МинистерствообразованияТверской
области
Государственное бюджетное
образовательное учреждение
Среднего профессионального
образования
Тверской колледж им. А.Н.Коняева
Исследовательскаяработа
Влияниедосуговойдеятельности
нанравственноеифизическоездоровьемолодежи.
Выполнил
студентка:
Группы 3 РС
Руководитель:ГолоднюкН.В.
Специальность: 040101(социальная
работа)
Тверь 2012
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3-5
Глава I. Основа анализа досуговой
деятельности молодежи……………6
1.1Понятиедосуга, свободного времени……………………………...…........6-9
1.2 Основные задачи и функции досуга………………………………….10-12
1.3Проблемнаядеятельностьвредноговлияниявдосугемолодежи…..13-17
Глава II. Особенности проведения
досуга молодёжью……………………18
2.1 Досуговыепредпочтенияразличныхслоевмолодежногонаселения…………………………………………………………………………………………………..18-20
2.2 СоциологическоеисследованиедосуговыхпредпочтениймолодёживгородеТвери…………………………………………..……………………..21-25
Заключение……………………………………….………………………….26-27
Списоклитературы…………………….…………………………………………28
Приложение
Введение
Работасмолодежью - однаизсамыхсложныхнаправленийдеятельностиклубныхучреждений. Во-первых, потому, чтомолодежныйвозраствсилуобъективныхпричинидлясамогочеловекаодинизсамыхтрудныхпериодовжизни. Этосвязанососложностьюпроцесса.Ссоциализации, становлениечеловеческойличности, физиологическимиособенностямиданногопериодажизни, сматериально - экономическойнеустойчивостьюит.д. Во-вторых, молодежнаяаудиторияразличаетсямногообразиемпсихологическихтипов, уровнейобразования, ценностныхориентаций, жизненныхпозиций. Молодыелюдитоабсолютноиндифферентны, тогиперактивны, непредсказуемы, неадекватны. Этовызываетвовзрослыхлюдяхраздражениеинежеланиеидтинаконтактысмолодыми. Ноналаживатьконтактынеобходимо, ибомолодежьявляетсянеотъемлемойчастьюобщества, иоттого, какаяона, вомногомзависитуровенькачестваобщества, егоэкономика, нравственноесостояние, егостабильность. Воспитаниемолодежидолжноосуществлятьсяпомногимнаправлениямичерезразныесоциальныеинститутыобщества, втомчислеиучреждениякультуры.
Потребностьвсопереживанииудовлетворяется, какправило, вмалых, первичныхгруппах (семья, группадрузей, молодежноенеформальноеобъединение). Потребностьвинформацииобразуетвторойтипмолодежногообщения. Общениевинформационнойгруппеорганизуется, какправило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающихопределеннойинформацией, которойнетудругихикоторая,имеетценностьдляэтихдругих. Общениерадисовместныхсогласованныхдействиймолодеживозникаетнетольковпроизводственно - экономической, ноивдосуговойсфередеятельности.
Досугтрадиционноявляетсяоднойизважнейшихсфержизнедеятельностимолодежи. Трансформациивсехсторонжизнироссийскогообществапривеликизменениюсоциокультурнойситуациивобластидосуга. [5,6]
Молодежьпредставляетсобойособуюсоциальнуюгруппу, наиболеевосприимчивуюксоциокультурныминновациям, которыеоказываютразличноепосвоейнаправленностивлияниенастановлениеличностимолодогочеловека.
Однойизактуальныхпроблемдеятельностикультурно - досуговыхучрежденийнапутирешенияданнойзадачи, являетсяорганизациядосугамолодежи. Ксожалению, всилусоциально-экономическихтрудностейобщества, большогобезработных, отсутствиядолжногоколичествакультурныхучрежденийинедостаточноевниманиекорганизациидосугамолодежисостороныместныхоргановвластиикультурно – досуговыхучреждений, происходитразвитиевнеинституциональныхформмолодежногодосуга. Свободноевремяявляетсяоднимизважныхсредствформированияличностимолодогочеловека. Ононепосредственновлияетинаегопроизводственно-трудовуюсферудеятельности, ибовусловияхсвободноговременинаиболееблагоприятнопроисходятрекреационно-восстановительныепроцессы, снимающиеинтенсивныефизическиеипсихическиенагрузки. Использованиесвободноговременимолодежьюявляетсясвоеобразныминдикаторомеекультуры, кругадуховныхпотребностейиинтересовконкретнойличностимолодогочеловекаилисоциальнойгруппы[8, .24].
