Управление занятостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Кризис в российской экономике был обусловлен в первую очередь отсутствием программы перехода к новым условиям хозяйствования и стихийностью формирования рыночных отношений. Все это с закономерностью сказалось на экономической жизни страны, обусловив характер и содержание безработицы и занятости трудоспособного населения.
Сегодня назрела необходимость совершенствования структуры занятости, формирования новой политики, принципов и методов исследования проблемы занятости и управления ею. Однако для этого требуется решение многих проблем как экономического так и социального плана, осуществление комплекса мероприятий, в том числе проведение ряда специальных социально-экономических научных исследований.

Содержание работы

Введение
… 3
Глава 1. Понятия трудоспособного населения и занятости
… 5
1.1. Понятие трудоспособное население
…5
1.2. Понятие занятости
…6
Глава. 2. Занятость трудоспособного населения
... 11
2.1.Социально-экономические проблемы занятости трудоспособного населения в Российской Федерации на современном этапе


…11
2.2. Параметры структуры занятости трудоспособного населения
…14
Глава 3. Управление занятостью трудоспособного населения
… 20
3.1. Особенности управления занятостью трудоспособного населения

…20
3.2. Перспективы выхода Российской Федерации из кризиса занятости трудового населения

…27
Заключение
… 31
Список литературы
… 33

Файлы: 1 файл

управление занятостью. курс.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

Определение  основных направлений в регулировании системы занятости зависит от качественной и количественной  характеристики тех параметров, которые являются в  данный момент существенными для исследуемого процесса. В нашем исследовании такими основными параметрами выступает структура  рабочих место и ее связь со структурой занятости как потенциального резерва для заполнения соответствующих рабочих мест.

Индекс качества имеющейся и требуемой рабочей силы

 

 

Качественные характеристики занятых

Качественные характеристики требуемой рабочей силы

Образование

0,761

0,641

Возраст

0,445

0,342

Здоровье

0,645

0,864

Профессиональный опыт (по новым профессиям)

0,382

0,766

Территориальная мобильность

0,384

0,743

Переквалификация

0,482

0,867

Социально-экономическая

активность

0,642

0,799

Структура их не однозначна, поскольку каждая из них определяется  различными факторами.  Структура занятости - это более широкое понятие, которое включает в себя потенциально возможную сферу рабочих мест и область интеллектуального труда. Хотя в научной литературе понятие занятости часто идентифицируют со структурой фактически имеющихся рабочих мест. Однако последнее ни в коем случае нельзя  соединять с понятием занятости, хотя бы в силу того, что структура рабочих мест, складывающаяся в настоящее время стихийно, вряд ли можно называть оптимальной. Она и не может быть оптимальной, поскольку сама по себе зависит от многих привходящих факторов.(12, С. 5)

Понятие «структура занятости» предполагает более широкий и взвешенный подход, основанный прежде всего на экономической эффективности структуры рабочих мест. Однако данное понятие включает в себя и те области труда, которые не могут быть оценены в экономических категориях и тем более рассматриваться как  производные от рыночных отношений. Например, образование, наука, культура и прочие есть отложенная прибыль. Другими словами, эти области общественной деятельности также можно рассматривать в рамках экономической эффективности, но в некотором отдаленном будущем.

Можно сказать, что категория занятости есть  выражение потенциально организованной структуры рабочих мест или общей концепции организации экономической и неэкономической деятельности, в то время как структура рабочих мест есть выражение реально существующей структуры занятий трудоспособного населения(11, С. 30).

Отсюда вытекают и особенности регулирования занятости трудоспособного населения. В связи с этим необходимо отметить, что регулирование процесса занятости  имеет  несколько аспектов, которые в научной литературе учитываются довольно слабо.


