Всякаядеятельностьзиждетсянаобщихзакономерностяхееразвития. Досугразвиваетсяпосвоимзаконам, принципам, теоретическиобоснованнымиапробированнымнапрактике.
К ним относятся:
1. Принципвсеобщностиидоступности - тоестьвозможностьприобщения, вовлеченностивсехлюдейвсферудеятельностидосуговыхучрежденийсцельюудовлетворениятворческихпотенций, ихдосуговыхзапросовиинтересов.
2. Принципсамодеятельности - реализуетсянавсехуровнях: отлюбительскогообъединениядомассовогопраздника. Самодеятельность, каксущностноесвойстволичности, обеспечиваетвысокийуровеньдостиженийвлюбойиндивидуальнойиколлективнойдеятельности. Принципиндивидуальногоподхода - предполагаетучетиндивидуальныхзапросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологическихособенностейприобеспеченииихдосуга. Дифференцированныйподходобеспечиваеткомфортноесостояниекаждогоучастникадосуговойакции.
3. Принципсистематичностиицеленаправленности - предполагаетосуществлениеэтойдеятельностинаосновепланомерногоипоследовательногосочетаниянепрерывностиивзаимозависимостивработевсехсоциальныхинститутов, призванныхобеспечиватьдосуглюдей. Этопроцессограниченногопревращениячеловекавобщественноесущество, вактивнуюитворческуюличность, живущуюполнойжизньювсогласииссамимсобойиобществом.
4. Принциппреемственности - предполагаеткультурноевзаимодействиеивзаимовлияниепоколений. Реализацияпринциповорганизациидосуганапрактикепосвоиммасштабамвоздействияналичностьвыходитдалекозарамкидосуговоговремяпрепровождения, этокрупномасштабнаясоциальнаяакция, целькоторой - разностороннееразвитиеличностичеловека.[25,37]
1.3 Проблемная деятельность
вредного влияния в досуге молодежи
Употреблениеспиртныхнапитковсредиподростков
Нидлякогонесекрет, чтодаженебольшиедозыалкоголягубительнодействуютнаформирующийсямозгподростка. Авпоследнеевремямногиеподростки (какпоказалопрос – 36%) употребляютразличныеспиртныенапиткииневидятвэтомничегоособенного. Причин, покоторымподросткиначинаютупотреблятьспиртныенапиткисамыеразные: начинаяотсемейных(неблагополучныесемьи, злоупотреблениеалкоголякем-тоизродителей) изаканчиваяличнымипсихическимиизменениями, ноучитываятемумоегопроектаябыхотеларассмотретьпричину, непосредственнокасающуюсявремяпровожденияподростков. Аименното, чтомногиеподросткиначинаютупотреблятьспиртныенапиткивкомпаниях. Вподростковомвозрастенакакое-товремяглавнымсмыслообразующимотношениемстановитсяотношение "яигруппа".
Существенным, асовременемиглавнымсистемообразующиммоментомвэтихотношенияоченьчастостановитсягрупповаявыпивка, регулярноезлоупотреблениеалкоголем, котороестановитсянетолькоособой, асоциальнойпосвоейнаправленностидеятельностью, нетольковедеткоторванномуотреальностииллюзорно-компенсаторномуудовлетворениюпотребностей, нетолькоподавляетиперестраиваетиерархиюмотивов, ноиявляетсяопаснейшимядомдлядетскогоорганизма, егонервнойсистемы, головногомозга.Аэтовсвоюочередьведеткявлениямабстинентногосиндрома, компульсивноговлечения, токсическойэнцефалопатии. Неслучайнопоэтому, чтопомереперерастаниязлоупотреблениявболезньи, особеннововремябыстрого, "лавинообразного" врастаниясимптомовболезнигруппоцентрическийуровеньразвитиясмысловойсферы, дажесегоизвращеннымсодержанием, становитсяслишкомвысокимдлябольныхипроисходит "сползание" наэгоцентрическийуровень. Группа, своякомпаниякактаковаяостается, ноонаперестаетбытьсмысловымцентром, целью, становясьвсеболеелишьсредствомдляудовлетворениявзрастающейпотребности. Поэтому, вчастности, больныеперестаютдержатьсятолько "своихребят" иихинтересовиначинаютлегкосходитьсяслюбымзлоупотребляющим, слюбой, даженакороткоевремявозникшей, компаниейпьющихлюдей.
