Влияние досуговой деятельности на нравственное и физическое здоровье молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:58, практическая работа

Описание работы

Цель работы изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно – досуговых центровивыделитьпрактическиерекомендациипоегосовершенствованию.







Задачи исследования:

1. Определить сущность и функции досуга молодежи.

2. Рассмотретьсоциокультурныетехнологиимолодежногодосуга.

3. Выделитьдосуговыепредпочтенияразличныхслоевмолодыхлюдей.

4. Определить социологическоеисследованиедосуговыхпредпочтениймолодёживгородеТверь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3-5

Глава I. Основа анализа досуговой деятельности молодежи……………6

1.1Понятиедосуга, свободного времени……………………………...…........6-9

1.2 Основные задачи и функции досуга………………………………….10-12

1.3Проблемнаядеятельностьвредноговлияниявдосугемолодежи…..13-17

Глава II. Особенности проведения досуга молодёжью……………………18

2.1 Досуговыепредпочтенияразличныхслоевмолодежногонаселения…………………………………………………………………………………………………..18-20

2.2 СоциологическоеисследованиедосуговыхпредпочтениймолодёживгородеТвери…………………………………………..……………………..21-25

Заключение……………………………………….………………………….26-27

Списоклитературы…………………….…………………………………………28

Приложение

Файлы: 1 файл

Rabota.docx

— 94.10 Кб (Скачать файл)

Всякаядеятельностьзиждетсянаобщихзакономерностяхееразвития. Досугразвиваетсяпосвоимзаконам, принципам, теоретическиобоснованнымиапробированнымнапрактике.

К ним относятся:

1. Принципвсеобщностиидоступности - тоестьвозможностьприобщения, вовлеченностивсехлюдейвсферудеятельностидосуговыхучрежденийсцельюудовлетворениятворческихпотенций, ихдосуговыхзапросовиинтересов.

2. Принципсамодеятельности - реализуетсянавсехуровнях: отлюбительскогообъединениядомассовогопраздника. Самодеятельность, каксущностноесвойстволичности, обеспечиваетвысокийуровеньдостиженийвлюбойиндивидуальнойиколлективнойдеятельности. Принципиндивидуальногоподхода - предполагаетучетиндивидуальныхзапросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологическихособенностейприобеспеченииихдосуга. Дифференцированныйподходобеспечиваеткомфортноесостояниекаждогоучастникадосуговойакции.

3. Принципсистематичностиицеленаправленности - предполагаетосуществлениеэтойдеятельностинаосновепланомерногоипоследовательногосочетаниянепрерывностиивзаимозависимостивработевсехсоциальныхинститутов, призванныхобеспечиватьдосуглюдей. Этопроцессограниченногопревращениячеловекавобщественноесущество, вактивнуюитворческуюличность, живущуюполнойжизньювсогласииссамимсобойиобществом.

4. Принциппреемственности - предполагаеткультурноевзаимодействиеивзаимовлияниепоколений. Реализацияпринциповорганизациидосуганапрактикепосвоиммасштабамвоздействияналичностьвыходитдалекозарамкидосуговоговремяпрепровождения, этокрупномасштабнаясоциальнаяакция, целькоторой - разностороннееразвитиеличностичеловека.[25,37]

 

 

 

 

1.3 Проблемная деятельность вредного влияния в досуге молодежи

Употреблениеспиртныхнапитковсредиподростков

Нидлякогонесекрет, чтодаженебольшиедозыалкоголягубительнодействуютнаформирующийсямозгподростка. Авпоследнеевремямногиеподростки (какпоказалопрос – 36%) употребляютразличныеспиртныенапиткииневидятвэтомничегоособенного. Причин, покоторымподросткиначинаютупотреблятьспиртныенапиткисамыеразные: начинаяотсемейных(неблагополучныесемьи, злоупотреблениеалкоголякем-тоизродителей) изаканчиваяличнымипсихическимиизменениями, ноучитываятемумоегопроектаябыхотеларассмотретьпричину, непосредственнокасающуюсявремяпровожденияподростков. Аименното, чтомногиеподросткиначинаютупотреблятьспиртныенапиткивкомпаниях. Вподростковомвозрастенакакое-товремяглавнымсмыслообразующимотношениемстановитсяотношение "яигруппа".

