Влияние досуговой деятельности на нравственное и физическое здоровье молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:58, практическая работа

Описание работы

Цель работы изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно – досуговых центровивыделитьпрактическиерекомендациипоегосовершенствованию.







Задачи исследования:

1. Определить сущность и функции досуга молодежи.

2. Рассмотретьсоциокультурныетехнологиимолодежногодосуга.

3. Выделитьдосуговыепредпочтенияразличныхслоевмолодыхлюдей.

4. Определить социологическоеисследованиедосуговыхпредпочтениймолодёживгородеТверь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3-5

Глава I. Основа анализа досуговой деятельности молодежи……………6

1.1Понятиедосуга, свободного времени……………………………...…........6-9

1.2 Основные задачи и функции досуга………………………………….10-12

1.3Проблемнаядеятельностьвредноговлияниявдосугемолодежи…..13-17

Глава II. Особенности проведения досуга молодёжью……………………18

2.1 Досуговыепредпочтенияразличныхслоевмолодежногонаселения…………………………………………………………………………………………………..18-20

2.2 СоциологическоеисследованиедосуговыхпредпочтениймолодёживгородеТвери…………………………………………..……………………..21-25

Заключение……………………………………….………………………….26-27

Списоклитературы…………………….…………………………………………28

Приложение

Файлы: 1 файл

Rabota.docx

— 94.10 Кб (Скачать файл)

Поставленныегипотезыне оправдались. Большаячастьмолодежипредпочитаетактивныйотдых. Школьникине такчастоиграютв компьютерныеигры, какпредполагалось, компьютерныеигрыстоятдажена пятомместев рейтингеантипатий. Оправдаласьгипотеза, чтошкольникипредпочитаютпростогулятьс друзьями, причему студентовэтонаиболеепопулярныйвидотдыха. Посещениеночныхклубовне стоитна первыхместахпо предпочтительности, но и сильныхантипатийпо этомуповодуне возникает. Студентыболеечемучащиесяне любятсидетьдомаза рукоделием, заниматьсядомашнимхозяйством, но онигораздобольшевремениуделяюттворчествуи самообразованию. Затоучащиесяохотнеезанимаютсяспортом, нежелистуденты. Студентычаще, чемученикипросиживаютза компьютернымииграми.

На вопрос «Какчастоу Васбываетсвободноевремя, котороеВы можетепосвятитьсвоемулюбимомузанятию?» большинствоопрошенныхсклоняетсяк ответу «несколькоразв неделю». Средиответовна вопрос «ЧемВы занимаетесьв свободноевремя?» 1-ыеместазанимают: посещениедискотеки баров, посиделкис друзьями, времяпрепровождениес любимымчеловеком.

На последнихпозицияхсейчаснаходятсяпосещениекружковпо интересам, рукоделие, домашнеехозяйство. Чтениекниги журналов, самообразование, просмотртелевизионныхпередачи походыв кино, театрыи выставкинаходилисьи находятсяпостояннов серединерейтингапредпочтений.

На вопрос, чтодляменялучшийотдых, рабочаямолодежьи студентысейчасвсебольшесклоняютсяк ответам «бытьодному» и «общатьсятолькос близкимилюдьми», тогдакак, у учащихсянаоборотнаблюдаемпротивоположнуютенденцию, сегодня 89% опрошенныхпредпочитаютактивныйотдых.

На вопрос «Достаточно лив городеместдляудовлетворениявашихдосуговыхпотребностей?» мнениене изменилось. По-прежнемучислотех, ктосчитает, что «достаточно» (47 %), не многимбольшетех, ктосчитает, что «недостаточно» (41 %).

Времяпрепровождениестудентов 1-3 курсовистудентовстаршихкурсовзначительноотличается. Так, измладшихтретьзанимаетсяспортом, 20% посещаюткинотеатры, 15% используютвремядлясамообразованияиоколо 64% посещаютночныеклубы. Кчетвертомукурсувернымиспортуостаютсятолько 12%, самообразованиемпродолжаютзаниматься 10%, интересккинотеатрамвозрастаетипосещаетихужетретьстудентов. 73% старшекурсников - активныепосетителиночныхклубов.

Зачемстудентыходятвночныеклубы? Основноймотив - тусовка (более 50%). Далеемотивыудевушекимолодыхлюдейрасходятся. Так, длядевушекпривлекательностьночныхклубовопределяетсявозможностьюпотанцевать. Сильнаяжеполовинапредпочитаетобщениезастойкойбара, ичемстаршестудент, темболеевыраженэтотмотив.

