Управление и регулирование процесса миграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:15, контрольная работа

Описание работы

Миграционные процессы в России определялись влиянием отрицательных и положительных факторов. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. В то же время к положительным факторам относятся демократизация общественно-политической жизни, реализация конституционного принципа свободы передвижения, развитие рыночных отношений и вхождение в международный рынок труда.

Содержание работы

Управление и регулирование процесса миграции. 3
Экономические последствия безработицы 7
Профессионально-квалификационное развитие рабочей силы 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

1.docx

— 44.19 Кб (Скачать файл)

Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем  чтобы миграционные процессы в Российской Федерации стали фактором, способствующим позитивному развитию российского  общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и  здоровья населения при строгом  соблюдении международных обязательств Российской Федерации.

 

 

 

II. Экономические последствия безработицы.

 

Экономические последствия безработицы  и их структура весьма многообразны и сложны. При исследовании этой проблемы целесообразно выделить экономические  последствия безработицы на национальном уровне, на уровне предприятий и  человека.

На национальном уровне безработица прежде всего снижает объем производства валового внутреннего продукта (ВВП). Взаимосвязь этих явлений выражена в так называемом законе Оукена. Согласно которому, если «фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП составляет 2,5%». Оценивая этот факт, необходимо обратить внимание на понятие «естественный уровень безработицы». Он в экономической теории считается нормальным в том случае, когда достигнута определенная сбалансированность спроса и предложения труда, т.е. вакантных рабочих мест примерно столько же, сколько людей, ищущих работу (этот постулат допускает и даже предполагает качественное несоответствие рабочих мест и работников).

Естественный уровень безработицы  определяется широким кругом обстоятельств  социально-экономического плана: государственная  инвестиционная политика, политика занятости, система служб занятости, уровень  жизни в стране, размеры денежных и имущественных накоплений населения, пособия по безработице, продолжительность  их выплат, развитость сети учебных  заведений по переподготовке кадров, повышению квалификации, их доступность  населению, готовность и способность  самих людей к получению новых  знаний и навыков к труду. Важную роль играет и демографическая ситуация в стране.

Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к сокращению налогов, которые поступят государству. Это обусловлено, с  одной стороны, снижением налогооблагаемой базы, образуемой юридическими лицами, а с другой – уменьшается поступление  налогов от физических лиц.

Безработица увеличивает расходы  государства по мере ее роста. Основная масса расходов осуществляется за счет фонда занятости. Источниками же его пополнения являются, как известно, не только обязательные страховые взносы работодателей и отчисления из заработков работающих, но и ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, добровольных взносов юридических и физических лиц.

Рост безработицы свидетельствует  и об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе  правительства.

Однако только этим роль безработицы, как фактора экономической дестабилизации, не исчерпывается. Она может выступать  как «мина замедленного действия». Речь идет здесь о современной  значительной безработице в некоторых  отраслях, возникшей по разным обстоятельствам. К числу таких отраслей, относятся прежде всего: наука и научное обслуживание, информационно-вычислительное обслуживание, предприятия оборонного комплекса, высокотехнологичные предприятия обрабатывающей промышленности. Безработица здесь сопровождается массовой дисквалификацией и переквалификацией работников и даже их эмиграцией. Однако, рано или поздно, когда наступит фаза оживления и подъема экономики, спрос на этих работников резко возрастет. Своевременно удовлетворить же его окажется невозможным. Это и приведет к задержке экономического развития страны, к ее еще более глубокой дестабилизации. Все эти обстоятельства сокращают возможности инвестирования капитала и открытия новых рабочих мест, что, в свою очередь обостряет и проблему безработицы. В конечном счете происходит дальнейшее сокращение совокупного спроса и еще большая безработица и, следовательно, безработица приводит в действие механизм кумулятивного снижения деловой активности.

Для отдельного человека безработица  означает прежде всего потерю постоянного и регулярно получаемого дохода. В России, где доходы находятся на низком уровне и человек не имеет возможности создать какие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средств существования грозит большой бедой.

Последствием безработицы надо считать и усиление конкуренции  между работниками на рынке труда  за наиболее престижные рабочие места. Высокий уровень конкуренции  ведет к тому, что отдельные  и достаточно большие группы населения  вынуждены занимать не престижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них носит «вынужденный» характер, а такой труд, как известно, не может быть высокоэффективным и не обеспечивает необходимого качества работ. Более того, в таких условиях невозможно сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость которых очевидна. В случае вынужденного характера труда нельзя вести речь о достижении обществом полной занятости. Демократические, гуманистические принципы организации труда предполагают, что полная занятость означает предоставление человеку не просто рабочего места, а такого, которое будет соответствовать профилю его подготовки, способностям, желаниям.

Безработицу как сложное социально-экономическое  явление невозможно оценить однозначно. Однако она имеет не только негативное значение. Безработица – одно из важнейших условий нормального  и бесперебойного функционирования экономики. Она обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важнейшего фактора развития рыночной экономики, которая постоянно предъявляет  спрос на труд. Это обусловлено  необходимостью ввода в действие новых объектов хозяйственной деятельности. Их комплектование кадрами не может  быть обеспечено только за счет естественного  прироста экономически активного населения. В этом случае пришлось бы открывать  многие новые предприятия, учреждения и организации только в летние месяцы, когда молодежь заканчивает  обучение и начинает трудовую жизнь. В то же время действующее производство систематически предъявляет спрос  на дополнительную рабочую силу в  связи с пополнением естественной убыли и текучестью кадров. Удовлетворить  этот спрос можно лишь за счет резервирования рабочей силы, поскольку многие из уволенных работников нуждаются в переподготовке, повышении квалификации и т.д., часто с отрывом от производства.