Приведенныесоображенияпозволяютпо-новомуподойтикодномуизсамыхраспространенныхивтожевремяодномуизсамыхтуманныхвпсихиатрииопределенийпроцессадеградации, аименноопределениюегокак "снижения", "уплощения" личности. Интуитивнотермины "снижение", "уплощение", какимногиедругиетерминыклиническогоописания, кажутсяпонятными, правда, лишьприусловиисоотнесенияихсконкретнымиобразамибольных. Однакоихсодержание, равнокакисодержаниебольшинствадругихподобныхтерминов, остаетсявпсихиатрииоченьнеопределенным. Предложенныйподходпозволяетрассматривать "снижение" кактермин, относимыйксмысловой, нравственно-ценностнойплоскостиразвитияличности.
Итак, входеболезнипроисходятглубокиеизмененияличности, всехееосновныхпараметровисоставляющих. Этовсвоюочередьнеизбежноприводиткпоявлениюизакреплениювструктуреличностиопределенныхустановок, способоввосприятиядействительности, смысловыхсмещений, клише, которыеначинаютопределятьвсе, втомчислеи "неалкогольные" аспектыповеденияподростков, порождатьихспецифическиедляалкоголиковхарактерологическиечерты, отношенияксебеиокружающим.[37,54]
Статистикаопросамолодежизапоследние 5 лет:
Употребляетеливыалкоголь?
а) да (75%)
б) нет (25%)
Считаетеливыалкогольжелательнымэлементомвремяпровождения?
а) да (36%)
б) нет (55%)
в) пообстоятельствам (9%)
Любителивыпроводитьвремявкомпаниидрузей?
а) да (80,6%)
б) нет (3,9%)
в) иногда (15,5%)
Вкакойобстановкеупотреблениеалкоголядоставляетвамнаибольшееудовольствие?
а) водиночестве (3,9%)
б) вкомпании (28,2%)
в) всеравно (38,5%)
г) неупотребляю (18%)
КакчастоВыупотребляетеалкоголь?
а) редко (23%)
б) дваразавнеделюичаще (20,5%)
в) иногда (23%)
г) когдаестьсредства (15,5%)
е) неупотребляю (18%)
Занятостьподростков, ихкультурноеразвитие.
Занятостьучащихсягимназии.
Когдаяпроводилопроссредивзрослых, точастослышалвысказыванияотом, чтосовременныеподросткисовершеннонечитаюткниги. « Вотявихвозрастеоченьмногочитала. Аони? Развеинтересныхкнигсталоменьше? Импростоэтонеинтересно!» И, какнистранно, подобноеяуслышалниотодногочеловека, аоточеньмногих. Вчемжедело? Ведьнасамомделе, исейчасестьоченьмноголитературы, котораяинтереснамолодомупоколению. Влитературе, какивлюбомдругомвидеискусствапостояннопоявляютсяновыенаправления, напримертакоенаправлениекак «фэнтези».
Многиесчитают, чтопричинойявляетсято, чтовнастоящеевремясократиласьдоступностькультурныхценностей. Тормозятсяпроцессыразработкииреализациипрограммцелевогоиспользованияучрежденийкультуры. Слабоефинансированиеучрежденийкультурызасчетбюджетныхсредств, привелокрезкомуихсокращению.
