Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 21:33, доклад
Учения Мюнцера заключалось в следующем: уничтожение католического духовенства было, по его мнению, лишь первым необходимым этапом на пути к установлению справедливого общественного строя. Согласно учению Мюнцера, не должно быть ни бедных, ни богатых, ни подданных, ни господ. Нужно сделать так, чтобы всё имущество принадлежало всем, нужно уничтожить всяческое угнетение.
Раннее до Мюнцера появлялись мыслители, фантазия которых рисовала «царство божие» , которое, якобы, появится на земле и прекратит феодальное угнетение
Учения Мюнцера заключалось
в следующем: уничтожение католического
духовенства было, по его мнению,
лишь первым необходимым этапом на
пути к установлению справедливого
общественного строя. Согласно учению
Мюнцера, не должно быть ни бедных, ни богатых,
ни подданных, ни господ. Нужно сделать
так, чтобы всё имущество
Раннее до Мюнцера появлялись мыслители, фантазия которых рисовала «царство божие» 1 , которое, якобы, появится на земле и прекратит феодальное угнетение. Но приход этого царства они представляли себе в форме чуда: с неба на землю сойдёт «сын божий», который очистит людей от пороков и поведёт их в это царство. В итоге, люди могли лишь мечтать о справедливом строе. Установление строя они не считали своей задачей. Мюнцер был знаком с этими учениями. Он также представлял себе будущее коммунистическое общество как «царство божие». Но он превратил фантазию в программу борьбы народа. Мюнцер первым высказал ту мысль, что создание справедливого общественного строя является задачей самих угнетённых. Создание такого общества, согласно Мюнцеру, можно только путём революционного переворота, совершённого руками наиболее революционных людей из народа.
Само собой, что конечная цель, которую ставил Мюнцер, была недостижима в XVI века. Угнетённое, неорганизованное крестьянство хотело получить землю в собственность и освободиться от всех феодальных повинностей. Ни о каком бесклассовом обществе оно и мечтать не могло, да и самому Мюнцеру это общество представлялось очень туманно. Для победы социалистической революции было необходимо, чтобы возглавлял революцию рабочий класс. Но в начале XVI веке рабочий класс существовал лишь в зародыше.
Невежественные массы людей продолжали верить в бога (хотя именем бога их эксплуатировали многочисленные господа), Мюнцер вынужден был вести свою революционную агитацию в религиозной форме. Но под проповедью слова бога скрывался призыв к революционной борьбе против угнетателей. Опираясь на бедную часть населения, Мюнцер начанал создавать христианское общество. По его замыслу , в это братство следовало вовлечь всех людей, где изначально оно должно было захватить Германию. Братство обязано взять в свои руки всю власть. Мюнцер писал кричал о том, что власть должна быть дана простому народу. Лиц, не хотевших присоединиться к этому обществу, необходимо называть его врагами и приблизить их на уничтожение. Мюнцер не предлагал сразу же ввести полную общность имущества. Христианское братство должно было отбирать имущество у феодалов, церкви и богачей, а отобранное имущество распределить среди членов общества с тем, чтобы никто из них не испытывал материальной нужды.
«Всё — общее, — учил Мюнцер, — и каждому следует выделить поровну столько, сколько необходимо для удовлетворения его нужды. А если кто-либо из князей, графов или других господ воспротивится этому, то его нужно обезглавить или повесить». Мюнцер считал, что только тогда, когда люди будут обеспечены всем необходимым для их существования, можно придти к справедливому общественному устройству. Тем самым, идея христианского братства была на самом деле программой по борьбе обездоленных людей против феодалов и других господ. В письме, в котором излагалась программа деятельности христианского братства, единомышленники Мюнцера писали: «Так как измена, насилие и несправедливость родились и возросли в замках, монастырях и священнических приходах, то все такие места подлежат с настоящего времени отлучению». Единомышленники Мюнцера хотели сказать этим, что такие учреждения и организации не могут быть включены в христианское братство. 2
Ссылаясь на церковную литературу, Мюнцер утверждал, что проповедуемое им учение даёт право беднякам восстать против господ и что бог ,поручает избранным (под избранными Мюнцер понимает простой народ, который выступает против своих господ) отобрать владения у его противников, ибо эти владения мешают созданию царства божия и справедливости. Угнетатели ссылались на «священное писание», чтобы оправдать свою власть над угнетёнными, Мюнцер, как и другие революционеры средневековья, привлекали его для доказательства необходимости создания справедливого строя. Сила Мюнцера заключалась в том, что наряду с туманной ещё идеей будущего общества он выдвигал самые неотложные требования крестьян, а именно: уничтожение господ и феодальных поборов, разрушение монастырей, прекращение рыцарского разбоя.
Поэтому, когда весной 1525 году поднялось великое крестьянское восстание (в Юго-Западной Германии оно началось ещё в конце 1524 года .), крестьяне в разных частях Германии стали выдвигать требования, разработанные Мюнцером, его учениками и последователями. Восставая против своих феодалов, крестьяне объединялись в мощные военные отряды, которые захватывали замки и монастыри. Монахов и попов выгоняли из их владений, феодалы при приближении крестьянских отрядов бежали в ужасе.
Запылали старые монастыри и считавшиеся прежде неприступными дворянские замки. Крестьяне поспешили выполнить приказ Мюнцера, который вещал о полном разрушении всех замков и домов дворянства, ничего не оставляя на месте. В огне пожаров исчезали документы, удостоверяющие повинности крестьян. Впервые за сотни лет крестьянин мог расслабить спину: не стало кому платить непомерные подати, не на кого было трудиться за бесплатно. Один из современников сравнивал крестьянскую войну с потопом, захватывающим всю Германию: «Это божий суд, божья кара за те грехи, которыми отяготили себя светские и духовные князья и владетели, за их жестокость и теранию к своим подданным». 3 Всё больше и больше разливалось крестьянское восстание. Оно распространялось на Швабию, Шварцвальд и значительную часть австрийских владений; в огне крестьянской войны пылала вся Франкония; восставали крестьяне Саксонии и Тюрингии.
Это не было только крестьянским движением, это была борьба, разделявшая на два враждующих лагеря: городских богачей и бедных. Частично города присоединялись к крестьянскому восстанию, так как мелкие ремесленники и подмастерья видели в крестьянской революции только единственный выход из своего тяжкого положения.
Мюнцер желал, чтобы горожане примкнули к крестьянскому движению. Его посланцы в городах возбуждали народ, призывая вступать в христианское братство. С другой стороны, и феодалы собирали силы для борьбы с восставшими, опасаясь союза между крестьянами и городскими низами. Многие прилежащие городки помогали восставшим продовольствием и посылали им подкрепления. Знатные господа в паниковали и разбегались, а те, кто не успевал укрыться от крестьян, лицемерно присоединялись к их христианскому братству и обещали верно служить делу освобождения народа.
Мюнцер поддерживал близкую
связь со многими крестьянскими
отрядами. Он писал крестьянам письма,
в которых призывал решительно расправляться
с феодалами. Он настаивал на том,
чтобы замки и монастыри
Мюнцер лично проехал
Не все же крестьяне считали возможным поступать так, как им подсказывал Мюнцер. Более зажиточные крестьяне не прочь были даже идти на встречу с господами и готовы были бы удовлетвориться отменой новых поборов и понижением старых. На больших крестьянских сборах шли ожесточённые дебаты по этому поводу. Крестьяне богаче боялись, что феодалы рано или поздно победят. Запугивая остальных крестьян, они всячески старались умерить требования господ и полагали , что чем умереннее будут их требования, тем скорее они договорятся с ними .
Мюнцер по-разному убеждал