов;

 

6 действие, в котором совершенно  непонятные психологические или  физические факты связаны “с”  человеком или “в” человеке  незаметными переходами”. 

 

 Как видим, эта шкала построена  по принципу сравнения всякого  действия индивида с целерациональным (или правильно-рациональным) действием.

 

 Понимание в чистом виде  имеет место именно в случае  целерационального действия. Вебер  считает, что в этом случае  уже нельзя говорить о психологическом  понимании, поскольку смысл действия, его цель лежат за пределами психологии.

 

Глава

 

  1. Макс Вебер, его роль и значение в развитии социологии.

 

Макс Вебер (1864 – 1920) – немецкий социолог, социальный философ, культуролог

и историк. Его можно смело назвать  Леонардо да Винчи социологии. Его базисные

теории сегодня составляют фундамент  социологии: учение о социальном действии

и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии  как

призвании. Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии

и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию

социальной  стратификации и статусных групп; основы политологии и института

власти; учение о социальной истории общества и  рационализации; учение об

эволюции  капитализма и института собственности. Достижения Макса Вебера

просто  невозможно перечислить, настолько  они огромны. В области методологии

одним из самых  главных его достижений является введение идеальных типов. М.

Вебер считал, что главная цель социологии –  сделать максимально понятным то,

что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было

пережито, даже если этот смысл самими людьми не был осознан. Идеальные типы

позволяют сделать исторический или социальный материал более осмысленным, чем

он был  в самом опыте реальной жизни.

Идеи Вебера пронизывают все здание современной социологии, составляя его

фундамент. Творческое наследие Вебера огромно. Он внес вклад в теорию и

методологию, заложил основы отраслевых направлений  социологии: бюрократии,

религии, города и труда.

                

2. Социологические концепции М. Вебера.                

Неклассический тип научности  социологии разработан немецкими мыслителем М.

Вебером (1864 – 1920 годы). В основе этой методологии лежит представление  о

принципиальной противоположности  законов природы и общества и, следовательно,

признание необходимости существования  двух типов научного знания : наук о

природе ( естествознания ) и наук о  культуре ( гуманитарного знания ).

Социология же, по их мнению, это  пограничная наука, по этому она  должна

заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все лучшее.

[3] У естествознания социология  заимствует приверженность к  точным фактам и

причинно – следственные объяснения действительности, у гуманитарных наук - 

метод понимания и отнесения  к ценностям.

Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает  из их

понимания предмета социологии.  М. Вебер отвергал в качестве предмета

социологического  знания такие понятия, как « общество », « народ », «

человечество  », « коллективное »,[4] и

т.д. они считали, что предметом исследования социолога может быть только

индивид, поскольку  именно он обладает сознанием мотивации  своих действий и

рациональным  поведением.  М. Вебер подчеркивал  важность понимания социологов

субъективного смысла, который вкладывается в действие самим действующим

индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог

должен  сконструировать их объяснения на основе понимания внутренних мотивов

этих действий. И здесь ему  поможет знание того, что в сходных  ситуациях

большинство людей поступают одинаковым образом, руководствуются аналогичными

мотивами. Исходя из своего представления  о предмете социологии и ее месте  среди

других наук      Вебер  формулирует ряд методологических принципов, на

которые, по его  мнению опирается социологическое знание:

1.     требование устранения  из научного мировоззрения представления  об

объективности содержания наших знаний. Условием превращения социального  знания

в действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и

схемы за отражения или выражение  самой действительности и ее законов.

Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия

между социальной теорией и действительностью.

2.     По этому социология  не должна претендовать на  что- то большее, чем

выяснение причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так

называемых «  научных прогнозов  ».  Строгое следование этим двум правилам

может создать впечатление, что  социологическая теория не имеет  объективного,

общезначимого смысла, а является плодом субъективного произвола.

3.     социологические теории  и понятия не являются результатом

интеллектуального произвола, ибо  сам интеллектуальная деятельность

подчиняется вполне определенным социальным приемам и, прежде всего, правилам

формальной логики и общечеловеческим ценностям.

4.     Социолог должен  знать, что в основе механизма  его интеллектуальной

деятельности лежит отнесение  всего многообразия эмпирических данных к этим

общечеловеческим ценностям, которые  задают общее направление всему

человеческому мышлению. « Отнесение  к ценностям кладет предел

индивидуальному произволу», - писал  М. Вебер.

Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы».

[5] «Идеальные типы». По Веберу, не имеют эмпирических  прообразов  сами

реальности и не отражают ее, а представляют собой мыслительные логические

конструкции, создаваемые исследователем. Эти конструкции формируются  с помощью

выделения отдельных черт реальности, считающихся исследователем наиболее

типическими. « Идеальный тип, - писал Вебер, - это «картина однородного

мышления, существующая в воображении  ученых и предназначенная для  рассмотрения

очевидных, наиболее « типичных социальных фактов».               Идеальные типы

– это предельное понятие, используемые в познании в качестве масштаба для

соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности. По Веберу,

все социальные факты объясняются  социальными типами. Вебер предложил  типологию

социальных действий, типов государства  и рациональности. Он оперирует такими

идеальными типами, как « капитализм», « бюрократизм», « религия » и т.д.

Какую же основную задачу решают идеальные  типы?

[6] М. Вебер считает, что главная  цель социологии – сделать

Информация о работе Типология социального действия М. Вебера