Содержание:
1. Современные
научные представления о "трудновоспитуемости"
2. Семья как источник
формирования трудновоспитуемости
3. Деятельность
социального педагога по преодолению
трудновоспитуемости
Аннотация
Проблеме трудновоспитуемости
детей и подростков в истории развития
нашего общества уделялось большое внимание,
что получило отражение в практической
работе и педагогическом наследии выдающихся
педагогов прошлого: П.П.Блонского, С.Т.Шацкого,
А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др.
Широко известны работы целого ряда психологов,
педагогов, физиологов, юристов, исследовавших
в разных ракурсах проблему трудновоспитуемости:
Г.П.Медведева, М.А.Алемаскина, И.А.Невского,
Л.Н.Зюбина, Э.Г.Костяшкина, А.И.Кочетова,
Г.М.Миньковского.Проблема так называемых
“трудных” детей и подростков чрезвычайно
сложна и многогранна, “это одна из самых
сложных проблем воспитания… за равнодушное
отношение к которой приходится иногда
расплачиваться дорогой ценой” - писал
В.А.Сухомлинский.“Трудные” учащиеся
– понятие сложное, далеко не однозначное,
у каждого из них что-то свое, особенное,
глубоко индивидуальное, свои причины,
характеризующие отклонения от норм в
умственном, эмоциональном и моральном
развитии. О “трудных” детях и подростках
можно говорить , исходя из ряда признаков,
четко проявляющихся в их поведении, жизненных
установках, отношениях с окружающими.
Главные из них – наличие отрицательных
реакций на воспитательные воздействия;
деформация отношений как в семье, так
и в учебных заведениях; проявление индивидуализма,
эгоистической направленности, наличие
эгоцентризма как крайней формы эгоизма
и индивидуализма; извращение потребностей
и интересов, отсутствие социально значимых
мотивов поведения, искажение системы
ценностей; резкие отклонения от нормы
поведения, ведущие нередко к правонарушениям
и преступлениям. Сочетание всех этих
показателей, стойкое проявление их в
поведении учащихся дает возможность
судить о развитии трудновоспитуемости
в высокой степени.
Введение.
«Трудные подростки» - одна
из интереснейших и в тоже время
актуальных тем нашей современной
жизни. Само слово трудновоспитуемость
указывает на затруднения в воспитании,
формирования личности подростка на
неспособность или его нежелания
усваивать педагогические воздействия
и активно на них реагировать.
Сам по себе подростковый возраст имеет
свою специфику и сложность: 11-15-летние
тинейджеры, как принято их называть в
наше время, по своим психологическим
характеристикам уже не дети, но ещё и
не взрослые. Подростки стремятся быть
и казаться взрослыми и иногда ведут себя
несколько странно для людей, их окружающих.
Часто непонимание рождает недоверие,
отчуждение и конфликты. В этом случае
взрослые воспринимают подростков как
трудных, соответственно, меняют свое
отношение к ним и поведение, тем самым
усугубляя ситуацию. Именно поэтому очень
важно показать взрослым, да и самим подросткам,
что возраст тинейджеров - вполне обычный
и закономерный этап развития любой личности,
имеющий свои особенности и закономерности.
А подростковый возраст – он не хуже и
не лучше других возрастов, он просто другой,
и этим он уникален. Таким образом - трудновоспитуемый
подросток, это тот, кто оказывает активное
сопротивление воспитанию, выражает неуважение,
недоверие, провоцирует и создает предпосылки
для конфликтных ситуаций. Трудновоспитуемость
может проявляться как результат возрастного
кризиса развития подростка и неумения
найти индивидуальный подход к нему. Чтобы
понять, как бороться с этой проблемой,
необходимо установить само начало этой
проблемы, то есть истоки. Вопрос о трудных
детях, подростках, школьниках не новый.
В 20-30 годы им занимались многие
педагоги, психологи, психоневрологи
и юристы. Был создан специальный
институт по изучению трудных
детей, написано немало интересных
статей и монографий о природе, происхождении
и формах проявления трудного детства.
Актуальность этой проблемы, трудновоспитуемых
детей, была всегда, и в годы становления
нашего государства и на более ранних
сроках. Но вот, мотивы этой проблемы меняются
с каждым «витком человеческого развития».
Интерес к данной проблеме не ослаб и в
последующие годы. Появилось много теоретических
и экспериментальных работ, посвященных
отклоняющемуся поведению, трудновоспитуемости:
в психологии (М.А. Алемаскин, Б.Н. Алмазов,
С.А. Беличева, Г.Г. Бочкарева, А.Д. Глоточкин,
Л.М. Зюбин, Н.Ю. Максимова, М.С. Неймарк,
В.Г. Степанов, Л.Б; Филонов, Р.И. Цветкова,
Д.И. Фельдштейн и др.); в педагогике (Р.П.
