Типология социального действия М. Вебера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение концепции и теории одного из самых влиятельных теоретиков социологии Макса Вебера

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

 

глава

3. Основные социологические понятия

 

 

Веберовское понимание социологической  теории четко концентрируется на разработке понятий и в значительной степени отождествляется с определением их содержания. Социология, по Веберу, -- это «наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие». Тогда можно сказать, что задачей социологии, по Веберу, является объяснение социального действия посредством образования понятий.

 

Таким образом, видны основные элементы теории, с которой работает Вебер: разработка понятий, конструирование  идеальных типов и понимание  как особый подход социологии к объяснению социальных явлений (в отличие от естественнонаучного объяснения, не имеющего дела с действиями субъекта и пониманием). К другим вариантам теоретического объяснения Вебер относится сдержанно или отрицательно. Так, он отклоняет, например, как неподходящее социологии функциональное объяснение, хотя надо заметить, что Вебер имел при этом в виду понятие функции современного ему естествознания.

 

Ключевая идея социологии Вебера состоит  в конструировании понятия «действие» с помощью понятия «смысл». «Действием», по Веберу, следует называть «действие  человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него». Это определение социального действия содержит понятия «действие», «смысл» и «ориентация на другого». Недостает лишь понятийной пары «цель - средство», которые Вебер также относит к основам анализа социального действия. Поведение, обладающее свойством иметь субъективный смысл, называется действием. Действие, обладающее свойством быть ориентированным на действия других людей, называется социальным действием.

 

Общее понятие социального действия Вебер специфицирует с помощью  четырех идеальных типов рационального  действия, при этом каждый модус  рациональности можно рассматривать  как разновидность осмысленности  социальных действий больших групп  людей.

 

1) Целерациональное действие (позднее называлось также инструментальным) -- это действие, структурированное в категориях цели и средства, когда внешние объекты и действия других людей выступают в качестве ориентиров. Ключевым здесь является модус целевой рациональности, характерный, например, для хозяйственной деятельности участников рынка.

 

2) Ценностно-рациональное действие  основывается на вере в самодостаточную  ценность самого действия и  его смысла независимо от его  успеха и является характерным  модусом ориентации, например, религиозных или культовых действий.

 

3) Аффективное действие -- это действие, направляемое аффектами и чувствами,  не подчиненное какой-либо внешней  цели, служащее скорее удовлетворению  непосредственных побуждений и  желаний; охватывает также религиозные аффекты (созерцание, экстаз, восхищение).

 

4) Традиционное действие (или действие  по привычке) -- это действие, ориентированное  на традицию, обычай, предание, обряд.  Смысл такого действия состоит  в том, что действующие ставят  себя в положение продолжателей социокультурной традиции.

 

Дальнейшей понятийной спецификации категории социального действия служат понятия социального порядка  и легитимности, относящиеся к  большим социальным образованиям в  рамках некоторого культурного сообщества. Первое понятие вошло в широко употребляемые в современной социологии понятия социальной структуры или социальной организации. Понятие легитимности дало импульс дискуссии о мотивах подчинения власти, в ходе которой наряду с индивидуальными мотивами подчиненных рассматривались надындивидуальные основания -- политические, конституционные, юридические, мировоззренческие, идеологические и т.п.

 

«Обобщинивание» и «обобществление» -- понятийные типы, которые Вебер  использует для характеристики становления  различных форм, социальных связей. «Обобщинивание» основывается на субъективном восприятии людьми своего единства, своей принадлежности друг к другу (аффективное или традиционное действие). «Обобществление» основывается на мотивированном согласовании интересов (целерациональное или ценностно-рациональное действие). Так Вебер получает еще одну группировку типов действия по линии традиция--современность, что послужило основой разработки его представлений о процессах рационализации и бюрократизации, имело большое значение для дальнейшего развития социологии. Современное общество, по Веберу, является плодом христианской европейской культуры. В основе его лежит модус целерациональности, наиболее ярко проявившийся в современном капитализме с его разрушительным воздействием на все традиционные связи. Здесь Вебер следует представлению об историческом развитии, имевшемуся уже у теоретиков эпохи Просвещения и связанному с идеей договорных отношений субъектов хозяйственной деятельности.

