Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 20:34, автореферат
Актуальность темы исследования. Проблема становления и
функционирования гражданского общества, его отношения с государством и
личностью, обеспечения безопасного существования, в последние годы
находятся в центре теоретических дискуссий ученых в нашей стране.
Значительный интерес отечественных исследователей к этим проблемам
обусловлен двумя обстоятельствами. С одной стороны, реформирование
социально-экономических и политических отношений в стране направлено
на становление гражданского общества и усиление его роли по отношению к
государству.
социальных общностей и групп. Конечной целью социальной политики
является обеспечение
социального прогресса
материальных и духовных потребностей людей, осуществление гарантий их
безопасного существования и развития.
Если в предшествующие годы основным субъектом социальной
политики выступало государство и его полномочные органы, то в условиях
демократизации общества и переходе к рыночным отношениям наряду с
государственными органами сосубъектами социальной политики становятся
и социальные институты гражданского общества, причем не только
номинально, но и реально. Кроме того, наличие целого ряда относительно
самостоятельных
субъектов и носителей
расширяет гамму социальных услуг на основе их взаимодополнения, но и
обеспечивает большую гибкость и мобильность социальной политики,
позволяет оперативнее
реагировать на изменение социально-
ситуации в стране.
Основными показателями,
определяющими степень
социальной политики, и, следовательно, уровень обеспечения социальной
безопасности гражданского общества в России являются: доходы населения,
уровень занятости, здоровье, жилье, образование, культура, окружающая
среда, инфраструктурная обеспеченность населения (города, района,
деревни), этническая специфика и др. Эти показатели находятся в центре
непосредственного воздействия социальной политики, выражающей
постоянное и сознательное влияние общества на социальные и
экономические процессы в целях уменьшения противоречий и повышения
эффективности господствующей общественной системы и ее отдельных
звеньев.
Социальная политика как важнейшее направление обеспечения
социальной безопасности гражданского общества включает в себя:
определение и сравнительную оценку реального качества жизни всех
социальных групп и слоев населения, степень их социальной защищенности
от опасностей и угроз; прогноз перспектив возникновения социальных
конфликтов
и возможных изменений
под воздействием
экономических и социально-
разработку основных принципов, целей и задач формирования и реализации
социальной политики, исходя из анализа положения социальных групп и
слоев населения, состояния и возможностей экономики; выявление общих и
специфических проблем и опасных тенденций изменений в положении и
состоянии каждой из социальных групп; изыскание источников
финансирования
мероприятий и определение
решения отдельных социальных проблем; разработку проектов, программ и
других мероприятий по решению социальных проблем; исследование
отношения населения к предлагаемым проектам и программам;
корректировку проектов и программ с учетом общественного мнения;
практическое осуществление проектов и программ, включая контроль за их
реализацией.
В условиях демократизации,
децентрализации и
важное значение, на наш взгляд, приобретает преобразование структур
управления социальной политикой в направлении перестройки ее
вертикальных структур в горизонтальные, делегирования части полномочий
из центра на места, активизация участия институтов гражданского общества
по формированию и реализации социальной политики, необходимости
сосредоточения большинства вопросов социальной политики на
региональном уровне.
Социальная защита выступает одним из важнейших способов
обеспечения социальной безопасности и представляет собой деятельность
государства, институтов гражданского общества, направленных на
реализацию процесса формирования, развития и жизнеобеспечения
личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, влияющих на
процесс ее социализации и функционирования, самоопределение и
утверждение в жизни. Социальная защита позволяет согласовывать
интересы личности, государства и общества, создавать систему
дополнительных мер и стимулов к основным способам распределения
доходов и потребительских благ, имеющих адресную направленность, т.е.
обеспечивать более полное социально справедливое удовлетворение
потребностей наиболее уязвимых слоев населения.
Основными путями
повышения эффективности
государственного управления по обеспечению социальной безопасности
гражданского общества являются: оптимизация организационной структуры
и системы делегирования полномочий и функций субъектам государственного
управления в сфере обеспечения социальной безопасности за счет определения
ответственности по «горизонтали» и «вертикали»; повышение эффективности
принятия и реализации управленческих решений в сфере социальной
безопасности; формирование нормативной базы управленческой
деятельности по обеспечению социальной безопасности, происходящее на
всех уровнях, начиная с ведущей роли института президентства.
Важнейшим направлением обеспечения социальной безопасности
гражданского общества на уровне поселенческих социумов является
реализация местной социальной политики. Местный уровень призван
конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей,
определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики,
привязать их к особенностям тех или иных муниципальных образований,
учесть специфику демографических, экологических, ресурсных,
этнокультурных, религиозных и других территориальных отличий.
В целом, анализ показывает, что основными направлениями
обеспечения социальной безопасности населения в условиях местного
самоуправления являются: проведение активной социальной политики по
повышению уровня жизни, социальной поддержки населения в направлении
реализации его возможностей самостоятельно обеспечить свое
благосостояние; формирование механизма социальной защиты социально
неблагополучных и социально уязвимых категорий населения, социального
обеспечения нетрудоспособного населения; решение вопросов по
оптимизации структуры занятости, сокращения безработицы, проведения
целенаправленной политики на рынке труда; разработка эффективной
социально-демографической, экологической и этнокультурной политики;
укрепление системы защиты гражданских прав и свобод граждан,
обеспечение безопасности личности; проведение институциональных
преобразований в социальной инфраструктуре муниципальных образований
с целью расширения возможностей по предоставлению соответствующих
услуг населению, обеспечению доступности для всех минимального набора
бесплатных услуг образования, здравоохранения и культуры.
В заключении представлены выводы диссертационного исследования и
рекомендации
по организации обеспечения
гражданского
общества в России.
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ СОИСКАТЕЛЯ
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья, опубликованная в рекомендованном ВАК издании:
1. Анисимова Е.Г. Социальные параметры гражданского общества в
России: общее и особенное// Известия Российского государственного
педагогического университета им. А.И.Герцена. № 99, апрель. 2009.-
С.276-281 – 0,5 п.л.
Статьи, опубликованные в других научных изданиях:
2. Анисимова Е.Г. Деятельность органов государственного
управления по созданию условий для безопасного функционирования
гражданского общества. //Вестник Балтийской Педагогической Академии.
Вып.85. Актуальные вопросы практической психологии и социальных
технологий в современном ВУЗе. СПб.: БПА, 2008.-С. 107-112-0,5 п.л.
22
3. Анисимова Е.Г. Развитие общественной системы социальной
защиты населения России в условиях рыночных преобразований //Диалог
культур – 2009: поиск общих целей и ценностей: сборник научных статей к
VШ Международной
научно-практической
ред. И.В.Радикова. – СПб.: Астерион, 2009. – 0,2 п.л.
4. Анисимова Е.Г. Социальная ответственность бизнеса по
обеспечению безопасности
населения муниципальных
//Социальная ответственность бизнеса как фактор развития Северо-Запада
России: опыт и проблемы (сборник научных трудов). - СПб.: СПбАУЭ,
2009. – 0,2 п.л.
5. Анисимова Е.Г. Содержание и основные закономерности
обеспечения социальной безопасности гражданского общества // Вестник
Балтийской Педагогической Академии. Вып. 90. Проблемы и перспективы
практической психологии и социальных технологий. СПб.: БПА, 2009. –
С. 145-148. – 0,3 п.л.__