Типы отношения населения к институтам власти (на примере си)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2014 в 19:04, курсовая работа
Описание работы
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами. Власть это способность и возможность для индивида или группы осуществлять свою волю, оказывать воздействие на других людей независимо от их воли или согласия
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3 ГЛАВА 1. ИНСТИТУТЫ ВЛАСТИ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕРЕСА НАСЕЛЕНИЯ.......................................................................................................... 5 1.1. Власть – определение, источники и институты власти.......................... 5 1.2. Типы отношения населения к институтам власти.................................. 9 ГЛАВА 2. ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К ИНСТИТУТАМ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ).............................................................................................. 14 2.1. Анализ «доверия» как типа отношения населения России к институтам власти............................................................................................. 14 2.2. Негативное отношение населения к институтам власти...................... 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 24 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК......
Выводы, к которым приходит
автор статьи: «Расчеты показывают, что
общественные настроения положительно
зависят от уровня материального достатка
и отрицательно – от всех прочих базовых
социальных характеристик. Оценки моделей
показывают, что при прочих равных условиях
люди более образованные, живущие в более
крупных населенных пунктах и более старших
возрастов будут характеризоваться более
низким уровнем социальных настроений.
И напротив, повышение уровня материального
достатка является наиболее мощным фактором
роста общественных настроений. Полученный
результат кажется неожиданным в отношении
отрицательного влияния более высокого
образования и урбанизации на формирование
общественных настроений расчеты показывают, что в сегодняшних
российских условиях наибольший социальный
оптимизм локализован среди обеспеченной
части относительно молодого населения
с невысоким уровнем образования, проживающего
в провинции»8.
Одним из наиболее часто используемых
вопросов в социально-политических исследованиях
является вопрос о доверии к тому или иному
институту власти. Службы изучения общественного
мнения и многие авторитетные социологические
организации считают необходимым измерять
рейтинг доверия как к Президенту РФ, так
и к органам власти местного самоуправления.
При этом под доверием понимается социальное
взаимодействие, ориентированное на высокую
вероятность (шансы) того, что действия
партнеров (а ими могут быть не только
отдельные индивиды, но и социальные группы
или институты) будут протекать в соответствии
с ожидаемым субъектом действия порядком,
основанным на взаимных моральных или
ценностных обязательствах, принуждении,
обычаях, традициях, социальных конвенциях,
идейных убеждениях, материальных интересах,
общепринятых или вменяемых всем членам
сообщества представлениях.
Общие показатели институционального
доверия к властным структурам распределяются
следующим образом9:
степень доверия (= признание
значимости) снижается от самых молодых,
а также низко образованных респондентов,
демонстрирующих наибольшую поддержку
власти в целом и конкретно В. Путину, к
30-летним россиянам, более зрелым и более
образованным (минимум доверия);
от жителей провинциальных,
средних по численности населения городов
(максимум доверия) к москвичам (максимум
прагматического недоверия к власти);
от неинформированных групп
к самым информированным гражданам, использующим
все каналы получения информации и имеющим
доступ к интернету.
Противоположные характеристики,
демонстрируемые респондентами по отношению
к институтам власти – недоверие, отчуждение,
протестные настроения.
Недоверие представляет собой
сознательную и привычную установку на
ожидаемое в повседневности нарушение
социальных правил и ценностных обязательств,
которое вызывает создание организованных
групп, блокирующих опасности нарушения
общего доверия (порядка)10.
Под отчуждением понимается
форма отношений между субъектами управления,
в которой основные функции управления
осуществляются одним из субъектов, за
счет отстранения другого субъекта от
процессов принятия управленческих решений
и превращения его преимущественно в объект
управленческого воздействия11. «Отчужденное управление»,
понимаемое как характеристика управленческой
деятельности, в котором субъект управления
не только отстраняет другого субъекта
от принятия решений, но и игнорирует его
потребности. Результатом отчуждения
является отказ от выражения мнения, либо
крайне негативные оценки субъекта управления
населением, проявляется на уровне местного
самоуправления.
