Убъекты и объекты социальной политики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 11:00, контрольная работа

Описание работы

В соответствии с приказом «О внедрении в РАНХиГС системы проверки текстовых документов на наличие неправомерных заимствований» мной была проведена проверка текста Субъекты и объекты социальной политики в РФ.
В соответствии с проведенным анализом оригинальный текст в Субъекты и объекты социальной политики в РФ препринта составляет 79,55%. Оставшимся процентам соответствуют: Частично оригинальные блоки: 0%
Оригинальные блоки: 79,55% Заимствование из "белых" источников: 0 % Итоговая оценка оригинальности: 79,55%

Файлы: 1 файл

ТОН.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

Нормативно-правовой акт

Объект

Субъект

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной  социальной помощи" (ред. от 25.12.2009)

Малоимущие семьи

Малоимущие одиноко  проживающие граждане

Участники и инвалиды войны (ст.7)

Федеральные органы исполнительной власти;

Органы государственной  власти субъектов РФ [1]

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2008)

клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги; (ст.3)

социальные службы - предприятия  и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица [2]

Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ред. от 22.08.2004

Граждане пожилого возраста и инвалиды (преамбула)

Учреждения социального  обслуживания - юридическими лицами и  осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. [3]


 

Таким образом, в конкретных законах устанавливаются специальные  объекты социальной политики - категории граждан, на которых направлено действие закона, а также субъекты - органы государственной власти и учреждения, осуществляющие реализацию закона.

Так, Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" устанавливает в качестве субъекта управления государственную систему социальных служб.

Государственная система  социальных служб - система, состоящая  из государственных предприятий  и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями  и учреждениями иных форм собственности  и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. [3]

Учреждениями социального  обслуживания независимо от форм собственности  являются:

1) комплексные центры  социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального  обслуживания;

4) социально-реабилитационные  центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям,  оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты  для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической  помощи населению;

9) центры (отделения) социальной  помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома  для одиноких престарелых;

стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Объект  и субъект социальной политики - теоретический аспект

 

В таблице 2 приведены  различные точки зрения на определение  субъекта и объекта социальной политики.

 

Таблица 2

Объекты и субъекты социальной политики

Автор

Источник

Определение

Характеристика

Смирнов С.Н., Сидорина Т. Ю

Социальная политика: Учебник. М.: Издательский дом "ГУ-ВШЭ", 2007.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной  и исполнительной власти различных  уровней, работодатели в государственном  и негосударственных секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, другие структуры, которые влияют на разработку и реализацию государственной социальной политики.

Объектом социальной политики является население страны.

При этом в качестве объекта  собственно социальной политики, или  социальной политики в узком ее понимании являются граждане (домохозяйства), которые в силу определенных причин не могут обеспечить себе достаточный для нормального потребления уровень доходов. Объектом социальной политики в широком смысле являются все без исключения граждане (домохозяйства).

Е.И. Холостова

Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв. ред. д. и. н., проф.Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2007.254 с.

Субъект - это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект. [9, 25]

Объект - нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

Объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента - индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной политики.

Осадчая Г.И.

Социальная политика, социальное управление и управление социальной сферой. - М.: союз, 2004г.

Субъект - главный инициатор  конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения.

Объект - население

К субъектам относятся  органы государственной власти РФ, органы власти субъекта федерации и органы местного самоуправления

Волгина Н.А.

Социальная политика. М.: Экзамен. 2006.

Субъекты - люди, учреждения, организации, социальные институты.

Объекты - население

К субъектам относятся  государство, органы государственной  власти, социальные организации, социальные работники.

К объектам различные  категории населения: малоимущие, престарелые, инвалиды и т.д.


 

По мнению Е.И. Холостовой объект можно  трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, а является той ее частью, которая взаимодействует с субъектом. [9.115]

Холостова Е.И. подчеркивает три момента, важных для понимания объектов и  субъектов в социальной политике: их различия; органическое взаимодействие, связь; их возможность меняться местами.

Далее, надо иметь в виду, что  понятие "объект" может соотноситься с понятиями и "субъект", и  предмет. Объектно-субъектные отношения  характеризуют главным образом  социальную политику как практический вид деятельности.

Когда же мы рассматриваем социальную политику как науку, то имеем дело с объектно-предметными отношениями. В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом  является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента - индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной политики.

