Вклад Э. Дюркгейма в развитие экономической социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 13:17, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе поставлена цель - изучить личность Э. Дюркгейма, его социальные и философские взгляды, и, таким образом, выяснить, какова же его роль в формировании социальной экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Эмиль Дюркгейм
1.1 Биография…………………………………………………………………4
1.2 Философские и социологические взгляды………………………………7
ГЛАВА 2. Э. Дюркгейм и экономическая социология
2.1 Разделение взглядов Дюркгейма и Вебера……………………………..15
2.2 Экономическая социология Дюркгейма………………………………..16
2.3 Книга Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда»………….19
2.4. Вклад Э. Дюркгейма в развитие экономической социологии………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…28

Файлы: 1 файл

ГЛУХОВА М.А. Вклад Дюркгейма в развитие соц экономики.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

                            Министерство образования и науки РФ

ФБГОУ ВПО «Орловский государственный университет»

  Философский факультет

Кафедра социологии и  ювенальной политики

 

 

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая социология»

Вклад Э. Дюркгейма в развитие экономической социологии.

 

 

Курсовую работу выполнила 

Глухова М. А.

Студентка 2 курса  философского факультета

направление подготовки бакалавр

профиль «Социология» 040.162

 

Курсовую работу проверил

Гусев Д.В.

К.ф.н., доцент кафедры  социологии

и ювенальной политики

философского  факультета ОГУ

 

 

 

Орел 2013

 

                                            

                                                   СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.  Эмиль Дюркгейм

1.1  Биография…………………………………………………………………4

1.2 Философские  и социологические взгляды………………………………7

ГЛАВА 2. Э. Дюркгейм и экономическая социология

2.1 Разделение  взглядов Дюркгейма и Вебера……………………………..15

2.2 Экономическая  социология Дюркгейма………………………………..16

2.3 Книга Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда»………….19

2.4. Вклад Э. Дюркгейма в развитие экономической социологии………...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

        Объектом исследования данной курсовой работы является влияние Эмиля Дюркгейма на развитии такой науки как экономическая социология.  
Степень изученности данного вопроса рассматривается такими представителями как С. Бугле, Ж. Дави, Мосс, П. Фоконне, М. Хальбвакс и др.

       В данной курсовой работе поставлена цель - изучить личность Э. Дюркгейма, его социальные и философские взгляды,  и, таким образом, выяснить, какова же его роль в формировании социальной экономики.

      Курсовая работа состоит введения, двух глав, заключения  и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  Эмиль Дюркгейм

1.1 Биография.

 

Давид Эмиль  Дюркгейм родился 15 апреля 1858 года в  Эпинале в еврейской семье.   Отец был небогатым раввином (ученое звание у евреев, обозначающее квалификацию в толковании  Торы и Толмуда (иудейские своды законов и религиозно-этических положений)). В детстве Эмиль тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. В 1879 году поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882 году. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885 году совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо. В 1887 он женился на Жюли Дрейфус, дочери управляющего литейным заводом. В 1893 году защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 году возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая в мире кафедра социологии. Работая в университете Бордо, Дюркгейм опубликовал две свои самые знаменитые работы — «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897)

В 1898—1913 руководил  изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире научного журнала по социологии. В 1902 году, получив звание профессора, Дюркгейм перешёл в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа — «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).  Многие исследования Дюркгейма отражают его страстное увлечение моралью. Испытывая на себе сильное влияние разработанных Иммануилом Кантом теорий морального долга (и реагируя, быть может, на горькие события своего времени), Дюркгейм пытался понять, как могут измениться общества на службе справедливости. Он утверждал, что народы, живущие среди народов, должны иметь представление и понимание о человечности не только в отношении к себе, но и к другим обществам. Такой либеральный гуманизм входит в противоречие с часто неправильно понятым имиджем Дюркгейма как агента консерватизма. 
 
