Управление развитием отраслей социальной сферы в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является изучение управления развитием отраслей социальной сферой.
Задачи курсового проекта:
Рассмотреть теоретические основы социальной сферы как объекта управления и социального развития.
Проанализировать управление развитием отраслей социальной сферы в Чувашской Республике.
Обозначить проблемы управления развитием отраслей социальной сферы в Чувашской Республике.
Обозначить направления совершенствования управления развитием отраслей социальной сферы в Чувашской Республике.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….3
Глава 1. Социальная сфера как объект управления и социального развития……………………………………………………………………………5
Сущность социальной сферы……………………………………...5
Управление развитием социальной сферой ……….……………..13
Социальная политика в современной России……………… ….18
Глава 2. Анализ управления развитием отраслей социальной сферы в Чувашской Республике…………………………………………………………20
2.1. Краткая характеристика региона Чувашская Республика ……. 20
2.2. Аналитика управления развитием отраслей социальной сферы в Чувашской Республике…………………………………….………………… 24
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования управления развитием социальной сферой в Чувашской Республике……………………27
3.1. Проблемы управления развитием социальной сферой в Чувашской Республике ………………………………………………………..……………27
3.2. Направления совершенствования управления развитием социальной сферой в Чувашской Республике …………………………..…..30
Заключение ……………………………………………………………….38
Список использованной литературы ……………………………………40

Файлы: 1 файл

Управление развитием отраслей социальной сферы в регионе.docx

— 70.87 Кб (Скачать файл)

 Представляется, что объективной  основой деятельности индивидов,  групп в социальной сфере, субъектов  управления социальными процессами  является противоречие между  потребностями людей и материальными  условиями, обеспечивающими их  удовлетворение. В основе движения  социальной сферы как движущегося,  развивающегося целого лежит  общий для всех его компонентов  и в то же время специфический  для системы в целом закон  возрастания потребностей, управляющий  функционированием как самого  целого, так и образующих его  частей. В социальной сфере общественные  и личные интересы устремляются  и к выравниванию степени удовлетворения  потребностей людей, и к социально-групповому  различию.

 Современное состояние  социальной сферы в России  характеризуется рядом особенностей, предопределяющих ее слабость  и явное несоответствие общественным  потребностям и ожиданиям. В  их числе: недостаточность законодательной базы по данной области, что обусловливает отсутствие правовых норм по ряду услуг или порядку их предоставления, разночтения и спорные трактовки; институциональная неустойчивость, проявляющаяся в недовыполнении имеющимися институтами своих функций или выполнении их неподобающим образом; отсутствие либо необоснованное завышение (или занижение) стандартов по услугам социального характера; имеются явные различия в доступе к социальным услугам населения столицы, крупных и малых городов, а также небольших поселков и сельских поселений, вследствие чего глубинка не получает и малой доли того, что приходится на жителей городов, особенно крупнейших. Во многом с этим мнением можно согласиться и заключить, что управление социальной сферой в России нуждается в кардинальном обновлении и развитии. Решение проблем обеспечения качественного социального сервиса для всех категорий населения связано со значительными масштабными преобразованиями и с содержательным изменением функционирования социальной сферы и освоения социально ориентированного обслуживания. Качественное совершенствование рассматриваемой сферы реально в освоении нового спектра услуг, имеющих социальное значение, что требует использования новых форм оказания подобных услуг и преобразования управления в данной области, позволяющих гармонично сочетать интересы граждан, хозяйствующих субъектов, общества и государства.

Мы выяснили, что специфика социальной сферы, ее сущность определяются прежде всего внутренней природой образующих ее компонентов, характером их внутреннего взаимодействия, а рядом факторов развития социальной сферы являются факторы, которые специфичны именно для развития социального. В результате исследования были выделены разные группы факторов социального развития, было сформировано полное представление о понятии «управление развитием социальной сферы».

 

 

    1. Социальная политика в современной России

 

Социальная политика в  РФ исходит из конституционного определения  России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека.

 В Российской Федерации  охраняются труд и здоровье  людей, устанавливается гарантированный  минимальный размер оплаты труда,  обеспечивается государственная  поддержка семьи и детства,  инвалидов и пожилых граждан,  развивается система социальных  служб, устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии  социальной защиты.

 Конституция гарантирует  каждому социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни,  инвалидности, потери кормильца,  для воспитания детей и в  иных случаях, установленных законом.

