Управление развитием отраслей социальной сферы в регионе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсового проекта является изучение управления развитием отраслей социальной сферой.
Задачи курсового проекта:
Рассмотреть теоретические основы социальной сферы как объекта управления и социального развития.
Проанализировать управление развитием отраслей социальной сферы в Чувашской Республике.
Обозначить проблемы управления развитием отраслей социальной сферы в Чувашской Республике.
Обозначить направления совершенствования управления развитием отраслей социальной сферы в Чувашской Республике.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….3
Глава 1. Социальная сфера как объект управления и социального развития……………………………………………………………………………5
Сущность социальной сферы……………………………………...5
Управление развитием социальной сферой ……….……………..13
Социальная политика в современной России……………… ….18
Глава 2. Анализ управления развитием отраслей социальной сферы в Чувашской Республике…………………………………………………………20
2.1. Краткая характеристика региона Чувашская Республика ……. 20
2.2. Аналитика управления развитием отраслей социальной сферы в Чувашской Республике…………………………………….………………… 24
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования управления развитием социальной сферой в Чувашской Республике……………………27
3.1. Проблемы управления развитием социальной сферой в Чувашской Республике ………………………………………………………..……………27
3.2. Направления совершенствования управления развитием социальной сферой в Чувашской Республике …………………………..…..30
Заключение ……………………………………………………………….38
Список использованной литературы ……………………………………40

Файлы: 1 файл

Управление развитием отраслей социальной сферы в регионе.docx

— 70.87 Кб (Скачать файл)

Функционирование экономики  Чувашской Республики в долгосрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями  и факторами.

Среди внешних условий  наибольшее значение для Чувашии  будут иметь динамика развития мировой  экономики, использование достижений российских и иностранных компаний в наукоемких высокотехнологичных  отраслях экономики, демографическая  ситуация.

К внутренним условиям, влияющим на темпы развития экономики и  требующим максимального государственного воздействия, относятся следующие  факторы:

- активизация инвестиционной деятельности, реализация крупных инвестиционных проектов;

- повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;

- повышение качества инфраструктуры в рамках реализации приоритетных национальных проектов;

- стимулирование диверсификации и технологического развития;

- состояние производственных фондов, степень их изношенности;

- развитие сектора общественных услуг;

- ограничение повышения цен (тарифов) на жилищно-коммунальные услуги;

- реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.

В настоящее время для  Чувашской Республики характерны положительные  тенденции роста производства ведущих  отраслей экономики и существенные изменения в социальной сфере.

Демографическая ситуация в  Чувашской Республике характеризуется  снижением численности населения: если в 2000 году численность постоянного  населения Чувашии (среднегодовая) составляла 1334,2 тыс. человек, то в 2012 году – 1247,0 тыс. человек (рис. 1).

Рис. 1. Численность населения  Чувашской Республики

С 2003 года в Чувашской  Республике наметилась тенденция роста  ожидаемой продолжительности жизни, которая наблюдается и по 2013 г. (в 2011 году ожидаемая продолжительность жизни в Чувашии увеличилась до 69,66 года по сравнению с 66,39 года в 2000г).

С 2002 года в Чувашской  Республике отмечается рост рождаемости. В 2011 году суммарный коэффициент рождаемости составил 1,67 на 1000 населения против 1,24 на 1000 населения в 2000 году.

Сохраняется положительная  динамика основных показателей, характеризующих  уровень жизни населения. Среднедушевые  денежные доходы населения в 2011 году составили 12083,0 рубля, в 2000 году - 1140,0 рублей (рис. 2).

Рис. 2. Динамика среднедушевых  денежных доходов населения Чувашской  Республики

Проводится активная социальная политика. В целях обеспечения  доступности качественного образования  для всех слоев населения как  основы социальной мобильности, снижения социально-экономической дифференциации в обществе и рационального использования  ресурсов в Чувашской Республике сформирована эффективная образовательная  сеть. Дошкольным образованием в 2006 году охвачено 68% детей в возрасте от 1 до 6 лет, в 2012 – 72,4% детей. За последние годы в Чувашской Республике сформирована единая образовательная информационная среда, формируется независимая система оценки качества образования, включающая единый государственный экзамен (ЕГЭ проводится с 2001 года), новый механизм аттестации педагогических кадров и образовательных учреждений и др.

