Учение о революции в творчестве содохина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Проблема поиска оптимальных путей развития общества, форм и содержания государственной деятельности, моделей межкультурного и межнационального устройства в границах многонациональных государств, а также методов осмысления и способов разрешения кризисных общественно-политических ситуаций лежит во вневременной плоскости значимого и также актуальна для современной России, как и для других государств. Обращение к истории социально-политических учений является возможностью выбора ориентира в таком поиске.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Социально-исторические предпосылки и условия формирования мировоззрения П.А. Сорокина 6
1.1 Основные этапы становления мировоззрения 6
1.2 Особенности трактовки П.А. Сорокиным феномена революции 10
Глава 2. «Анатомия и физиология революции» П.А. Сорокин 14
2.1 Некоторые аспекты интегральной социологии П. Сорокина 14
2.2 Взгляд П.А. Сорокина на русскую революцию 20
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

Учение о революции в творчестве.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования. Проблема поиска оптимальных путей развития общества, форм и содержания государственной деятельности, моделей межкультурного и межнационального устройства в границах многонациональных государств, а также методов осмысления и способов разрешения кризисных общественно-политических ситуаций лежит во вневременной плоскости значимого и также актуальна для современной России, как и для других государств. Обращение к истории социально-политических учений является возможностью выбора ориентира в таком поиске.

Русская социально-политическая мысль представлена выдающимися именами. Многие мыслители, размышлявшие о судьбах страны, предлагали конкретные и оригинальные проекты и сценарии развития России. Среди них особо выделяется Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), научное наследие которого в свое время было незаслуженно забыто. Его творчество принято делить на два периода - российский (русский) и американский. Если американский период жизни П. А. Сорокина уже довольно хорошо изучен, то проблематика российского периода остается вне поля зрения исследователей.

Систематизация и анализ идей П.А. Сорокина российского периода его творчества важны и для политической науки. В политических идеях П. А. Сорокина выражены значимые подходы к решению актуальных для политологии вопросов, - таких как теория революции, теория федерализма и теория происхождения государства. В свете наблюдающейся тенденции общественно-политических трансформаций, происходящих и в России и мире, исследование политической проблематики в российский период творчества П. А. Сорокина помогает расширить представление о роли и месте государства в общественной жизни, понять проблемы, связанные с особенностями коренных социально-политических преобразований в обществе, а также сущность предложенных мыслителем нереволюционных способов социальной реконструкции.

Степень научной разработанности проблемы. Жизнь и творческое наследие П. А. Сорокина многогранны. В историю мысли он вошел преимущественно как ученый-социолог, однако, спектр его научных интересов охватывает множество специфичных проблем социогуманитарной отрасли знания вообще. Его методология, философские, культурологические, педагогические, исторические, политические взгляды и концепции несут в себе новаторство и теоретическую глубину, не уступающие основным социологическим разработкам.

Библиография трудов, посвященных творчеству П. А. Сорокина, довольно обширна. Одним из первых, кто обратил внимание на его работы и в определенном смысле предопределил научную судьбу и жизнь П.А. Сорокина, был В.И. Ленин. В статьях «Ценные признания Питирима Сорокина» и «О значении воинствующего материализма»1 В.И. Ленин дает общую оценку научной и политической деятельности П.А. Сорокина. Позиция ученого в ней определена как реакционная и не соответствующая официальной марксистско-ленинской методологии. Выход крупной работы П.А. Сорокина «Система социологии» (1920) укрепил его статус как реакционера и вызвал резкую критику: советские обществоведы М.А. Рейснер и В.И. Невский приписали системе, предлагаемой П.А. Сорокиным, противоречивый и запутанный смысл, объяснив это тем, что П.А. Сорокин находится «в страхе» перед историческим материализмом. Такое явное несоответствие догматам господствующей методологической доктрины, продемонстрированное в первых трудах П.А.Сорокина, а также статус диссидента и эмигранта, высланного из родной страны, во многом объясняет забвение советской наукой его имени на долгие годы.

