Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 14:44, дипломная работа
Цель моей работы – определить степень влияния глобализации на процесс социализации современных детей на основе анализа популярного мультипликационного фильма «Валли» (Pixar, 2008).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
• раскрыть понятие глобализации, опираясь на существующие в современной науке трактовки данного феномена;
• охарактеризовать влияние глобализации на современную культуру;
• Введение……………………………………………………………….……3
• Глобализационные процессы в современном мире:
Понятие глобализации…………………………………………….……5
Культурные эффекты глобализации………………………....……….17
Выводы………………………………………………………...……….22
• Социализация подростков в условиях глобальной трансформации культуры:
Понятие социализации…………………………………..…….………..23
Анализ мультипликационного фильма ………………….……………25
Выводы…………………………………………………..……………….30
• Заключение……………………….……………………………………….31
• Список литературы……………………………………………………….32
Обращаясь к трудам отечественных транформационалистов, имеет смысл отметить точку зрения А.И.Уткина, который считает, что не подлежат сомнению две тенденции глобализации: с одной стороны, «ее невозможно остановить», а с другой – она формирует новационные ресурсы, способствующие развитию человечества. При этом, автор подчеркивает, что глобализация детерминирована преимущественно рыночной экономикой, а не только интересами национальных государств15.
Сам термин глобализация отражает наиболее значимую черту этого процесса, которую можно охарактеризовать как тотальность, или всеохватность, всепроникаемость, всеобщность и т. д.
Не вызывает сомнений, что глобализация охватила все регионы, страны, сферы жизни общества, кардинально трансформируя их. Более того, тотальность в данном смысле подразумевает игнорирование свободы выбора субъектов глобализации; иными словами, этот процесс проистекает помимо воли большинства его участников, он неотвратим и неизбежен. Наиболее ярко, хоть и несколько односторонне, данную черту глобализации проиллюстрировал американский журналист и исследователь Т.Фридман, автор книги «Лексус и оливковое дерево», где он видит в «глобализации-американизации непрошеного гостя: ты выставляешь его за дверь, а он лезет в окно. Ты стараешься закрыть перед ним окно, а он проникает посредством проведенного тебе кабеля. Ты обрезаешь кабель, а этот гость вместе с Интернетом возникает на экране благодаря телефонному проводу. Ты рвешь телефонный провод, а он входит в дом посредством спутниковой связи. Ты выбрасываешь сотовый телефон, а он уже на экране телевизора или компьютера. Ты отключаешь экран, а непрошеный гость уже на твоем рабочем месте и в дверях фабрики. Эта глобализация-американизация находится не только рядом с тобой в комнате. Она проникает в собственно твой организм. Ты ешь ее. Она внутри тебя. Она порождает разрыв между отцами и сыновьями, матерями и дочерьми, дедушками и внуками. Она создает ситуацию, когда одно поколение видит мир радикально отлично от другого и во всем этом усматривает вину Америки» 16.
Следующая черта глобализации, с нашей точки зрения, наиболее точно может быть определена как трансморфизм (при всем понимании того, что данный термин пока не получил распространения в современной философии и культурологии). В этом контексте мы понимаем под транморфизмом состояние перехода событий микроуровня до макроуровня и наоборот, что выражается в способности того или иного локального явления принять широкомасштабный характер или же неизбежное проявление глобальных процессов в частной жизни индивида. К примеру, жалоба о нарушении прав человека в какой-либо стране, рассмотренная в Европейском суде по правам человека, может получить широкий резонанс и привести к осложнению международных отношений. Обратным примером может служить наша возможность воспользоваться мобильным телефоном с целью в реальном времени поздравить родных с праздником, находясь на другом конце планеты; при этом, одни катаются на коньках, а другие загорают на пляже и купаются в океане. Таким образом, трансморфность глобализации имеет дуальный характер: частное проявляется в публичном, а публичное – в частном.
Анализируя процесс
Отличительным признаком глобализации, на котором сосредоточено внимание исследователей, является сетевая форма социальности в современном мире.