Существенным, асовременемиглавнымсистемообразующиммоментомвэтихотношенияоченьчастостановитсягрупповаявыпивка, регулярноезлоупотреблениеалкоголем, котороестановитсянетолькоособой, асоциальнойпосвоейнаправленностидеятельностью, нетольковедеткоторванномуотреальностииллюзорно-компенсаторномуудовлетворениюпотребностей, нетолькоподавляетиперестраиваетиерархиюмотивов, ноиявляетсяопаснейшимядомдлядетскогоорганизма, егонервнойсистемы, головногомозга.Аэтовсвоюочередьведеткявлениямабстинентногосиндрома, компульсивноговлечения, токсическойэнцефалопатии. Неслучайнопоэтому, чтопомереперерастаниязлоупотреблениявболезньи, особеннововремябыстрого, "лавинообразного" врастаниясимптомовболезнигруппоцентрическийуровеньразвитиясмысловойсферы, дажесегоизвращеннымсодержанием, становитсяслишкомвысокимдлябольныхипроисходит "сползание" наэгоцентрическийуровень. Группа, своякомпаниякактаковаяостается, ноонаперестаетбытьсмысловымцентром, целью, становясьвсеболеелишьсредствомдляудовлетворениявзрастающейпотребности. Поэтому, вчастности, больныеперестаютдержатьсятолько "своихребят" иихинтересовиначинаютлегкосходитьсяслюбымзлоупотребляющим, слюбой, даженакороткоевремявозникшей, компаниейпьющихлюдей.

Приведенныесоображенияпозволяютпо-новомуподойтикодномуизсамыхраспространенныхивтожевремяодномуизсамыхтуманныхвпсихиатрииопределенийпроцессадеградации, аименноопределениюегокак "снижения", "уплощения" личности. Интуитивнотермины "снижение", "уплощение", какимногиедругиетерминыклиническогоописания, кажутсяпонятными, правда, лишьприусловиисоотнесенияихсконкретнымиобразамибольных. Однакоихсодержание, равнокакисодержаниебольшинствадругихподобныхтерминов, остаетсявпсихиатрииоченьнеопределенным. Предложенныйподходпозволяетрассматривать "снижение" кактермин, относимыйксмысловой, нравственно-ценностнойплоскостиразвитияличности.

Итак, входеболезнипроисходятглубокиеизмененияличности, всехееосновныхпараметровисоставляющих. Этовсвоюочередьнеизбежноприводиткпоявлениюизакреплениювструктуреличностиопределенныхустановок, способоввосприятиядействительности, смысловыхсмещений, клише, которыеначинаютопределятьвсе, втомчислеи "неалкогольные" аспектыповеденияподростков, порождатьихспецифическиедляалкоголиковхарактерологическиечерты, отношенияксебеиокружающим.[37,54]

Статистикаопросамолодежизапоследние 5 лет:

Употребляетеливыалкоголь?

а) да (75%)

б) нет (25%)

Считаетеливыалкогольжелательнымэлементомвремяпровождения?

а) да (36%)

б) нет (55%)

в) пообстоятельствам (9%)

Любителивыпроводитьвремявкомпаниидрузей?

а) да (80,6%)

б) нет (3,9%)

в) иногда (15,5%)

Вкакойобстановкеупотреблениеалкоголядоставляетвамнаибольшееудовольствие?

а) водиночестве (3,9%)

б) вкомпании (28,2%)

в) всеравно (38,5%)

г) неупотребляю (18%)

КакчастоВыупотребляетеалкоголь?

а) редко (23%)

б) дваразавнеделюичаще (20,5%)

в) иногда (23%)

г) когдаестьсредства (15,5%)

е) неупотребляю (18%)

Занятостьподростков, ихкультурноеразвитие.

Занятостьучащихсягимназии.

Когдаяпроводилопроссредивзрослых, точастослышалвысказыванияотом, чтосовременныеподросткисовершеннонечитаюткниги. « Вотявихвозрастеоченьмногочитала. Аони? Развеинтересныхкнигсталоменьше? Импростоэтонеинтересно!» И, какнистранно, подобноеяуслышалниотодногочеловека, аоточеньмногих. Вчемжедело? Ведьнасамомделе, исейчасестьоченьмноголитературы, котораяинтереснамолодомупоколению. Влитературе, какивлюбомдругомвидеискусствапостояннопоявляютсяновыенаправления, напримертакоенаправлениекак «фэнтези».

Многиесчитают, чтопричинойявляетсято, чтовнастоящеевремясократиласьдоступностькультурныхценностей. Тормозятсяпроцессыразработкииреализациипрограммцелевогоиспользованияучрежденийкультуры. Слабоефинансированиеучрежденийкультурызасчетбюджетныхсредств, привелокрезкомуихсокращению.