Естьите, ктонепосещаетночныеклубывообще. Более 60% изнихнелюбятгромкуюмузыку, шумнуюобстановку, 40% ссылаютсянанехваткувремени, 15% неустраиваютценынавходнойбилетилиудаленностьклубовотдома.

Навопрос "Чтоособенноговночномклубе, которыйнравитсявамбольшевсего?" - 40,4% ответили: музыка, дискотека, возможностьпотанцевать, 36,2% - друзья, особыйконтингентлюдей, 19% - дизайн, мебель, интерьер.Устудентов 20-24-хлетдрузья, особыйконтингентлюдейявляютсяопределяющимфакторомсимпатииктомуилииномуклубу, втовремякакдлявозраста 17-19 лет - возможностьпотанцевать, послушатьмузыку.

Самымсущественнымфакторомоказаласьмузыка/светомузыка - для 63,8% этоважно. Наиболеенейтральноеотношениеустудентовкналичиювночномклубебильярда, бара. Свозрастомувеличиваетсярольимиджаночногоклуба.

Такимобразом, внастоящеевремя, большинствостудентовявляютсяактивнымипосетителяминочныхклубов.

Респондентамбылзаданвопрос «Чтогородскиевластимогли бысделатьдляудовлетворенияВашихпотребностей?». 42 % опрошенныхпросятпостроитьновыйбассейн, стадион, спортзал, 31% — организоватьбесплатныеклубыпо интересам, 18% — создатьмолодежныеорганизации, которыеспособствовали быколлективномуотдыху (например, туристическиепоходы), 9% — создатьструктуры, позволяющиемолодежиобщатьсяс руководящимиорганамивласти.

Если быбылавозможностьстатьчленомкакой-либоорганизации, то молодежь бывыбралаорганизацию:

а) спортивнойнаправленности 45%

б) творческойнаправленности 33%

г) интеллектуальногоплана 22%

Входеисследованиявыявилосьостроепротиворечиемеждуувеличениемсвободноговремениумолодёжиивозможностямикачественногоегонасыщения. Судяпоцифрам, отмечаетсятенденцияопределённойчастимолодёжикпроведениюдосугапередтелевизором, компьютером, чтовнекоторойстепенисокращаетвремядлясамообразования, саморазвитияитворчества.

Напрашиваетсявывод: молодежьстрадаетопаснойсоциальнойнемощью, причинакоторой - ухудшениеморальногоклиматавобществе, качествачеловеческогообщения, социальногосамочувствиявцелом. Навопрос: "Какиевидыкультурногодосугавыпредпочитаете?" ответыраспределилисьследующимобразом. Оказывается, библиотекипосещаютвсегооколо 30% опрошенных, причембольшинствоизнихстуденты 1-3 курсов. Кинотеатрамотдалипредпочтение 47,57%, ночныеклубыикафе - 33,66%. Участиювхудожественнойсамодеятельностииспортивнымсекциямкаквидудосугаотдалипредпочтениечутьболее 3 процентовопрошенных. Запоследниегоды, печальноконстатируютсоциологи, рольчтенияумолодёжиснизилась. Этосразужеотразилосьнаразговорнойречи. Онасталакосноязычной. Еслижемолодыелюдичитают, то, каквидноизопроса, этоприключенияидетективы. Большойпопулярностьюсегодняпользуетсянереальноеобщение, авиртуальное, сюдаможноотнеститакиесайтыкак «Одноклассники», «ВКонтакте», нуиконечносамымпопулярнымсредствомобщенияможноназвать «ICQ».[31]

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Внастоящеевремявсебольшеевниманиеученыхпривлекаютпроблемымолодежногодосуга. Вомногомэтодиктуетсямасштабомтехизменений, которымихарактеризуетсяэтаобластьжизнедеятельности. Становитсявозможнымговоритьовозрастающейролидосугадлямолодежии, какследствие, обувеличенииеговлияниянапроцесссоциализациимолодогопоколения.

Повышенныйинтересксоциологическомуисследованиюдосугаопределяетсятакжеизменениямисодержанияиструктурыдосугаподвоздействиемсоциокультурныхтрансформаций, произошедшихвстране (сменыценностныхустановокроссийскоймолодежи, развитиясоциальнойинфраструктуры, появленияновыхинформационныхтехнологий). ЭтодиктуетнеобходимостьтипологизациидосуговогоповедениямолодеживсоответствиисосложившейсясоциокультурнойситуациейвсовременнойРоссии.