 

Согласно Веберу, современный капитализм, бюрократическое управление и научно-технический прогресс равно («равно-первоначально») участвуют в продвижении долгого, охватывающего различные общественные формы, направленного процесса, который он называет рационализацией. В описании универсального исторического процесса рационализации находит выражение идея, позднее сформулированная в терминах «эволюция» и «модернизация». Описание включает историко-философские посылки и диагноз современности. Вебер описывает процесс в тезисной форме, что отражает его стремление уйти от историко-философских спекуляций: процесс рационализации надлежит еще подтвердить эмпирическим материалом социологических исследований.

 

Вебер исходит из того, что универсальный  исторический процесс рационализации находит окончательное развитие в современном капитализме. При этом он подчеркивает важную особенность процесса рационализации: образец социальных отношений, характеризуемых тезисом рационализации, обнаружен только в современном капитализме и пока в истории человеческой культуры больше нигде в качестве структурно-определяющего противоречия процесса рационализации не встречался. Само явление -- продукт случайного стечения обстоятельств: в одном месте встретились античная наука, получившая экспериментальное развитие и внутренне связанная с техникой, рациональное римское право и рациональный способ хозяйствования, связанный с количественным измерением труда.

 

По Веберу, традиционные общества отличаются от современных тем, что  в них нет господства формальной рациональности. Формальная рациональность хозяйствования определяется мерой технически для него возможного и действительно применяемого им расчета. Материальная рациональность, напротив, характеризуется степенью, в какой снабжение определенной группы людей жизненными благами осуществляется путем экономически ориентированного социального действия с точки зрения определенных ценностных постулатов. По линии традиция - современность движение этих идеальных типов рациональности идет от преимущественно материальной рациональности (содержательные цели которой лежат вне экономики) к преимущественно формальной рациональности (целью которой оказывается сама рациональность).

 

Формальная рациональность постепенно проникает во все поры жизни современных  обществ. Вебер фиксирует этот процесс  в социологии власти в тезисе «бюрократизации» и в социологии религии в тезисе «расколдовывания». Расколдовывание религиозной картины мира и опредмечивание отношений господства являются для него свидетельствами направленности исторического процесса. Вопрос о построении научной теории этого процесса им не ставится. Вебер считает, что здесь наука выходит за рамки социологического анализа и попадает в область философских оценок и спекуляций.

 

4. Экономическая социология

 

 

Ключевое понятие экономической  социологии Вебера -- экономическое (хозяйственное) действие (а не труд, как это было, например, в классической политэкономии, или полезность -- в неоклассической политэкономии). Абстракция «экономическое действие», охватывающая такие разные формы индивидуальной и коллективной деятельности, как производство, распределение, потребление, накопление, воспроизводство и т.д., соответствует исходному представлению о социальном действии. Это понятие не обнаруживает прямого родства с такими «системными объектами», как капитал, рынок, способ производства и т.д., но позволяет анализировать экономическую систему через определенные формы действий хозяйствующих субъектов (или в более поздних терминах -- через роли, например, потребителя, производителя, собственника и т.д.). Экономическое действие или хозяйствование, по Веберу, - это такое действие, когда некоторой «потребности противостоит ограниченный, по оценкам действующего, запас средств и возможных действий, направленных на ее удовлетворение, что является причиной специфического поведения с учетом этого обстоятельства».

 

Общее понятие капитализма не подкрепляется  у Вебера фундаментальным теоретическим  анализом развития экономических структур. Основанием для соответствующих  обобщений служит представление  об экономическом субъекте, для которого характерна ориентация на сопоставление оцениваемого в деньгах успеха и оцениваемых в деньгах затрат. Капитализм в веберовском понимании существует во всех культурных странах земного шара: в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, в средиземноморских государствах античности средних веков и нового времени. Ограниченность такого подхода становится очевидной при анализе особенностей индустриального капитализма, который, согласно Веберу, предполагает «организацию труда в целях массового сбыта и зависит от возможностей надежных расчетов». Надежные расчеты предполагают наличие бюрократического управления.

 

Классовый анализ у Вебера носит  предварительный характер и продиктован  стремлением противопоставить классовому анализу Маркса методологически  обоснованный аналитический понятийный инструментарий. Здесь он, явно с оглядкой на Маркса, выделяет три главных социальных класса: класс владельцев, класс предпринимателей (Erwerbsklasse) и «социальный класс» (Soziale Klasse). Деление носит аналитический характер: один и тот же индивид может принадлежать ко всем трем классам. «Социальный класс» характеризуется только в том смысле, что любой принадлежащий к нему может покинуть его (с изменением индивидуальных обстоятельств, в том числе, например, по возрасту). Главным классообразующим признаком оказывается, в конечном счете равнонаправленность экономических интересов: классы -- это группы людей «в одинаковом (или похожем) типичном положении в отношении интересов».