Ключевым свойством сетевой
формы социальности является доминирование
горизонтальных связей между индивидами,
корпорациями, государствами над
вертикально
Здесь уместно обратиться к точке зрения немецкого философа Ю. Хабермаса, полагающего, что гражданское общество является типичным примером сетевой структуры; при этом, ее фундаментальные свойства могут быть обозначены как «открытость», предполагающую «установление широких, многомерных связей коммуникации», а также «спонтанность» – «свободное формирование, текучесть, постоянное изменение» структуры18. Характеризуя сетевую форму социальности, нельзя не учитывать, что ее становление сопряжено с ситуацией постмодерна, в которой она возникла и существует до сих пор. В этой связи нам бы хотелось подчеркнуть и такое свойство сетевой формы социальности, как ризомность, то есть способность развиваться, распространяться и трансформироваться в разных направлениях, на разных уровнях бессистемно, что не противоречит ее целостности.
Еще одним существенным атрибутом процесса глобализации следует считать событийный гипердинамизм, суть которого заключается в том, что любое современное событие или явление уже в момент его зарождения теряет актуальность и становится реалией прошлого, поскольку моментально вытесняется другим, которое неизбежно ждет та же участь. Жизнь в глобальном мире чрезвычайно насыщена множественностью реалий, которые, благодаря высокой степени информатизации, мгновенно обретают публичность и так же мгновенно устаревают. Оборотной стороной этого явления выступает так называемое ускорение темпоральности, что проявляется в дефиците времени, испытываемом сегодня практически каждым человеком. Гипердинамизм глобализации проявляется и в своеобразном «сжатии» планетарного пространства, в более высокой мобильности человека, в возможности покрывать огромные расстояния в кратчайшие сроки благодаря достижениям научно-технического прогресса, а также в достижении критического уровня антропного воздействия на природную среду – на земле на настоящий момент не осталось свободного пространства, не вовлеченного так или иначе в различные сферы жизнедеятельности человека. В этом контексте глобализация означает «аннулирование расстояний, погружение в часто нежелательные и непонятные транснациональные формы жизни» 19 или по мысли Э. Гидденса погружение в «деятельность и (со) существование, не признающие расстояний (внешне отделенных друг от друга миров, национальных государств, религий, регионов и континентов» 20.
Современный этап глобализации, безусловно, невозможно полноценно себе представить без такой характеристики, как мультикультуральность. На наш взгляд, она является одним из значимых результатов глокализации (термин Р. Робертсона), под которой понимается адаптация локальных национальных культур к реалиям глобального мира. Если экономическая глобализация ведет к гомогенизации в форме становления единого стандарта производства, распределения и потребления, что в целом оценивается как позитивное явление современности, то культурная глобализация вызывает диверсификацию национальных культур. На сегодняшний день большинство исследователей перестали опасаться так называемой «гибели» национальных культур под давлением глобальных тенденций, отмечая при этом процессы иного рода. К примеру, ныне идентификация членов локальных сообществ переводит национальные маркеры в сферу приватного, а публичными становятся в той или иной степени глобальные маркеры: популярные бренды одежды, марки машин, модные аксессуары и т.п. Таким образом, в сфере обыденной культуры, прежде всего находит свое проявление мультикультуральность как неотъемлемая черта образа жизни современного человека. При этом, надо отметить, что это публичное маркирование вовсе не противоречит национальной специфике той или иной культуры, поскольку сохраняется уникальная ментальность, психотип, традиционные формы творчества этносов и наций. Более того, на волне глобализации интерес к историческим корням не только не угас, а, напротив, возрос и получил дополнительный импульс, что выражается как в формах антиглобализма, так и альтерглобализма.
В общем, глобализация, по своей сути унифицирующая практически все области жизнедеятельности человека, именно в сфере культуры парадоксальным образом катализирует процесс диверсификации, обретающий свое вещное воплощение в мультикультуральности.
Культурные эффекты глобализации.