Возобновление интереса к творческому наследию П.А. Сорокина в СССР приходится на 1960-е гг. Весомым вкладом в изучение творческого наследия ученого являются исследования младшего современника и биографа П.А. Сорокина И. А. Голосенко (1938-2001).

Объектом настоящего исследования является творчество П.А. Сорокина в российский период его жизни (1889-1922), представленное совокупностью его публицистических и научных работ, посвященных проблемам социально-политического развития России начала XX вв.

Предметом исследования являются политические идеи П.А. Сорокина в российский период его жизни и творчества.

Цели и задачи исследования. Основная цель работы - проведение анализа политических идей П.А.Сорокина о революции в творчестве П.А. Сорокина

Достижение данной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

-определить основные этапы становления мировоззрения П.А. Сорокина;

-выявить теоретико-методологические предпосылки формирования научных взглядов П.А. Сорокина;

-исследовать содержание ключевых политических понятий, разрабатываемых мыслителем в рамках обозначенного исторического периода.

Методологией исследования является применение логического анализа и систематизации, принципов конкретно-исторического и биографического метода, метода анализа документов. Теоретическую основу исследования составляют разработки отечественных исследователей истории общественной мысли России, положения и выводы, содержащиеся в работах А.О. Бороноева, В.В. Василенко, И.А. Голосенко, Ю. Дойкова, С.Н. Канева, А.Н. Медушевского, В.В. Сапова, А. А. Ширинянца.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих два параграфа, заключения, списка используемой литературы.

Глава 1. Социально-исторические предпосылки и условия формирования мировоззрения П.А. Сорокина

1.1 Основные этапы становления мировоззрения

 

Жизнь и творчество П.А. Сорокина обычно делится в исследовательской литературе на «российский» и «американский» периоды. Такая периодизация не всегда помогает понять особенности эволюции мыслителя, в связи, с чем в данной работе предпринята попытка уточняющего дробного деления согласно выявленным биографическим вехам в становлении мировоззрения П.А.Сорокина именно в российский период его деятельности. Критерием такого деления стала коренная смена смылообразующих ценностных установок. Как показано в работе, такое деление связано с характером влияния на П.А.Сорокина целого комплекса ценностно-образующих факторов: бытового, образовательного, социокультурного, политического.

Первый, ранний этап (1889-1909 гг.) отмечен, главным образом, социализацией П.А.Сорокина под воздействием социокультурной среды коми-зырянского этноса и социально-политических событий начала ХХ века русско-японской войны 1904-1905 гг. и революции 1905-1907 гг. в России. [5, С.54] В контексте исторических событий обозначенного периода происходит изменение мировоззренческих установок П.А. Сорокина: теологичность и обрядовость русского православия заменяется их полуатеистическим отрицанием; приобретают актуальность идеи научной теории эволюционизма и естественнонаучной философии; социально-политические предпочтения меняются от монархизма к республиканизму и социалистическим установкам в форме, выраженной в социально-политической доктрине партии социалистов-революционеров (эсеров). На этот период приходится начало политической активности П.А. Сорокина и опыт тюремного заключения, который определил направление его первого крупного научного исследования - «Преступление и кара, награда и наказание» (1913 г.).

Второй этап (1909-1922 гг.) характеризуется складыванием новой ми-рововоззренческой системы П.А. Сорокина. Это связано, во-первых, с его обучением в Психоневрологическом институте и Санкт-Петербургском университете, оказавшим многоплановое интеллектуальное воздействие на формирующегося молодого ученого. Во-вторых, с расширением его собственного политического участия в общественной жизни страны, как в рядах партии эсеров, так и на страницах своих брошюр и популярных эсеровских газет «Дело Народа» и «Воля Народа» (особенно это выражено в крупной серии публицистических публикаций в 1917 г.). [6,7] И третьим, самым значительным моментом, обусловившим переход П.А. Сорокина к новой системе мировоззрения, стала Октябрьская революция 1917 г. в России, которую он воспринял как акт жестокости и насилия. Опыт участия в революции, который в полной мере пришлось пережить П. А. Сорокину, продемонстрировал антигуманность методов достижения революционных целей и убедил его в недопустимости их использования в политической практике. [8, С.93]