Глава 3. Управление занятостью трудоспособного населения

3.1. Особенности управления занятостью трудоспособного населения

Переход к рыночной экономике требует новых подходов к управлению в том числе и к проблеме управления занятостью трудоспособного населения. Экономическая среда в настоящее время крайне нестабильна, научно-технический прогресс и динамика внешней среды  изменяют природу занятости и  превращают ее во все более сложную систему. Для обеспечения управляемости такой системой необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней среды общества, вызвавшие к жизни новую парадигму управления. К сожалению, в научной литературе проблему управления и регулирования рассматривают в прежней парадигме управления. Однако рыночные условия требуют иного подхода, который ни в коем случае не предполагает  административное регулирование и распределение (хотя элементы этого безусловно должны присутствовать, особенно в решении специальных мер и областей занятости).

Новая парадигма управления занятостью трудоспособного населения основана на отказе от технократического и переходе к инновационному управлению, требующему постоянного обновления продукции, технологии, структуры, т.е. умения приспосабливаться к постоянно меняющейся внешней среде. Более того проблема занятости начинает возникает и решается в первую очередь задолго до того, как  она возникла на производстве. А именно данная проблема начинает решается в системе общего и профессионального образования, специальной подготовки молодых специалистов, их распределения и пр. Главным фактором успеха такой стратегии являются организационная и общая культура управленческого персонала на самых разных уровнях.(10)

Проблема управления занятостью трудоспособного населения осуществляется через реализацию социально-экономического потенциала общества. Можно сказать, что проблема занятости трудоспособного населения существует постольку, поскольку удается организовать взаимодействие  общества и всей системы социально-экономических отношений с отдельными социальными образования вплоть до отдельного человека с целью решения стоящих перед  ними задач.

Управления занятостью трудоспособного населения является фундаментальной  с кардинально меняющейся характеристикой по сравнению с характеристиками экономическими и технологическими. Поэтому, формируя видение, ценности, идеалы, данная стратегия затрагивает фундаментальные слои, определяющие дальнейшее развитие общества.(5, С. 58)

Общественные  ценности, культура и идеалы должны быть согласованными и целостными. Внутренняя противоречивость в них приводит к противоречивому развитию общества, что оборачивается  социально-экономическим проигрышем. Поэтому обеспечение целостности и согласованности  различных факторов, определяющие проблему и процесс  занятости трудоспособного населения становятся одной из жизненно важных задач общества.

Формирование рыночной философии в управлении занятостью трудоспособного населения – это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу в обществе, поведение ее членов, что оказывает воздействие на достижение целей общества и отдельных социально-экономических образований вплоть до отдельных предприятий и фирм.

Переход к рынку вызвал качественные изменения в экономике. По этой причине должны качественно измениться и методы управления занятостью трудоспособного населения.

Однако, необходимо отметить, что существенная часть нынешних руководителей сформировалась в условиях административной системы хозяйствования. Это привело к тому, что  руководителей есть богатый опыт управления вертикальными организационными структурами при недостаточном опыте управления горизонтальными организационными структурами.

Наличие богатого опыта управления в административных системах в сочетании с недостатком  опыта управления в рыночных системах, приводит к явному или неявному переносу опыта знаний, приемов и методов, соответствующий административным системам, на рыночные горизонтальные системы. Такое использование знаний чревато непредсказуемыми последствиями.

В частности сегодня происходит явное рассогласование между системой  производства и подготовки специалистов посредством системы профессионального о общего образования, хотя между ними должно быть полное соответствие, соответствие  между структурой качественных свойств  объекта и структурой знаний.

Если изменению в структуре качественных свойств соответствуют изменения в структуре знаний, то знания можно использовать полностью.  Если же изменение в структуре качественных свойств объекта не соответствуют изменения в структуре знаний, то знание по аналогии перестает быть полностью адекватным рассматриваемому объекту управления и его применение может привести к нежелательным последствиям.

Переход к рыночной экономике привел к фактическому изменению качественных свойств управляемого объекта (предприятия) и внешней среды (экономики). Поэтому испытанные и проверенные временем приемы и методы управления могут давать непредсказуемые результаты. Отсюда возникают опасения руководителей, что представление предприятиям экономической самостоятельности приведет к неконтролируемому процессу саморазрушения.

