Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 02:16, отчет по практике
1) изучить особенности профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в учреждении системы социальной защиты населения;
2) изучить особенности организации и функционирования государственных учреждений системы социальной защиты населения;
3) изучить должностные обязанности специалиста по социальной работе;
4) научиться определять круг проблем клиента и очередность их решения;
5) освоить технологии социальной работы специалиста с клиентами;
6) проводить научно-исследовательскую работу с целью накопления материала для курсовой работы.
а) цель практики;
б) задачи практики;
в) индивидуальный план работы студента;
г) задания по практике;
д) отчёт по практике.
С.: «Хорошо. И еще Вам необходимо обратиться в “Центр занятости населения”, там вашей жене помогут найти работу, предложат обучение, а так же в период пока ей не найдут подходящую работу, она будет получать пособие».
К.: «Спасибо за информацию, обязательно обратимся… Но если на это раз она не исправится, я точно лишу её родительских прав!»
С.: « Будем надеяться и делать все, чтобы ваша семья обрела счастье и Вы ни в коем случае не опускайте руки, у Нас всё получится! Завтра после психолога зайдите пожалуйста ко мне, я вам предоставлю информацию о Центре занятости»
К.: «Обязательно зайдём, Спасибо, До встречи». С.: «Всего доброго».
В процессе беседы, клиент при помощи и поддержки консультанта(специалиста по СР) получил возможность поставить перед собой новую цель и в последствии в ходе совместной деятельности выработать диапазон возможных решений.
Специалист выполняя технологию социального консультирования не стал соблюдать все этапы, т.к. проблема уже проанализирована и имеет место быть.
Начиная с третьего этапа специалист способствовал формулировке целей, которые клиент считал не достижимыми, но в конце ему удалось
Дать мотивацию клиенту, употребив всего лишь: “счастливая семья”, к чему клиент всегда стремится.
Протокол приёма клиента с присутствием специалиста по СР.
В ОПБН пришло письмо со школы №…, о том, что ученик 8 класса постоянно пропускает уроки, не выполняет домашнее задание, родители в школу не являются.
На следующий день, выезжая на патронирование семей «группы риска», мы заехали на адрес, который был указан в письме, дома никого не оказалось. Побеседовав с соседями выяснилось, что родители работают, а сын скорее всего гуляет на улице. Оставив записку, пригласила их на беседу в Центр.
Через два дня мама и сын приехали в Центр. Специалист посоветовал оставить их на несколько минут в кабинете индивидуального приёма, чтобы они привыкли к обстановке.
Через 10 минут я вместе со специалистом зашла в кабинет.
До начала беседы я начала “считывать” информацию: по внешнему виду, мимике, жестам.
Диалог:
Я: Я рада видеть вас здесь. Прежде всего, давай познакомимся поближе. Меня зовут …, а вас?
…
Я: Приятно познакомиться. Вань можешь рассказать о себе?
…
Я: Как ты любишь проводить свободное время?
…
Я: Столько интересов разных, молодец! Как учишься кстати?
…
Я: Вань, а есть у тебя любимые предметы в школе?
…
Я: Да, понимаю, такое бывает, когда тебе неинтересно .Но ты, как понимаю, все равно любишь ходить в школу?
…
Я: Вань, давай поговорим об отношениях с твоими одноклассниками. Тебе нравиться твой класс?
Если кто-то из одноклассников попросит о помощи, ты ему поможешь?
…
Я: ты очень отзывчивый человек! Это хорошая черта!
…
И последний вопрос: Тебе нравится школа в которой ты учишься?
Далее была проведена беседа с матерью, где я объяснила проблему. Пригласили на беседу с психологом
Беседа прошла вполне удачно мальчик не замкнутый, желание учиться есть, но мало мотивации, стимула.