Гуров, А.И. Кочетов, Т.И. Мальковская, А.В.
Мудрик и др.), в юридической психологии
(Ю.М. Антонян, И.П. Башкатов, СЮ. Долгова,
К.Е. Игошев, В.Н. Кудрявцев, В.Ф. Пирожков
и др.), в медицинской психологии (Г.А. Власова,
В.Л. Гиндинкин, А.Е. Личко, М.С. Певзнер,
Х.Христозов и др. Необходимо также уяснить,
какая из дисциплин может помочь в решении
этой проблемы. На первом месте это одна
из важнейших дисциплин – педагогика,
которая имеет дело с самыми широкими
социальными процессами. Эти процессы
наполнены шумом голосов, деянием рук
человеческих. И за всем этим комплексом
чувств, диалогов – реальные люди, реальные
дети, реальные воспитатели. Сталкиваются
не просто отдельные личности, коллективы
– сталкиваются поколения. Поколения
воспитателей и воспитуемых. И даже поколения
тех, кто претендует на лидерство в
педагогических спорах. Педагогика никогда
не может стать монополией ни узких специалистов,
ни тем более – отдельных групп, кланов.
Современное воспитание – дело всеобщее.
Оно должно быть основано на народных
традициях, и осуществляться в интересах
народа, государства. Современное воспитание
– всегда сплав научных знаний о человеке,
опыта человеческой культуры, народной
мудрости. Если один из этих компонентов
не учитывается, воспитание становится
неизбежно ущербным, где зарождаются
педагогические ошибки, которые порождаются
усложнением задач воспитания. Корни надо
искать главным образом в недостатках
знаний детской психологии, особенностей
ребенка, его развития, в
педагогических заблуждениях и самоуверенности.
Если учитель допустит промахи в своих
действиях, то нормальный ребенок может
превратиться в трудновоспитуемого.
И только тогда, когда воспитание будет
взаимодействовать в совокупности с самовоспитанием
и перевоспитанием, и будет обеспечено
положительное психическое развитие подростка,
трудновоспитуемость будет преодолена.
Для воспитания подростка нужна особая
педагогическая работа по выявлению и
формированию интересов, способностей,
склонностей каждого ребенка. Путь многих
учащихся к духовной и нравственной зрелости
очень сложен, поскольку воспитательное,
развивающее обучение действует на личность
не непосредственно, а через внутренние
условия её развития. Каждый подросток
развивается в обществе, коллективе. В
формировании коллектива каждая личность
играет важную роль, но в то же время коллектив
оказывает влияние на воспитание подростка.
Формируя коллектив, мы можем выпустить
из поля зрения отдельную личность, если
не будем реализовывать в своей практике
индивидуальный подход. В связи с актуальностью
проблемы трудновоспитуемости в настоящее
время следует изучать методы работы
с данной категорией детей. В этом
отношении бесценен опыт отечественного
педагога-практика Антона Семёновича
Макаренко, который предлагал воздействовать
на трудновоспитуемых детей методами
поощрения и наказания. В.А. Сухомлинский
считал, что самое сильное поощрение или
наказание в педагогическом труде – это
оценка. В настоящее время ведущие
место среди внешних причин трудновоспитуемости
занимают ошибки и недостатки в школьном
и семейном воспитании. Поскольку семья
и школа – общественные ячейки, а воспитание
– процесс социальный, то причины трудновоспитуемости
по-прежнему носят социальный характер.( http://do.gendocs.ru/docs/index-11181.html?page=2)
Объект исследования:
Предмет исследования:
Цель исследования:
Цель определила следующие
задачи:
1. Современные научные
представления о "трудновоспитуемости".
Трудновоспитуемость обозначает отклонения в поведении
и психике ребенка, учащегося, требующие
усиленного внимания педагогов, индивидуализации
средств воздействия для их преодоления.
Примером таких отклонений могут быть:
пониженные адаптивные способности, неадекватность
самооценки и уровня притязаний, недостаточное
развитие для данного возраста мотивационно-волевой
сферы и познавательных процессов. Трудновоспитуемость
чаще всего является результатом отрицательного
влияния окружения, ошибок в семейном
воспитании, а также врожденно биологических
дефектов нервной системы. Для предупреждения
и профилактики трудновоспитуемости необходимо
установление оптимального психологического
режима жизни, учения и воспитания, обеспечение
здорового морально-психологического
микроклимата, корректное использование
методов воспитания и перевоспитания.( http://psihotesti.ru/gloss/tag/trudnovospituemost/)В психолого-педагогической
литературе достаточно основательно проработана
проблема "трудновоспитуемых" детей.
