Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 04:47, курсовая работа
Цель данной работы - определить современные формы семьи в России. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
) Определить сущность трансформации семьи.
) Выявить роль семьи как общественного института.
) Рассмотреть классические и современные формы семьи в Российской Федерации.
Введение
Глава I. Трансформация семьи как социального института
1.1 Семья как институт
1.2 Трансформация института семьи
Глава II. Виды, формы и категории современной семьи в российской федерации
2.1 Различные категории и формы современной семьи
2.2 Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе
Заключение
Список литературы
На протяжении почти всего XX в. Россия находилась в кризисе институциональных структур общества. Почти сто лет происходит ломка, модернизация, возникновение новых социальных образцов, утрата старых в сфере семейных отношений. Семья как структурообразующая система общественной жизни, фокусирует все кардинальные изменения происходящие в обществе, в итоге совершается трансформация института семьи.
Трансформация семьи является объективным, прогрессивным по своей сущности процессом. На нее неизбежно влияют:
Как и многие индустриальные страны, Россия пережила два демографических перехода. Первый - от нерегулируемой рождаемости к свободе выбора количества детей. Этот переход свершился в XX в. на протяжении жизни одного поколения.
Ныне наша страна, как
и большинство европейских
Нестабильность семейного образа жизни, объективные процессы изменения брачных отношений выражаются в резком снижении рождаемости. Нестабильность выражается также в возрастании числа разводов и опасности развода для каждой семьи.
Кризис последних лет характеризовался падением промышленного производства, нарастанием бюджетного дефицита, снижением уровня жизни. Крайне неудовлетворительны материальные и жилищные условия большинства населения, молодые семьи зависят от родителей, чрезмерная занятость женщин приводит к неустроенности быта. Страдает система нравственного воспитания - низкий уровень личной ответственности, отсутствие культуры, рационального планирования личной жизни, ориентация на послушание, дисциплину, безынициативность, но не на ответственность, независимость, личное достоинство.
Негативно повлияла на семью
и современная организация
Кризис общества привел наряду с материальными, психологическими проблемами к разложению духовных и нравственных ориентиров. Появились два мощных фактора дестабилизации брачно-семейных отношений: имущественная дифференциация и снижение жизненного уровня населения, с одной стороны, и моральная дестабилизация многих людей - с другой.
Улучшение материального положения (выезд за границу, стремление перейти из одного социального слоя общества в другой) стало доминирующей прагматической тенденцией брака у молодежи. Появился и тип человека "хозяина семейства", который обеспокоен интересами только своей семьи. Забота об обеспечении своей семьи заставляет его трудиться, заботиться о своем добром имени, добросовестно выполнять свои обязанности, но эти же качества порождают и семейный эгоизм [4, с.216].
Столкновение интересов семьи и общества растет. Люди стали вести замкнутый образ жизни. Честность, доброта, уважение, которые коренились в традициях русского народа, без поддержки государства начали размываться, и большинство россиян живут в атмосфере морального и идейного вакуума.
Возникли новые классификации семей. Увеличилось число одиноких матерей, из них большое число имеется несовершеннолетних; распространяется холостячество и бездетный брак; существенным становится вторичный брак (после развода). В теории институционального кризиса семьи, объясняется, почему уровень рождаемости во всем мире падает до одно-двухдетной системы, ведя в конечном счете к депопуляции. Согласно этой теории, наличие социальных норм многодетности в доиндустриальные эпохи побуждало к формированию стабильных семей, когда семья с детьми была действительно центральной "ячейкой" общества.
. Семья была производственным коллективом (для семей крестьян и ремесленников, составлявших подавляющее большинство населения). Дети с ранних лет участвовали в семейном производстве и представляли для родителей несомненную экономическую ценность.
2. Семья была школой, где дети получали от родителей необходимые им для самостоятельной жизни знания и навыки.
. Семья была институтом социального обеспечения. В те времена не существовало пенсий. Нетрудоспособные старики и инвалиды могли рассчитывать только на помощь со стороны детей и внуков, всех членов расширенной семьи.