         Труд всей его жизни был сосредоточен на том, каким образом общество и личности контролируют свои действия (или оказываются контролируемыми). При изучении самоубийства, австралийских аборигенов, методов воспитания, морали, права или религии Дюркгейм в каждом случае искал примирения и синтеза. Как может человек быть свободным перед лицом власти? Препятствует ли традиция выбору? Таковы были важные вопросы, впервые поставленные Дюркгеймом в социологическом контексте. 
 
        Дюркгейм считал социологию продуктом истории. Естественные науки обеспечили философов рациональными средствами миропонимания. Упадок монархии и подъем демократических режимов обусловили кризис и радикальное изменение современного общества. Это изменение можно изучать с помощью научного анализа. Дюркгейм исследовал причины крушения старого порядка и расцвета нового. 
 
       Его философию общественных перемен некоторое считали проблематичной. Идеи Дюркгейма нелегко определить и непросто перевести. Он игнорировал труды Карла Маркса, испытывая, по-видимому, ужас от коммунистических представлений о жестоком классовом конфликте.

       Самый привлекательный аспект его творчества заключается заботе о лечении общества. Часто прибегая к медицинским символам, Дюркгейм старался понять, как взаимодействуют общества и личности развиваются ради справедливой цели улучшения жизни. 
 
      Его исследования разделения труда в первобытном и развитом обществах и проблем развития личности (рассматриваемых в его работах по самоубийству) также сыграли большую роль и подтвердили заботу об исцелении современного общества. В первобытных обществах, уверял он, существовала своеобразная «механическая солидарность», при которой труд был едва разделен и один член помогал другому, участвуя в ритуале взаимозависимости. Личные отношения строго возводятся до воли группы. В более развитых обществах труд разделен на много специальностей и вступает в действие «органичная» солидарность, регулируемая комплексной судебной системой, совершенно необходимой для разрешения конфликтов и навязывания управления. Аналогичным образом Дюркгейм рассматривал акт самоубийства в его связи с обществом и терапией. Самоубийство может быть совершено во имя дела (подобно альтруистической смерти солдата на опасном задании), вызвано верой в то, что общество полностью распалось, или оправдано субъектом, лишенным общения и сочувствия других людей. 
 
       После изучения права, философии, антропологии и социальной науки Дюркгейм сделал весьма удачную карьеру на ниве образования. Подобно многим видным деятелям эпохи, он посещал «Эколь Нормаль» (годом позже великого еврейского философа Анри Бергсона). Проработав с 1882 по 1887 г. в средних школах (во Франции того времени таково было предварительное условие для получения места в высшей учебном заведении), Дюркгейм начал преподавать первый университетский курс социальной науки в университете Бордо. В 1896 г. университет учредил для него первую должность профессора и университетскую кафедру для нового предмета – социологии. В 1902 г. Дюркгейм переехал в Париж на преподавательскую работу в Сорбоннском университете, где и провел всю оставшуюся жизнь. 
 
        Поражение Франции в войне с Германией 1870 г., дело Дрейфуса и Первая мировая война определили философские взгляды Дюркгейма и направление его работы. Падение Второй империи в 1870 г. и становление Третьей республики во Франции обусловили значительные общественные перемены. Дело Дрейфуса в 1890-х гг. раскололо французскую интеллигенцию на два воюющих лагеря. Лицо частное и занятое наукой, Дюркгейм публично и твердо поддержал Дрейфуса и поплатился за это: его уроки срывались, его жизни угрожали. Позже раскол мира, который он увидел в траншеях Первой мировой войны, ошеломил его и приблизил кончину.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Философские  и социологические взгляды

 

Соглашаясь  с Контом о месте социологии в  системе наук, доказывая возможность  появления социологии только в 19 столетии, когда люди осознали, что необходимо стремиться самим управлять социальной жизнью, Дюркгейм отстаивал специфичность объекта социологии - социальной реальности, ее несводимость к биопсихической природе индивидов, определил предмет социологии как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему "принудительной силой". 

