Удочерение(усыновление) детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Настоящая работа посвящена теме усыновления (удочерения) в Российской федерации. Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Забота о детях, всемерная охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. Чтобы этот принцип был действенным, необходимо наличие механизмов его реализации, закрепленных в нормах права. Система защиты детства предполагает комплекс мероприятий, направленных на защиту семьи в целом, матери и ребенка, на определение места ребенка и отношения к нему в семье и обществе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...…3
Понятие, условия и порядок усыновления (удочерения) детей по законодательству Российской Федерации…………………………………..…..5
Понятие усыновления (удочерения) в семейном законодательстве Российской Федерации…………………………………………………….…5
История развития института усыновления (удочерения) детей…………..9
Правовые аспекты усыновления (удочерения) детей…………………….13
Практика усыновления (удочерения) на примере «Дома ребенка»
г. Комсомольск-на-Амуре……………………………………………………….24
Общая характеристика «Дома ребенка» г. Комсомольск-на-Амуре……..24
Порядок приема и перевода воспитанников в «Доме ребенка»
г. Комсмольска-на-Амуре…………………………………………………...29
Организация образовательного процесса в «Доме ребенка»
г. Комсомольска-на-Амуре………………………………………………….31
Оценка работы МУЗ «Дома ребенка» г. Комсомольска-на-Амуре………34
Заключение……………………………………………….…………………………40
Список использованных источников……………………………………………...42
Приложение А…………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

 

Вывод: Из вновь поступивших детей в течение 3-х лет более половины детей составляют дети, оставшиеся без попечения родителей и 42% из них – родители которых уклоняются от воспитания или находятся в розыске. В 2010 году уменьшилось количество отказных детей и составило всего 6,6%. Среди воспитанников, увеличилось число временных детей, родители которых оказались в трудной жизненной ситуации и прежде всего это недостаточно материальных средств для воспитания ребёнка.

За 2010 год были лишены родительских прав родители 31 детей. Из них:

  • 22 ребёнка – исковые заявления от администрации учреждения,
  • 5 детей – исковые заявления от отдела по защите прав несовершеннолетних. В 2010 году в учреждении открыт единый счёт, куда поступают все алименты. Алименты получает 3 ребёнка, взысканы алименты с 31 родителя. Закреплённое жильё имеют 20 детей, у одного ребёнка жильё в собственности. Стоят в очереди на получение жилья 57детей. Каждые 6 месяцев подаётся запрос в службу судебных приставов о работе по взысканию алиментов с родителей. При поступлении и выписке детей подаются данные в налоговые органы. Каждые 6 месяцев контролируется состояние жилья, закреплённого за детьми, составляется акт. С родителями детей временного пребывания составляются договора по мере их розыска.

Изучив существующую работу  «МУЗ Дом ребенка г. Комсомольска-на-Амуре», нам представляется целесообразной организация в детских домах социально-психологической службы, которая будет осуществлять следующую работу:

  • организовывать психологическую работу с семьями, которые планируют усыновление ребенка;
  • знакомить потенциальных родителей с правовыми основами усыновления (удочерения);
  • осуществлять консультирование и оказывать помощь в оформлении документов по усыновлению (удочерению).
  • проводить консультации по таким вопросам, как: может ли усыновить ребенка одинокий человек; какие расходы могут возникнуть при усыновлении; насколько велик риск, что кровные родители будут разыскивать своего ребенка; какие льготы получают усыновители; в какие сроки, и с какого момента должно быть рассмотрено в органах опеки заявление граждан, намеревающихся усыновить; возможно, ли усыновить совершеннолетнего ребенка?
  • обеспечить в получении дополнительных методических материалов, консультации специалистов, и другую помощь.

Во второй главе  мы рассмотрели общую характеристику «Дома ребенка» г. Комсомольска-на-Амуре. Целью создания учреждения является оказание специализированной помощи детскому населению. Основными задачами  учреждения являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности воспитанника; обеспечение социальной защиты, освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; охрана и укрепление здоровья воспитанников.