Как показано в работе, П. А. Сорокина на начальном этапе научной карьеры занимали вопросы этнографии Коми-зырянского этноса, семьи и брака как социальных институтов. Позже его привлекают проблемы соотношения политики реформ и войны, социального и национального равенства. Так, по мнению ученого, сложившиеся в общественном сознании и в политической теории к 1915 г. представления о проблеме войны, обязательно учитывали определенную роль внутренних реформ. Сформировалась дилемма: либо осуществлять реформистскую деятельность и признать поражение в войне, либо отбросить реформы в угоду оборонительным действиям. П. А. Сорокин же предлагает третий путь, а именно - сочетание реформистской политики с оборонительными военными действиями, что, как ему кажется, в большей степени согласовывается с интересами социализма и демократии и с морально-правовыми требованиями справедливости . Исходя из того, что «в современных условиях экономическая выгода от войны полностью отсутствует, даже при условии выигрыша», П.А. Сорокин развивает идею о сокращении постоянных армий и вооружений во всех государствах, расширении социального контроля демократических сил при решении вопросов войны и мира. Он выдвигает идею «создания над государтвенного союза, в состав которого отдельные государства входили бы лишь в качестве отдельных членов, иначе — объединение существующих государств в одно сверхгосударство». [16, С.88]

В контексте поиска решения вопроса социального равенства П.А. Сорокин отходит от толкования социального равенства как равенства универсального и всеобъемлющего, предлагает акцентировать внимание на принципе пропорциональности распределения социальных благ. Что касается национального равенства, то отношение к нему определялось спецификой подхода П.А.Сорокина к определению того, что есть национальность. С его точки зрения, национальности как единого социального элемента не существует и не существует специально национальной связи, так как основания или признаки (единство расы, единство языка, общая религия, общность экономических интересов, единство исторических судеб, единство морали, права и нравов, единство мировоззрения, единство философии, единство культуры), по которым можно отнести ту или иную социальную группу или союз людей к определенной национальности, не являются достаточными для установления и структурирования этой национальности. Вместо понятия «национальность», П.А.Сорокин предлагает приписывать какому-либо объединению людей черты социального единства и самостоятельности, если это объединение едино по своим социальным функциям и роли, а также, когда его части действуют в одном направлении и преследуют одни цели. [15, С.63]

Особенностью российского периода жизни и творчества П.А. Сорокина в практическом отношении стало его активное участие в различных социально-политических событиях страны, сопровождающееся разносторонним изучением идей революционной, социально-философской и политической мысли. В научном - начало собственно научной деятельности, определение основных исследовательских целей, задач и интересов, явившихся, в большинстве своем, реакцией на конкретно-исторические события.

В процессе становления в российский период жизни и творчества мыслитель испытал влияние представителей нескольких научных школ, среди которых особо выделяются М.М. Ковалевский, П.Л. Лавров, Л.И. Петражицкий, П. А. Кропоткин. [13]

Большое влияние на мировоззрение П.А. Сорокина оказала теория факторов М.М. Ковалевского. Тщательный анализ этой концепции привел П. А. Сорокина к убеждению в необходимости применения многофакторного подхода в изучении природы социальных изменений и общественного развития. Субъективная социология П.Л. Лаврова и других представителей народничества стала еще одной научной школой, на принципах которой П.А. Сорокин расширял свое научное мировоззрение. [4, С.115] В частности, П. А. Сорокин высоко оценивал факторный плюрализм, с помощью которого они объясняли причины социальной эволюции. В исследовательский арсенал П.А. Сорокина вошли также принципы, разработанные Л.И. Петражицким, школу которого, как и бихевиоризм, он считал главными направлениями в русской социальной науке первой четверти XX века. Основываясь главным образом на методологических принципах именно этого направления, П.А. Сорокин и предпринимает масштабную попытку анализа феномена революции. [10, С.47]

Таким образом, испытав влияние идей классического позитивизма, психологической школы, теории факторов, рефлексологии, П.А. Сорокин развивает свой творческий инструментарий, однако, впоследствии оказывается, что все эти методологические платформы не отвечают в полной мере его творческим запросам и ключевое событие в жизни ученого российского периода - революция 1917 г. - показывает их несостоятельность, определив, тем самым, необходимость поиска и разработки собственной методологической системы.