Дюркгейм, являясь главным теоретиком позитивистики ориентированной социологии, разработал теории "социального факта", "социального познания", "социальной сплоченности", "функционального анализа", "разделения труда", "самоубийства", "социологии религии" и др. Проблема социального факта прошла красной нитью через все его работы, являясь цементирующим звеном всего круга его идей. По Дюркгейму, основу социальной жизни составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим факторам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки - объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление - "принудительная сила". Дюркгейм подразделял социальные факты на:

 а) морфологические, составляющие "материальный субстрат" общества (физическая и моральная плотность населения, под которой Д. подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между индивидами; наличие путей сообщения; характер поселений и т.п.), и –

б) духовные, нематериальные факты ("коллективные представления", составляющие в совокупности коллективное или общее сознание).

Дюркгейм исследовал, главным образом, роль коллективного сознания, его различные формы (религию, мораль, право), придавая ему решающее значение в развитии общества. Теоретико-методологическую основу всей концепции Дюркгейм составляет социологизм (одна из разновидностей социального реализма). Опираясь на этот принцип, Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидом.

По Дюркгейму, человек есть существо двойственное. В нем два существа: существо индивидуальное, имеющее свои корни в организме, что ограничивает деятельность; и существо социальное, которое является в нем представителем наивысшей реальности интеллектуального и морального порядка - общества. Без общества, по Дюркгейму, не было бы ни религии, ни морали, ни политики, ни экономических учреждений.

Согласно принципу "социологизма", Дюркгейм требовал объяснять "социальное социальным", что вело к недооценке других факторов в жизни общества. Вторым теоретико-методологическим принципом учения Дюркгейма является "социальная сплоченность". Она играет определяющую роль в его учении о разделении труда, об изменении форм религии, политической власти, экономической организации общества. По мере роста степени социальной сплоченности в обществе происходит социальный прогресс. Согласно его взглядам, разделение труда осуществляется как природный процесс, но ему предшествует консенсус всех участников. Различаются два его варианта: механический и органический. Механическая солидарность доминировала в архаическом обществе. В нем люди обладают социальным равенством, против отклоняющегося поведения применяются крайне строгие санкции, а индивиды не имеют возможностей для развития своих способностей. Органическая солидарность характерна для современного общества. Здесь обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, функцией общественного разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирования чувства солидарности. Последнюю Дюркгейм рассматривает как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность.

В современных условиях для развития солидарности, по Дюркгейму, необходимо создавать профессиональные корпорации. Они должны выполнять широкий круг общественных функций, от производственных до культурных и моральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, регулирующие отношения между трудом и капиталом, способствующие развитию личности и преодолению кризиса в обществе.

Весьма существенное значение в развитии общества Дюркгейм придавал религии. Во всех его книгах проводится идея, что религия - естественный продукт развития общества. Проследив историю развития религии, начиная от австралийской тотемической культуры и заканчивая буржуазной культурой, Дюркгейм убедительно доказал, что "реальный" и "подлинный" объект всех религиозных культов - общество, а главные социальные функции религии - воссоздание сплоченности и выдвижение идеалов, стимулирующих общественное развитие. Дюркгейм подчеркивал значение религии в сохранении нравственных ценностей, в воспитании человека, в утверждении "позитивной солидарности", "гуманного права". В силу этого он доказывал необходимость религии в обществе, но не "божественной", а "социальной".

Наибольшую  популярность во всем мире принесла Дюркгейму его книга "Самоубийство". Отвергая существовавшие концепции об исключительно психологической основе самоубийства, Дюркгейм доказал, что причиной его является социальная жизнь, ее ценностно-нормативный характер, определенная интенсивность социальных связей. Он выделил три типа самоубийства:

1) эгоистическое  самоубийство, представляющее собой  протест индивида против нормативов, условий жизни, созданных семьей, социальной группой;

2) альтруистическое  самоубийство, вызываемое существующими  нормами необходимости приношения  себя в жертву кому-то (самосожжение  жены после смерти мужа, самопожертвование  солдата "во имя Родины", самоубийство родителей, чтобы облегчить жизнь детей и т.п.);

3) аномическое самоубийство, представляющее собой протест против существующих общественных порядков (тирании, фашизма и т.п.).

