Поставленныегипотезыне оправдались. Большаячастьмолодежипредпочитаетактивныйотдых. Школьникине такчастоиграютв компьютерныеигры, какпредполагалось, компьютерныеигрыстоятдажена пятомместев рейтингеантипатий. Оправдаласьгипотеза, чтошкольникипредпочитаютпростогулятьс друзьями, причему студентовэтонаиболеепопулярныйвидотдыха. Посещениеночныхклубовне стоитна первыхместахпо предпочтительности, но и сильныхантипатийпо этомуповодуне возникает. Студентыболеечемучащиесяне любятсидетьдомаза рукоделием, заниматьсядомашнимхозяйством, но онигораздобольшевремениуделяюттворчествуи самообразованию. Затоучащиесяохотнеезанимаютсяспортом, нежелистуденты. Студентычаще, чемученикипросиживаютза компьютернымииграми.
На вопрос «Какчастоу Васбываетсвободноевремя, котороеВы можетепосвятитьсвоемулюбимомузанятию?» большинствоопрошенныхсклоняетсяк ответу «несколькоразв неделю». Средиответовна вопрос «ЧемВы занимаетесьв свободноевремя?» 1-ыеместазанимают: посещениедискотеки баров, посиделкис друзьями, времяпрепровождениес любимымчеловеком.
На последнихпозицияхсейчаснаходятсяпосещениекружковпо интересам, рукоделие, домашнеехозяйство. Чтениекниги журналов, самообразование, просмотртелевизионныхпередачи походыв кино, театрыи выставкинаходилисьи находятсяпостояннов серединерейтингапредпочтений.
На вопрос, чтодляменялучшийотдых, рабочаямолодежьи студентысейчасвсебольшесклоняютсяк ответам «бытьодному» и «общатьсятолькос близкимилюдьми», тогдакак, у учащихсянаоборотнаблюдаемпротивоположнуютенденцию, сегодня 89% опрошенныхпредпочитаютактивныйотдых.
На вопрос «Достаточно лив городеместдляудовлетворениявашихдосуговыхпотребностей?» мнениене изменилось. По-прежнемучислотех, ктосчитает, что «достаточно» (47 %), не многимбольшетех, ктосчитает, что «недостаточно» (41 %).
Времяпрепровождениестудентов 1-3 курсовистудентовстаршихкурсовзначительноотличается. Так, измладшихтретьзанимаетсяспортом, 20% посещаюткинотеатры, 15% используютвремядлясамообразованияиоколо 64% посещаютночныеклубы. Кчетвертомукурсувернымиспортуостаютсятолько 12%, самообразованиемпродолжаютзаниматься 10%, интересккинотеатрамвозрастаетипосещаетихужетретьстудентов. 73% старшекурсников - активныепосетителиночныхклубов.
Зачемстудентыходятвночныеклубы? Основноймотив - тусовка (более 50%). Далеемотивыудевушекимолодыхлюдейрасходятся. Так, длядевушекпривлекательностьночныхклубовопределяетсявозможностьюпотанцевать. Сильнаяжеполовинапредпочитаетобщениезастойкойбара, ичемстаршестудент, темболеевыраженэтотмотив.
Естьите, ктонепосещаетночныеклубывообще. Более 60% изнихнелюбятгромкуюмузыку, шумнуюобстановку, 40% ссылаютсянанехваткувремени, 15% неустраиваютценынавходнойбилетилиудаленностьклубовотдома.
Навопрос "Чтоособенноговночномклубе, которыйнравитсявамбольшевсего?" - 40,4% ответили: музыка, дискотека, возможностьпотанцевать, 36,2% - друзья, особыйконтингентлюдей, 19% - дизайн, мебель, интерьер.Устудентов 20-24-хлетдрузья, особыйконтингентлюдейявляютсяопределяющимфакторомсимпатииктомуилииномуклубу, втовремякакдлявозраста 17-19 лет - возможностьпотанцевать, послушатьмузыку.
Самымсущественнымфакторомоказаласьмузыка/светомузыка - для 63,8% этоважно. Наиболеенейтральноеотношениеустудентовкналичиювночномклубебильярда, бара. Свозрастомувеличиваетсярольимиджаночногоклуба.