Являясьчастьюсвободноговремени, досугпривлекаетмолодежьегонерегламентированностьюидобровольностьювыбораегоразличныхформ, демократичностью, эмоциональнойокрашенностью, возможностьюсочетатьвнефизическуюиинтеллектуальнуюдеятельность, творческуюисозерцательную, производственнуюиигровую. Длязначительнойчастимолодыхлюдейсоциальныеинститутыдосугаявляютсяведущимисферамисоциальнокультурнойинтеграциииличностнойсамореализации. Однаковсеэтипреимуществадосуговойсферыдеятельностипокаещенесталидостоянием, привычныматрибутомобразажизнимолодежи.
Совершенствованиядеятельностипоорганизациидосугасегодняявляетсяактуальнойпроблемой. Иеерешениедолжноидтиактивноповсемнаправлениям: совершенствованиехозяйственногомеханизма, разработкаконцепцийучрежденийкультурывновыхусловиях, содержаниедеятельности, планированиеиуправлениеучрежденийсферыдосуга[24, 112-114].
Новизна в целом, заключаетсявширокомсмыслерассмотренияуровняразвитиямолодежи.
Предметом данной работы является, нравственный, физический интеллектуальный
уровень молодежи.
Объектом является молодежь, обычного и сложного аспекта
в данной работе.
Цель работы изучить особенности
организации молодежного досуга в условиях
культурно – досуговых центровивыделитьпрактическиерекомендациипоегосовершенствованию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции
досуга молодежи.
2. Рассмотретьсоциокультурныетехнологиимолодежногодосуга.
3. Выделитьдосуговыепредпочтенияразличныхслоевмолодыхлюдей.
4. Определить социологическоеисследованиедосуговыхпредпочтениймолодёживгородеТверь.
Гипотеза:
Учет значимости досуга позволяет
установить необходимость совершенствование.
Глава I.Основаанализадосуговойдеятельностимолодежи
- Понятиедосуга, свободноговремени.
Свободноевремя, досуг — период времени, когдачеловек, неимеяобязательныхдел (учёба, работа, домашниедела и т. д.), предоставленсамомусебеввыборезанятий. Активнуюдеятельность, аналогичнуюработе, которуючеловеквыбираетсамвтакоевремя, называют хобби, оновыполняетсярадисамойдеятельностиирезультата, анерадизаработка.
Внастоящеевремявсебольшеевниманиеученыхпривлекаютпроблемымолодежногодосуга. Вомногомэтодиктуетсямасштабомтехизменений, которымихарактеризуетсяэтаобластьжизнедеятельности. Становитсявозможнымговоритьовозрастающейролидосугадлямолодежии, какследствие, обувеличенииеговлияниянапроцесссоциализациимолодогопоколения.
Плодотворноеиспользованиедосугачеловеком – важнаязадачаобщества, т.к., когдаоносуществляетпроцесссвоегодосуговогообщениясискусством, техникой, спортом, природой, атакжесдругимилюдьми, важно, чтобыделалонэторационально, продуктивноитворчески.