В целях повышения эффективности  использования бюджетных ресурсов, создания условий для конкуренции  общеобразовательные учреждения и учреждения начального профессионального образования переведены на нормативное подушевое финансирование.

Дальнейшее развитие получило амбулаторно-поликлиническое звено. Увеличению объемов амбулаторной помощи способствовало открытие 60 отделений врача общей (семейной) практики. В качестве альтернативы стационарной помощи развиваются стационарозамещающие технологии: дневные стационары, амбулаторная хирургия, стационары на дому. Число пациентов, пролеченных в них, с 2000 года возросло в 2,4 раза, объемы оказанной медицинской помощи увеличились в 2,6 раза.

Открыты специализированные медицинские центры: кардиохирургический, онкологический, оказания противотуберкулезной и психиатрической помощи, Президентский  перинатальный центр, Центр восстановительного лечения для детей.

В Чувашской Республике реализуются  эффективные меры по защите прав и  интересов ветеранов, инвалидов, семей  с детьми и других слабозащищенных  категорий населения.

Проводится целенаправленная работа по развитию массовых физкультурно-оздоровительных  мероприятий и широкому привлечению  населения к систематическим  занятиям физической культурой и  спортом. За последние 5 лет в Чувашской  Республике наблюдается положительная  динамика как в развитии инфраструктуры туризма, улучшении уровня сервиса  в организациях туристской индустрии, так и в увеличении объемов  оказываемых в санаторно-курортных, гостиничных, туристических организациях услуг.

Проанализировав официальную  статистику, мы выяснили, что в Чувашии  происходит уменьшение численности  населения, но ежегодно увеличиваются  среднедушевые денежные доходы. Активно  проводится социальная политика, открываются  новые школы, дошкольные учреждения, отделения врачей общей практики.

 

 

 

Глава 3. Проблемы и направления совершенствования  управления развитием социальной сферой в Чувашской Республике

3.1. Проблемы управления развитием социальной сферой в Чувашской Республике

 

В соответствии с изученными аналитическими материалами мы выделили следующие проблемы управления развитием  социальной сферы в Чувашской  Республике:

  1. Относительно низкий уровень доходов населения.

Несмотря на положительную  динамику реальных денежных доходов  населения Чувашии в последние  годы, они пока отстают от аналогичных  среднероссийских показателей. Значительная часть населения (20,3%) имеет уровень  доходов ниже прожиточного минимума (по России - 16,0%).

Имеются существенные диспропорции в уровне оплаты труда в различных  секторах экономики республики.

2. Сложная демографическая ситуация, необходимость улучшения состояния здоровья населения.

В Чувашии отмечается незначительный миграционный отток, в том числе  наиболее активных, молодых граждан - потенциала будущего.

Высокий показатель смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин (несчастные случаи, травмы, убийства, самоубийства, отравления), составляющих около 30% случаев  смерти, увеличивает риски инвестиций в человеческий капитал Чувашии.

Решение проблем в области  демографии и здоровья должно способствовать сокращению прямых и косвенных социально-экономических  потерь общества от управляемых причин смертности трудоспособного населения. Все это в конечном итоге позволит повысить инвестиционную привлекательность  региона и его жителей.

3. Недостаточный уровень обеспеченности граждан комфортным и доступным жильем.

Несмотря на то, что ввод жилья на 1000 человек в Чувашской  Республике значительно опережает  среднее значение показателя по Приволжскому федеральному округу и по Российской Федерации, проблема обеспечения жильем нуждающихся граждан остается острой.

Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 60%. Следствием этого является технологическая  отсталость и низкое потребительское  качество предоставляемых коммунальных услуг.

Стратегическое развитие Чувашии в долгосрочной перспективе  определено с учетом приоритетов  социально-экономической политики Российской Федерации, глобальных тенденций  мирового развития, связанных с переходом  к постиндустриальному обществу, применением новейших технологий, формированием "экономики знаний" и усилением  интеграционных экономических процессов  в обществе.

