Трансформация современных форм семьи в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 04:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить современные формы семьи в России. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
) Определить сущность трансформации семьи.
) Выявить роль семьи как общественного института.
) Рассмотреть классические и современные формы семьи в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава I. Трансформация семьи как социального института
1.1 Семья как институт
1.2 Трансформация института семьи
Глава II. Виды, формы и категории современной семьи в российской федерации
2.1 Различные категории и формы современной семьи
2.2 Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО "Забайкальский  государственный гуманитарно-педагогический университет им.Н.Г. Чернышевского"

Социальный факультет

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Трансформация современных форм семьи в Российской Федерации

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

группы 1122, курс 2

Руководитель: к. с. н.,

доцент кафедры СиСР

 

 

 

 

Чита 2011 г.

 

Оглавление

 

Введение

Глава I. Трансформация семьи как  социального института

1.1 Семья как институт

1.2 Трансформация института семьи

Глава II. Виды, формы и категории современной семьи в российской федерации

2.1 Различные категории и формы  современной семьи

2.2 Тенденции развития альтернативных  форм брачно-семейных отношений  в современном обществе

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Институт семьи является крайне важным для изучения самих основ общества, но она чаще остается либо в стороне от экономического анализа, либо ему уделяется не достаточно внимания особенно среди молодого поколения, которое как раз находится на стадии подготовки к семейной жизни.

Социальный институт семьи, будучи включенным, в нормативную  структуру общества, представляет собой  ценностно-нормативный комплекс, посредством  которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус. Понятие "семьи" характеризует ее с точки зрения межличностных отношений между супругами, между супругами и детьми. Семья определяется как своеобразная малая, первичная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, общих чувств и стремлений. Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

Данная тема вызывает также интерес, прежде всего попыткой анализа в изменении положения института семьи в современных условиях, попыткой сравнения с предшествующими этапами исторического развития, попыткой понять этот очень сложный, хоть и внешне простой, и при этом фундаментальный институт.

Цель данной работы - определить современные формы семьи в России. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

) Определить сущность  трансформации семьи.

) Выявить роль семьи  как общественного института.

) Рассмотреть классические  и современные формы семьи в Российской Федерации.

социальный институт российский семья

Объектом исследования является институт семьи в современных  условиях.

Предметом - современные  формы семьи.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

Глава I. Трансформация семьи как  социального института

1.1 Семья как институт

Выделение института  семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайно. Именно семья признается всеми исследователями  основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Основатель позитивизма  и позитивистской социологии Огюст Конт основной единицей общества считал семью, представляющую элемент социальной структуры, так как семья возникла как естественное состояние человеческих отношений. В семье отражаются все общественные отношения: неравенства (например, между поколениями или полами), подчиненности (принцип главенства и старшинства) и др. Отсюда следует, что семья является основой формирования государства, моделью его организации, а социальные функции семьи во многом отражают функции общества (начиная с разделения труда, иерархичности отношений, власти и т.д.) [4, c.28].

Семья - это группа людей, связанных  прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают  на себя обязательства по уходу за детьми (Э. Гидденс).

Как и все институты  общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. Семья - это группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности (Ю.А. Гаспарян) [4, c.32].

Герберт Спенсер был первым, кто  ввел в социологию понятие социального  института. Он выделял следующие  категории социальных институтов: домашние (семейные), обрядовые (церемониальные), религиозные (церковные), политические, профессиональные и экономические (промышленные).Г. Спенсер подробно проанализировал и обобщил накопленные к тому моменту многочисленные этнографические (и исторические) сведения, касающиеся семейных институтов. Причем сделал он это именно с социологической точки зрения, применив свою теорию эволюции и связав структуру (строение) семьи с ее функциями, а также с типом общества (в его собственной классификации) и стадиями общественного развития [13, c.34].

Эволюционный подход Г. Спенсера к  анализу института семьи позволяет нам лучше понять, что происходит с этим институтом в наше время. Семья дезинтегрируется, атомизируется, но это не значит, что она исчезает, "разрушается". Меняются ее формы и структура в соответствии с новыми социальными условиями, но она сохраняет свои основные функции, и, прежде всего, свое достоинство быть одной из главных ценностей индивида в современном обществе.

Семейные функции в большинстве  обществ мало чем отличаются друг от друга, в то время как формы, с помощью которых люди пытаются их выполнять, достаточно разнообразны. И если кто-то попытается описать все возможные формы семейной жизни, то он увидит, что каждое общество обладает собственной специфической формой организации семьи [8, с. 19].

Когда речь заходит о  семье, мы прежде всего представляем ceбе мужа, жену и их детей. Такая форма организации семьи называете супружеской, или нуклеарной, семьей. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи в нашем обществе (как и во многих других) распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми. Значение этих двух форм семей для общества неодинаково. Так, хотя в нашем обществе существует родственная семья для семейных сборов, торжеств и других церемониальных целей, важнейшие социальные функции выполняются нуклеарной семьей.

Таким образом, выделяют два типа семейной структуры:

Нуклеарная семья состоит из родителей и детей, которые от них зависят.

Расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер [12, с.67].

