Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:07, курсовая работа
Кризис в российской экономике был обусловлен в первую очередь отсутствием программы перехода к новым условиям хозяйствования и стихийностью формирования рыночных отношений. Все это с закономерностью сказалось на экономической жизни страны, обусловив характер и содержание безработицы и занятости трудоспособного населения.
Сегодня назрела необходимость совершенствования структуры занятости, формирования новой политики, принципов и методов исследования проблемы занятости и управления ею. Однако для этого требуется решение многих проблем как экономического так и социального плана, осуществление комплекса мероприятий, в том числе проведение ряда специальных социально-экономических научных исследований.
Введение
… 3
Глава 1. Понятия трудоспособного населения и занятости
… 5
1.1. Понятие трудоспособное население
…5
1.2. Понятие занятости
…6
Глава. 2. Занятость трудоспособного населения
... 11
2.1.Социально-экономические проблемы занятости трудоспособного населения в Российской Федерации на современном этапе
…11
2.2. Параметры структуры занятости трудоспособного населения
…14
Глава 3. Управление занятостью трудоспособного населения
… 20
3.1. Особенности управления занятостью трудоспособного населения
…20
3.2. Перспективы выхода Российской Федерации из кризиса занятости трудового населения
…27
Заключение
… 31
Список литературы
… 33
Определение основных направлений в регулировании системы занятости зависит от качественной и количественной характеристики тех параметров, которые являются в данный момент существенными для исследуемого процесса. В нашем исследовании такими основными параметрами выступает структура рабочих место и ее связь со структурой занятости как потенциального резерва для заполнения соответствующих рабочих мест.
Индекс качества имеющейся и требуемой рабочей силы
| Качественные характеристики занятых | Качественные характеристики требуемой рабочей силы |
Образование | 0,761 | 0,641 |
Возраст | 0,445 | 0,342 |
Здоровье | 0,645 | 0,864 |
Профессиональный опыт (по новым профессиям) | 0,382 | 0,766 |
Территориальная мобильность | 0,384 | 0,743 |
Переквалификация | 0,482 | 0,867 |
Социально-экономическая активность | 0,642 | 0,799 |
Структура их не однозначна, поскольку каждая из них определяется различными факторами. Структура занятости - это более широкое понятие, которое включает в себя потенциально возможную сферу рабочих мест и область интеллектуального труда. Хотя в научной литературе понятие занятости часто идентифицируют со структурой фактически имеющихся рабочих мест. Однако последнее ни в коем случае нельзя соединять с понятием занятости, хотя бы в силу того, что структура рабочих мест, складывающаяся в настоящее время стихийно, вряд ли можно называть оптимальной. Она и не может быть оптимальной, поскольку сама по себе зависит от многих привходящих факторов.(12, С. 5)
Понятие «структура занятости» предполагает более широкий и взвешенный подход, основанный прежде всего на экономической эффективности структуры рабочих мест. Однако данное понятие включает в себя и те области труда, которые не могут быть оценены в экономических категориях и тем более рассматриваться как производные от рыночных отношений. Например, образование, наука, культура и прочие есть отложенная прибыль. Другими словами, эти области общественной деятельности также можно рассматривать в рамках экономической эффективности, но в некотором отдаленном будущем.
Можно сказать, что категория занятости есть выражение потенциально организованной структуры рабочих мест или общей концепции организации экономической и неэкономической деятельности, в то время как структура рабочих мест есть выражение реально существующей структуры занятий трудоспособного населения(11, С. 30).
Отсюда вытекают и особенности регулирования занятости трудоспособного населения. В связи с этим необходимо отметить, что регулирование процесса занятости имеет несколько аспектов, которые в научной литературе учитываются довольно слабо.
Глава 3. Управление занятостью трудоспособного населения
3.1. Особенности управления занятостью трудоспособного населения
Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению в том числе и к проблеме управления занятостью трудоспособного населения. Экономическая среда в настоящее время крайне нестабильна, научно-технический прогресс и динамика внешней среды изменяют природу занятости и превращают ее во все более сложную систему. Для обеспечения управляемости такой системой необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней среды общества, вызвавшие к жизни новую парадигму управления. К сожалению, в научной литературе проблему управления и регулирования рассматривают в прежней парадигме управления. Однако рыночные условия требуют иного подхода, который ни в коем случае не предполагает административное регулирование и распределение (хотя элементы этого безусловно должны присутствовать, особенно в решении специальных мер и областей занятости).
Новая парадигма управления занятостью трудоспособного населения основана на отказе от технократического и переходе к инновационному управлению, требующему постоянного обновления продукции, технологии, структуры, т.е. умения приспосабливаться к постоянно меняющейся внешней среде. Более того проблема занятости начинает возникает и решается в первую очередь задолго до того, как она возникла на производстве. А именно данная проблема начинает решается в системе общего и профессионального образования, специальной подготовки молодых специалистов, их распределения и пр. Главным фактором успеха такой стратегии являются организационная и общая культура управленческого персонала на самых разных уровнях.(10)
Проблема управления занятостью трудоспособного населения осуществляется через реализацию социально-экономического потенциала общества. Можно сказать, что проблема занятости трудоспособного населения существует постольку, поскольку удается организовать взаимодействие общества и всей системы социально-экономических отношений с отдельными социальными образования вплоть до отдельного человека с целью решения стоящих перед ними задач.