В складывающихся условиях Чувашии необходимо осуществить  комплекс мер по укреплению конкурентных позиций на российском и мировом  рынках, создать высокотехнологичную, инновационно восприимчивую и динамично  развивающуюся экономику исходя из собственного потенциала, сравнительных  преимуществ республики, целенаправленной инвестиционной политики и активного  привлечения инвестиционного капитала во все сферы жизнедеятельности, создающих мультипликативный эффект и формирующих ускоренный социально-экономический  рост.

Пространственное развитие территории Чувашской Республики базируется на максимально полном использовании  потенциала инвестиционных зон, определенных в соответствии с Территориальной  комплексной схемой градостроительного планирования.

Таким образом, основными проблемами в Чувашской  Республике является низкий уровень  доходов, необходимость улучшения  уровня здоровья граждан, обеспечение  населения качественным жильем.

 

3.2. Направления  совершенствования управления развитием  социальной сферой в Чувашской  Республике

 

Мы выделили следующие направления совершенствования  управления развитием социальной сферой в Чувашской Республике:

  1. Повышение доступности качественного образования:

Проектные направления:

- реализация Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года;

- обеспечение максимального охвата программами предшкольного обучения детей от одного года до 6 лет;

- развитие практики реализации индивидуальных образовательных запросов учащихся через введение профильного обучения, расширение спектра дополнительного образования;

- развитие республиканской системы оценки качества образования;

- распространение механизма нормативного подушевого финансирования на все уровни образования;

- расширение общественного участия в управлении образованием;

- создание системы развития инновационно-проектной культуры учащихся и студентов, широкое их вовлечение в социально-экономические процессы, привитие навыков разработки и реализации прикладных проектов в сферах транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства;

- совершенствование деятельности ресурсных центров и интегрированных образовательных учреждений, осуществляющих многоступенчатую подготовку кадров, содействие развитию внутрифирменного обучения в сфере бизнеса для обеспечения непрерывного профессионального образования населения как средства обеспечения текущих и перспективных социально-экономических потребностей в квалифицированных кадрах;

- создание отраслевых межрегиональных ресурсных центров для подготовки специалистов и рабочих в области приоритетных отраслей экономики республики и других регионов России;

- приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с потребностями рынка труда и перспективами развития экономики;

- внедрение системы подготовки кадров на основе внешнего заказа;

- совершенствование работы центра добровольной сертификации квалификации персонала, созданного при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики;

- реструктуризация сети бюджетных учреждений образования, в том числе путем изменения типа существующих государственных образовательных учреждений и создания автономных учреждений;

- реализация мероприятий по профессиональной ориентации молодежи с учетом спроса на рынке труда;

- открытие на базе учреждений профессионального образования инновационных инфраструктур (технопарки, бизнес-инкубаторы, базовые кафедры и др.);

- создание научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности;

- создание условий для вовлечения молодежи в науку, производство и предпринимательскую деятельность;

- развитие системы дополнительного профессионального образования на базе ведущих вузов, расположенных на территории Чувашской Республики;

- выявление наиболее эффективных направлений опережающего профессионального образования;

- развитие системы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- удовлетворение потребности населения в дошкольных образовательных услугах, развитие новых моделей и структур дошкольного образования;

- развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений.

2) Развитие здравоохранения.

Проектные направления:

Основной целью государственной  политики в области здравоохранения  на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность медицинской, в том числе высокотехнологичной, помощи и повышение эффективности и качества медицинских услуг, объемы и виды которых должны соответствовать уровню и структуре заболеваемости населения.

Для улучшения ситуации с  состоянием здоровья граждан с 2011 года началась модернизация системы здравоохранения, включающая внедрение инновационных разработок в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний, современных высокотехнологичных информационных и организационных технологий, создание эффективной системы подготовки и переподготовки медицинских кадров.

Информация о работе Управление развитием отраслей социальной сферы в регионе