Сдругойстороны, существованиеогромногоколичествасвободноговремени (ранееонозаполнялосьотправкамивколхозы, стройотряды, различногородапартийнымисобраниямиисборами, кружкамипоинтересамимн.др., т.е. досугмолодежибылорганизован) заставляетмолодыхлюдейсамимсебеегоорганизовывать. Социальнаянезадействованностьпровоцируетразвитиеантисоциальногоповедения. «Отнечегоделать» сегоднясовершаютсябольшинствохулиганскихвыходокипосягательств; употреблениеалкогольных, наркотическихитоксическихсредств. Такимобразом, молодыелюди, «принадлежащиесамисебе», склонныкповедению, несогласующемусяснормамииценностямиобщества, вбольшейстепени, чемвключенныевобщественныепроцессы, жизнь. Ненужда, потребностьвпредметахпервойнеобходимостизаставляютмолодыхлюдейвступитьсегоднянапутькриминала. Вседозволенность, распущенность, наплевательский «пофигизм», желаниепозабавиться, «оторваться», продемонстрироватьсвоюсилуимощь, «крутизну», зачастуюпроявляемыесамипосебе – простотак, «отнечегоделать», подкрепленныеиждивенческойустановкойкжизни, являютсяосновнымипричинаминебывалогоростаправонарушенийсредилюдеймолодоговозраста.

Чтожекасаетсязанятостиподростковвмоемрайоне, тоздесьвсенетакпечально. Явзялстатистики, позанятостиучащихсяивыяснилось, чтовсреднем, поданнымпрошлогогодаразличныестудии, кружкиисекциипосещали 60% учащихся 8-11 классов. Однако, учитываяданныемоихсоциологическихопросов, которые, судяповсемуяпроводил(вбольшейчасти) средиподростков, которыенезанимаютсянигде, кромегимназии, этивысокиепоказателинедаютвозможностиутверждать, чтопроблемыдосугамолодежинекасаютсянашегорайона.[49,57]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Особенностипроведениядосугамолодёжью

2.1 Досуговыепредпочтенияразличныхслоевмолодежногонаселения

Всеэтиразновидностиобщенияприсутствуютвповседневнойжизнимолодогочеловекакаквчистомвиде, такивформевзаимопроникновений. Поэтому, сучетомнарастанияоттипактипумногообразиясоциальныхсвязей, предлагаемаятипологиявыглядитследующимобразом.

Первыйтипусловноназваннами “СЕМЬЯНИН”. Длямолодыхлюдейэтоготипахарактерендостаточноузкийитрадиционныйкругобщения, ориентациявосновномнаустойчивыеконтактысродственниками, соседямиизнакомыми, вотдельныхслучаях -- сколлегамипоработе (учебе), атакжепростыеи “домашние” формыдосуга (чтение, телевидение, радио, газеты, работаподомуипростоотдых). Срединынешнеймолодежиэтоттипнеявляетсяширокораспространенныминасчитываетпорядка 12% респондентов.

Второйтип, распространенностькоторогонесопоставимошире (около 30% молодежи) --“ОБЩИТЕЛЬНЫЙ”, который, вотличиеотболеезамкнутого “семьянина”, ориентируетсяпреждевсегонаконтактысширокимкругомдрузей. Представителиэтоготипаиспользуютболеепродвинутыеформыдосуга -- компьютер, музыка, хобби. Обязательныеирегулярныевстречисдрузьямистановятсяздесьедвалинедоминирующейформойсоциальнойжизни.

Третийтип (примерно 25% респондентов) подразумеваетналичиевжизнимолодыхлюдейрегулярныхсоциальныхконтактоввнеустоявшегосясемейно-дружескогокругаиможетбытьназван “РАЗВЛЕКАЮЩИМСЯ”. Егопредставителинетолькопассивнообщаютсясдрузьями, ноисовместнопосещаюткино, театры, концерты, кафе, барыимолодежныеклубы. Развлекательно-потребительскийаспектобщенияидосугастановитсядлянихоченьзначимым. Среди “развлекающихся” наиболеевысокадоляпоклонниковсовременноймузыки.