В экономической жизни происходит смена парадигмы мышления. Это нашло выражение в том, что изменилась стратегия развития предприятия, их организационная и функциональная структуры, стали иными понимание компетентности управленцев, номенклатура специальностей, система отношений на производстве. Была кардинально переосмыслена роль управляющих персоналом и в целом человеческими ресурсами предприятий. Наконец произошла смена типов организационного развития, что непосредственно проявилось в следующих областях: коммуникации, включая возможность трансляции глубинных ценностей и смыслов организационной культуры, производственные роли и процессы, система поощрений и мотивации персонала.(1,С.39)

Оказалось, что долгосрочные планы развития предприятий, направленные на снижение производственных затрат, непосредственно должны фокусироваться на повышении открытости работников, усилении взаимного доверия и достижении новых уровней творческой продуктивности. Большинство руководителей и специалистов оказались вовлечены в серьезнейшие изменения, вырабатываемые ценности и интересы как на производстве, так и в процессе его взаимодействия с социально-культурной средой. При этом университеты реализуют прежние базовые программы обучения фактически для новых управленцев и специалистов. Учебные цели и программы перестали соответствовать реальному содержанию процессов подготовки производственных кадров.

В связи с этим возникают ряд проблем, которые необходимо решать в самом срочном порядке:

-         разработки методов управления предприятием в условиях экономической самостоятельности его отдельных подразделений с последующим обучением руководителей;

-         перенесение наработанных в вертикальных организационных структурах приемов и методов в горизонтальные рыночные структуры;

-         психологическая адаптация руководителей к работе при внедрении новых организационных структур.

Вместе с тем, ситуация  в отношении системы «образование-производство» продолжает ухудшаться. Неготовность многих образовательных учреждение к новым социально-экономическим реалиям привела к возникновению глубокого разрыва между системой образования и производственным сектором.

Отчасти этот разрыв решается путем организации системы подготовки и переподготовки специалистов прямо на производстве. Поскольку бизнес-школы различного уровня сохраняли инертность, быстрыми темпами была развернута подготовка необходимых специалистов непосредственно на предприятиях. Появились новые направления обучения. Они относились к управлению качеством, планированию развития человеческих ресурсов, повышению компетентности управленческих структур, подготовке антикризисных управляющих и формированию  методов реформирования и реструктуризации предприятий, совершенствованию процессов организационной и профессиональной групподинамики на предприятиях.

Для руководства этой деятельностью на предприятиях выдвигаются либо свои менеджеры, либо привлекаются на работу отдельные представители академической науки, образовательных учреждений. Возникает необходимость в непосредственной, «из рук в руки», передачи опыта в наставничестве, в проведении прямо на производстве учебных семинаров и сессий.(10)

В связи с этим возникла острая потребность разработки методики интенсивного обучения молодых специалистов с целью их трудоустройства и адаптации к производственной деятельности. Сегодняшние подходы основываются на общих знаниях и информации, полученной извне, и не учитывают применяемость ее в той или иной конкретной ситуации. Университетские программы предлагают  базовые знания, уже использующиеся специалистами предприятий. Приглашаемые на предприятия ученые и преподаватели рассматриваются при этом как эксперты. Они лишь помогают оформить концептуальные рамки, «окультурить» те или иные наработки, сделанные в производственных проектах.

Новый подход состоит в усилении ориентации на качественный отбор знаний для обучения специалистов  различных областей экономической  деятельности. Эти знания стали рассматриваться как преимущественно прикладные и создаваться не только в образовательных учреждениях,  но и в учебных центрах и бизнес-школах предприятий. А эксперты постепенно должны превращаться в наставников, которые владеют как общим их содержанием, так и пониманием обстоятельств и условий деятельности потребителей и, по большому счету, производителей знаний.

Информация о работе Управление занятостью