 

Попытка Вебера связать генезис  капитализма с утверждением принципов  протестантской этики иногда ложно трактуется как религиозно-социологическое объяснение капитализма. Вебер не утверждает того, что при объяснении капитализма следует исходить из идеальных, а не из материальных факторов или что в основе капитализма лежит религиозная мотивация. Хотя по времени эпоха Реформации практически совпадает с эпохой стремительного развития капитализма, это еще не объясняет связи религиозной рационализации с экономическим развитием.

 

5. Социология власти

 

 

Основные понятия социологии власти Вебера -- «власть» и «господство» -- задаются просто, но их применение вплетено в сложную сеть социальных связей. Вебер предпочитает «аморфному» понятию «власть» (Macht) понятие «господство» (Herrschaft). «Власть» определяется им как возможность навязать свою волю. «Господство» рассматривается как социально регулируемое отношение и определяется как «шанс встретить повиновение определенных лиц приказу определенного содержания». Он различает три чистых типа господства по мотиву подчинения и форме реализации господства: традиционное, харизматическое и легальное, или бюрократическое, господство. Традиционное господство основано на вере «в святость издревле существующих порядков и властей». Чистейшим типом здесь является патриархальное господство, тип начальника -- «господин», штаб управления -- «слуги», подчиненные -- «подданные». Повинуются господину в силу освященного происхождением достоинства: пиетета. Этому типу господства соответствуют, прежде всего, феодальные системы.

 

Харизматическое господство основано на «аффективном преклонении» перед персоной господина, в особенности перед его божьим даром (харизмой). Магические способности, пророческий дар или героизм, сила духа и слова, вечно новое, необычное, небывалое и связанная с этим эмоциональная одержимость являются здесь источником личной преданности. Чистейшими типами здесь являются господство пророков, героев, великих демагогов. Союз господства образуется путем обобщинивания приверженцев. Тип начальника -- «вождь». Тип подчиненного -- «ученик, последователь».

 

Легальное господство основано на нормативном  регулировании. «Чистейшим типом здесь  является бюрократическое господство. В его основе лежит представление, что путем формально корректного  принятия нормативных положений  можно создать и изменить любое  право. Союз на основе господства образуется путем выборов или назначения, он сам и все его части являются предприятиями. ...Штаб управления состоит из назначаемых руководителем служащих, подчиненные являются членами объединения («граждане», «товарищи»)».

 

Бюрократическое господство -- самая  современная форма господства -- находит наибольшее развитие в XX в. и вытесняет другие формы легального господства. Вебер показывает это  на примере государственных инстанций, капиталистических предприятий, армии, церкви и университетов.

 

Идеальный тип бюрократического господства относится к числу наиболее известных  конструкций социологии Вебера, он вошел в современную социологию организаций. В послевеберовский период -- вследствие неверного толкования или сознательного игнорирования идеально-типического подхода Вебера к образованию понятий -- тип «бюрократия» превратился в модель, которую стали использовать в прикладных эмпирических исследованиях. Впоследствии это понятие было вытеснено из социологии организаций, которая в большей степени стала опираться на понятия «формальная организация», «роль», «формализация ожиданий поведения», которые разрабатывались, прежде всего, в американской социологии и лишь в 60-- 70-е гг. через труды Р. Майнтц и Н. Лумана вернулись в немецкоязычную социологию организаций.

 

Бюрократию и капитализм Вебер  характеризует словами старонемецкого языка: «ehernes Gehause der Horigkeit», что можно  перевести как «железная обитель  кабалы». Тезис «бюрократизации» выводится  из тезиса рационализации и сводится к представлению о неизбежности прогрессирующей бюрократизации в ходе «рационализации» механизмов господства. Согласно Веберу, «полностью состоявшаяся» бюрократия относится к «наиболее трудно разрушаемым образованиям», оказывающим пагубное влияние на жизнь всех членов общества. Сегодня эти высказывания устарели в том смысле, что изменились бюрократические структуры и другие механизмы обнаружили свою сковывающую силу порой в более опредмеченных формах, нежели мог себе представить Вебер.

Информация о работе Типология социального действия М. Вебера