Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 11:07, курсовая работа
Кризис в российской экономике был обусловлен в первую очередь отсутствием программы перехода к новым условиям хозяйствования и стихийностью формирования рыночных отношений. Все это с закономерностью сказалось на экономической жизни страны, обусловив характер и содержание безработицы и занятости трудоспособного населения.
Сегодня назрела необходимость совершенствования структуры занятости, формирования новой политики, принципов и методов исследования проблемы занятости и управления ею. Однако для этого требуется решение многих проблем как экономического так и социального плана, осуществление комплекса мероприятий, в том числе проведение ряда специальных социально-экономических научных исследований.
Введение
… 3
Глава 1. Понятия трудоспособного населения и занятости
… 5
1.1. Понятие трудоспособное население
…5
1.2. Понятие занятости
…6
Глава. 2. Занятость трудоспособного населения
... 11
2.1.Социально-экономические проблемы занятости трудоспособного населения в Российской Федерации на современном этапе
…11
2.2. Параметры структуры занятости трудоспособного населения
…14
Глава 3. Управление занятостью трудоспособного населения
… 20
3.1. Особенности управления занятостью трудоспособного населения
…20
3.2. Перспективы выхода Российской Федерации из кризиса занятости трудового населения
…27
Заключение
… 31
Список литературы
… 33
Однако только таким образом решить проблему взаимосвязи системы образования и подготовки и тем более переквалификации руководителей предприятий и фирм, а так же их социалистов, оказывается недостаточно. Тем более недостаточно для решения проблемы занятости.
Система управления занятости в обществе оказывается темно взаимоувязана с общими проблемами подготовки нового поколения. Последнее становиться новым мощным элементом в общей системе управления занятости трудоспособного населения. Каким образом она решается будет показано дальше.(17, С. 130)
В системе регулирования занятости трудоспособного населения предполагается ряд специальных мер, которые требуют решения частных задач. Так, наряду с экономическими методами регулирования существуют и меры неэкономического характера. Регулирование занятости предполагает разработку специального законодательства и нормативных актов, предусматривающих различный подход к различным категориям трудоспособного населения. Скажем занятость инвалидов, чтобы она наконец перешла из разряда пожеланий и гипотетических разработок в реальную плоскость, требует тщательной проработки ряда специальных мер, в частности, связанных с налоговой системой квот на рабочие места и пр. Тоже самое относится и к системе развития малого и среднего бизнеса, который также требует разработки соответствующей нормативной базы в плане стимулирования формирования оптимальной системы занятости.
Относительно показателей система занятости трудоспособного населения имеет ряд градаций и уровней. Первая из них связана с демографическими характеристиками трудоспособного населения и выражается в количественных единицах. Понятно, что на уровень занятости оказывает большое влияние наличие молодежи и людей предпенсионного возраста и многие другие параметры. Так, по нашим расчетам, сегодня реально могут быть эффективно занятыми в общественном производстве примерно 40 млн. человек. Это касается только той части, которые заняты в основном исполнительским трудом. Активных работников, которых мы называем предпринимателями и бизнесменами сегодня работает примерно 1-1,5 млн. человек, а может быть занято не более 3 млн. человек.
Но кроме этого имеются и так называемые качественные показатели, которые также весьма существенно характеризуют уровень трудоспособности населения и ее возможности быть занятым в общественном производстве. Речь идет о качестве рабочей силы по следующим параметрам: психофизиологическое состояние населения, или иначе, его здоровье, качество общего образования и профессиональной подготовки, уровень общей культуры, социально-профессиональная ориентация и пр.
С большим основанием можно сделать такой общий вывод: ни в количественном, ни в качественном выражении состояния рабочей силы сегодня не является, с нашей точки зрения, оптимальным, что безусловно весьма сильно сказывается, а в дальнейшем еще больше скажется на экономическом развитии нашей страны.
3.2. Перспективы выхода Российской Федерации из кризиса занятости трудового населения
Основой расширения занятости и совершенствования ее структуры, а также ликвидации диспропорций на рынке труда является развитие системы рабочих мест.