Во  втором параграфе мы охарактеризовали порядок приема и перевода воспитанников в «Доме ребенка» г. Комсмольска-на-Амуре. В учреждение принимаются дети-сироты, дети, отобранные у родителей по решению суда, дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а так же местонахождение которых не установлено.

Так же нами был  изучен образовательный процесс в учреждении, который осуществляется на базе муниципальных образовательных учреждений с учётом психофизиологических и возрастных особенностей воспитанников. Организация обучения и воспитания в учреждении строится с учётом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с годовым планом учебно-воспитательной работы.

Были  рассмотрены и проанализированы данные о работе Дома ребенка, и сделаны  выводы о том, что на протяжении трёх лет более 80% детей - это дети, оставшиеся без попечения родителей. В 2010 году увеличилось количество детей, родители которых лишены родительских прав до 42,3%, а так же до 26% увеличилось количество воспитанников, родители которых уклоняются от воспитания детей или находятся в розыске. Эти неутешительные цифры говорят о социальном неблагополучии в обществе, о том, что семья в России перестаёт выполнять функцию защиты и воспитания маленьких граждан.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее  время тема усыновления очень актуальна. Люди, желающие усыновить ребенка, не всегда знают, где получить необходимую информацию. Все это свидетельствует, о низком уровне правовой культуры и правового сознания в стране.

В широком смысле усыновление, как юридический акт, – это решение суда, вынесенное по просьбе лица, желающего принять ребенка в свою семью, с соблюдением законодательно закрепленных условий и порядка вынесения такого решения. Данный юридический акт порождает определенные правовые последствия, создает юридическое состояние и направлен на регулирование отношений между усыновителем и усыновленным.

С правовой точки  зрения, усыновление представляет собой  разновидность правоотношений, имеющих  в своем субъективном составе  основания возникновения, прекращения  и содержания правовых связей между усыновителем и усыновленным (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми, регулируемых нормами семейного законодательства. Усыновление производится в судебном порядке. Дела об установлении усыновления рассматриваются в порядке особого (неискового) производства по правилам, предусмотренным ГПК РФ. Судебный порядок усыновления, является наиболее предпочтительным. Решение об усыновлении настолько существенно для ребенка, усыновителей и родителей, что оно должно приниматься с соблюдением всех процессуальных гарантий, которые может обеспечить только судебный процесс. Судебный порядок также должен позволить преодолеть многочисленные злоупотребления, которые имели место ранее при производстве усыновления. Необходимо отметить, что судебный порядок усыновления детей соответствует Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, общепризнанным нормам и принципам международного права и мировой практике усыновления детей. Из этого следует, что усыновление ребенка на основании решения суда в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, является гарантией соблюдения его прав. Основной целью усыновления является обеспечение семейного воспитания детям, оставшимся без родителей. Это обеспечивает оптимальную защиту их законных прав и интересов.

Особо следует  подчеркнуть, что усыновление –  это сложный социально-правовой институт. Помимо обеспечения интересов  детей, усыновление позволяет обрести  радость материнства и отцовства  лицам, не имеющим собственных детей. Таким образом, институт усыновления удовлетворяет человеческие потребности и интересы усыновителей.

В результате нашего исследования мы пришли к выводу о  том, что институт усыновления как способ обеспечения права детей жить и воспитываться в семье, необходим. Основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение защиты интересов ребенка при усыновлении. Так как, усыновление серьезно влияет на судьбу ребенка, его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. В первую очередь, усыновление является самой предпочтительной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью.

Усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми.

Таким образом, усыновление является старейшим, классическим и наиболее сложным правовым институтом. От правильного выбора усыновителя, семьи, в которую передается ребенок, зависит его судьба. Ошибки при усыновлении могут нарушить также права и интересы, как родителей ребенка, так и лиц, желающих его усыновить (усыновителей). В связи с этим в нашей работе были предложены рекомендации по созданию социально-психологической службы, которая будет оказывать поддержку семьям, которые хотят усыновить детей.

