Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 02:16, отчет по практике
1) изучить особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в учреждении системы социальной защиты населения;
2) изучить особенности организации и функционирования государственных учреждений системы социальной защиты населения;
3) изучить должностные обязанности специалиста по социальной работе;
4) научиться определять круг проблем клиента и очередность их решения;
5) освоить технологии социальной работы специалиста с клиентами;
6) проводить научно-исследовательскую работу с целью накопления материала для курсовой работы.
а) цель практики;
б) задачи практики;
в) индивидуальный план работы студента;
г) задания по практике;
д) отчёт по практике.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
(ФГБОУ ВПО «МГТУ»)
ОТЧЁТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
а) цель практики;
б) задачи практики;
в) индивидуальный план работы студента;
г) задания по практике;
д) отчёт по практике.
а) цель практики:
закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентом в учебном процессе, в ходе практической деятельности в учреждениях системы социальной защиты населения.
б) задачи практики:
1) изучить особенности
профессиональной деятельности
специалиста по социальной
2) изучить особенности
организации и
3) изучить должностные
обязанности специалиста по
4) научиться определять
круг проблем клиента и
5) освоить технологии социальной работы специалиста с клиентами;
6) проводить научно-
г) задания по практике:
Из беседы с руководителем практики в учреждении, я узнала:
- отделение психолого-
- консультативное отделение;
- организационно-методическое отделение;
- отделение дневного пребывания несовершеннолетних;
- отделение профилактики
безнадзорности
- кризисные ситуации, нестабильность семейных отношений:
- большое количество разводов;
- проблемы связанные с воспитанием детей;
- распространение различных форм насилия(психологического, физического и др.);
- разные виды зависимости;
- Конституция РФ;
- Нормативные документы
министерства здравоохранения
- Постановления и распоряжения
губернатора Челябинской
- Устав города Магнитогорска;
- Приказы и распоряжения управления социальной защиты населения г. Магнитогорска;
- Положения об отделениях;
- Должностные инструкции
специалиста по социальной
- Индивидуальные карты клиента.
малообеспеченные семьи, неполные семьи, семьи имеющие на попечении детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, семьи имеющие в своем составе детей с ограниченными умственными/физическими возможностями, семьи и отдельные граждане оказавшиеся в экстремальной ситуации, многодетные семьи, семьи имеющие нетрудоспособных или длительно болеющих членов семьи, семьи с неблагоприятным психологическим климатом, семьи, где дети/женщины подвергаются насилию, семьи, где родители/дети умерли, семьи в которых родители/дети употребляют ПАВ.
- выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в социальной поддержке;
- поддержка семей и отдельных граждан в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
- осуществление информационной
работы среди населения по
вопросам социального
- участие в работе по
профилактике безнадзорности
- помощь гражданам в
воспитании детей, обучении детей
и родителей здоровому образу
жизни, поддержании психического
и физического здоровья, успешном
разрешении семейных
- определение и периодическое предоставление конкретных видов и форм медико-социальных, социально-психологических, социально-педагогических и иных социальных услуг;
- мониторинг социальной
и демографической ситуации, уровня
социально экономического
- социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.
- супружеские, межличностные конфликты;
- воспитание детей, детско-родительские отношения;
- профессиональное «выгорание»;
- зависимость от ПАВ;
- жертвы насилия;
Специалист по социальной работе, руководствуется главным принципом "Не навреди клиенту", он тщательно взвешивает возможные последствия своих изысканий при проведении приёма/консультации клиента. Специалист должен обеспечить защиту своему клиенту от страданий, вреда, опасности или ущерба.
Специалист по социальной работе
обязан настроиться на желание установить
контакт с еще незнакомым ему человеком.
Желательно не иметь “лишней” информации,
избавиться от барьеров в общении, но знать(узнать)
фамилию, имя, отчество клиента.
Необходимо проявить доброжелательность
и заинтересованность с первых минут встречи.
Контакт становится оптимальным, если
специалист при общении использует “зеркало
отношений” - улыбку, заинтересованное
выражение лица, спокойные жесты и т.д.
В начале беседы уместно использовать
поддерживающие реплики.
Обращаться к клиенту по имени и отчеству,
тем самым поддерживая его достоинство
и подчеркивая свое уважение.
Первое, что должен сделать специалист после приветствия, предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение одной-трех минут. Беседу целесообразно проводить в изолированном помещении, гарантирующем конфиденциальность общения. Во время беседы в кабинет не должно быть неожиданных вторжений посторонних лиц. Предпочтителен специально оборудованный кабинет, защищенный от шума, внешних помех, телефонных звонков, обеспечивающий комфортный температурный режим и равномерную освещенность. Целесообразно иметь оборудование для создания цветового и звукового фона. Обстановка должна располагать к доверительному неформальному общению. При проведении беседы специалист и клиент располагаются в креслах или на стульях лицом друг к другу на небольшом расстоянии. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения напряжения и устанавливается психологический климат.
Основные правила ведения беседы с клиентом:
1)Целесообразность и
2)Добровольность и
3) Компетентность- прежде всего установление доверительных взаимоотношений, специалист должен обладать широкой эрудицией, быть компетентным в области обсуждаемой проблемы.
4) Доброжелательное отношение к клиенту- доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться помочь каждому, кто обращается за помощью.
5) Ориентация на нормы и ценности клиента- специалист во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.
