Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 04:47, курсовая работа
Цель данной работы - определить современные формы семьи в России. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
) Определить сущность трансформации семьи.
) Выявить роль семьи как общественного института.
) Рассмотреть классические и современные формы семьи в Российской Федерации.
Введение
Глава I. Трансформация семьи как социального института
1.1 Семья как институт
1.2 Трансформация института семьи
Глава II. Виды, формы и категории современной семьи в российской федерации
2.1 Различные категории и формы современной семьи
2.2 Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе
Заключение
Список литературы
. Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается ("доживутся до любви", - по выражению И.С. Тургенева). Хотя, если семья существует лишь как экономическая единица, ощущение эмоционального взлета полностью теряется. Люди, вступающие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех практических начинаниях - поскольку и жена, и муж преследуют собственную экономическую выгоду. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов - максимальная, а личная вовлеченность - минимальная: исполнил условия контракта - волен делать, что хочешь.
2. Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).
. Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из супругов несколько "осаждает" другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны "осаждающего" скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак наконец заключается, "осаждающий" начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.
. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это - брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам. В таких семьях не часто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.
. Брачно-семейные отношения, освященные любовью. Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, - сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для остальных членов семьи. Брачно-семейные отношения в этом варианте есть высшая степень объединения людей, когда дети рождаются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность, - при полной поддержке второго. Парадокс заключается в том, что, добровольно принимая на себя подобные ограничения ("Я счастлив, если счастлива ты"), люди становятся более свободными… Брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на большем уважении к человеку, чем к общепризнанным нормам.
Другая классификация называет брак по любви, "ролевой", смешанный, брак, основанный на взаимодополняемости как варианты стабильной семьи, формирующиеся в настоящее время.
Брак по любви - наиболее перспективный и стабильный, когда супруги вошли в семейную жизнь с взаимной любовью и каждый из них является зрелой личностью. Но и этот брак подстерегает много опасностей: сам переход из относительно свободного добрачного периода в семейную ситуацию с ее ограничениями, бытом оказывается сложным испытанием для молодой семьи. Распространенной причиной дезинтеграции браков по любви является несоответствие идеальных представлений мужа и жены о домашнем укладе.
В "ролевом" браке стиль семейной жизни строится исходя из формального соглашения. Семья в данном случае - средство для достижения чего-либо и, как правило, для обоих супругов.
В смешанном браке один из супругов любит другого, тогда как последний ориентирован скорее на ролевое построение брака. Стиль семейной жизни строится на том, что любящий супруг принимает то распределение ролей, которое ему предлагает партнер.
В браке, основанном на взаимодополняемости, каждый из супругов получает от другого в психологическом отношении то, чего ему не хватает, т.е. происходит взаимная декомпенсация.
Семейные отношения
имеют ряд психологических
наличие не одной, а ряда общесемейных целей, которые могут меняться в процессе развития семьи;
частичное различие в интересах и установках членов семьи;
наличие супружеской пары, взаимоотношения в которой в значительной мере определяют характер взаимодействия в семье;
включенность в нее представителей нескольких поколений и большой срок близкого знакомства между ее членами;
многосторонность и значимость семейных отношений и их взаимосвязь;
особая открытость, уязвимость членов семьи.
На взаимоотношения в семье оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относится совокупность материальных и духовных условий, существующих в данном обществе. Это и определяет межличностные отношения в обществе, трудовом коллективе, в семье.
Действие и проявление внутренних факторов наблюдается на уровне межличностных отношений через реализацию (или наоборот) взаимных ожиданий, их внутренней удовлетворенности процессом взаимоотношений.
К внутренним факторам, способствующим
успешной деятельности, относятся индивидуальные
психологические особенности
Особую значимость приобретают основные жизненные ориентации или жизненные стратегии семейных партнеров [2, c.56-57]:
внутренний контроль - внешний контроль;
эгоизм - социоцентризм (альтруизм);
ориентация на общественные нормы - на себя;
принятие противоречий - их неприятие;
чувство собственного достоинства - неверие в себя.
К другим факторам, стабилизирующим семейные отношения, относят:
постоянное стремление партнеров к сохранению семьи;
желание и способность
партнеров к согласованным
инициативность каждого супруга в решении семейных проблем и реальный вклад каждого в общественные дела;
разумное сочетание разнообразных личных целей и потребностей с общесемейными делами и потребностями;
стремление в трудную минуту к эмоциональному единению и сплочению;
эстетическая привлекательность (внешний вид, манера поведения и т.д.);
способность эмоционально согреть супруга, т.е. вести себя так, чтобы создать атмосферу доверия, непринужденности, сердечности.
К настоящему времени появились такие семьи, описание которых не соответствует традиционным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир называет такие семьи нетрадиционными.
В наше время многие дети воспитываются не теми взрослыми, которым они обязаны своим появлением на свет. Когда в семье есть только один родитель - она называется неполной. Можно выделить три типа таких семей:
первый тип - это когда один родитель ушел, а оставшийся не вступил в повторный брак;
второй тип - одинокий человек официально усыновил ребенка;
третий тип - незамужняя женщина воспитывает сына или дочь одна.
Чаще всего семьи
с одним родителем состоят
из женщины-матери и ее детей. Когда
в таких ситуациях создаются
новые семьи, В. Сатир называет такие
вновь созданные семьи
. Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей.