. Семья была местом проведения досуга. Как правило, члены семьи отдыхали и развлекались сообща, используя преимущества всей системы родства.
. В семье удовлетворялось большинство индивидуальных потребностей, в том числе сексуальная потребность и потребность в детях. Внебрачные связи осуждались общественным мнением. Скрыть их от окружающих в условиях сельской местности или небольших городов было очень трудно, особенно если эти связи при запрете на прерывание беременности могли вести к незаконным рождениям.
. Наличие детей (в первую очередь - сыновей) было необходимым условием социально-экономического статуса и благополучия. Бездетность осуждалась, а супруги, не имеющие детей, психологически страдали от своей неполноценности.
. Дети выполняли также и эмоционально-психологическую функцию, поскольку родители испытывали радость и чувство душевного комфорта от общения с ними [24].
В этих условиях семья была заинтересована в том, чтобы иметь много детей. Разумеется, многодетность имела не только плюсы, но и минусы. Однако, если положить их на чаши весов, то все перевешивал фактор созидания семейного благополучия: рождение многих детей выступало (при высокой детской смертности) гарантией от бездетностной и тем самым бедной и незащищенной старости. Детей производили на свет по принципу "сколько Бог даст" в надежде на то, что хоть один выживет.
Расширенная семья была заинтересована не просто в детях, а в первую очередь - в сыновьях, точнее, в одном сыне - работнике и наследнике, как минимум, и в нескольких других (для гарантии от бездетности в случае смерти кого-то из них). Если в итоге доживали до зрелого возраста несколько сыновей, то один из них оставался с родителями после женитьбы и наследовал всю их недвижимость. Это нейтрализовало неблагоприятные последствия многодетности в условиях, когда можно было противопоставить неконтролируемой смертности лишь социально поощряемую высокую рождаемость.
Теория институционального кризиса семьи в ее нынешнем виде объясняет смену расширенной семьи нуклеарной в связи с перехватом многих семейных функций внесемейными социальными институтами, что, в свою очередь, обусловлено преобразованием сельского общества в городское и распространением индустриальных и пост-индустриальных форм существования. Семья перестала быть производственным коллективом. Функция воспитания и социализации в значительной степени перешла от семьи к школе, забота о пожилых все больше ложится на систему социального обеспечения, а не на семью. Люди не связывают свою судьбу на поздних этапах жизни с числом детей
Кризисные изменения
в супружеских или
) Рождаемость (число рожденных детей);
) Отношение к семье и браку;
) Отношение к разводу;
) Нуклеаризация (деление) семей и межпоколенные отношения [9, с.10].
В России, как и на Западе,
за последнее время широко распространяется
сожительство - гражданский брак, когда
мужчина и женщина живут
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод по содержанию первой главы курсовой работы.
В настоящее время идет разрушение ценностей семьи, брака, материнства. Социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. На это влияет множество факторов, такие как разложение сложившейся социальной инфраструктуры, разрушение общественных фондов потребления при низком уровне реальных доходов большинства российских семей, коммерциализация сфер здравоохранения и образования, нестабильность доходов, рост безработицы.
Происходит постепенное разрушение семьи. Поэтому общество, и прежде всего государство должны изменить свое отношение к семье как социальному институту, чтобы ее сохранить.
Вторая глава работы посвящена изучению видов, форм и категорий современных семей в России.
Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. По-разному реагируют они на воздействие многообразных факторов современного бытия.
Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения.
В.С. Торохтий, обобщая результаты предыдущих исследований, отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам [21]:
по количеству детей: бездетная, или инфертильная, семья, однодетная, малодетная, многодетная;
по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;
по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;
по семейному быту, укладу: семья - "отдушина"; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;
по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);
по типу потребительского поведения: семьи с "физиологическим" или "наивно-потребительским" типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с "интеллектуальным типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления;
по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, "дистантная" семья, "внебрачная семья";
по характеру проведения досуга: открытые или закрытые;
по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;
по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические;
по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов.
В значительной мере определяющими успешность будущих семейных отношений выступают мотивы вступления в брак.
К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие [22]:
Информация о работе Трансформация современных форм семьи в Российской Федерации