Четвертыйтипмолодёжиможноопределитькак “СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ”. Онобъединяетоколо 25% молодыхлюдей, сконцентрированныхскореенаразвивающихформахобщенияидосуга (посещениеспортклубов, музеев, выставок, занятиявкружках, объединенияхпоинтересам, дополнительныезанятиясцельюсамообразованияит.д.), чемнапростомотдыхеивстречахсдрузьями, аотношениексвободномувремениздесьстановитсяболееизбирательным. Подобныйобразжизниневозможенбезсоциально-рекреационныхзатрат (материального, физическогоиинтеллектуальногоплана), чтопридаетемуактивностьиорганизованность, темсамымдисциплинируяегопоследователей. “Социально-активный” тип -- одинизнаиболеебогатыхсточкизрениясоциальногоучастия, иэтосближаетегосостилемжизнимолодежи, принятымнаЗападе (речьидетопредставителяхсреднегокласса).

Пятыйтип- “ОДУХОТВОРЁННЫЙ” -- живеткакбывсторонеотсоциума, ограничиваясьустоявшимисясемейно-родственнымисвязями. Именноздесьпроявляетсебятенденцияизоляцииотсобственномолодежнойсредыснеизбежнымобеднениемдосуга, асамаэтасредазаменяетсякругомдуховныхилимировоззренческихединомышленников, наставниковит.п. Представителиэтоготипа, какправило, регулярнопосещаютцерковь, другиерелигиозныесобранияилипринимаютактивноеучастиевработекаких-либополитическихобъединений. Однако,отметим, чторелигиозноеилиполитическоеучастиемолодежи 90-хкрайненезначительно. “Одухотворённые” насчитываютвобщейсложностименее 5% респондентов.

Шестойтип - “ГАРМОНИЧНЫЙ” -означаетполноценностьсоциальныхсвязейиохватываетоколо 4% молодёжи. Нарядус “социально-активным” типом, онпредполагаетразностороннийобразжизни, которыймаксимальнозадействуетвсеформысоциальногообщенияидосуга, характерныедляпредставителейдругихвышеупомянутыхтипов.

Молодежьвбольшейстепениориентировананадрузей, чемнасемью. Вэтомеёглавноеотличиеотстаршегопоколения. Отклонениявраспространенностиразныхтиповобщенияпоотдельнымрегионам (см. табл. 1) связаныкакссоциально-экономическимифакторами (состояниеместнойэкономики, материальноеположениеидоходынаселения), такискультурными (традиции, взгляды, предпочтения). Вдинамичноразвивающихсярайонахстранышансовивозможностейдляобогащениясоциальнойжизниумолодежисущественнобольше, чемвдепрессивныхикризисныхзонах.[54,89]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 СоциологическоеисследованиедосуговыхпредпочтениймолодёживгородеТвери.

Вцеляхданнойкурсовойработымноюбылпроведёнопроснатему «Досуговаядеятельностьмолодежи».

Всегобылоопрошено 120 человекв возрастеот 14 до 27 лет. Из них: 15 — учащиеся, 62 — студенты, 43 — рабочаямолодежь. Мноюбылапоставленацель, определитьнаиболеепопулярныевидыпроведениядосуга, выявитьпредпочтенияв проведениидосугав зависимостиот семейногостатуса, родазанятийи др.

Выдвигаласьгипотеза, что: более 60% молодежипассивно, семейнаяи работающаямолодежьпредпочитаетпассивныйотдых, школьникимужскогополапредпочитаютпроводитьвремяза компьютером, большаячастьшкольниковпростогуляетс товарищамии участвуетв антикультурныхмероприятиях, большаячастьстудентовпроводитсвоесвободноевремяв ночныхклубах.

По результатамопросабылисформированыпредложенияпо улучшениюдосуга. Учащимсяне хватает: поездокпо городамРоссииилиза рубеж, творческогоразвития, общенияс новымилюдьми, спортивныхмероприятий, совместныхпоходовна каток, возможностиигратьсвоеймузыкальнойгруппойна публике, рок - концертовпо доступнымдлямолодежиценам, кружковрисования, актерскогомастерства, качественногорок-клуб, турпоходов, походыв кинои бассейн. Студентыхотятбольше: массовыхакций, internat-кафе, интересныхпроектовдлясамореализации, бесплатныхзанятийсортом, турпоходов, бесплатныхкружков, помощив реализациитворческихспособностейи публикациисвоеготворчества, интересныхэкскурсионныхпоездок, бесплатныхпоходовв кинотеатр, поездокна международныесоревнованияпо скалолазанию. А такжепопросилисодействияв постройкескейтпарка[27].

Информация о работе Влияние досуговой деятельности на нравственное и физическое здоровье молодежи