2. Мужчина с детьми женится на женщине без детей.
. Оба - и мужчина, и женщина - имеют детей от предыдущих партнеров.
Семья, берущая ребенка на воспитание, - другая форма смешанной семьи. Она может включать только одного приемного ребенка; одного приемного ребенка и нескольких родных детей; одного родного ребенка и нескольких приемных.
Хотя смешанные и неполные семьи достаточно своеобразны и поэтому отличаются от других, тем не менее у них есть многое, по мнению В. Сатир, что сближает их с любыми другими семьями. Каждая из них может быть первоклассной, если супруги привносят в нее заботу и творчество. Вид семьи вовсе не определяет того, что в ней происходит. От него лишь зависят проблемы, с которыми сталкиваются члены семей, но именно отношения между ними в конце концов и определяют благополучие семьи: насколько успешно развиваются в семье взрослые ее члены в отдельности и все вместе, настолько успешно дети становятся творческими и здоровыми людьми. По мнению В. Сатир, в этом смысле все семьи одинаковы.
В современном обществе происходит развитие альтернативных форм брачно-семейных отношений. Какие это отношения и в чем их сущность рассмотрим в следующем параграфе курсовой работы.
В настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает количество молодых людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни; происходит не только эволюция форм брака, но и отношение к браку существенно трансформируется [20, c.53].
Таблица 1
Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе [23]
Традиционные брачно-семейные отношения |
Альтернативные формы брачно-семейных отношений |
1. законные (юридически оформленные, фиксированные) |
1.1 одиночество 1.2 незарегистрированное сожительство |
2. обязательно с желанием и наличием детей |
2.0. сознательно бездетный брак |
3. стабильные |
3.0. разводы, повторные брачно-семейные отношения |
4. мужская идеология
(установка на главенство |
4.0. открытый брак |
5. сексуальная верность партнеров |
5.1 внебрачный секс 5.2 свингерство 5.3 интимная дружба |
6. гетеросексуальность |
6.0. гомосексуальность |
7. диадичность |
7.0. групповой брак, жилые
сообщества и коллективные |
Рассмотрим эти альтернативные формы подробнее [23].
Одиночество. Эту категорию составляют люди, которые никогда не состояли в браке, т.е. существующие в моноварианте.
В настоящее время у молодых людей в целом установка на брак сохраняется, но число людей, думающих иначе, растет. По данным социологического исследования, проведенного "Социс" в ноябре 2010 г., показало, что примерно восемнадцати процентам всех неженатых лиц в РФ кажется привлекательным остаться "в принципе самостоятельными и независимыми".57% российских девушек считают, что замужество необходимо для женщины. Предположительно, главным образом скепсис порожден опытом молодых, вынесенным из родных семей, отношений к ним родителей и наблюдений за супружескими проблемами и конфликтами на протяжении всего детства.
Одинокие люди приняли решение жить в моноварианте по различным причинам, среди которых выделяют:
рост образования женщины;
преобладающее число женщин в брачном возрасте;
распространенная точка зрения, что легче прожить одному.
Исследователи установили,
что женщины переносят
Незарегистрированное сожительство. Эта форма неформальных брачно-семейных отношений получила распространение в России под наименованием "гражданский брак". Доводы "за", которые обычно приводят сторонники незарегистрированного сожительства:
такая форма отношений представляет собой "тренинг" определенного типа ("пробный брак");
в случаях незарегистрированного сожительства происходит апробация сил и совместимости;
в таких вариантах сожительства более свободные отношения, отсутствует принуждение, исчезает "эффект собственника";
незарегистрированное
сожительство обеспечивает больше духовности
и удовлетворенности в
Исследования показывают, что такого рода опыт совместной жизни на среднестатистическом уровне влияния на успешность последующего брака не оказывает, т.е. можно и "тренироваться" и "совмещаться", но никакой гарантии на будущее нет. Если уж искать форму "тренинга" к браку, то следует обратиться к родительской семье. Именно в семье, где человек вырос, происходит подготовка человека к браку. Собственно же "тренировка" заключается в построении отношений с братьями и сестрами, - вот почему их наличие в семье и характер взаимоотношений с ними рассматривается как один из прогностических критериев успешности последующего брака. Именно с сестрой мальчик постигает мир женских историй, привычек, ему приходится прилаживаться к ее болтовне по телефону, нарядам и косметическим притязаниям, с ней он учится быть терпеливым, нежным, заботливым. То же самое с девочкой: ей становится доступным и понятным мир мужских запахов, увлечений, беспорядка, привычек, с ним ей приходится решать - наябедничать о нем родителям или пока подождать, она возмущается им и гордится, заботится о нем и уважает. Если отношения между сестрой и братом выстроились гармонично, они научились достигать взаимопонимания и сотрудничества, если соперничество не переросло во вражду, а сменилось уважением к возможностям и успехам другого, то шанс построить эффективные брачно-семейные отношения у каждого выше. Кстати, одна из причин возникновения "пробных браков" связана с малодетностью европейской семьи, в которой могут отсутствовать дети противоположного пола, или вообще с тем, что ребенок был единственным в семье.
Информация о работе Трансформация современных форм семьи в Российской Федерации