Процесс глобализации
оказывает влияние на все сферы
жизни общества, в том числе
и на культурную. Для культурной
глобализации характерно сближение
деловой и потребительской
В процессе глобализации в культурной сфере можно выделить как минусы, так и плюсы. С одной стороны, в культуре многие вещи становятся унифицированными, культурные национальные традиции могут вытесняться международными, или же превращаться в интернациональные. А значит, происходит утрата национальных культурных ценностей. Но с другой стороны, процесс глобализации влечет за собой культурное многообразие, и отдельные виды культур могут стать популярными по всему миру.
В связи с этими изменениями, Р. Робертсон ввел понятие «глокализации». Глокализация – региональный сценарий развития глобальных процессов. А именно, это означает, что любой глобальный бренд для своего продвижения адаптируется в локальной, или же национальной, среде. Ряд транснациональных корпораций предлагает глокализацию в качестве стратегии, которая поможет подстроиться под потребности покупателей и вкусы потребителей. Примером глокализации может служить ТНК McDonald’s, которая для своего продвижения в различных странах включает в свое меню традиционные блюда той страны (к примеру, в Италии – пицца), или же дает своим блюдам адаптированные названия (к примеру, Биф аля Рус).
Как было сказано ранее, отдельные виды культур могут стать популярными по всему миру. Самым ярким примером служит американская культура. У каждого человека есть джинсы, каждый человек смотрит американские кинофильмы и мультфильмы, многие посещают фастфуд и пользуются продуктами таких американских компаний, как Apple и Microsoft. Английский язык является интернациональным. Все это называется американизацией. Термин появился в 1907 году и относился к росту популярности американского образа жизни в Канаде. Зачастую термин используется в негативном контексте, сравнивая его с потерей традиционной культуры и обычаев21.
Массовая культура
– специфическое межсословное и
интернациональное явление
Становление массовой культуры обычно связывают с завершением формирования индустриального общества. Прямыми предпосылками этого процесса являются постепенное повышение статуса городского рабочего класса и расширения демократических институтов. Необходимым условием стало распространение грамотности. Эта тенденция быстро распространилась сначала в Великобритании, а затем и в развитых странах Америки и Европы, включая Россию.
В 1895 году был изобретён кинематограф, ставший средством массового искусства, близкого всем. К этому же периоду относится и распространение фотографии, ставшей массовым средством информационного реализма.
После окончания Первой мировой войны, средства массовой культуры получили широкое распространение сначала в Америке, а потом и в Европе.
Именно через масс-медиа массовая культура проникает в самые широкие слои населения, в самые удаленные уголки, как в рамках национальных сообществ, так и в глобальных пределах. Через масс-медиа распространяются сходные вкусы и формы «культурного потребления» как в привилегированных, так и малообеспеченных слоях населения.
К 60-м годам XX века, технические возможности массовой культуры многократно возросли. Появилось кино, возможности радио и телевидения многократно возросли. Возникают кассеты, компакт-диски и видеофильмы. Спутниковая связь обеспечивает устойчивую сеть проникновения массовой культуры.
Немаловажную роль играют различные варианты массовой культуры и в реализации массовой коммуникации и распространения информации.
К. Разлогов подчеркивает, что процесс массовой культуры означал не только введение ещё одного типа и варианта культуры наряду с другими, уже сложившимися и устоявшимися, а изменение самого типа функционирования культуры23.
Своим содержанием и принципами функционирования массовая культура тесно взаимодействует с другими сторонами социальной регуляции в том обществе, которое также получает название «массового».
В социальном плане массовая культура связана с необратимыми процессами урбанизации и разрывом традиционных форм социальности.
Функциональность культуры в массовом обществе можно определить по нескольким факторам. Массовая культура отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей. Большей частью это происходит через упрощение объяснительных причин и обстоятельств. Массовая культура утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отношениях. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условия постоянного жизнеобеспечения.
Информация о работе Влияние глобализации на процесс социализации современных детей