Протестные настроения выражаются
в отрицательном отношении к институтам
власти, при котором население не только
выражает социальное недовольство, но
и готовность участвовать в акциях протеста12.
ГЛАВА 2. ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ К ИНСТИТУТАМ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ПО ДАННЫМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ)
2.1. Анализ
«доверия» как типа отношения населения
России к институтам власти
Компания Edelman ежегодно проводит
в 25 странах мира социологическое исследование
уровня доверия к различным институтам
как среди широкой общественности, так
и среди так называемых информированных
респондентов («лидеров мнения»), которые
имеют высшее образование, находятся к
верхней четверти пирамиды доходов по
стране, как минимум несколько раз в неделю
потребляют информацию деловых и политических
СМИ и следят за новостями по общественно
значимым проблемам в своей стране13.
Россияне оказались на последнем
месте среди опрошенных жителей 25 стран
по общему уровню доверия к институтам
(однако необходимо учитывать, что приводятся
данные по достаточно ограниченной выборке
– профессионалы с доходом выше среднего,
активные потребители медийной новостной
информации).
Немногим более четверти (26%)
информированных респондентов в возрасте
от 25 до 64 лет сейчас доверяют власти. Это
на 17% ниже среднемирового уровня (уровень
доверия россиян к власти почти такой
же, как в Испании, Италии, Польше и Франции,
но меньше, чем в США). Бизнесу в России
теперь доверяют лишь 41% (что, впрочем,
все же выше чем в ряде ведущих европейских
стран, в том числе Франции и Испании, но
ниже, чем в остальных странах БРИК – Индии,
КНР и Бразилии). В возрастном диапазоне
35-64 лет (то есть за вычетом наиболее молодых
информированных респондентов) доверие
к бизнесу еще ниже – всего 36%.
Несмотря на низкий уровень
доверия к власти, россияне выступают
за дальнейшее вмешательство государства
в экономику и призывают к дальнейшему
усилению госрегулирования бизнеса (54%),
особенно в части, касающейся защиты прав
потребителей, обеспечения необходимой
бизнесу инфраструктуры и стимулирования
корпоративной социальной ответственности.
Отечественные социологические
исследования представлены аналитическими
отчетами за несколько периодов. «Левада-Центр»
регулярно проводит аналогичные исследования,
что позволяет сравнить результаты прошлых
лет и новые данные.
Всероссийский опрос «Доверие
к институтам власти» проведен 3–19 октября
2011 года. В опросе приняли участие 1600 человек
в возрасте 18 лет и старше, в 130 населенных
пунктах из 45 регионов страны. Выборка
репрезентирует население России. Статистическая
погрешность не превышает 3,4% Распределение
ответов приводится в процентах от общего
числа опрошенных вместе с данными предыдущих
опросов, см. табл. 2.1
Таблица 2.1
Итоги социологического опроса
«Доверие к институтам власти»14
Распределение ответов на вопрос:
В какой мере, на ваш взгляд, заслуживают
доверие?
Варианты ответа
Вполне заслуживает
Не вполне заслуживает
Совсем не заслуживает
2009
2010
2011
2009
2010
2011
2009
2010
2011
1. Президент России
66
67
50
24
23
34
5
4
9
2. Председатель правительства
70
67
52
20
23
21
5
4
9
3. Церковь, религиозные организации
50
55
49
20
23
25
11
5
10
4. Армия
38
38
37
32
32
36
17
16
13
5. Правительство России
30
34
30
39
39
45
16
14
17
6. Печать, радио, телевидение
26
27
30
47
50
47
18
16
16
7. Областные (краевые, республиканские)
органы власти
22
21
28
40
43
40
22
24
22
8. Органы госбезопасности
34
33
26
33
31
37
10
12
16
9. Российские банки
17
24
24
43
42
44
24
21
18
10. Местные (городские, районные)
органы власти
21
17
23
37
44
41
32
31
26
11. Малый и средний бизнес
16
22
23
39
37
39
23
21
18
12. Совет Федерации
21
21
22
38
38
44
16
15
17
13. Прокуратура
20
20
22
39
37
37
21
18
21
14. Государственная Дума
20
21
21
47
46
47
21
21
22
15. Полиция
19
16
20
39
41
40
32
33
29
16. Суды
22
18
19
37
39
43
24
24
22
17. Профсоюзы
15
13
16
25
28
31
29
36
26
18. Политические партии
7
10
10
39
40
44
34
33
30
19. Крупный бизнес, деловые
и промышленные круги
8
12
16
33
35
37
32
32
26
Результаты исследования показывают,
что среди социально-политических институтов,
предложенных участникам опроса для оценки
степени доверия по отношению к каждому
из них, президент, премьер-министр и церковь
- три «символических» института, которые
оцениваются наиболее высоко по шкале
доверия.