ДостаточноглубокопроблемудосугарассмотрелАристотель «Всячеловеческаяжизнь, - писалон, - распадаетсяназанятиеидосуг.., авсядеятельностьчеловеканаправленачастьюнанеобходимоеиполезное, частьюнапрекрасное... Ведьнужно, чтобыгражданеимеливозможностьзаниматьсяделамиивестивойну, но, ещепредпочтительнее, наслаждатьсямиромипользоватьсядосугом. Совершатьвсенеобходимоеиполезное, аещебольшетогопрекрасное. Досугнеотъемлемаясоставнаячастьжизничеловекавсвязиспотреблениемблаг, ощущениемудовлетворенности, счастья, блаженства, ит.п. Досугнепростосвободноевремя, авремя, заполненноеразнообразнымизанятиями: философскимиумосозерцанием, играми, упражнениями, забавами, искусством, музыкой, беседами, общениемит.д.Досугтребуетмногихпредметовширокогопотребления, поэтомурабынеимеютдосуга. Количествоикачестводосугазависитотформгосударственногоустройства. Счастьецарей - вдосуге, тираныжезаинтересованывегоотсутствии». ОтсутствиедосугаАристотельсвязывалсосвободой. Онрассматривалвопросыдосуга, касаясьполитиков, воиновиоченьосторожноговорилодосугенизшихслоевобщества - землевладельцев, ремесленниковидр., потомучтоихзанятиянесоздаютвозможностейдляблагородныхивысокихформдеятельности.
Досугспособенобъединитьиотдыхитруд. Большаячастьдосугавсовременномобществезанятаразнымивидамиотдыха, хотяпонятие «досуг» включаетвсебяитакиевидыдеятельности, какпродолжениеобразования, общественнаяработанадобровольныхначалах.
Определениедосугараспадаетсяначетыреосновныхгруппы[4, Internet].
- Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем
культуры и интеллекта; это состояние ума и души. Вэтойконцепциидосугобычнорассматриваетсясточкизренияэффективности, скакойчеловекделаетчто-либо.
- Досугкакдеятельность - обычнохарактеризуетсякакдеятельность, несвязаннаясработой. Этоопределениедосугавключаетценностисамореализации.
- Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано
различным образом, причем оно может быть использовано
для деятельности связанной с работой
или не связанно с ней. Досуг рассматривается как
время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.
- Досугинтегрируеттрипредыдущихконцепции, стираетграньмежду «работой» и «неработой» иоцениваетдосугвтерминахописывающихчеловеческоеповедение. Включаетвсебяпонятиявременииотношенияквремени.
Вбуднийденьдолясвободноговремениуработающегочеловека -- относительнонебольшаявеличина, 1--3 часа, авнекоторыхслучаях -- несколькоминут. Этовремячеловекможетувеличиватьилисокращатьзасчетнекоторыхвидовиндивидуальнойактивности. Например, хозяйканередкоиспользуетсвойдосугнадомашниедела; кто-томожетзанятьсяпроблемами, связаннымисосновнойработой, акто-топроведетвремя, ничегонеделая.
Такимобразом, человеквсостоянииварьироватьувеличиватьилиуменьшатьсвоесвободноевремя, затрачиваяегоназанятия, несвязанныесдосугом. Однакоэтиеговозможностинебезграничны. Еслитруднапроизводствеилимногочисленныезаботыпохозяйствувыходятзарациональныерамки, точеловекрезкоограничиваетсвоесвободноевремя, чтоможетвызватьстрессиз-запереутомлении, люди, проводящиесвободноевремядомавпассивномбездействии, сдерживаютсвоеразвитие, ихсуществованиеприобретаетоднообразныйхарактер.
Сравнительнонебольшойобъемдосугавсуточномритмехарактерен, какправило, дляпредставителейделовогомира, укоторыхрабочеевремяненормировано, атакжедляженщин, занятыхнапроизводствеиодновременновоспитывающихмалолетнихдетейилиимеющихбольшуюсемью. Крометого, умногихкатегорийработниковсвободноевремянечетковыражено, например, утех, ктовременнонезанятнаобщественномпроизводстве, находясьвпоискахработы, атакжеутех, ктотрудитсянестабильноиливыполняетработуподоговорунадому. Этилюдирасполагаютвозможностьювыбиратьпосвоемуусмотрениювремядлязанятий, связанныхлибострудовойдеятельностью, либоссемейнымиобязанностями, либосдосугом. Наибольшимобъемомсвободноговременирасполагаютдомохозяйкиичащевсегопенсионеры. Уработающихинеработающихлюдейдолядосугавобъемесуточноговременизаметновозрастаетввыходныедниивотпускнойпериод. Многиегражданестремятсяиспользоватьэтиднипреимущественносрекреационно-досуговойцелью, минимизируяповседневныенагрузкиидомашниедела.
