Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 23:56, реферат
Всё в нашей жизни изменяется столь стремительно, что невозможно предугадать, что же несёт нам век грядущий, какие ещё испытания, и проблемы ждут нас впереди, что человечество воплотит в реальность, а что оставит за новым поворотом колеса истории. И всё таки есть ещё в мире вещи до которых не дотронулась рука прогресса, это самая прекрасное, то, что создавалось веками, то, что свято хранилось нашими предками и обегалось дабы поколения грядущие могли оценить, воздать должное и преумножить, добавив что-то новое - это наша культура.
Такая устойчивая культурная традиция в определенных условиях необходима для выживания человеческих коллективов. Но если те или иные общества отказываются от гипертрофированной традиционности и развивают более динамические типы культуры, это не значит, что они могут отказаться от культурных традиций вообще. Не может культура существовать без традиций.
Культурные традиции как историческая память – непременное условие не только существование, но и развитие культуры даже в случае созидательных качеств новой культуры, диалектически отрицая, включает в себя преемственность, усвоение положительных результатов предшествующей деятельности – это общий закон развития, который действует и сфере культуры имея особо важное значение. На сколько этот вопрос практически важен показывает и опыт нашей страны. После Октябрьской революции и в обстоятельствах всеобщей революционной обстановки в обществе художественной культуры возникло течение, лидеры которого хотели построить новую, прогрессивную культуру на основе полного отрицания и разрушения предшествующей культуры. И это привело во многих случаях к потерям в культурной сфере и разрушение ее материальных памятников.
Поскольку в культуре отражаются различия мировоззрений в системе ценностей в идейных установках, поэтому правомерно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре. Но отсюда не следует, что можно отбрасывать предшествующую культуру – на пустом месте создать новую более высокую культуру невозможно. Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т.е. созидание нового, приращение культурного богатства в процессе творчества. Хотя творческий процесс имеет объективные предпосылки и в самой реальности и в культурном наследии, непосредственно он осуществляется субъектом творческой деятельности. Сразу же следует оговориться, что не всякое новаторство – творчество культуры. Созидание нового становиться одновременно творчеством культурных ценностей тогда, когда оно не несет в себе всеобщее содержание, приобретая общую значимость, получает отзвук от других людей. В творчестве культуры всеобщее органическое слито с уникальностью: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. Тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее – это распространение, а не созидание культуры. Но и оно необходимо, поскольку вовлекает широкий круг людей в процесс функционирования
культуры в обществе. А творчество культуры обязательно предполагает включение нового в процесс исторического развития культуросозидающей деятельности человека, следовательно, является источником инноваций. Но также как не всякое новаторство есть явление культуры, не все новое, включающееся в культурный процесс, является передовым, прогрессивным, отвечающим гуманистическим интенциям культуры. В культуре существует и прогрессивное, и реакционные тенденции. Развитие культуры - противоречивый процесс, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих социально классовых, национальных интересов данной исторической эпохи. За утверждение передового и прогрессивного в культуре.
3. Влияние обычаев и традиций на формирование личности.
Формирование личности ребёнка, безусловно, включает и вопрос воспитания в ребёнке уважительного отношения к людям разных национальностей. Ребёнок с дошкольного возраста должен видеть в каждом из своих маленьких товарищей друга по взаимопомощи, по духу.
У каждого человека имеется своеобразная, специфическая, сложившаяся в течение многих тысячелетий цельная воспитательная система, охватывающая все стороны подготовки детей к будущей жизни. Своя народная педагогика, которая в течение длительного времени, совершенствуясь и улучшаясь, передаётся от старшего поколения к младшему, становится впоследствии достоянием молодых родителей и даёт положительные воспитательные результаты в нравственном становлении личности.
Многие обычаи и традиции различных народов отличаются только лишь по форме, а по содержанию одинаковы. В связи с этим изучение педагогических обычаев, и традиций какого – то отдельного народа имеет важное значение не только для него, но и для других народов.