Управления занятостью трудоспособного населения является фундаментальной с кардинально меняющейся характеристикой по сравнению с характеристиками экономическими и технологическими. Поэтому, формируя видение, ценности, идеалы, данная стратегия затрагивает фундаментальные слои, определяющие дальнейшее развитие общества.(5, С. 58)
Общественные ценности, культура и идеалы должны быть согласованными и целостными. Внутренняя противоречивость в них приводит к противоречивому развитию общества, что оборачивается социально-экономическим проигрышем. Поэтому обеспечение целостности и согласованности различных факторов, определяющие проблему и процесс занятости трудоспособного населения становятся одной из жизненно важных задач общества.
Формирование рыночной философии в управлении занятостью трудоспособного населения – это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу в обществе, поведение ее членов, что оказывает воздействие на достижение целей общества и отдельных социально-экономических образований вплоть до отдельных предприятий и фирм.
Переход к рынку вызвал качественные изменения в экономике. По этой причине должны качественно измениться и методы управления занятостью трудоспособного населения.
Однако, необходимо отметить, что существенная часть нынешних руководителей сформировалась в условиях административной системы хозяйствования. Это привело к тому, что руководителей есть богатый опыт управления вертикальными организационными структурами при недостаточном опыте управления горизонтальными организационными структурами.
Наличие богатого опыта управления в административных системах в сочетании с недостатком опыта управления в рыночных системах, приводит к явному или неявному переносу опыта знаний, приемов и методов, соответствующий административным системам, на рыночные горизонтальные системы. Такое использование знаний чревато непредсказуемыми последствиями.
В частности сегодня происходит явное рассогласование между системой производства и подготовки специалистов посредством системы профессионального о общего образования, хотя между ними должно быть полное соответствие, соответствие между структурой качественных свойств объекта и структурой знаний.
Если изменению в структуре качественных свойств соответствуют изменения в структуре знаний, то знания можно использовать полностью. Если же изменение в структуре качественных свойств объекта не соответствуют изменения в структуре знаний, то знание по аналогии перестает быть полностью адекватным рассматриваемому объекту управления и его применение может привести к нежелательным последствиям.
Переход к рыночной экономике привел к фактическому изменению качественных свойств управляемого объекта (предприятия) и внешней среды (экономики). Поэтому испытанные и проверенные временем приемы и методы управления могут давать непредсказуемые результаты. Отсюда возникают опасения руководителей, что представление предприятиям экономической самостоятельности приведет к неконтролируемому процессу саморазрушения.
В экономической жизни происходит смена парадигмы мышления. Это нашло выражение в том, что изменилась стратегия развития предприятия, их организационная и функциональная структуры, стали иными понимание компетентности управленцев, номенклатура специальностей, система отношений на производстве. Была кардинально переосмыслена роль управляющих персоналом и в целом человеческими ресурсами предприятий. Наконец произошла смена типов организационного развития, что непосредственно проявилось в следующих областях: коммуникации, включая возможность трансляции глубинных ценностей и смыслов организационной культуры, производственные роли и процессы, система поощрений и мотивации персонала.(1,С.39)
В связи с этим возникают ряд проблем, которые необходимо решать в самом срочном порядке:
- разработки методов управления предприятием в условиях экономической самостоятельности его отдельных подразделений с последующим обучением руководителей;
- перенесение наработанных в вертикальных организационных структурах приемов и методов в горизонтальные рыночные структуры;
- психологическая адаптация руководителей к работе при внедрении новых организационных структур.
Вместе с тем, ситуация в отношении системы «образование-производство» продолжает ухудшаться. Неготовность многих образовательных учреждение к новым социально-экономическим реалиям привела к возникновению глубокого разрыва между системой образования и производственным сектором.
Отчасти этот разрыв решается путем организации системы подготовки и переподготовки специалистов прямо на производстве. Поскольку бизнес-школы различного уровня сохраняли инертность, быстрыми темпами была развернута подготовка необходимых специалистов непосредственно на предприятиях. Появились новые направления обучения. Они относились к управлению качеством, планированию развития человеческих ресурсов, повышению компетентности управленческих структур, подготовке антикризисных управляющих и формированию методов реформирования и реструктуризации предприятий, совершенствованию процессов организационной и профессиональной групподинамики на предприятиях.
Для руководства этой деятельностью на предприятиях выдвигаются либо свои менеджеры, либо привлекаются на работу отдельные представители академической науки, образовательных учреждений. Возникает необходимость в непосредственной, «из рук в руки», передачи опыта в наставничестве, в проведении прямо на производстве учебных семинаров и сессий.(10)
В связи с этим возникла острая потребность разработки методики интенсивного обучения молодых специалистов с целью их трудоустройства и адаптации к производственной деятельности. Сегодняшние подходы основываются на общих знаниях и информации, полученной извне, и не учитывают применяемость ее в той или иной конкретной ситуации. Университетские программы предлагают базовые знания, уже использующиеся специалистами предприятий. Приглашаемые на предприятия ученые и преподаватели рассматриваются при этом как эксперты. Они лишь помогают оформить концептуальные рамки, «окультурить» те или иные наработки, сделанные в производственных проектах.
Новый подход состоит в усилении ориентации на качественный отбор знаний для обучения специалистов различных областей экономической деятельности. Эти знания стали рассматриваться как преимущественно прикладные и создаваться не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах и бизнес-школах предприятий. А эксперты постепенно должны превращаться в наставников, которые владеют как общим их содержанием, так и пониманием обстоятельств и условий деятельности потребителей и, по большому счету, производителей знаний.