 В этих целях в  Российской Федерации создается  и развивается система государственных  и муниципальных служб, обеспечивается  государственная поддержка семьи,  материнства, отцовства и детства,  инвалидов и пожилых граждан,  устанавливаются государственные  пенсии, пособия и иные гарантии  социальной защиты.

 Конституция провозглашает  право каждого:

- на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;

- на жилище;

- на медицинскую помощь  в государственных и муниципальных  учреждениях здравоохранения за  счет бюджетных средств, страховых  взносов и других источников;

- на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное  образование в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях и на предприятиях;

- на пользование учреждениями  культуры и доступ к культурным ценностям.

Основные направления  развития социальной политики изложены в стратегии 2020.

Стратегия 2020 — это краткое  общепринятое наименование обновленного варианта Концепции долгосрочного  социально-экономического развития РФ до 2020 года (КДР), подготовленной по заказу российского правительства в 2011 году.

Стратегия 2020 базируется на двух основаниях — новой модели экономического роста и новой  социальной политике. Новая модель роста необходима, поскольку исчерпала  себя прежняя модель, опиравшаяся  на быстрый рост внутреннего спроса и цен на товары российского экспорта. Без новой модели роста невозможна и новая социальная политика: России необходимы темпы роста экономики  как минимум на 5 % в год. При  этом это должен быть рост, не основанный на экспорте сырья и государственном  перераспределении ресурсов из сырьевого  сектора в сектора экономики  с низкой эффективностью и высокой  занятостью.

Одна из основных идей Стратегии 2020 — маневр, который позволяет  задействовать неиспользованные ранее  факторы конкурентоспособности  — высокое качество человеческого  потенциала, научный потенциал. Новая  социальная политика должна учитывать  не только интересы незащищенных слоев  населения, но и тех, которые способны реализовать потенциал инновационного развития. После формулирования понятий «социальная сфера» и «развитие социальной сферы» была дана оценка управления развитием социальной сферой в Российской Федерации, мы отметили, что управление социальной сферой в России происходит на основании Конституции Российской Федерации, а до 2020 года предусмотрена специальная Стратегия социально-экономического развития РФ.

 

Глава 2. Анализ управления развитием отраслей социальной сферы в Чувашской Республике

2.1. Краткая характеристика  региона Чувашская Республика

 

Чувашская Республика располагается  в центре европейской части России - Волго-Вятском регионе.

На сравнительно небольшой  территории (18,3 тыс.кв.км) проживает 1292,2 тыс.человек, в том числе около 40% - в сельской местности. Плотность  населения (70,4 человек на 1 кв.км) является одной из самых высоких в России.

В Чувашской Республике насчитывается 21 административный район, 9 городов, 8 поселков городского типа, около 1700 сельских населенных пунктов. Столица республики - город Чебоксары (основан в 1469 году) с населением около 500 тысяч человек.

Чувашия окружена индустриально-развитыми  центрами России: на западе она граничит с Нижегородской областью, на севере - с Республикой Марий Эл, на востоке - с Республикой Татарстан, на юге  ее соседями являются Мордовская Республика и Ульяновская область. Расстояние от Чебоксар до Москвы около 630 км. Связь  с другими регионами осуществляется железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом.

Чувашская Республика обладает уникальной природной средой. Источниками  водных ресурсов являются красавицы  реки Волга, Сура, Цивиль, а также 754 озера, жемчужинами разбросанных по чувашскому краю. Фауна рыб водоемов характеризуется обилием карповых - леща, сазана, язя, плотвы. Одним из богатств республики являются леса, которые  покрывают треть территории, главным  образом, вдоль Суры и в Заволжье. Леса Чувашии - это нагорные дубравы, смешанные леса, боровое краснолесье. Типичные представители животного  мира - лось, медведь, волк, кабан, заяц, лисица, куница и выдра. Климат республики - умеренно-континентальный, почвы - дерново-подзолистые. Минерально-сырьевые ресурсы представлены группой неметаллических полезных ископаемых: торф, пески, глина, запасы гипса, доломиты, карбонаты и горючие сланцы. Данные геологических изысканий последних лет свидетельствуют о наличии в недрах республики месторождений нефти и газа.