Безработица обеспечивает необходимое  производству перераспределение кадров, их сосредоточение в тех видах  деятельности, которые сегодня нужны  потребителям. Правда, такие переливы кадров не всегда проходят безболезненно  для отдельного человека. И здесь  весьма велика роль государства, которое  должно смягчить негативную сторону  этих позитивных для производства и  населения процессов.

Безработица, ее рост, дают весьма эффективный  «сигнал» работнику о том, что  его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Все это определенным образом  стимулирует работника к систематическому повышению своего профессионального  мастерства.

Вывод:

Экономические последствия  безработицы:

Отрицательные:

  1. Обесценивание последствий обучения.
  2. Сокращение производства.
  3. Затраты на помощь безработным.
  4. Утрата квалификации.
  5. Снижение жизненного уровня.
  6. Недопроизводство национального дохода.
  7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные:

  1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
  2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
  3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
  4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

III. Профессионально-квалификационное развитие рабочей силы.

 

Как показывает практика передовых  в научно-техническом и экономическом  отношениях стран мира, интенсификация воспроизводственного процесса по инновационному типу в решающей мере определяется темпами и масштабами развития приоритетных направлений науки и техники; уровнем подготовки и оптимальностью состава работников всех квалификационных уровней; степенью прогрессивности  средств научно-производственного  труда, обеспечивающих ускоренную реализацию инновационных проектов; объемом  и качественными характеристиками инвестиций, направляемым на эти цели.

При этом следует учитывать  особенности, характерные для инвестиций в сферу науки и образования, в процесс профессионально-квалификационного  развития рабочей силы, способной  к инновационному обновлению производства.

Во-первых, основная особенность  инвестиций в сферу науки и  образования в том, что они  идут как на воспроизводство интеллектуально-духовного  потенциала общества, так и развитие творческих способностей, профессионализма, социально-созидательных потенций каждого индивида, повышение его  социального статуса.

Во-вторых, они осуществляются единовременно, а окупают себя в  течение нескольких циклов производственного  процесса, пока вновь не понадобится  переподготовка работников в связи  с возросшими требованиями инновационного обновления производства. Следовательно, инвестиции в образование приобретают  форму оборота, аналогичную обороту  основных производственных фондов и  должны непосредственно относиться к издержкам производства. В процессе перенесения части затрат, вложенных  в подготовку и квалификационный рост работников, на вновь создаваемую  наукоемкую продукцию, более квалифицированная  часть работников создает за равные промежутки времени более высокую  стоимость, чем кадры с прежним  уровнем подготовки.

В-третьих, длительность периода, в течение которого затраты на подготовку и квалификационный рост работников переносятся на вновь  выпускаемую продукцию, должна определяться периодом морального старения приобретенных  обучавшимися профессиональных знаний. Этот период, в свою очередь, вытекает из длительности цикла обновления знаний в соответствующих областях науки и техники. Стремление к сокращению указанного срока возмещения затрат на подготовку и переподготовку кадров ведет к неоправданному завышению себестоимости выпускаемой продукции и снижению прибыли. Наоборот, его удлинение сдерживает рост профессионально-квалификационного уровня работников, осуществляющих инновационное обновление производства. Следовательно, он сдерживает возможность создания за равные промежутки времени более высокой стоимости, чем средний труд.

В-четвертых, образовательный  процесс предполагает овладение  обучающимися постоянно обновляющейся  системой знаний, что неизбежно обуславливает  воспроизводство рабочей силы более  высокого квалификационного уровня. В условиях становления и развития механизма рыночных отношений, стремления России завоевать устойчивые позиции  на мировом рынке наукоемкой продукции  необходимо только расширенное воспроизводство  рабочей силы, реализующей инновационные  проекты.

В-пятых, инвестиции в образование, профессионально-квалификационное развитие рабочей силы могут быть прямыми  и косвенными. Прямые затраты в сферу образования направляются непосредственно на строительство новых и реконструкцию действующих объектов образования, их материально-техническое оснащение, совершенствование системы технических средств организации учебного процесса, оплату труда профессорско-преподавательского состава и учебно-вспомогательных работников, разработку информационно-обучающих технологий и учебно-методических материалов на электронных и бумажных носителях, управление процессом подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников на различных квалификационных уровнях. Чтобы процесс обучения и квалификационного роста работников отвечал современным требования научно-технологического развития производства, требуются инвестиции в развитие системы знаний научного фонда общества, в фундаментальные и прикладные исследование, преобразование информационного поля учебно-научного труда, квалификационный рост и совершенствование структуры научно-педагогического состава учебных заведений, передающих систему знаний обучающимся, наконец, усиление их социальной защищенности в условиях становления и развития механизма рыночных отношений, которые носят косвенный характер. Более того, научные знания становятся общедоступными и осваиваются значительно меньшими усилиями и средствами, чем те, которые были затрачены при их производстве. Они могут служить обществу в течение длительного периода времени, что может привести к ошибочному мнению о даровом характере приобретения знаний последующими поколениями.

Более высокая стоимость  при производстве качественно новых  видов продукции, создаваемая за счет применения труда более высокой  квалификации, требует и более  высоких затрат всех видов ресурсов на предшествующих этапах — в период обучения и квалификационного роста  каждого работника. В то же время  ограниченность ресурсов, которые общество может выделить на воспроизводство  работников интеллектуального труда, обусловливают особую актуальность проблемы оптимизации их использования  и достижения за счет этого более  высокого квалификационного уровня специалистов для успешной реализации инновационных проектов.

Информация о работе Управление и регулирование процесса миграции