При анализе социальной политики как учебной дисциплины (точнее, учебного процесса) объектом (преимущественно) являются студенты, слушатели, а субъектом - преподаватели, ученые. В то же время  объектно-субъектные отношения здесь  довольно подвижны, особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другой деятельности (в том числе практики) студентов (слушателей). [8.26]

Объектом социальной политики в ее широкой трактовке  являются все люди. Это объясняется  тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.

Надо также иметь  в виду, что каждый человек в  любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), - т.е. каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите.

Население структурировано  на различной основе, и в нем  выделяют таких людей, такие группы и слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, либо вовсе не могут, либо лишь частично могут разрешить свои социальные и другие проблемы. Поэтому, рассматривая социальную политику в ее непосредственном, узком значении, мы понимаем под объектами именно эти группы, слои населения, их отдельных представителей, индивидов.

Этих объектов достаточно много. Попробуем классифицировать их с учетом приоритетности оснований  для этой классификации:

состояние здоровья, которое  не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы.

Это следующие группы населения: инвалиды (как взрослые, так и дети), лица, подвергшиеся радиационному  воздействию, семьи, в которых имеются  дети-инвалиды, взрослые и дети, имеющие  психологические затруднения, испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным попыткам;

служба и труд в  экстремальных социальных условиях. [5.265]

К этой группе лиц относятся  участники Великой Отечественной  войны и приравненные к ним  лица, труженики тыла во время Великой  Отечественной войны (чья жизненная  ситуация усугубляется преклонным возрастом и состоянием здоровья), вдовы и матери военнослужащих, погибших во время Великой Отечественной войны и в мирное время, бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;

пожилой, пенсионный возраст  людей, в силу чего они оказались в сложной жизненной ситуации, - это одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям);

девиантное поведение  в его различных формах и видах.

К этим категориям относятся  дети и подростки девиантного поведения; дети, испытывающие жестокое обращение и насилие; оказавшиеся в условиях, угрожающих здоровью и развитию; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений; семьи, в которых имеются лица, злоупотребляющие алкоголем, употребляющие наркотики;

трудное, неблагополучное  положение различных категорий  семей.

К этой группе населения  можно отнести семьи, имеющие  на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; неполные семьи; семьи, в которых родители не достигли совершеннолетия; молодые семьи; разводящиеся семьи; семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;

особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.).

На этом основании  целесообразно выделить следующие  группы: самостоятельно проживающие  выпускники детских домов и школ-интернатов (до достижения ими материальной независимости  и социальной зрелости); осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети; безнадзорные дети и подростки;

бродяжничество, бездомность.

К этой группе относятся  лица без определенного места  жительства, зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;

предродовое и послеродовое состояние.

Это группы беременных женщин и кормящих матерей, а также группы матерей, находящихся в отпуске  по уходу за ребенком;

правовое (и в связи  с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных.

Предложенное разделение на группы не является единственным. Можно, вероятно, дифференцировать указанные  группы людей более конкретно  или, наоборот, выделяя более широкие  категории - это зависит от целей  и задач исследования, решения  практических задач.

Субъекты социальной политики, к которым относятся  люди, учреждения, организации, социальные институты, призванные решать (и решающие) те или иные задачи, проблемы, стоящие  перед объектами социальной политики, можно дифференцировать по разным основаниям, в том числе учитывая составные части социальной политики: практическую деятельность, науку и учебный процесс (учебные дисциплины в области социальной политики). [5.114]

Субъектами социальной политики являются:

1) прежде всего организации,  учреждения, социальные институты общества:

государство со своими структурами  в виде законодательной, исполнительной и судебной властей разного уровня. В этой структуре особую роль играют Министерство труда и социальных отношений, а также исполнительные органы управления социальной политикой на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;

различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону и др.;

администрации государственных  предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделения; [7.115]

2) общественные, благотворительные  и другие организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского Фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы, организации и т.д.

Негосударственными благотворительными организациями в России являются, в частности, Челябинский фонд "Хоспис", "Солнышко" - Челябинская городская  общественная организация инвалидов детства с нарушением психики, региональный благотворительный фонд "Соцгород" и др.

Информация о работе Убъекты и объекты социальной политики в РФ