Понятие "трудновоспитуемые"
дети имело широкое распространение в
довоенное время. Оно возникло не в науке,
а в обыденной жизни. Термин "трудновоспитуемость"
вошел в науку в 30-е годы ХХ века. На определенное
время это понятие исчезло, а в 50-60-х годах
вновь появилось. В конце ХХ века трудновоспитуемость
подрастающего поколения углубилась и
приняла целый ряд отягчающих оттенков,
таких как алкоголизм, наркомания и детская
проституция. В условиях нестабильного
общества проблема трудных детей и
по сей день не потеряла своей актуальности.
В настоящее время этот термин укоренился
в словарях по педагогике и психологии.
В настоящее время среди ученых идет дискуссия
о целесообразности использования термина
«трудные дети». По мнению И. С. Кона данный
термин использовать нецелесообразно,
а так же не следует применять в общении
с конкретным школьником и его родителями.
Думается, на современном этапе решения
проблемы, базирующейся на гуманистической
методологии, он не совсем удачно отражает
ее суть. Представления о "трудновоспитуемых"
детях постоянно изменялись на протяжении
всего развития общества, изменялось понимание
причин, сущности, содержания и основных
ее признаков. Проанализировав психолого-социально-педагогическую
литературу, можно сделать вывод о том,
что авторы по-разному трактуют понятие
"трудновоспитуемые" дети. С.Т. Шацкий
в своих работах отмечал, что "…трудные
дети - это дети, которые живут в неблагоприятных
условиях города и "впитывают" в себя
плохие стороны взрослой жизни".Л.С.
Выготский связывал проблему трудновоспитуемости
с возрастными особенностями: "трудный
ребенок - это подросток, так как именно
подростковый возраст является трудным.
Этот кризис усложняется неблагоприятными
условиями воспитания". Близки точки
зрения П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А.
Сухомлинского, А.И. Кочетова, которые
в качестве главной причины появления
трудновоспитуемости выделяют педагогическую
запущенность.
У современных авторов
несколько иная точка зрения.
В частности, М.А. Галагузова
отмечает: "Трудновоспитуемость
- это сопротивление педагогическим
воздействиям, которое может быть
обусловлено самыми разнообразными
причинами, связанными с усвоением
некоторых социальных программ,
знаний, навыков, требований и
норм в процессе целенаправленного
обучения и воспитания".Анализируя
литературу, можно выделить, что
каждый автор в понятие "трудновоспитуемые"
вносит то, что соответствует
данному этапу развития общества.
Если в 20-30-е годы было большое
количество беспризорных детей,
то естественно большое внимание
уделялось этой категории "трудновоспитуемых"
детей (С.Т. Шацкий и др.)
Схема №1. Исследование
трудновоспитуемости.
На основании анализа
современной научно-педагогической
литературы можно выделить 3 существенных
признака, составляющих содержание понятия
"трудновоспитуемые" дети. Первым признаком
является наличие у детей или подростков
отклоняющегося от нормы поведения. Норма
и степень отклонения от нее чаще всего
определяются тестовыми и экспериментальными
методиками. Во-вторых, к категории
"трудновоспитуемых" относятся такие
дети и подростки, нарушения поведения
которых нелегко исправляются, корригируются.
В этой связи следует различать термины
"трудновоспитуемые" и "педагогически
запущенные" дети. Все "трудновоспитуемые"
дети, конечно, являются педагогически
запущенными. Но не все "педагогически
запущенные дети" "трудновоспитуемые",
некоторые относительно легко поддаются
перевоспитанию. В-третьих, трудновоспитуемые,
это дети, особенно нуждающиеся в индивидуальном
подходе со стороны воспитателей и внимании
коллектива сверстников. Это не плохие,
безнадежно испорченные дети, как неправильно
считают некоторые взрослые, а дети, требующие
особого внимания и участия окружающих.
Среди отрицательных качеств трудновоспитуемых
детей всегда есть такое, которое является
главным, ведущим, определяющим все поведение
подростка. Для многих трудновоспитуемых
детей характерен эгоизм. Чаще всего он
проявляется в виде потребительских наклонностей
и личных установок. Эгоизмом страдают
преимущественно избалованные дети. Беспринципность
– другая распространенная черта трудновоспитуемых
детей. Для таких детей нет твердых норм
морали "Трудновоспитуемость" имеет
сложную природу, обусловленную самыми
разнообразными факторами, находящимися
в сложном взаимодействии и взаимовлиянии.