Заинтересованности родителя не было заметно. Поэтому расположить её к себе не удалось, еще скорее всего из-за того, что было выделено мало времени для проведения беседы. Главное, что удалось донести необходимую информацию. Чувствовался барьер при общении с клиентом, она не смогла осознать, что происходит, что собственно случилось, в чём виноват её сын.
По внешним качествам мальчика можно охарактеризовать, как: бойкого, с характером, отзывчивого, дружелюбного, общительного. Расположить к себе мальчика во время беседы удалось.
Технологии социальной работы, применяемые специалистом.
Социальное консультирование носит комплексный характер, поскольку включает в себя не только социальное информирование, но и элементы правового, педагогического и психологического консультирования.
Основными компонентами технологического процесса являются сбор, анализ и систематизация информации, уточнение цели и задач, выбор варианта действий и инструментария.
Консультант должен владеть обширной правовой информацией, например, о мерах социальной поддержки, которые оказываются семье в настоящее время, а также информацией обо всех службах, учреждениях, ведомствах социума для того, чтобы знать, на какие из них можно ориентироваться и привлекать для решения проблем клиента (семьи).
Задача консультанта состоит в том, чтобы побудить клиента к принятию правильного и адекватного решения в данной ситуации, не демонстрирую при этом своего превосходства и не принимая на себя роль лидера.
Основные формы и способы: -монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом; -диалог, свободная беседа; -ответы консультанта на вопросы клиента; -разнообразные тестирования; -различные тренинги и обучения и т.п.
Этапы социального консультирования:
Дистантное (заочное) консультирование предполагает общение с клиентом по телефону или посредством переписки. Дистантный вид консультативной деятельности не предполагает прямого общения с клиентом лицом к лицу. В данном случае общение происходит по телефону или по переписке.
Телефонное консультирование. Телефонное консультирование как основная его форма позволяет многим гражданам, не решающимся обратиться за помощью напрямую к специалисту-консультанту или не имеющим такой возможности, получать заочно советы и рекомендации по волнующим их социальным проблемам.
Консультативная переписка. Применение на практике этого вида социальной помощи обусловлено тем, что часто телефонное консультирование затрудняется из-за большой загрузки линии или отсутствия в том или ином городе (районе) службы «телефона доверия», телефона у клиента, для отдельных категорий населения (отбывающих наказание). У консультативной переписки есть несколько существенных ограничений для применения: недостаток информации о клиенте для оказания ему помощи; затрудненность обратной связи; невозможность оказания экстренной помощи. Переписка служит лишь начальным передаточным звеном к помощи непосредственной - лицом к лицу.
Социальное направление реабилитации – оказание мер социальной поддержки (содействие трудоспособным, активным группам населения, семьям, клиентам, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации), социальной помощи (в моменты непосредственной потребности в ней – медицинская, психологическая, юридическая, материальная); социальное обслуживание (удовлетворение потребности населения в социальных услугах).
Важными составляющими социальной реабилитации являются и такие направления, как социально – средовая ориентация и социально – бытовая адаптация.
Осуществление социальной реабилитации семьи в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов, к которым следует отнести:
этапность - чёткое следование этапам, которые решают конкретные задачи реабилитационного процесса;
дифференцированность – индивидуальный подход к решению конкретных проблем конкретной семьи, каждого ее члена в реальных условиях и местах их пребывания;
комплексность - всесторонний анализ ситуации, привлечение и совместная деятельность квалифицированных специалистов различного профиля к решению проблемы семьи;
преемственность–взаимодействие в осуществлении реабилитационного процесса специалистов различных ведомств и организаций с обязательным анализом результатов данного взаимодействия;
последовательность - при осуществлении реабилитационного процесса должно быть строгое соблюдение всех этапов реабилитации;
непрерывность- прерывание процесса реабилитации может привести к снижению эффективности реабилитационного процесса;
гибкость – применение широкого спектра методов и подходов, что предполагает высокий уровень квалификации специалиста;
доступность – возможность получения социальных услуг, их бесплатность для наиболее нуждающихся;
приоритет в соблюдении интересов ребёнка – защита прав и законных интересов ребёнка является приоритетным направлением деятельности специалистов по реабилитации семьи;
обязательная координация действий специалистов - проведение реабилитационных мероприятий должно направляться и координироваться на всех этапах осуществления реабилитационного процесса;
опора на внутренний потенциал семьи - без его активизации социальная помощь
и поддержка могут привести к иждивенчеству.
