Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:38, курсовая работа
Целью данной работы является изучение концепции и теории одного из самых влиятельных теоретиков социологии Макса Вебера
6. Социология религии и другие социологические исследования
Социология религии. В трудах Вебера можно проследить своеобразную эволюцию его познавательного интереса к религии, в которой отражается постепенный переход к социологическому взгляду на общество: от интереса к истории связи религиозных принципов с формами экономической деятельности, через интерес к капиталистической рационализации, к типологизации субъективных смыслов социальных действий индивидов. На большом эмпирическом материале Вебер прослеживает мотивационную подоплеку религиозных действий представителей различных социальных слоев и профессиональных групп и выявляет доминирующее начало их религии: либо ритуально-культовое, либо аскетически-деятельное, либо мистико-созерцательное, либо интеллектуально-догматическое. (При этом он раскрывает связь характера религии с характером жизнедеятельности социальной группы или народа, классифицирует религиозные системы по их отношению к миру и в соответствии с их идеально типичными носителями (носитель буддизма - странствующий монах-созерцатель, христианства - ремесленник, конфуцианства - чиновник, индуизма - маг, ислама - воин).
Таким образом, здесь также ключевым
оказывается понятие
Истоки религиозного господства описываются понятием Бога, которое Вебер представляет историко-иллюстративно. Богам -- будь то в политеистических или монотеистических религиях, изображаемым в антропоморфном или ином виде, -- как объектам религиозного почитания и как субъектам религиозного господства приписывается превосходство по отношению к людям в этическом плане. Такие свойства, однако, лишь в процессе «религиозной рационализации» в исторически поздних монотеистических религиях иудейства, христианства и ислама соединились в представление об абсолютном, всемогущем, всезнающем, вездесущем и вечном Боге -- представлении, которое было невозможно при посылке о наличии многих богов, которые не выступали как всемогущие. Вебер показывает это на примере вавилонских и германских богов. К функциям богов относится также функция сохранения правопорядка...
Исследования религиозных
Исследования Вебера в области социологии религии методом сравнения мировых религий выливаются в тезис о направленном процессе развития, в ходе которого вследствие онаучивания мирообъяснений происходит полное «расколдовывание» картины мира и утрачивается социальная власть религии. Религия сама себя делает ненужной, говоря словами Гегеля, «снимает себя», что находит выражение в парадоксе просветительской идеи «культа разума». «Расколдовывание» религиозного миротолкования как внутрирелигиозный процесс осуществляется «через «принятие рациональной этики пророков и рационального учения старого завета, а также... греческо-эллинской философии и науки... церковью и миром Запада».
Социология права. Социология права в рамках его труда имеет несколько неопределенный статус и уступает уровню абстракции понятийного аппарата социологии. Вопрос о том, каковы особенности и значение социологического анализа, права у Вебера, заслуживает особого рассмотрения. Право рассматривается Вебером не как самостоятельная социальная сфера типа государственной, экономической или религиозной жизни, а выступает в качестве подчиненной формы обеспечения структур господства и экономики.
Эмпирические социологические исследования. Хотя Вебер считал социологию эмпирической наукой, он посвятил собственно эмпирическому исследованию конкретных тем в современном понимании существенно меньше трудов, нежели разработке теоретических основ социологии. Его труды содержат огромное число исторических примеров и данных конкретных исследований. Эмпирический исследовательский проект о положении восточно-эльбских сельскохозяйственных рабочих в 1890-е гг., в котором Вебер участвовал, имел огромное значение для ранней фазы его становления. Его исследование в области социологии труда («Психофизика промышленного труда», 1908) дополняет работы о современности, которые тонут в море исторического материала, который Вебер привлекает для иллюстрации.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что на исходе столетия завершился очередной цикл дискуссий о научном наследии Вебера, результатом которого стала констатация непреходящей ценности социологии Вебера как объекта историко-гносеологических исследований, а также факта большого влияния его идей на развитие самых разных течений и направлений мысли в социологии, что и обеспечивает Веберу статус классика.
Влияние Вебера на западную социологию
было огромно, но не однозначно. Парсонс,
много сделавший для
Подводя итог, можно сказать, что в теории и методологии науки Вебер выдвигает требования, которые не нашли окончательной разработки в его методологических исследованиях. При реализации этих требований Вебер сталкивается с затруднениями, обнажившими противоречивость методологических основ его социологии.