По мнению Н.П. Степанова, человеческое
развитие обусловлено взаимодействием
многих факторов: наследственности, среды,
воспитания, собственно практической
деятельностью человека. В современных
научных представлениях основные причины
трудностей подростков заключаются
в неправильных отношениях в семье, в просчётах
школы, изоляция от сверстников, в средовой
дезадаптации вообще, стремлении утвердить
себя любым способом и в любой малой группе.
Часто действует совокупность, комплекс
всех этих причин. Нарушения поведения
и эмоционально-волевой сферы детей, подростков,
молодёжи не наследуется. Исключения связаны
с редким рядом заболеваний, обусловленных
умственной отсталостью. В детстве ребенок
был погружен в поле семейной идентификации.
Семейное «мы» - первая группа, которая
принимается в детстве. Сами родители,
родственники, принадлежащие им мир вещей,
семейные традиции, стиль взаимоотношений
в детстве воспринимаются как неизменная
сущность бытия. Однако, набирая опыт жизни
, подросток открывает для себя многообразные
семейные отношения, которые отличаются
от родительской семьи. В то же время он
начинает испытывать потребность расстаться
с фамильной идентификацией, растворяющей
его в лоне семьи. Он испытывает потребность
в более универсальной, более широкой
идентичности и одновременно в укреплении
своего собственного чувства личности,
в обособлении своего «Я» от семейного
«Мы». Поэтому подросток обращает свой
критичный взор к семейным традициям,
ценностям и фетишам.( КОКОРЕНКО)
Слабый контроль родителей
и школы способствует усилению
отрицательного влияния "улицы",
что приводит к дезорганизации,
неустойчивости характера, сопротивлению
всякому организованному влиянию.
У безнадзорных детей, ставших
трудновоспитуемыми, проявления даже
имеющихся положительных качеств
приобретает отрицательный характер.
Так правдивость превращается
в грубую прямоту и упрямство,
бестактность. Как отмечает Л.
В. Мордахаев, несовершеннолетние
правонарушители проходят типичный
для них путь развития: трудновоспитуемый
ребёнок, «трудный» подросток,
педагогически запущенный, социально
запущенный, подросток-правонарушитель.
Таким образом, можно
сделать вывод: одним из главных факторов,
обуславливающих трудновоспитуемость,
являются особенности семейного воспитания.
Однако, причины и факторы трудновоспитуемости
многоаспектны. И трудновоспитуемым ребёнок
становится лишь под действием совокупности
неблагоприятных обстоятельств. Следовательно,
для выявления трудновоспитуемости большую
роль имеет знание особенностей личности
и поведения трудновоспитуемых детей.( http://www.coolreferat.com/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2_%D0%BF%D0%BE%D0%BE%D1%89%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B5_%D1%81_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D0%BC%D0%B8_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B8_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C=3
2. Семья как
источник формирования трудновоспитуемости.
Семья – важнейший институт
социализации, так как является обычной
средой существования и развития
человека от рождения и до смерти. Стиль
семейной социализации связан с национальной
культурой, традициями, а в их рамках
– с социальной принадлежностью,
уровнем образования, нравственными
установками родителей. Эти обстоятельства
влияют на характер воспитания детей.
Воспитание в семье - сложный психологический
процесс. Известно, что отклоняющееся
поведение подростков в определенной
мере является результатом столкновения,
борьбы разнохарактерных, психологически
несовместимых поведенческих стереотипов
и ценностей у родителей и
детей. Это порождает деформацию
семьи в вопросах формирования жизненного
мира, образа жизни детей. Известно,
что успешная социализация детей
в большей степени зависит
от умения родителей бесконфликтно
найти решение проблемы и поддержать
единую линию воспитания. Зачастую
отсутствие у воспитанников положительного
примера своих родителей приводит
к усвоению ребенком негативных ценностей
и типов поведения (низкий культурный
уровень, конфликтность родителей,
пассивное отношение к действительности,
склонность к алкоголю и т.д.). В
подростковом возрасте межличностное
общение является особенно важным для
формирования самоустановок. Взаимоотношения
членов семьи строится на взаимной
любви и уважении понимании и
принятии, поддержке и взаимопомощи.
Особую атмосферу в семье создаёт
коммуникативная культура общения
между собой всех членов семьи: детей
и родителей, братьев и сестер,
с бабушками и дедушками. От уровня
взаимодействия членов семьи зависит
обогащение жизненного опыта детей,
уровень их духовно-нравственного становления.