Такимобразом, внастоящеевремя, большинствостудентовявляютсяактивнымипосетителяминочныхклубов.
Респондентамбылзаданвопрос «Чтогородскиевластимогли бысделатьдляудовлетворенияВашихпотребностей?». 42 % опрошенныхпросятпостроитьновыйбассейн, стадион, спортзал, 31% — организоватьбесплатныеклубыпо интересам, 18% — создатьмолодежныеорганизации, которыеспособствовали быколлективномуотдыху (например, туристическиепоходы), 9% — создатьструктуры, позволяющиемолодежиобщатьсяс руководящимиорганамивласти.
Если быбылавозможностьстатьчленомкакой-либоорганизации, то молодежь бывыбралаорганизацию:
а) спортивнойнаправленности 45%
б) творческойнаправленности 33%
г) интеллектуальногоплана 22%
Входеисследованиявыявилосьостроепротиворечиемеждуувеличениемсвободноговремениумолодёжиивозможностямикачественногоегонасыщения. Судяпоцифрам, отмечаетсятенденцияопределённойчастимолодёжикпроведениюдосугапередтелевизором, компьютером, чтовнекоторойстепенисокращаетвремядлясамообразования, саморазвитияитворчества.
Напрашиваетсявывод: молодежьстрадаетопаснойсоциальнойнемощью, причинакоторой - ухудшениеморальногоклиматавобществе, качествачеловеческогообщения, социальногосамочувствиявцелом. Навопрос: "Какиевидыкультурногодосугавыпредпочитаете?" ответыраспределилисьследующимобразом. Оказывается, библиотекипосещаютвсегооколо 30% опрошенных, причембольшинствоизнихстуденты 1-3 курсов. Кинотеатрамотдалипредпочтение 47,57%, ночныеклубыикафе - 33,66%. Участиювхудожественнойсамодеятельностииспортивнымсекциямкаквидудосугаотдалипредпочтениечутьболее 3 процентовопрошенных. Запоследниегоды, печальноконстатируютсоциологи, рольчтенияумолодёжиснизилась. Этосразужеотразилосьнаразговорнойречи. Онасталакосноязычной. Еслижемолодыелюдичитают, то, каквидноизопроса, этоприключенияидетективы. Большойпопулярностьюсегодняпользуетсянереальноеобщение, авиртуальное, сюдаможноотнеститакиесайтыкак «Одноклассники», «ВКонтакте», нуиконечносамымпопулярнымсредствомобщенияможноназвать «ICQ».[31]
Заключение
Внастоящеевремявсебольшеевниманиеученыхпривлекаютпроблемымолодежногодосуга. Вомногомэтодиктуетсямасштабомтехизменений, которымихарактеризуетсяэтаобластьжизнедеятельности. Становитсявозможнымговоритьовозрастающейролидосугадлямолодежии, какследствие, обувеличенииеговлияниянапроцесссоциализациимолодогопоколения.
Повышенныйинтересксоциологическомуисследованиюдосугаопределяетсятакжеизменениямисодержанияиструктурыдосугаподвоздействиемсоциокультурныхтрансформаций, произошедшихвстране (сменыценностныхустановокроссийскоймолодежи, развитиясоциальнойинфраструктуры, появленияновыхинформационныхтехнологий). ЭтодиктуетнеобходимостьтипологизациидосуговогоповедениямолодеживсоответствиисосложившейсясоциокультурнойситуациейвсовременнойРоссии.
Рольдосугакакфактораформированияособоймолодежнойсубкультурывозрастаетвследствиесниженияролитрадиционныхинститутовсоциализациииотсутствияскоординированнойгосударственнойполитикивобластимолодежногодосуга. Формированиесубкультурпроцесснеизбежный, обусловленныйкакдифференциациейиавтономизациейсоциальныхинститутов, такивовлечениемличностивразличныесоциальныегруппы. Результатысоциологическихисследованиймолодежныхгрупппоказывают, чтосовместнаядеятельностьвоспринимаетсячленамиэтихгрупп, преждевсего, какдосуговая. Вследствиечегоможноговоритьоформированиимолодежныхсубкультур, носящихдосуговыйхарактер.