В этой связи в качестве действенного инструмента государственного управления сферой занятости и процессами на рынке труда может выступить Генеральная схема создания и сохранения рабочих мест, разработанная Министерством труда и Институтом макроэкономических исследований при Министерстве экономики Российской Федерации. Она призвана определить перспективные направления развития системы рабочих мест в отраслевом и территориальном разрезе с учетом возможности обеспечения эффективной занятости.(16, С. 15)
Впервые была сделана попытка совместить принципы и приоритеты политики занятости с приоритетами инвестиционной и структурный политики. Это включает выявление отраслевых и региональных приоритетов в создании новых и сохранении существующих перспективных рабочих мест, разработку нормативно-правовой базы, ориентированной на формирование условий для создания и сохранения рабочих мест, стимулирование эффективной структуры занятости, сохранение уникальных передовых производств и накопленного интеллектуального потенциала.
Если рассматривать отраслевой разрез данной проблемы, то очевидно, что политика развития рабочих мест должна быть согласована с перспективной промышленной политикой. В этом аспекте разработчики Генеральной схемы исходили из посылки, что экспортоспособные отрасли, где вопросы занятости менее остры (в первую очередь нефтедобывающая, газовая, лесная, а также металлургическая) вряд ли могут рассчитывать на государственную финансовую поддержку. Они скорее всего будут ориентироваться на самостоятельное развитие за счет внутренних источников финансирования и одновременно решать задачи подтягивания смежных производств и отраслей. Однако многие регионы сосредоточения этих “благополучных” отраслей с позиций занятости находятся в критическом состоянии.(12, С. 7)
Отрасли, обладающие большим научно-техническим потенциалом, и уникальные производства, способные в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для внешнего и внутреннего рынков (гражданская авиация, космос, станкостроение, энергетическое машиностроение, атомная промышленность, электротехника), нуждаются в государственной поддержке, хотя и здесь сфера государственного финансирования в условиях дефицита ресурсов будет ограничена приоритетными проектами.
Необходимость государственной поддержки этих отраслей усиливается и тем обстоятельством, что в них накоплен самый большой потенциал скрытой безработицы, который нужно в кратчайшие сроки трансформировать в эффективную занятость. Если финансовые вложения пойдут в эти отрасли, то в процессе их освоения на региональном уровне должна осуществляться взаимоувязка интересов развития производства с интересами обеспечения занятости, так как они не всегда совпадают.
Отрасли, характеризующиеся заметным технологическим отставанием от мирового уровня, за которыми, однако, исходя из государственных приоритетов сохраняется значительная часть внутреннего рынка (электроника, автомобильная, легкая и пищевая промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение), могут рассчитывать на государственную поддержку в форме защитных импортных тарифов, а также мер нетарифного регулирования. Представляется, что на данном этапе разумная и в то же время активная протекционистская политика может стать действенным инструментом создания и сохранения рабочих мест.
Что касается группы отраслей с низким технологическим уровнем и неясными перспективами рыночной конъюнктуры, то в них должны быть созданы особо благоприятные условия для иностранных инвестиций, прежде всего тех, которые приносят новые технологии и опыт управления.(16, С. 17)
Если рассматривать региональный аспект формирования Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест, то следует отметить резкое усиление неравномерности развития отдельных регионов и обострение в ряде из них социально-экономических проблем, в первую очередь занятости и доходов населения. Предпринимавшиеся до сих пор меры по их решению совершенно недостаточны. Остро ощущается необходимость в специальных программах поддержки депрессивных регионов и городов, и главное – в организации их эффективного выполнения.
В этой связи в ближайшие сроки предстоит сформировать методологию и методику отнесения региона или города к депрессивному типу и сами типы депрессивности. Первым шагом можно считать разработанный Министерством труда Российской Федерации порядок выделения городов с моноструктурной экономикой, критической ситуацией на рынке труда и крайне низким уровнем жизни, который основывается на формировании единого числового критерия на базе нескольких основных показателей занятости и уровня жизни населения. Важнейшими параметрами такого критерия являются уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ; средняя продолжительность регистрируемой безработицы; доля скрытой безработицы в численности занятых; уровень бедности и степень расслоения населения по уровню доходов.(9)
Помимо решения методических вопросов необходимо законодательно установить статус депрессивного региона с вытекающими отсюда финансовыми обязательствами государства с учетом типа депрессивности. Меры федерального правительства должны включать как адресную поддержку депрессивных регионов посредством федеральных программ, так и экономическое регулирование регионального развития и межрегиональных связей.