 

Список использованных источников:

 

  1. Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. - "Волтерс Клувер", 2006 г. – 256 с.
  2. Панкратов, В.Л. Усыновление (удочерение) как одна из форм содержания детей, оставшихся без попечения родителей / В.Л. Панкратов // Юрист. - 2007. - № 5. – 46 с.
  3. Арутюнян, Г.В. Правовое регулирование усыновления в Российской Федерации / Г.В. Арутюнян // Гражданин и право. – 2002. – № 3. – 86 с.
  4. Беспалов, Ю. Усыновление как способ защиты прав ребенка / Ю. Беспалов // Российская юстиция. - 1997. – №  7. – 26 с.
  5. Семейный кодекс Российской федерации от 08.12.1995 (в ред. от 28.12.2004 № 185-ФЗ) // СПС Консультант плюс.
  6. Грудцына, Л.Ю. Семейное право России: учебник для вузов / под.ред. С.М. Петрова / Л.Ю. Грудцина. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. – 221 с.
  7. Кузнецов, В.А.  История развития института усыновления (удочерения) в России / В.А. Кузнецов. – М.: Норма, 2006. – 196 с.
  8. Куликова, О.М. Возникновение и становление института усыновления в России / О.М. Куликова // Право. - 2002.  - № 8 . – 45 с.
  9. Васильев, А.П. Правовые вопросы усыновления (удочерения) в семейном российском законодательстве / А.П. Васильев // Юрист. - 2006. - № 10 – 43 с.
  10. Королев, Ю.А. Усыновление – проблемы решенные и нерешенные / Ю.А. Королев // Адвокат. –2003. - № 2. – 31-38 с.
  11. Антокольская,  М.В. Лекции по семейному праву. -  М.:  Юристь, 2002.  – 78 с.
  12. Дзугаева, А.З. Усыновление детей в РФ / А.З. Дзугаева // Юридический мир. – 1997. - № 8. – 12 с.
  13. Нечаева А.М. Защита прав ребенка в современной России: Материалы научно-практической конференции / А.М. Нечаева.  – М.: Институт государства и права РАН, 2004. – 193 с.
  14. Лахова, Е. Проблеме детства - первоочередное внимание / Е. Лахова // Конвенция о правах ребенка и реальность детства в России: Материалы первоначального доклада комитету по правам ребенка. - М..: Институт государства и права РАН, 1993. – 16 с.
  15. Кустова, В.В. Актуальные проблемы установления усыновления в российском праве / В.В. Кустова // Журнал российского права. – 2002. - № 7. – 17 с.
  16. Карелова, Г.Н. Реализация прав детей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации. В сб.: Социальное законодательство России и Великобритании / Г.Н. Карелова. – М.,  2000. – 144 с.
  17. Нечаева. А. М. Семейное право : учеб. пособие /А. М. Нечаева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 285 с. – (Основы наук).
  18. Справочник по усыновлению удочерению в РФ М: МЦФЭР, 2004 г. – 134 с.
  19. Бабурин, С.Н. Семейное право России: Учебник ля вузов / С.Н. Бабурин, А.Г. Глисков, К.Ю. Бородич. М.: Норма, 2008. – 124 с.
  20. Кабышев, О.А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: Учебное пособие / О.А. Кабышев. – М.: Норма, 2001. – 183 с.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

СЕМЕЙНЫЙ  КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (СК РФ)

от 29.12.1995 N 223-ФЗ

Статья 64. Права и обязанности родителей  по защите прав и интересов детей

 1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

 Родители  являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

2. Родители  не вправе представлять интересы  своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

 

Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся  без попечения родителей, подлежат  передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку  или попечительство, в приемную  семью либо в случаях, предусмотренных  законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

 При устройстве  ребенка должны учитываться его  этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства  детей, оставшихся без попечения  родителей, на воспитание в  семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

 

Статья 125. Порядок усыновления ребенка

1. Усыновление  производится судом по заявлению  лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.

Дела об установлении усыновления детей рассматриваются  судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.

2. Для установления  усыновления ребенка необходимо  заключение органа опеки и  попечительства об обоснованности  усыновления и о его соответствии  интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.

Информация о работе Удочерение(усыновление) детей