Типы отношения населения к институтам власти (на примере си)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена следующими
факторами. Власть это способность и возможность для индивида или группы
осуществлять свою волю, оказывать воздействие на других людей
независимо от их воли или согласия

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕРЕСА
НАСЕЛЕНИЯ.......................................................................................................... 5
1.1. Власть – определение, источники и институты власти.......................... 5
1.2. Типы отношения населения к институтам власти.................................. 9
ГЛАВА 2. ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ИНСТИТУТАМ ВЛАСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ).............................................................................................. 14
2.1. Анализ «доверия» как типа отношения населения России к
институтам власти............................................................................................. 14
2.2. Негативное отношение населения к институтам власти...................... 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК......

Файлы: 1 файл

типы отношения населения к институтам власти СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 82.20 Кб (Скачать файл)

ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ИНСТИТУТАМ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ СИ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами. Власть это способность и возможность для индивида или группы осуществлять свою волю, оказывать воздействие на других людей независимо от их воли или согласия.

Институт власти - система учреждений, в которых уполномоченные лица выполняют определенные общественно значимые функции для удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей или для регулирования поведения членов группы. Примерами институтов власти (или политических институтов) являются политические партии, правительство, суд, полиция и др. Институты включают себя следующие элементы: цель, набор функций, средства и учреждения и санкции. Цель деятельности институтов власти - поддержание общественного порядка, успешное функционирование общественной системы. Разумное и эффективное функционирование институтов власти находит поддержку со стороны населения, которая реализуется через доверие и лояльное отношение. Нарушение законных прав и интересов населения, в свою очередь, вызывает негативное отношение к институтам власти, приводит к нарастанию протестных настроений, отчуждению и возможному противостоянию. Инструментом, позволяющим охарактеризовать отношение населения к институтам власти, являются социологические исследования. Базы данных, полученные в результате их проведения в течение нескольких периодов, представляют информацию о динамике, интенсивности, тенденциях, индикаторах социальной напряженности, вовремя скорректировать действия институтов власти по выполнению функций по соблюдению прав человека, общества.

Объект исследования – институты власти, предмет – типы отношения населения к институтам власти по материалам социологических исследований.

Цель исследования – охарактеризовать типы отношения населения к институтам власти на примере социологических исследований. Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

  1. Рассмотреть институты власти как объект интереса населения: дать определение власти, выделить ее источники и институты власти;
  2. Определить типы отношения населения к институтам власти;
  3. Провести анализ доверия как типа отношения населения России к институтам власти;
  4. Охарактеризовать примеры негативного отношения к институтам власти по результатам социологических опросов;
  5. Сделать выводы по теме исследования.

При написании курсовой работы использовались общенаучные методы исследований: анализ, синтез, сравнение, обобщение, экспертная оценка.

Теоретической основой исследования стала научная и учебная литература по курсу «Социология управления» и теме исследования. При написании работы автор использовал электронные ресурсы – официальные сайты аналитического центра «Левада-центр», Фонда общественного мнения, представляющие открытые результаты социологических исследований. Материалы для анализа отношения населения к власти в Республике Карелия привлечены с открытого Интернет-ресурса – интернет-газеты «Столица на Онего».

Структурно работа состоит из введения, в котором отражены цель и задачи, предмет и объект, а также актуальность работы, охарактеризованы методы исследования и источники. Работа включает в себя две главы, которые раскрывают суть понятий «институты власти» и «типы отношения населения к институтам власти», на практическом примере рассматривается отношение населения к институтам власти в России, и заключения с общими выводами по работе.

 

ГЛАВА 1. ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕРЕСА НАСЕЛЕНИЯ

 

    1. Власть – определение, источники и институты власти

Власть рассматривается как совокупность полномочий, компетентности, коммуникабельности и базируется на нормах, правилах и требованиях. Умение распоряжаться этой властью предполагает знание организационной структуры организации, роли и взаимоотношений групп и отдельных субъектов, их интересов, понимание стратегии и тактики1.

В организационном процессе власть используется для управленческого воздействия и существует у того, кто может ее использовать потенциально, а также является функцией взаимозависимости, т. е. между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость – баланс власти.

Структура власти представлена следующими элементами: субъекты, объекты, ресурсы, источники, функции, см. табл. 1.1.

Таблица 1.1

Элементы власти

ВЛАСТЬ

Субъекты власти

Объекты власти

Ресурсы власти

Источники власти

Функции власти

Государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии.

Индивид, социальная группа, масса, класс, общество и т.д.

Принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.

Авторитет, сила, престиж, закон, богатство, знание, харизма, тайна, интерес, и др.

Господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.