Сдругойстороны, существованиеогромногоколичествасвободноговремени (ранееонозаполнялосьотправкамивколхозы, стройотряды, различногородапартийнымисобраниямиисборами, кружкамипоинтересамимн.др., т.е. досугмолодежибылорганизован) заставляетмолодыхлюдейсамимсебеегоорганизовывать. Социальнаянезадействованностьпровоцируетразвитиеантисоциальногоповедения. «Отнечегоделать» сегоднясовершаютсябольшинствохулиганскихвыходокипосягательств; употреблениеалкогольных, наркотическихитоксическихсредств. Такимобразом, молодыелюди, «принадлежащиесамисебе», склонныкповедению, несогласующемусяснормамииценностямиобщества, вбольшейстепени, чемвключенныевобщественныепроцессы, жизнь. Ненужда, потребностьвпредметахпервойнеобходимостизаставляютмолодыхлюдейвступитьсегоднянапутькриминала. Вседозволенность, распущенность, наплевательский «пофигизм», желаниепозабавиться, «оторваться», продемонстрироватьсвоюсилуимощь, «крутизну», зачастуюпроявляемыесамипосебе – простотак, «отнечегоделать», подкрепленныеиждивенческойустановкойкжизни, являютсяосновнымипричинаминебывалогоростаправонарушенийсредилюдеймолодоговозраста.
Чтожекасаетсязанятостиподростковвмоемрайоне, тоздесьвсенетакпечально. Явзялстатистики, позанятостиучащихсяивыяснилось, чтовсреднем, поданнымпрошлогогодаразличныестудии, кружкиисекциипосещали 60% учащихся 8-11 классов. Однако, учитываяданныемоихсоциологическихопросов, которые, судяповсемуяпроводил(вбольшейчасти) средиподростков, которыенезанимаютсянигде, кромегимназии, этивысокиепоказателинедаютвозможностиутверждать, чтопроблемыдосугамолодежинекасаютсянашегорайона.[49,57]
Глава II. Особенностипроведениядосугамолодёжью
2.1 Досуговыепредпочтенияразличныхслоевмолодежногонаселения
Всеэтиразновидностиобщенияприсутствуютвповседневнойжизнимолодогочеловекакаквчистомвиде, такивформевзаимопроникновений. Поэтому, сучетомнарастанияоттипактипумногообразиясоциальныхсвязей, предлагаемаятипологиявыглядитследующимобразом.
Первыйтипусловноназваннами “СЕМЬЯНИН”. Длямолодыхлюдейэтоготипахарактерендостаточноузкийитрадиционныйкругобщения, ориентациявосновномнаустойчивыеконтактысродственниками, соседямиизнакомыми, вотдельныхслучаях -- сколлегамипоработе (учебе), атакжепростыеи “домашние” формыдосуга (чтение, телевидение, радио, газеты, работаподомуипростоотдых). Срединынешнеймолодежиэтоттипнеявляетсяширокораспространенныминасчитываетпорядка 12% респондентов.
Второйтип, распространенностькоторогонесопоставимошире (около 30% молодежи) --“ОБЩИТЕЛЬНЫЙ”, который, вотличиеотболеезамкнутого “семьянина”, ориентируетсяпреждевсегонаконтактысширокимкругомдрузей. Представителиэтоготипаиспользуютболеепродвинутыеформыдосуга -- компьютер, музыка, хобби. Обязательныеирегулярныевстречисдрузьямистановятсяздесьедвалинедоминирующейформойсоциальнойжизни.
Третийтип (примерно 25% респондентов) подразумеваетналичиевжизнимолодыхлюдейрегулярныхсоциальныхконтактоввнеустоявшегосясемейно-дружескогокругаиможетбытьназван “РАЗВЛЕКАЮЩИМСЯ”. Егопредставителинетолькопассивнообщаютсясдрузьями, ноисовместнопосещаюткино, театры, концерты, кафе, барыимолодежныеклубы. Развлекательно-потребительскийаспектобщенияидосугастановитсядлянихоченьзначимым. Среди “развлекающихся” наиболеевысокадоляпоклонниковсовременноймузыки.
Четвертыйтипмолодёжиможноопределитькак “СОЦИАЛЬНО-АКТИВНЫЙ”. Онобъединяетоколо 25% молодыхлюдей, сконцентрированныхскореенаразвивающихформахобщенияидосуга (посещениеспортклубов, музеев, выставок, занятиявкружках, объединенияхпоинтересам, дополнительныезанятиясцельюсамообразованияит.д.), чемнапростомотдыхеивстречахсдрузьями, аотношениексвободномувремениздесьстановитсяболееизбирательным. Подобныйобразжизниневозможенбезсоциально-рекреационныхзатрат (материального, физическогоиинтеллектуальногоплана), чтопридаетемуактивностьиорганизованность, темсамымдисциплинируяегопоследователей. “Социально-активный” тип -- одинизнаиболеебогатыхсточкизрениясоциальногоучастия, иэтосближаетегосостилемжизнимолодежи, принятымнаЗападе (речьидетопредставителяхсреднегокласса).