При изучении истории общества проблемы семье всегда обращали на себя внимание. Рассматривая воззрение народа на воспитание и формирование личности человека, очень важно проследить отношение народа и семьи. Именно в семье складывается народные воспитательные традиции, и поддерживались коллективным, общественным мнением. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды, с помощью которых народ воспроизводит себя, духовную культуру, характер и психологию в в ряду сменяющих друг другу поколений. В семейном воспитании выделяется традиция формировать у детей знание своей родословной.
Вся народная этика сводится главным образом к семейной нравственности, основанной на чувстве родства. В этом залог преемственности поколений, сохранения фамильной чести, уважение к предкам.
Самым важным, высоким моральным качеством человека всегда было его трудолюбие. Труд – главное средство воспитания в семье. Глубокое уважение к труду, понимание значения его в жизни человека находят отражение во многих пословицах татарского народа: - Сначала сделай, потом говори. Мало говори, больше работай.
Воспитание в семье детей без труда народ не представляет. В семье дети обучаются, готовятся к жизни, совместному труду с родителями, взрослыми. Трудиться начинают с малых лет. В семье каждому ребёнку с учётом его возраста находится вид труда, и он имеет постоянные трудовые обязанности.
Одной из характерных черт народной педагогики, является культ матери, культ родителей, культ старшего поколения вообще. «хоть шесть дней голодай, но отца почитай» - говорят татары.
В народной педагогике материнство рассматривается, возвеличивают женщину – мать, создают культ матери: «Всю жизнь, день и ночь трудись - труд матери не возместись» Мать – единственный человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.
О роли отца в семье в народе говорят: «Отец жив – смотри не его поступки, отец умер – помни о его воле»
В этнопедагогике выработано правило, устанавливающее, что родители отвечают за то, как воспитывается их ребёнок, каким он готовится к жизни. Но родительские обязанности далеко не исчерпываются обычной воспитательной заботой о детях. В пословицах по этому поводу говорится: «Отец и мать слушал – человеком встал, кто не слушал – пропал».
Эмпирическим путём народной педагогикой было установлено, что дети имеют большую склонность к подражанию, особенно родителям и старшим в семье. Это наблюдение закреплено, например, в такой пословице: «У хорошей чашки и содержимое хорошее, у хорошей матери и дочь хорошая».
Какие требования предъявляет татарская народная педагогика родителям, чтобы родители могли представить перед детьми положительными нравственными примерами?
Прежде всего – создание положительного нравственного настроя в семейных взаимоотношениях родителей. Как правило, он отличается обоюдным уважением и дружбой родителей: «В дружной семье благодать, где раздоры – там погибель»
Татарский народ утверждает, что родители должны соблюдать такт в воспитании. Таковы нравственные уроки народной педагогики.
Заключение
Народные прогрессивные
и семейные традиции и обычаи,
являясь составной частью
Само понятие «традиции», употребляемое в контексте с «обычаями», «обрядностью», «ритуалом», включает в себя всё духовное наследие из поколения в поколение. Критерием общественной значимости любой традиции, в том числе воспитательной, должно быть соответствие целям и задачам воспитания нравственного воспитания подрастающего поколения.
В нравственном
воспитании детей народом
Выяснилось, что
культ предков - самых старших
в роду, в семье -бабушек, дедушек,
родителей, культ матери и
Создавая новые и совершенствуя существующие общественные, семейно-бытовые, личные традиции и обычаи, мы оказываем огромное воздействие на сознание и чувства людей, которые заставляют пересмотреть и преодолеть привычки, представления, связанные с прежним образом жизни. Они поднимают на новую ступень взаимоотношения людей в обществе, семье, быту, помогают строить лучшую жизнь, красивую по форме и богатую по содержанию, воспитывать детей на высоком уровне нравственных норм и принципов.
Список использованной литературы