 

 

Выделяют следующие источники власти:

  • экономические (собственность на землю, финансовые, сырьевые, энергетические ресурсы);
  • правовые (трудовые договоры, контракты и пр.);
  • социальные (власть, закрепленная трудовым коллективом);
  • моральные (профессионализм, компетентность, нравственные принципы).

Власть существует и функционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях его социальной структуры:

  1. общественном, что охватывает наиболее сложные социально-политические отношения;
  2. на уровне отдельных их социальных подсистем, объединяющая коллективы и отношения в них (общественные организации, союзы, производственные и другие коллективы);
  3. личном.

На всех этих уровнях власти реализуется через институты, оформляется в специализированных учреждениях (аппаратах власти) и должностях, в иерархиях правящих сил и лиц (политических лидеров, работников аппарата управления, органов власти).

Выделенные уровни (в зависимости от типа политического строя и т.д.) делятся на две формы: структуры легальные, официальные, формализованные и не легализованные, неформальные, неофициальные (например, влиятельные группы и лица, приближенные к господствующей власти).

Совокупность указанных уровней и форм власти составляет ее общую структуру, приобретает пирамидальной строения: в основе - общество в целом, ближе к основанию - господствующие слои общества (классы, партии и/или группы единомышленников), определяющие политику и формируют власть, на вершине - реальная или формальная власть - правительство, президент, парламентарии.

Таким образом, власть организуется и функционирует в обществе на нескольких взаимосвязанных и взаимодействующих уровнях:

  1. макроуровень высших центральных политических институтов, высших государственных учреждений и организаций, руководящих органов политических партий и ведущих общественных организаций;
  2. мезоуровень, образуемый аппаратами и учреждениями среднего звена и местные административные власти регионального или местного уровня;
  3. микроуровень отношений между людьми, малыми группами и внутри них.

Средний уровень власти связывает две другие системы органов управления, через него проходят конкретные решения высших инстанций власти и ответные реакции общества на них. Этот уровень концентрирует основную часть политических должностных лиц и основные кадры политического управления.

Государственная власть – это система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории2.

Отличие государственной власти от других ее видов - в наличии группы людей, которые властвуют, в чьих руках находится аппарат проведения в жизнь государственной воли.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы.

Конституция Российской Федерации разделение в государстве власти на три ветви. Так, ст. 10 Конституции РФ, гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»3.

Ст. 11 Конституции РФ формализует разделение путем закрепления определенных органов государственной власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики. В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации - Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

Деятельность каждой ветви власти носит публичный характер, подвергается оценке со стороны граждан, которая на уровне отдельного индивидуума носит субъективный характер, будучи же собранной в результате социологических исследований, отражает, в большинстве случаев, объективное общественное мнение об образе государственной власти.

 

    1. Типы отношения населения к институтам власти

При проведении социологических исследований используются шкалированные вопросы, которые позволяют высказать респонденту полярные отношения к объекту исследования, примером могут служить следующие варианты вопросов и ответов4:

  • В какой мере, на ваш взгляд, заслуживают доверие? – вполне заслуживает, совсем не заслуживает;
  • Доверие к основным политическим и социальным институтам? – полное доверие, полное недоверие;
  • Как, на Ваш взгляд, работает конкретный государственный деятель? – хорошо, плохо;
  • К каким из перечисленных политических партий Вы относитесь положительно / отрицательно? – положительно, отрицательно;
  • Если бы в ближайшие месяц-два там, где Вы живёте, прошли митинги, демонстрации, акции протеста, то, как Вы думаете, много или немного людей приняли бы в них участие? – много, никто бы не принял участие.

Особенностью использования шкалированных вопросов является предоставление респонденту возможности выбирать не только полярные, альтернативные ответы, а варианты между ними5:

  • Вполне заслуживает, не вполне заслуживает, совсем не заслуживает;
  • Безусловно доверяю, скорее доверяю, скорее не доверяю, безусловно не доверяю;
  • Много, немного, никто бы не принял участие;
  • Не поддержу ни противников, ни сторонников нынешней власти; пойду на митинг, демонстрацию против власти; буду высказываться против власти, но на митинг не пойду; буду высказываться в поддержку власти, но на митинг не пойду; пойду на митинг, демонстрацию в поддержку власти.

Исследователи предусматривают возможность для респондента варианта ответа, который не определяет позицию по тому или иному вопросу, это так называемые нейтральные ответы6:

  • Затрудняюсь ответить;
  • Другой ответ;
  • Нет ответа.

Необходимо выделить социально-демографические характеристики населения, влияющие на социальные настроения, а, следовательно, и на динамику отношения населения к институтам власти. М. Красильникова в статье «Отношение к власти в структуре социального самочувствия», используя данные социологических исследований, проводившихся Левада-центром в период с 2002 по 2012 гг., перечисляет следующие факторы7:

Информация о работе Типы отношения населения к институтам власти (на примере си)