Таким образом, кратко рассмотрев основные момента творчества М. Вебера, можно подвести некоторые итоги. В чем заключается значение его творчества? Во-первых, ученый создал качественно новую целостную, самодостаточную и непротиворечивую социологическую систему. Во-вторых, в ее построении он использовал качественно новый подход к обществу: не как к природному элементу, идеалистическому институту или результату производственной деятельности, а как к самобытной части мира, развивающейся по своим особенным, уникальным законам. В-третьих, он выдвинул тезис о том, что общество развивается в результате постоянной борьбы и согласия его членов. В четвертых, М. Вебер впервые применил новый социологический метод - концепцию идеального типа - важнейшего инструмента для препарирования социума. В-пятых, заслуживает внимание концепция государственного устройства ученого, в основе которой социологическая категория господства, также детально и убедительно им разработанная. Наконец, написанная М. Вебером работа «Протестантская этика и дух капитализма» до сих пор современна, фундаментальна и энциклопедична, а главное она положило начало новой школы в историческом обществознании.
Список использованных источников
1. Вебер М. Избранные
2. История социологии /под ред. А.Н. Елсукова. - Минск.: Высш. шк., 1997. - 381 с.
3. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. - Кн. 1: История социологии (ХIХ - первая половина ХХ) - М.: ИНФРА - М, 2004. -596 с.
4. Кравченко А.И. «Социология М.Вебера». М.: Норма, 2002. - 298 с.
Заключение
Таким образом, изучив теорию социального действия Макса Вебера мы поняли, что основными принципами методологии его социологической науки являются концепция «понимания», такое понятие, как «идеальный тип» и такая важная категория как «рациональность».
В понимании Вебера социология является «понимающей», так как действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого человека. Понимание мотивации и отнесение его к поведению других людей - это необходимые моменты социологического исследования. Также Вебер выделил четыре возможных вида реального поведения людей в жизни: целерациональное, целостно-рациональное, аффектное и традиционное.
Определив таким образом смысл социального действия, Вебер пришел к выводу, что основным положением его социологии является идея рациональности, которая нашла свое отражение в современном Веберу капиталистическом обществе, с его рациональным хозяйствованием и рациональной политической властью.
Изучение трудов Вебера позволяет сделать необходимый вывод, что поведение человека целиком и полностью зависит от его мировоззрения, а интерес, который каждый человек испытывает к той или иной деятельности, обусловлен системой ценностей, которой человек руководствуется.
Список литературы
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. -М., 1993.
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. -М., 1995.
Громов И. и др. Западная теоретическая социология. - СПб.,1996.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. -М., 1996.
Социология. Основы общей теории. Учебное пособие. / Г.В. Осипов и др. -М., 1998.
Социология. Учебное пособие./ Под ред. Э.В. Тадевосяна. -М., 1995.
Фролов С.С. Социология. -М., 1998.
[1] Шпакова Р.П. Типы лидерства в
социологии Макса Вебера.//СоцИ
[2] Чесноков С.В. «Социология господства»
Макса Вебера сквозь призму теории верховной власти Л.А. Тихомирова.//ПолИС №2,
2000, стр. 13.
[3] Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология
учебник для вузов / Под ред. проф. В.И.Добренькова. – М.: Гардарики, 2002. –
432 с.
[4] Кравченко А.И. Социология: Учебник для
вузов. – М.: Академический проект, 2002. – 508 с.
[5] Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология
учебник для вузов / Под ред. проф. В.И.Добренькова. – М.: Гардарики, 2002. –
432 с.
[6]Елсуков А.Н., Соколова Г.Н. История
социологии: Учебное пособие. – Мн.: Выш. шк., 1997
[7]Кравченко А.И. Социология: Учебник для
вузов. – М.: Академический проект, 2002. – 508 с.
[8]Добреньков В.И., Власюк К.Г.,
Зайналабидов А.С. Основы социологии и политологии. – Ростов н/Д: «Феникс»,
2001. – 416 с.
[9] Чесноков С.В. «Социология господства»
Макса Вебера сквозь призму теории верховной власти Л.А. Тихомирова.//ПолИС №2,
2000, стр. 13.
[10] Осипов Г.В. История социологии в
Западной Европе и США. Учебник для ВУЗов – М.: Издательская группа Норма-Инфра
М., 1999
[11]Кравченко А.И. Социология: Общий
курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002. – 640 с.
[12] Боровик В.С., Кретов Б.И. Основы
политологии и социологии: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2001. – 328 с.
[13] Кравченко А.И. Социология: Учебник
для вузов. – М.: Академический проект, 2002. – 508 с.
[14] Чесноков С.В. «Социология
господства» Макса Вебера сквозь призму теории верховной власти Л.А.
Тихомирова.//ПолИС №2, 2000, стр. 13.
[15]Елсуков А.Н., Соколова Г.Н. История
социологии: Учебное пособие. – Мн.: Выш. шк., 1997
Литература
1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2002. - 508 с.
2. http://ru.wikipedia.org
3. http://www.politnauka.org/
4. http://www.russ.ru/krug/kniga/
5. http://www.univer.omsk.su/
Информация о работе Типология социального действия М. Вебера