Всероссийский опрос, проведенный
«Левада-центром» в январе 2014 года, был
посвящен отношению граждан к институтам
власти и общества, выборка респондентов
характеризуется данными, представленными
в предыдущем опросе, см. табл. 2.2.
Таблица 2.2
Отношение россиян к институтам
власти и общества в 2014 году15
Распределение ответов на вопрос:
Как вы считаете, какую роль играет сейчас
в жизни России…?
2001
2003
2005
2008
2010
2012
2014
Президент
3,9
3,96
3,92
4,51
4,03
3,87
4,21
Олигархи, банкиры, финансисты
3,79
3,8
3,64
3,58
3,66
3,63
3,66
Президентская администрация
2,9
3,1
3,28
3,96
3,6
3,51
3,58
ФСБ
3,21
3,31
3,41
3,78
3,55
3,61
3,54
Правительство
3,53
3,38
3,22
3,84
3,7
3,61
3,47
Средства массовой информации
3,52
3,53
3,39
3,43
3,32
3,36
3,4
Вооруженные силы
3,28
3,29
3,21
3,62
3,46
3,42
3,39
Прокуратура
2,9
2,97
3,13
3,43
3,35
3,26
3,31
Губернаторы
3,42
3,29
3,14
3,47
3,28
3,18
3,24
Судебные органы
2,8
2,91
3,01
3,27
3,16
3,17
3,2
Директора крупных предприятий
3,35
3,15
3,12
3,27
3,09
3,1
3,16
Совет Федерации
2,99
2,93
2,93
3,41
3,18
3,1
3,15
Церковь
2,91
2,74
3,06
3,04
3,16
3,04
3,13
Полиция
—
—
—
—
2,99
3,1
3,11
Государственная Дума
2,81
2,86
2,85
3,29
3,16
3,06
3,05
Политические партии
2,69
2,6
2,61
3,04
2,81
2,81
2,7
Интеллигенция
2,53
2,44
2,42
2,67
2,42
2,42
2,47
Профсоюзы
1,95
1,91
1,91
2,01
1,91
1,91
2,12
Общероссийский народный фронт
—
—
—
—
—
—
2,59
Уполномоченный по правам человека
—
—
—
—
—
—
2, 76
Совет по правам человека при
Президенте
—
—
—
—
—
—
2,80
Как показали результаты приведенного
исследования, главную роль в жизни страны,
по мнению россиян, играют президент, финансовая
элита и президентская администрация,
тогда как влияние организаций и структур,
связанных с обеспечением прав человека
и гражданским участием, минимально. За
анализируемый период (2001 – 2014 гг.) возросла
роль церкви и судов, а влияние средств
массовой информации и правительства
несколько снизилось.
Доверие к Президенту как «символическому
образу» власти в России считается традиционным.
Социологические исследования, проводимые
Фондом общественного мнения, показывают
эту тенденцию. Опрос «ФОМнибус» проводился
8–9 февраля 2014 года в 204 населенных пунктах
64 субъектов РФ, приняло участие 3000 респондентов,
см. табл. 2.316.
Таблица 2.3
Представьте себе, что в следующее
воскресенье состоятся выборы президента
России. Скажите, пожалуйста, как, за кого
из политиков Вы бы проголосовали?