Рольдосугакакфактораформированияособоймолодежнойсубкультурывозрастаетвследствиесниженияролитрадиционныхинститутовсоциализациииотсутствияскоординированнойгосударственнойполитикивобластимолодежногодосуга. Формированиесубкультурпроцесснеизбежный, обусловленныйкакдифференциациейиавтономизациейсоциальныхинститутов, такивовлечениемличностивразличныесоциальныегруппы. Результатысоциологическихисследованиймолодежныхгрупппоказывают, чтосовместнаядеятельностьвоспринимаетсячленамиэтихгрупп, преждевсего, какдосуговая. Вследствиечегоможноговоритьоформированиимолодежныхсубкультур, носящихдосуговыйхарактер.

Досугвыступаетвкачествеструктурногоэлементасвободноговремени, егосодержаниенаполненодеятельностью, позволяющейнетолькопреодолеватьстрессыиусталость, ноиразвиватьдуховныеифизическиекачестваисходяизсоциокультурныхпотребностейличности. Втожевремядосугявляетсяотносительносамостоятельнойсферойжизнедеятельностимолодежи. Основнойпризнак, отличающийвремядосугаотсвободноговремени - этовозможностьвыборавидовдеятельностиисходяизсвоихсоциокультурныхинтересовидуховно-нравственныхпредпочтений. Человекволенраспоряжатьсявременемдосугапосвоемусобственномуусмотрениювсоответствиисосвоимиценностнымиориентациями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.  Бестужев –Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 2004г

2.  Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А. Бутенко // Социологические исследования. 1998, № 7.

3.  Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001. №12.

4.  Воловик А.Ф., Воловик В.А.«Педагогика досуга» -М. издательство «Флинта» 1998

5.  Выготский Л.С. «Педагогика подростка» - М. 1999

6.  «Досуг и статус» // Молодежь, - СПб: 2002 г., №10, С 24

7.  Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 2004. - С.7-

8.  Журнал «Молодёжь» - ст. «Досуг и статус» - СПб: 2002 г., №10, 24 стр.

9.  Измайлов К.Н. – Молодёжный культурный центр и проблемы перестройки клубной работы – СПб:1995 г., 143 стр

10.  Кон И.С. «Психология ранней юности» М.Просвещение, 1997.

11.  Культурно – досуговая деятельность. Учебник ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М., 1998.

12.  Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288

13.  Клубоведение: Учебное пособие/ Под ред.Ковшарова В.А.-М.: Просвещение,2005.- С. 29-46.

14.  М. Каплан. Основные модели досуга. М.2008.

15.  Методический сборник по организации летнего отдыха детей и подростков «Лето – 2004» составитель Корсак Е.Н. - Минск 2004

 

 

 

 

Приложение

 

Уважаемый респондент!

 

Предлагаем Вам поучаствовать  в социологическом опросе.

1)Каким, в среднем, количеством  свободного времени Вы располагаете  каждый день?

-Менее 2 часов

-От 2до 3 часов

-От 4 до 6 часов

-Более 6 часов

2)Подрабатываете в свободное  время?

-да

-нет

3)Как вы проводите свободное  время?

-Гуляю с друзьями, хожу  на дискотеки

-смотрю телевизор, сижу  за компьютером

-я много времени провожу  в секции, кружке и т.п.

-учу домашние задания,  занимаюсь дополнительно

4) Посещаете ли вы какие-либо  секции? (Если да, то перейдите   к вопросу №5, нет к №6)

-да

-нет

5)Какие секции вы посещаете? 

-спортивные 

-музыкальные

-Ваш вариант ответа_______________________________

6)Какие зрелищные мероприятия  Вы посещаете чаще всего?

-кино

-театр

-концерты

-клубы (танцы)

-другое_____________________________________________

7)Где вы обычно отдыхаете  в каникулы или отпуск?

-на даче

-на море

-за рубежом

-В Твери

-в лагере

8)Занимаетесь ли вы  делами по домашнему хозяйству?

-Да

-нет

9)Участвуете в общественной  жизни?

-да

-нет

10)Употребляете ли вы  алкоголь?

-да

-нет

11)Считаете ли вы алкоголь  желательным элементом время  провождения?

-да

-нет

-по обстоятельствам

-ваш вариант

12)Зависит ли выбор  Вашего досуга от компании  друзей?

-да

-нет

-иногда

13)Сколько вам лет?

14)Какого вы пола?

15)Ваша профессия?

 


Информация о работе Влияние досуговой деятельности на нравственное и физическое здоровье молодежи