Чуваши - одна из многочисленных народностей России (по численности  занимают третье место - после русских  и татар). Предками чувашей являются полукочевые племена древних  болгар и сувар, жившие в V-VIII вв. на Северном Кавказе. В VII-VIII вв. одна часть болгар уходит на Балканы и растворяется среди славян, другая переселяется в Среднее Поволжье и составляет этническую основу чувашей и казанских  татар. Формирование чувашей в единую народность происходило на основе сельского  болгарского населения, не принявшего ислам, и завершилось на рубеже XV-XVI вв. В 1551 году чуваши вошли в состав России. Язык чувашей относится к  болгарской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Первый букварь  с русской графикой опубликован  в 1871 году. В древности использовалась руническая письменность. В период с середины XVIII до середины XIX вв. чуваши насильственно были обращены в православие.

Чувашская Республика - суверенная республика в составе Российской Федерации. В царской России территория современной Чувашии находилась в составе двух губерний - Казанской  и Симбирской. 24 июня 1920 года образована Чувашская автономная область, в 1925 - преобразована в АССР, в 1990 - переименована  в ЧССР, а в 1992 г. - в Чувашскую  Республику. С 26 декабря 1993 года  в  республике президентская форма  правления. На основе всеобщего тайного  голосования, первым президентом был  избран Н.В. Федоров.

Николай Васильевич Федоров  родился 9 мая 1958 года в селе Чедино Мариинско-Посадского района Чувашии  в крестьянской семье. Окончил юридический  факультет Казанского государственного университета, аспирантуру Института государства и права АН СССР. Кандидат юридических наук. В 1989 году избран народным депутатом Верховного Совета СССР. В 1990-1993 гг. работал министром юстиции Российской Федерации. В 1997 году Н.В. Федоров избран Президентом республики на второй срок, в 2001 - на третий. 29 августа 2005 г. на очередной XXVI сессии по представлению Президента Российской Федерации Владимира Путина Государственный Совет Чувашской Республики  наделил полномочиями Президента Чувашии на четвертый срок.

28 июля 2010 г. по представлению  Президента Российской Федерации  Д.А. Медведева Государственным  Советом Чувашской Республики  полномочиями Президента Чувашской  Республики наделен Игнатьев  Михаил Васильевич. 29 августа в  Большом зале Дома Правительства  состоялась торжественная церемония  вступления в должность Президента  Чувашской Республики   Михаила  Васильевича Игнатьева.

С 1 января 2012 г. - Глава Чувашской  Республики.

Глава Чувашской Республики является высшим должностным лицом  и главой исполнительной власти Чувашской  Республики, гарантом Конституции Чувашской  Республики.

Глава Чувашской Республики в установленном порядке принимает  меры по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти Чувашской Республики. Определяет основные направления государственной политики Чувашской Республики, обеспечивает взаимодействие органов государственной  власти Чувашской Республики с федеральными органами государственной власти в  соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Чувашской  Республики, а также договорами о  разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской  Республики.

Глава Чувашской Республики представляет Чувашскую Республику в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а  также при осуществлении внешнеэкономических  и международных связей.

Стало традиционным ежегодное  обращение высшего должностного лица к Госсовету с Посланием, в котором он информирует о  проделанной работе, определяет приоритеты государственной политики, ставит задачи на последующие годы. В Чувашской  Республике два государственных  языка - чувашский и русский. Чувашская  Республика награждена орденами Ленина (1935), Октябрьской Революции (1970), Дружбы народов (1972).

В результате анализа многочисленной информации о Чувашской Республике, была выделена главная, необходимая  нам для дальнейшего исследования управления развитием отраслей социальной сферы в Чувашии. В работе были изучены сведения о границах Чувашской  республике, ее соседях и административном делении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Аналитика развития управлением отраслей социальной сферы в Чувашской Республике

 

Чувашия - небольшой по территории, но динамично развивающийся и  инвестиционно привлекательный  регион. Основой для долгосрочного  инвестирования и успешного ведения  бизнеса являются авторитет власти, межнациональное согласие, выгодное географическое положение, благоприятные  природно-климатические условия, развитые инженерная, телекоммуникационная и  транспортная инфраструктуры, правовые и экономические гарантии инвестиций, значительный потенциал трудовых ресурсов. Чувашская Республика не имеет запасов  стратегического сырья, поэтому  основным приоритетом выбран инновационный  путь развития экономики.

Информация о работе Управление развитием отраслей социальной сферы в регионе