Управление социальной безопасностью гражданского общества на региональном уровне: социологический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2012 в 20:34, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Проблема становления и
функционирования гражданского общества, его отношения с государством и
личностью, обеспечения безопасного существования, в последние годы
находятся в центре теоретических дискуссий ученых в нашей стране.
Значительный интерес отечественных исследователей к этим проблемам
обусловлен двумя обстоятельствами. С одной стороны, реформирование
социально-экономических и политических отношений в стране направлено
на становление гражданского общества и усиление его роли по отношению к
государству.

Файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ.docx

— 57.90 Кб (Скачать файл)

социальных  условий информацией, носящей аналитический  и проективно-

технологический характер. При этом содержание социологической

составляющей  социальной безопасности предполагает решение следующих

задач для органов  управления: социально-политическое планирование,

исследование  и решение социальных проблем  в сфере национальной

безопасности, выработка практических рекомендаций по учету субъектно-

личностного фактора  непосредственно в управленческой деятельности

должностных лиц  государственного руководства, социологическое

обучение и  просвещение граждан, контроль за деятельностью

государственных органов по недопущению и устранению социальных

опасностей  и угроз.

Социологическая компонента социальной безопасности гражданского

общества России ориентирует управленческие структуры  в первую очередь

на активизацию  работы по разрешению социально-экономических

проблем в стране и использование лучших социальных качеств личности

россиян, общества, на координацию и консолидацию устремлений

социальных  групп Российской Федерации.

Теоретико-методологическое исследование социальной безопасности

гражданского  общества, позволяет выявить определенные закономерности

обеспечения их оптимальности в современных  условиях осуществления

рыночных реформ. К числу общих закономерностей  относятся: объективная

востребованность  и высокая значимость создания института  социальной

безопасности  гражданского общества, функционирующего в рамках общей

системы национальной безопасности страны; взаимосвязь и

взаимозависимость интересов личности, гражданского общества и

государства по обеспечении своей социальной безопасности, их системный

характер; взаимосвязь  и взаимообусловленность уровня и состояния

социальной  безопасности и конкретных обстоятельств  жизнедеятельности

социальных  групп, слоев и индивидов; соотнесение  необходимого уровня

социальной  безопасности личности с реальными  возможностями по его

обеспечению.

В диссертации  рассматривается социальная сфера, представляющая

собой целостную, постоянно трансформирующуюся подсистему общества,

порожденную объективной  общественной потребностью в непрерывном

воспроизводстве дифференцированных социальных субъектов  с их

способностями, потребностями, ценностями, многообразием  интересов, в

регулировании их взаимодействия прежде всего в  сфере потребления

совокупного общественного  продукта. Это – устойчивая область

человеческой  деятельности по непосредственному  воспроизводству жизни,

пространство  реализации социальной функции общества. Именно в

социальной  сфере обретает смысл социальная политика государства,

проявляется деятельность гражданского общества, реализуется  социальная

защита и  социальные права человека.

Социальная  сфера играет ключевую роль во всей системе национальной

безопасности  и представляет собой сложное  образование, которое, по

мнению многих ученых, включает в себя следующие  основные компоненты:

социальную  структуру как совокупность индивидов, социальных групп,

слоев, других человеческих общностей; социальные интересы, ценности,

нормы и возникающие  по их поводу отношения между элементами

социальной  структуры; социальную инфраструктуру, состоящую из систем

жизнеобеспечения  и социализации людей; институты  социального

управления; образ  жизни людей, социальных групп, слоев, всего общества.

Наиболее существенными  задачами по реформированию социальной

сферы как субстанциональной  основы социальной безопасности являются:

соблюдение  конституционных прав граждан в  области труда, отдыха,

социальной  защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры,

обеспечения жильем; повышение эффективности расходования бюджетных

средств в социальной сфере на основе ускорения реформирования

соответствующих ее секторов; четкое разграничение  полномочий и

ответственности в решении социальных вопросов на уровне Федерации и ее

субъектов, а  также на муниципальном уровне; переориентация социальной

политики на семью; улучшение материального  положения и условий жизни

населения, нормализация демографической ситуации, снижение смертности

населения, особенно детской и граждан в трудоспособном возрасте;

существенное  улучшение социальной инфраструктуры, социализации

личности, улучшение  функционирования социальных институтов общества.