6) Полная включенность клиента в процесс беседы- клиент во время приема должен занимать в беседе активную позицию, сам предлагать темы для обсуждения. Для того чтобы обеспечить такую включенность, специалист по социальной работе должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным.
Специалист задает клиенту прямой вопрос: «Расскажите подробно, что вас привело ко мне?». Клиент получает возможность «выговориться», откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах, специалист поддерживает клиента, выражая ему свой интерес, сочувствие средствами невербальной коммуникации (кивок, подбадривающий жест, внимательное выражение лица). При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы,- в технологии социальной работы этот этап называют - стадия «исповеди» клиента.
Далее происходит активный расспрос клиента и получение дополнительной информации. Специалист задает ряд уточняющих вопросов. В результате у него формируется мнение о причинах обращения клиента, выявляются ключевые проблемы.
После, специалист должен начать вести совместное обсуждение проблемы. Но он не должен в безоговорочной форме выражать свое понимание ситуации. Следует внимательно наблюдать за реакцией человека и оценивать степень его согласия с предлагаемой точкой зрения. Если согласие достигается - выдвинутая версия принимается за основу. Но если предположение специалиста оставляет клиента равнодушным, приходится искать другое решение. Этот этап разговора можно считать успешным, если достигнуто понимание причин проблемы и трудностей, клиентом.
Клиент должен получить ответы на все свои вопросы, а специалист должен выдавать только правдивую информацию.
Не менее важно, как выглядит специалист, он должен производить приятное впечатление, быть аккуратным, опрятным, не одевать яркую одежду, лучше всего, если он будет в строгом наряде.
Определенную ориентационную ценность имеет для социальных работников такой перечень их личностных качеств:
а) эмпатия - умение сопереживать;
б) уважение, реагирование на проблему клиента так, чтобы внушить ему уверенность в способности преодолеть его;
в) конкретность и четкость;
г) искренность, умение естественно вести себя в отношениях с клиентом;
Протокол консультации клиента специалистом по социальной работе.
Специалист по социальной работе Отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних проводил общее консультирование клиента. Для этого, как форме социального консультирования он отдал предпочтение- диалогу(свободной беседе). С данным клиентом, они взаимодействуют на протяжении 4-х месяцев и ему понадобилась помощь специалиста. Так как специалист и клиент уже знакомы и у них сложились доверительные отношения, то специалисту не понадобилось проводить сбор информации, способствовать процессу аксикреации и аксиогенеза.
Клиент объяснил необходимость встречи(консультации) тем, что цели которые были поставлены ранее- не достигнуты, из-за возвращения его супруги к алкогольной зависимости.
Ранее семья клиента находилась на учёте в ОПБН, как социально опасная семья. А так же ребёнок вне учебное время посещал Отделение дневного пребывания для несовершеннолетних.
Супруга принимала алкоголь, ребёнок из-за обстановки в семье находился в депрессии. Семейный конфликт чуть не привел к разрушению семьи, но данный клиент решил обратиться в «Центр социальной помощи семье и детям», на протяжении 4-х месяцев велась активная работа с семьей клиента: специалист выезжал на патронаж, узнавал информацию о ребёнке в школе- постоянно общаясь с соц.педагогом, супруга клиента по её согласию прошла медико-реабилитационный курс, семья принимала участие в мотивирующих тренингах.
Диалог:
Специалист: Добрый день, присаживайтесь Николай Константинович,
Как ваши дела?»
«Что Вас вновь привело ко мне?»
Клиент: «Моя супруга вернулась к прежнему образу жизни!»
С.: «Что повлияло на это?»
К.: «Она потеряла работу, попала под сокращение и мне кажется причина, которую она назвала не правда, скорее всего она начала употреблять на работе.»
С.: « Какую отметку поставили в трудовой книжке?»
К.: « Но написали: «уволена по такой-то статье и пояснение "по сокращению"»
С.: «Может ваша жена вовсе не употребляла алкоголь, когда работала?»
К.: «Может быть, но что тогда привело ее опять к нашей общей проблеме, ведь она последнее время жила работой»
С.: «Вот, вы говорите «жила работой», скорее всего она из-за увольнения впала в депрессию!»
К.: «Вполне возможно, я не отрицаю. Бог знает, что у нее в голове творится»
С.: «А вы пытались поговорить с ней на эту тему?»
К.: «Нет, я целыми днями на работе, мне некогда слушать “сказки”»
С.: «Эти сказки могут быть серьезными, я могу вам посоветовать, поговорить с ней, если конечно вы сами этого хотите, а еще она может придти к психологу на прием в наш Центр»
К.: « Я хочу лишить её родительских прав, мне надоело»
С.: « Но вы столько сделали до этого момента, чтобы сохранить семью, ради вашего ребёнка, как вы думаете он не пострадает?»
К.: «Да он больше пострадает, если будет каждый день видеть мать пьяной!»
С.: « Сколько дней прошло с момента увольнения и того, как ваша супруга начала пить?»
К.: « Два дня… … …Вот я подумал, что я и супруга наверное все таки придем на приём к психологу!»
С.: «Отличное решение! А как обстоят дела с вашим сыном?»
К.: «Он пока ничего не знает, отдыхает в лагере»
С.: « Психолог завтра в 12 сможет вас принять, вам удобно?»
К.: «Да, у меня в это время обед, мы приедем. Но сегодня я поговорю с женой на счёт ее увольнения».
Информация о работе Учебная практика в Центре социальной помощи