Основная, первая функция  семьи - репродуктивная, то есть биологическое  воспроизводство населения в  общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

) воспитательная - социализация  молодого поколения, поддержание  культурного воспроизводства общества;

) хозяйственно-бытовая  - поддержание физического здоровья  членов общества, уход за детьми  и престарелыми членами семьи;

) экономическая - получение  материальных средств одних членов  семьи для других, экономическая  поддержка несовершеннолетних и  нетрудоспособных членов общества;

) сфера первичного  социального контроля - моральная  регламентация поведения членов  семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

) духовного общения  - развитие личностей членов семьи,  духовное взаимообогащение;

) социально-статусная  - предоставление определенного  социального статуса членам семьи,  воспроизводство социальной структуры;

) досуговая - организация  рационального досуга, взаимообогащение  интересов;

) эмоциональная - получение  психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия [16, с.214].

Семья анализируется  как институт тогда, когда особенно важно выяснить соответствие (или  несоответствие) образа жизни семьи, ее функций современным общественным потребностям. Модель семьи как социального института очень важна для прогноза изменений семьи, тенденций ее развития. При анализе семьи как социального института исследователей, прежде всего, интересуют образцы семейного поведения, семейной роли, особенности формальных и неформальных норм и санкций в сфере брачно-семейных отношений.

Итак, в нашем стремительно развивающемся обществе наиболее актуальной становится вопрос не только трансформации  семьи, но и вообще существования  института семьи. Демографические проблемы развитых стран вызваны во многом именно кризисом семьи. По каким-то причинам проблемы семьи связывают, как правило, с проблемами материнства, а никак не с проблемами отцовства или политикой или экономикой. Данный подход неправильно считать полным. Изначально экономика возникла именно как способ улучшить ведение домашнего хозяйства и тем самым приумножить собственность семьи. Военное дело, а затем и внешняя политика возникали как средства сократить потери от войн между семьями. Политический строй стал способом урегулировать противоречия интересов семей разного уровня достатка. Религия и мораль, понятия стыда и греха возникли как средство укрепления семьи. Рассмотрим в следующем параграфе, как происходила и происходит трансформация института семьи в России, какие возникли новые классификации семей.

 

1.2 Трансформация института семьи

 

В последние десятилетия  в развитии института семьи появились  новые тенденции. Об этом обычно судят  на основании динамики демографических  показателей - общего снижения рождаемости, увеличения удельного веса разводов и неполных семей, уменьшения числа детей в семьях и их нуклеаризации. Феномен, который сложнее зафиксировать, опираясь на данные статистики, - это повсеместно происходящий процесс размывания системы поведенческих норм в сфере брака и семьи и представлений о содержании семейных ролей [2, с.92].

Рассмотрим трансформацию  института семьи на различных  эпохах исторического развития (Голод  С. И.) (см. Приложение) [8, c.45-46].

Структура древнего и  средневекового общества вырастала из семьи и служила семье, непрерывным внешним давлением укрепляя ее и побуждая людей вступать в брак и растить детей, поскольку от этого зависел их личный политический статус. Всякий мужчина хотел стать отцом, а всякая женщина - матерью семейства [13, с.64].

Вплоть до эпохи промышленных революций имело место полное сращивание семьи, политики и экономики. Появление в Европе фабрик с их разделением труда первым делом  привело к спросу на дешевую рабочую  силу, не обязательно мощную физически. Ее можно было вырвать только из крестьянской семьи, в которой каждый человек был необходим на своем месте. Тогда, в эпоху первых урбанизаций в Англии, целенаправленно разоряющих крестьян, впервые и возникла гениальная идея эмансипации женщин и детей из-под гнета злых тиранов - глав семейств.

Именно тогда был  нанесен смертельный удар по европейской  семье, который через десятки  лет выразился в феминистических  движениях, а через двести лет  привел к нынешней почти неизбежной гибели западной цивилизации из-за нехватки детей.

Женщины и дети, придя  на фабрики, вызвали резкое падение  стоимости труда из-за избыточного  его предложения, а также массовую безработицу среди мужчин. Тогда  впервые в условиях мира мужчины  обнаружили себя в положении никчемных  существ, не способных обеспечить семью, и из-за этого ищущих смерти в алкогольном дурмане.

Идея свободы влезла не на свою территорию, эмансипировав  друг от друга части живого существа - семьи [8, c.110].

Теперь рассмотрим становление  института семьи в России. Патриархальная семья на Руси - это особый мир теплых человеческих взаимоотношений, взаимоподдержки и защиты, мир, в котором каждый вносил свою посильную лепту в общее семейное дело. Тот, кто работал для общего семейного блага, был в почете и уважении, а того, кто по тем или иным причинам не работал, рассматривали на периферии семьи.

В лице отца авторитарное государство имеет своего представителя  в каждой семье, и поэтому семья  превращается в важнейший инструмент его власти.

Но с другой стороны, мы прекрасно знаем, что в конце XIX века женщина продолжала оставаться "детородной машиной", что изнашивало женский организм, вело женщину к преждевременной гибели, но, самое главное, практически не оставляло ей шанса стать личностью: получить образование и хорошо оплачиваемую профессию. В среднем крестьянки рожали доношенных детей с интервалом в 12-15 месяцев, рожая за 20-25 лет до 20 детей [10, с.78].

Информация о работе Трансформация современных форм семьи в Российской Федерации