В рамках российского периода творческой деятельности П.А. Сорокина его теоретические предпочтения и методология претерпевают определенные эволюционные преобразования, главным образом под влиянием осмысления опыта революции 1917 г. Октябрьская революция 1917 г. становится рубежом эволюционистских воззрений и обозначает переход к циклическому пониманию исторического процесса, меняет его отношение к феномену революции и др., стимулирует складывание интегральной методологической системы П. А. Сорокина.

 

1.2 Особенности трактовки П.А. Сорокиным феномена революции

 

Как показано в работе, в своей книге «Социология революции», П. А. Сорокин предложил модель теоретического осмысления феномена революции, основывающуюся на выделении двух стадий протекания революционного процесса. Каждая стадия характеризуется комплексом специфических поведенческих, социокультурных, социально-политических, экономических и духовных трансформаций на индивидуальном и общественном уровне. Причинами этих трансформаций, а, следовательно, и самих революций являются процессы, связанные, с одной стороны, с ролью условных и безусловных рефлексов в жизнедеятельности человека, а с другой - с ролью институтов социального контроля. Обе стадии отмечены ограничением удовлетворения базовых рефлексов и потребностей человека, которыми, по мнению П.А. Сорокина, являются: потребность питания; рефлексы индивидуального и группового самосохранения; потребность в жилище, одежде, тепле; половые рефлексы; рефлексы собственности; рефлексы самовыражения и собственного достоинства; рефлексы драчливости, борьбы и конкуренции, творческой работы и рефлексы свободы. Ограничение этих рефлексов ведет к «биологизации» общества, к психофизическим изменениям человека. При этом причиной наступления первой стадии также выступает неспособность социальных групп, обеспечивающих порядок, предотвращать попытки уничтожения существующего строя. Особенность второй стадии революционного процесса - реакции или контрреволюции - заключается в том, что ее наступление не обозначает собой завершение революции, завершение революционного процесса происходит при нормализации государственно-общественного порядка. [3, С.67] В качестве альтернативы революционному способу переустройства общества П.А. Сорокин предложил путь эволюционно-ориентированных реформ, которые, во избежание возможного повторного скатывания к революции, должны проводится с соблюдением определенных правил/императивов, а именно: гуманности реформ; применении научных инструментов в прогнозировании возможных результатов реформ, предварительной научной апробации результатов исследований на локальном уровне и соблюдения исполнения этих реформ в конституционных и правовых рамках.

Анализ трактовки П. А. Сорокиным феномена революции позволяет лучше понять логику осуществления этого процесса с точки зрения изменения психических и биологических особенностей человека, понять причины, предшествующие наступлению революции, маятниковый характер ее протекания и значимость менее радикальных способов изменения социально-политического устройства.

Стоит отметить, появление государства П.А. Сорокин связывал с совершенствованием системы правовых отношений в период развития первобытнообщинного строя, при этом он подчеркивал вторичность государства по отношению к праву. Каждая стадия первобытнообщинного общества, состоящего из множества обособленных поселений, характеризовалась наличием между их членами определенной связи на основе религиозных или кровных отношений, определяющей нормы взаимодействия людей внутри своей группы и между группами. По мере необходимости территориального расширения такие поселения неизбежно претендовали на территории других поселений, в результате чего возникала борьба и за место обитания и за отстаивание своих культурных ценностей. Победа одного поселения над другим подразумевала необходимость создания верховной власти победителя над побежденным. Именно распространение верховной власти, вытеснившей религиозные и межкровные внутриродовые номы взаимодействия как правообразующие, по мнению П.А. Сорокина, стало ключевой характеристикой новой формы общественной организации - государства. Таким образом, появление государства, с точки зрения П. А. Сорокина, не ведет к качественному скачку в общественном развитии, оно является продолжением социально-политического и правового преобразования общества.

Информация о работе Учение о революции в творчестве содохина