Пятыйтип- “ОДУХОТВОРЁННЫЙ” -- живеткакбывсторонеотсоциума, ограничиваясьустоявшимисясемейно-родственнымисвязями. Именноздесьпроявляетсебятенденцияизоляцииотсобственномолодежнойсредыснеизбежнымобеднениемдосуга, асамаэтасредазаменяетсякругомдуховныхилимировоззренческихединомышленников, наставниковит.п. Представителиэтоготипа, какправило, регулярнопосещаютцерковь, другиерелигиозныесобранияилипринимаютактивноеучастиевработекаких-либополитическихобъединений. Однако,отметим, чторелигиозноеилиполитическоеучастиемолодежи 90-хкрайненезначительно. “Одухотворённые” насчитываютвобщейсложностименее 5% респондентов.
Шестойтип - “ГАРМОНИЧНЫЙ” -означаетполноценностьсоциальныхсвязейиохватываетоколо 4% молодёжи. Нарядус “социально-активным” типом, онпредполагаетразностороннийобразжизни, которыймаксимальнозадействуетвсеформысоциальногообщенияидосуга, характерныедляпредставителейдругихвышеупомянутыхтипов.
Молодежьвбольшейстепениориентировананадрузей, чемнасемью. Вэтомеёглавноеотличиеотстаршегопоколения. Отклонениявраспространенностиразныхтиповобщенияпоотдельнымрегионам (см. табл. 1) связаныкакссоциально-экономическимифакторами (состояниеместнойэкономики, материальноеположениеидоходынаселения), такискультурными (традиции, взгляды, предпочтения). Вдинамичноразвивающихсярайонахстранышансовивозможностейдляобогащениясоциальнойжизниумолодежисущественнобольше, чемвдепрессивныхикризисныхзонах.[54,89]
2.2 СоциологическоеисследованиедосуговыхпредпочтениймолодёживгородеТвери.
Вцеляхданнойкурсовойработымноюбылпроведёнопроснатему «Досуговаядеятельностьмолодежи».
Всегобылоопрошено 120 человекв возрастеот 14 до 27 лет. Из них: 15 — учащиеся, 62 — студенты, 43 — рабочаямолодежь. Мноюбылапоставленацель, определитьнаиболеепопулярныевидыпроведениядосуга, выявитьпредпочтенияв проведениидосугав зависимостиот семейногостатуса, родазанятийи др.
Выдвигаласьгипотеза, что: более 60% молодежипассивно, семейнаяи работающаямолодежьпредпочитаетпассивныйотдых, школьникимужскогополапредпочитаютпроводитьвремяза компьютером, большаячастьшкольниковпростогуляетс товарищамии участвуетв антикультурныхмероприятиях, большаячастьстудентовпроводитсвоесвободноевремяв ночныхклубах.
По результатамопросабылисформированыпредложенияпо улучшениюдосуга. Учащимсяне хватает: поездокпо городамРоссииилиза рубеж, творческогоразвития, общенияс новымилюдьми, спортивныхмероприятий, совместныхпоходовна каток, возможностиигратьсвоеймузыкальнойгруппойна публике, рок - концертовпо доступнымдлямолодежиценам, кружковрисования, актерскогомастерства, качественногорок-клуб, турпоходов, походыв кинои бассейн. Студентыхотятбольше: массовыхакций, internat-кафе, интересныхпроектовдлясамореализации, бесплатныхзанятийсортом, турпоходов, бесплатныхкружков, помощив реализациитворческихспособностейи публикациисвоеготворчества, интересныхэкскурсионныхпоездок, бесплатныхпоходовв кинотеатр, поездокна международныесоревнованияпо скалолазанию. А такжепопросилисодействияв постройкескейтпарка[27].