Досугвыступаетвкачествеструктурногоэлементасвободноговремени, егосодержаниенаполненодеятельностью, позволяющейнетолькопреодолеватьстрессыиусталость, ноиразвиватьдуховныеифизическиекачестваисходяизсоциокультурныхпотребностейличности. Втожевремядосугявляетсяотносительносамостоятельнойсферойжизнедеятельностимолодежи. Основнойпризнак, отличающийвремядосугаотсвободноговремени - этовозможностьвыборавидовдеятельностиисходяизсвоихсоциокультурныхинтересовидуховно-нравственныхпредпочтений. Человекволенраспоряжатьсявременемдосугапосвоемусобственномуусмотрениювсоответствиисосвоимиценностнымиориентациями.
Список литературы.
1. Бестужев –Лада И.В. Молодость
и зрелость: Размышления о некоторых социальных
проблемах молодежи. – М.: Политиздат,
2004г
2. Бутенко И.А. Качество свободного
времени у богатых и бедных / И.А. Бутенко
// Социологические исследования. 1998, №
7.
3. Бутенко И.А. Подростки: чтение
и использование компьютера // Социс. 2001.
№12.
4. Воловик А.Ф., Воловик В.А.«Педагогика
досуга» -М. издательство «Флинта» 1998
5. Выготский Л.С. «Педагогика
подростка» - М. 1999
6. «Досуг и статус» // Молодежь,
- СПб: 2002 г., №10, С 24
7. Дробииская Е.И., Соколов Э.В.
Свободное время и развитие личности.
- Л., 2004. - С.7-
8. Журнал «Молодёжь» - ст. «Досуг
и статус» - СПб: 2002 г., №10, 24 стр.
9. Измайлов К.Н. – Молодёжный
культурный центр и проблемы перестройки
клубной работы – СПб:1995 г., 143 стр
10. Кон И.С. «Психология ранней
юности» М.Просвещение, 1997.
11. Культурно – досуговая деятельность.
Учебник ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова.
М., 1998.
12. Кэндо. Т. Досуг и популярная
культура в динамике и развитие // Личность.
Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2)
- С.288
13. Клубоведение: Учебное пособие/
Под ред.Ковшарова В.А.-М.: Просвещение,2005.-
С. 29-46.
14. М. Каплан. Основные модели
досуга. М.2008.
15. Методический сборник по
организации летнего отдыха детей и подростков
«Лето – 2004» составитель Корсак Е.Н. - Минск
2004
Приложение
Уважаемый респондент!
Предлагаем Вам поучаствовать
в социологическом опросе.
1)Каким, в среднем, количеством
свободного времени Вы располагаете
каждый день?
-Менее 2 часов
-От 2до 3 часов
-От 4 до 6 часов
-Более 6 часов
2)Подрабатываете в свободное
время?
-да
-нет
3)Как вы проводите свободное
время?
-Гуляю с друзьями, хожу
на дискотеки
-смотрю телевизор, сижу
за компьютером
-я много времени провожу
в секции, кружке и т.п.
-учу домашние задания,
занимаюсь дополнительно
4) Посещаете ли вы какие-либо
секции? (Если да, то перейдите
к вопросу №5, нет к №6)
-да
-нет
5)Какие секции вы посещаете?
-спортивные
-музыкальные
-Ваш вариант ответа_______________________________
6)Какие зрелищные мероприятия
Вы посещаете чаще всего?
-кино
-театр
-концерты
-клубы (танцы)
-другое_____________________________________________
7)Где вы обычно отдыхаете
в каникулы или отпуск?
-на даче
-на море
-за рубежом
-В Твери
-в лагере
8)Занимаетесь ли вы
делами по домашнему хозяйству?
-Да
-нет
9)Участвуете в общественной
жизни?
-да
-нет
10)Употребляете ли вы
алкоголь?
-да
-нет
11)Считаете ли вы алкоголь
желательным элементом время
провождения?
-да
-нет
-по обстоятельствам
-ваш вариант
12)Зависит ли выбор
Вашего досуга от компании
друзей?
-да
-нет
-иногда
13)Сколько вам лет?
14)Какого вы пола?
-М
-Ж
15)Ваша профессия?