Каквидим, понятия «досуг» и «свободноевремя» взаимозаменяемы. Однакоонинеидентичныпосмыслу. Когдаговорятосвободномвремени, акцентируетсяпотенциальнаявозможностьвариативноиспользоватьегоначтоугодно. Человеквэтотпериодможетзанятьсяхозяйством, домашнимиделами. Некоторыелюдипроводятегонеэффективно (всостоянии «ничегонеделания», иливущербсобственномуздоровью, илинарушалобщественныйпорядокидосугокружающихидр.).
Представление, котороеформируетсявлюбойкультуреоназначениидосуга, болееконкретно, иглавное, связаноспозитивнойегооценкой, спониманиемважностиегоконструктивногосодержания. Обществоисходитизтого, чточеловекдолжениспользоватьэтовремяпреждевсегонавосстановлениесобственногоздоровьяидлявнутреннегоразвития.[12,25]
1.2 Основные задачи
и функции и досуга.
Можновывестиследующиеосновныехарактеристикидосугамолодёжи:
- досугимеетярковыраженныефизиологические, психологическиеисоциальныеаспекты;
- досугоснованнадобровольностипривыбореродазанятийистепениактивности;
-досугпредполагаетнерегламентированную, асвободнуютворческуюдеятельность;
- досугформируетиразвиваетличность;
-досугспособствуетсамовыражению, самоутверждениюисаморазвитиюличностичерезсвободновыбранныедействия;
- досугстимулируеттворческуюинициативу;
- досугестьсфераудовлетворенияпотребностейличности;
- досугспособствуетформированиюценностныхориентаций;
- досугформируетпозитивную «Я - концепцию»;
-досугобеспечиваетудовлетворение, веселоенастроениеиперсональноеудовольствие;
- досугспособствуетсамовоспитаниюличности;
Такимобразом, можноконстатировать, чтосущностьюмолодёжногодосугаявляетсятворческоеповедение (взаимодействиесокружающейсредой) людейвсвободномдлявыборародазанятийистепениактивностипространственно-временнойсреде, детерминированныйвнутренне (потребностями, мотивами, установками, выборомформиспособовповедения) ивнешне (факторами, порождающимиповедение). Студентывыросшиевмалыхгородахнереализуютсявперечисленныхвышефакторах.
Творческаядеятельностьесть «родоваясущностьчеловека», реализуякоторую «онпреобразуетмир» (К. Маркс)«Досугистатус» // Молодежь, - СПб: 2002 г., №10, С 24 . Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющаяпотребностистудентоввконтактах. Такиеформыдосугакаксамодеятельноеобъединениепоинтересам, массовыепраздники - благоприятнаясферадляосознаниясебя, своихкачеств, достоинствинедостатковвсравнениисдругимилюдьми. Всфередосугастудентыболееоткрытыдлявлиянияивоздействиянанихсамыхсоциальныхинститутов, чтопозволяетсмаксимальнойэффективностьювоздействоватьнаихнравственныйобликимировоззрение. Впроцессеколлективногодосуговоговремяпрепровожденияпроисходитупрочениечувстватоварищества, возрастаниестепениконсолидации, стимулированиетрудовойактивности, выработкажизненнойпозиции, научениенормамповедениявобществе. Жизнедеятельностьстудентовпредельнонасыщенаиотносительнострогорегламентирована, апотомутребуетбольшихзатратфизических, психическихиинтеллектуальныхсил. Наэтомфонедосугпомогаетснятьсоздавшеесянапряжение. Именноврамкахдосуговоговременипроисходитвосстановлениеивоспроизводствоутраченныхсил, тоесть, реализуетсярекреационнаяфункция. Болеетого, заложенноеотприродыстремлениечеловекакполучениюудовольствиятакжепреимущественнореализуетсявсфередосуга.