Образ жизни семьи, отношения членов семьи
друг к другу и к другим людям, к группам
и к обществу в целом - вот что играет определяющую
роль в воспитании. Требования, предъявляемые
к жизни родителями, и форма, в какой эти
требования осуществляются, выбор слов,
организация в семье досуга, отношения
с друзьями и соседями и разговоры об этом
- все это, в том или ином смысле, приобретает
для подростка особое значение именно
потому, что он услышал это от людей, которым
доверяет.(ГРИГОРЬеГУСЛЯКОВА)
Современные условия семейного
воспитания, влияющие на формирование
Я-концепции личности в подростковом
возрасте, сегодня зависят от двух
групп факторов: 1) социально-экономических,
связанных со снижением уровня жизни
к наметившимся отрицательным тенденциям
в системе социального обеспечения;
2) психологических. Семья может выступать
в качестве как положительного, так и отрицательного
фактора воспитания. Положительное воздействие
на личность ребенка состоит в том, что
никто, кроме самых близких для него в
семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки,
брата, сестры, не относится к ребенку
лучше, не любит его так и не заботится
столько о нем. И вместе с тем никакой другой
социальный институт не может потенциально
нанести столько вреда в воспитании детей,
сколько может сделать семья. http://www.kid.ru/pregnancy/index583.php3
Задачей семейного воспитания становится
накопление знаний, способов поведения,
форм общения. Чтобы найти правильные
приемы и средства воспитания подростков,
надо хорошо знать своеобразие подросткового
возраста, особенности физического и психического
развития.
Нередко дети становятся жертвами неудачных
социализаторов. Они не слушаются старших
и не уважают их, пропускают уроки, слоняются
по улице, участвуют в коллективных попойках
и драках, воруют и попадаются, убегают
из дома и оказываются бомжами. Их можно
назвать трудными подростками, неудачниками
социализации или жертвами неудачной
социализации. Сравнительный анализ показал,
что ценностные ориентации родителей
из неблагополучных семей почти полностью
совпадают с чертами девиантных подростков.
Последние образуют в своем микрорайоне
замкнутую, обособленную от других сверстников
группу – благоприятную среду для закрепления
и углубления негативных привычек. Переход
от одного этапа жизненного цикла к другому
нередко переживается как психологический
кризис, во время которого человеку приходится
осмыслить пройденный путь, менять представление
о себе и мире, корректировать дальнейшие
цели и планы. Для взрослого человека приходится
не только совершенствоваться в профессии,
но и учиться быть воспитателем своих
детей. От взрослого человека требуются
иные личностные качества, например очень
жестокого самоконтроля, управления своими
эмоциями, основа которых должна сформировываться
в молодости. Если человек не решил этой
важной задачи в соответствующее время,
то во взрослой жизни ему придется гораздо
труднее, чем могло бы быть. Взрослый человек
как бы заново проходит детскую социализацию.
Воспитывая детей, он узнает сложности
родительской роли, которые не понимал,
когда сам был ребенком. Он учит сына слушаться
родителей, т. е. делать то, чего, возможно,
никогда не делал сам. Отец требует от
сына уважения к себе как к родителю,
хотя в свое время по отношению к своим
родителям он и не проявлял особого
послушания. Повторная детская социализация
родителей в процессе воспитания своих
детей отличается от исходной социализации
своей осмысленностью и другим распределением
ролей. Но далеко не всегда у взрослых
людей формируются нужные качества. Можно
сказать, что общество и родители задержались
с их воспитанием. И вот мы видим вздорных
и взбалмошных взрослых, ведущих себя
точно так же, как четырехгодовалый ребенок.
Во главу угла они ставят собственное
мнение и эгоистический каприз. Их взросление
затянулось. Задачи предыдущих стадий
не решены. Чему они могут научить собственных
детей, что передать им? Как воспитать
хороших детей, не будучи таким человеком?
Как сформировать интересный круг общения,
если сам не представляешь интереса для
других людей? Из взрослых, успешно не
завершивших детскую и юношескую социализацию,
часто вырастают неудачные агенты социализации,
не способные вырастить хороших детей.
Данные эмпирических исследований показывают,
что неудачники-взрослые происходят из
неполных семей, оттуда, где родители пьют,
избивают детей, непристойно выражаются,
где забросили воспитание детей. Чем больше
в населении удельный вес таких взрослых,
тем менее здоровым его надо считать, тем
выше вероятность того, что проблемы социализации
не решены в масштабах всего общества,
а не только отдельных семей.(КРАВЧЕНКО)