Опираясь на огромный фактический материал, Дюркгейм доказал, что процент самоубийств летом выше, чем зимой; в городах выше, чем на селе; среди протестантов больше, чем у католиков; среди одиноких или разведенных больше, чем у семейных. Теоретические разработки, методика исследования самоубийства, разработанные Дюркгеймом, используются и ныне социологами, изучающими эти проблемы.

Созданная им социальная философия и социологическая  теория покоятся на всесторонне разработанном  категориальном аппарате. В его книгах были разработаны важнейшие категории: "время", "пространство", "структура", "функция", "общественные классы", "историческая мысль", "общественные противоречия", "коллективные представления" и др. Дюркгейм полагал, что поскольку категории являются концептами, то не трудно понять, что они должны быть результатом коллективной работы общества. "Истинно-человеческая мысль, - писал Дюркгейм, - не есть нечто, первоначально данное; она продукт истории; это - идеальный предел, к которому мы все более и более приближаемся, но которого мы, вероятно, никогда не достигнем". Подчеркивая субъективную сторону категорий, их историчность Дюркгейм не отрицал их объективное содержание. "Из того, что идеи времени, пространства, рода, причинности построены из социальных элементов, не следует, что они лишены всякой объективной ценности".

 Дюркгейм оставил не только великое литературное наследство, оригинальную социологическую теорию, но и большую социологическую школу. Основанная Дюркгеймом школа, группировавшаяся вокруг издаваемого им журнала, успешно развивала и пропагандировала идеи Д.ркгейма даже во время I и II мировых войн. Каждый из учеников Дюркгейма (С. Бугле, Ж. Дави, Мосс, П. Фоконне, М. Хальбвакс и др.) создавал свое направление в социологии, но на теоретическом фундаменте Дюркгейма. Они и их ученики успешно защищали и защищают сейчас социологическую теорию Дюркгейма от нападок со стороны феноменологов, марксистов, экзистенциалистов.

Ряд идей Эмиля  Дюркгейма легли в основу очень  многих положений современной социологии, в частности в концепцию структурно-функционального анализа.

       Дюркгейм – крупнейший эмпирический социолог. Он разработал методологические принципы познания, на которых формировалась логика познания социальной жизни. Он разрабатывал также методы проведения конкретных социологических исследований. Проблемы метода в научных исследованиях, совершенствовании технических средств сбора информации, получили основание в работах «Метод в социологии» и «Самоубийство».

      С его именем связана институционализация социологии.

     Интеллектуальные истоки в формировании мировоззрения Э. Дюркгейма.

     Предшественниками Дюркгейма были Декарт, Ш.Монтескье, Ж.Ж.Руссо.

     Дюркгейм был убежденным рационалистом. Это соответствовало духу научных традиций французской научной школы, восходившим еще к Декарту. Так, работа «Правила социологического метода», являющаяся манифестом дюркгеймовской социологии, созвучна во многом с трудом Декарта «Рассуждения о методе».

      У обоих трудов одна цель – найти рациональные принципы и приемы, которые позволяют выявить истину независимо от всякого рода мнений, предрассудков.

      Дюркгейм считал предшественником научной социологии Шарля Монтескье, который обосновал идеи социальной науки. Это идеи, связанные с принципом детерминизма и внутренней законосообразности развития социальных явлений. Ж.Ж. Руссо Дюркгейм рассматривал через призму идей общественного договора и общей воли.

      Непосредственные предшественники Дюркгейма – Сен-Симон и Огюст Конт.

     Конт по Дюркгейму – отец социологии. Дюркгейм подчеркивал преемственность и связь своих идей с его теорией. Дюркгейм руководствовался тем же идеалом позитивной социологии, что и Конт. Тоже считал, что нет разницы между познанием общественной жизни и природной среды. Хотя Дюркгейм отвергал то, что его социология позитивистская.

     Также Дюркгейм рассматривал естественные науки как образец для социальных наук, что выразилось в девизе «социальные факты надо изучать как вещи».

Информация о работе Вклад Э. Дюркгейма в развитие экономической социологии