Наряду с отраслевыми и региональными проблемами развития и размещения рабочих мест в ближайшем будущем предстоит рассмотреть вопрос о стимулировании предпринимателей, создающих или обновляющих рабочие места (этот аспект в нашей практике управления занятостью совершенно упущен). Целесообразно разработать комплекс мер по их экономической поддержке, прежде всего налоговых и кредитных.(16, С. 17)
Для повышения финансовой устойчивости предприятий, несущих временные убытки на этапах реконструкции производства, а также при поощряемом государством свертывании или реорганизации рабочих мест, таким предприятиям нужно предоставлять право создавать специальный страховой фонд за счет отчислений от прибыли. Отчисления должны быть освобождены от налогообложения, а размер годовых платежей целесообразно привязать к валовой выручке от реализации продукции. Наряду с этим социально значимому кругу предприятий, несущих временные финансовые потери на этапах перепрофилирования или создания новых рабочих мест, надо предоставлять льготу на зачет временных убытков в налогооблагаемой прибыли следующих лет.
Предлагаемые на период до 2007 г. приоритеты в политике занятости призваны восстановить баланс интересов экономического и социального характера в практике регулирования рассматриваемой сферы.
Заключение
Проблема занятости требует, прежде всего, своего методологического определения. Это означает, что требуется тщательная концептуальная проработка, исходя из основных целей и задач и в связи с изменившейся социально-экономической обстановкой, переходом страны на рыночные отношения.
Занятость в широком значении - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству РФ, и приносящая, как правило, им заработок и иной трудовой доход.
Значение занятость представляет собой приносящую регулярный заработок и иной доход трудовую деятельность по любым основаниям (например, по найму, на основе членства, выборов и т. д.), период осуществления которой включается в трудовой стаж, дающий право на государственное социальное страхование (обеспечение пособиями, пенсиями и предоставление льгот для работающих).
Методология занятости трудоспособного населения должна включать в себя государственную правовую поддержку и нормативное обеспечение решения проблемы занятости, свободу выбора сферы и вида занятости трудоспособного населения, свободный перелив рабочей силы по сферам занятости, включая и международную миграцию, формирования ценностных профессиональных ориентаций, экономическое обоснование формирование оптимальной структуры занятости.
Разработка общих и специальных мероприятий, которые обязательно включали бы в себя создание полной информационной системы о структуре рабочих мест в целом по стране и в разрезе по отраслевому и территориальному принципу, мероприятия по решению насущных вопросов психофизиологического состояния трудоспособного населения, меры по определению приоритетных направлений в профессиональном определении структуры занятости и пр.
Необходимо тесно увязать структуру занятости и систему подготовки и переподготовки специалистов, их переквалификацию, используя все формы и виды образовательной деятельности. При этом нельзя просто ориентироваться на потребности рынка, который, как правило, решает актуальные вопросы экономического развития. Система подготовки специалистов должна опережать эти потребности и осуществлять задел на будущее.
Следует разработать систему прогнозирования и планирования изменения структуры занятости. Методология прогнозирования при этом предполагает вариативный характер развития события, с проработкой всех актуальных сценариев динамики развития в сфере занятости трудоспособного населения. Планирование предполагает реализацию основных тенденций развития в структуре занятости трудоспособного населения, в рамках решения общих задач создания эффективной отечественной экономики.
Совершенствование структуры занятости предполагает активную роль государства и государственных органов как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом необходимо избегать прямого администрирования и распределительных принципов управления занятостью, в том числе и в системе ликвидации и сокращении безработицы. Государственная роль заключается в создании благоприятных правовых, экономических и социальных условий для создания, развития и совершенствования структуры занятости в рамках общих поставленных задач.
В системе занятости трудоспособного населения и оптимального ее соотношения с реальной структурой рабочих мест, определения основных приоритетных направлений в развитии структуры занятости нужно использовать современные технические средства передачи информации, которые обеспечивают новое содержание и структуру рабочих мест, принципиально по-новому определять структуру занятости.