На данном этапе желательно проведение консилиума междисциплинарной команды, на котором специалисты уточняют социальный диагноз конкретной семьи, анализируют ситуацию неблагополучия, определяют тактику реабилитационной работы с ней, выбирают оптимальные направления, формы и методы работы с семьёй, разрабатывают программу (план) комплексной реабилитации семьи, в которую включаются конкретные реабилитационные мероприятия, как междисциплинарные, так и межведомственные.
Программа-максимум (план) предназначены для оказания помощи в крайних ситуациях неблагополучия, когда, помимо восстановления утраченного, необходимо добиться переориентации жизненной позиции членов семьи, изменить или скорректировать их поведенческие модели.
Для осуществления социальной диагностики семьи применяются различные методы и приёмы.
Семейное интервью- Этот метод используется для семей, в которых ещё не утрачен интерес и способность к решению собственных проблем. В ходе интервью специалисты не только выясняют проблемы, но и совместно с семьёй находят пути их решения на рациональном уровне результатами.
Беседа. Как метод социальной диагностики семьи беседа предполагает чёткую постановку цели (что необходимо выяснить в ходе беседы) и требует серьёзной подготовки. В беседе следует руководствоваться общепризнанными правилами ведения доверительной беседы. Сначала специалист должен расположить к себе собеседника, затем уже постепенно подходить к темам, затрагивающим деликатные аспекты семейной жизни, и начинать о них разговор тогда, когда собеседник уже готов к откровенности.
Диагностическое наблюдение. Специалисты, участвующие в социальном диагностировании (социальный педагог, специалист по социальной работе), в ходе беседы, семейного интервьюирования должны не только оценивать мысли и намерения собеседника, его проблемы, но и важно улавливать его мимику, жесты, позу, интонации голоса, выражение глаз, лица.
Анкетирование. После выхода специалистов в семью и наметившегося сближения со всеми ее членами можно использовать анкетный опрос как метод более подробного и глубинного изучения семьи.
В процессе социальной диагностики семьи выявляются различные проблемы, которые требуют пристального внимания со стороны государства и помощи специалистов. Среди них могут быть:
Профилактика в социальной работе предполагает научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:
- предупреждение неблагоприятных, негативных явлений, событий, ситуаций, социальных проблем, устранение причин, способных вызвать те или иные нежелательные социальные последствия;
- сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;
- содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутреннего потенциала.
Цель профилактики – предвидеть, предупредить негативные социальные проблемы и патологии в жизни всех людей, особенно входящих в группы повышенного риска.
Специалисты организаций и учреждений социальной защиты населения в своих планах (программах) профилактики конкретизируют адресованные им мероприятия и направления регионального (отраслевого, территориального) плана профилактики, в соответствии со спецификой работы с категориями клиентов (семьями, несовершеннолетними, инвалидами, пожилыми и т.д.) и своей компетенцией.
Основные виды помощи МУ ""Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска":
- Создание оптимальных
условий для развития и
- Предотвращение отказа от ребенка.
- Профилактика кризисных ситуаций в семье и содействие укреплению семьи.
В зависимости от имеющихся проблем семьям оказывают:
1. содействие в лечении от химической зависимости (направление и сопровождение в ГУЗ «Наркологический диспансер»);
2. содействие в трудоустройстве (направление в ОКУ «Центр занятости населения»);
3.содействие в оформлении документов:
- восстановление утерянных документов;
Информация о работе Учебная практика в Центре социальной помощи