Исследование  становления и развития гражданского общества в России

предполагает  определение содержания, источников и причин возникновения

социальных  опасностей и угроз личности, обществу и государству.

Социальные  опасности и угрозы включают действия самых разнообразных

социальных  сил социальных групп, слоев, партий, движений, группировок,

национальных  образований и т.д. Сюда относятся: действия преступных

группировок, и  отдельных личностей, политический терроризм, экстремизм

и национализм  в различных разновидностях их проявления, непродуманная

экономическая и социальная политика, приводящая к люмпенизации и

маргинализации  населения, увеличивающемуся разрыву  между уровнем

доходов богатых  и бедных слоев, росту безработицы  и девиантного

поведения, потере социального контроля, снижению показателей  уровня и

качества жизни  населения.

Серьезные опасности  и угрозы в период становления  гражданского

общества в  стране кроются в нарушении прав и свобод граждан,

деструктивном воздействии информационных систем, и в частности,

определенных  СМИ, на сознание граждан, общем снижении уровня

культуры, науки, образования и воспитания. Такие  действия социальных

объединений людей  могут носить как запланированный (преступления

против личности, действия террористических группировок, военные

конфликты и  т.д.), так и относительно стихийный  характер, приводящий к

непредсказуемым последствиям (инфляция, колебания  цен, экологические

бедствия и  т.д.), порождаться объективно развивающимися процессами и

вызываться  определенными социальными действиями.

В целом, социальные опасности и угрозы играют негативную роль,

оказывают деструктивное  воздействие самим своим существованием. В то

же время  они заставляют соответствующие  федеральные и региональные

институты власти вносить коррективы в политические и социальные

программы, прогнозировать результаты негативного воздействия, укреплять

социальную  и, в целом, национальную безопасность, уточнять ее

приоритеты, направления, цели и задачи.

Источниками социальных опасностей и угроз становлению

гражданского  общества в России выступают совокупность действий или

намерений определенных сил, а также условия и факторы, которые

потенциально  таят в себе, либо в различной  совокупности обнаруживают

намерения деструктивного воздействия на личность, регион и  государство в

целом. К таким  источникам относятся: опасности и  угрозы, возникающие

внутри социальной сферы из-за несовершенных социальных структур и их

институтов, недостатков  в организации процесса социализации людей,

ошибок и  просчетов в осуществлении социальной политики и

неэффективном управлении социальной сферой; внешние  по отношению к

социальной  сфере опасности и угрозы; глобальные опасности и угрозы;

опасности и  угрозы природного, стихийного характера, а также угрозы

технического  и технологического характера.

Особую значимость имеют опасности и угрозы, возникающие  внутри

социальной  сферы и оказывающие воздействие  на характер социальных

отношений и  становление гражданского общества, содержание

деятельности, поведение людей, интересы различных  социальных групп,

слоев, этносов, взаимоотношения общества и личности, условия труда и

быта, здоровья и досуга человека. К числу наиболее опасных тенденций в

становлении гражданского общества следует отнести: углубление

биполярной  социостратификационной дифференциации общества;

изменения в  социально-демографической структуре  населения; рост

девиантного поведения (суицидов, наркотизма, пьянства и алкоголизма,

проституции, преступности); проблема межнациональных отношений  и

миграции.

В третьей главе: «Основные направления и способы обеспечения

социальной  безопасности гражданского общества» анализируется

социальная  политика как основа и механизм реализации социальной

безопасности  граждан, исследуется деятельность органов государственного

управления  по созданию условий для безопасного  функционирования

гражданского  общества, рассматривается проблема обеспечения социальной

безопасности  населения поселенческих социумов в условиях местного

самоуправления.

Важнейшим направлением деятельности государства, общественных

объединений и  организаций является осуществление  социальной политики,

представляющей  собой деятельность, направленную на управление

социальным  развитием общества, совершенствованию  его социальной

сферы, удовлетворению и гармонизацию социальных потребностей

личности и  социальных групп населения.

Социальная  политика реализуется в социальной сфере

жизнедеятельности общества, но ее объектом могут быть и политика,

экономика, культура, поскольку все общественные отношения  прямо или

косвенно влияют на положение и возможность развития различных

Информация о работе Управление социальной безопасностью гражданского общества на региональном уровне: социологический анализ