Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 14:44, дипломная работа
Цель моей работы – определить степень влияния глобализации на процесс социализации современных детей на основе анализа популярного мультипликационного фильма «Валли» (Pixar, 2008).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
• раскрыть понятие глобализации, опираясь на существующие в современной науке трактовки данного феномена;
• охарактеризовать влияние глобализации на современную культуру;
• Введение……………………………………………………………….……3
• Глобализационные процессы в современном мире:
Понятие глобализации…………………………………………….……5
Культурные эффекты глобализации………………………....……….17
Выводы………………………………………………………...……….22
• Социализация подростков в условиях глобальной трансформации культуры:
Понятие социализации…………………………………..…….………..23
Анализ мультипликационного фильма ………………….……………25
Выводы…………………………………………………..……………….30
• Заключение……………………….……………………………………….31
• Список литературы……………………………………………………….32
Поэтому, первичная функция массовой культуры – обеспечить социализацию человека в условиях среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции своего поведения и деятельности в различных ситуациях, снятия психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций.
Огромному количеству людей массовая культура дает представления о стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях и путей реализации.
Другая немаловажная функция массовой культуры – удовлетворить потребность в реакции и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха.
Сила массовой культуры заключатся в том, что она не отделена от потребления в самом широком смысле этого слова и от самого образа жизни. Через механизмы массовой культуры человеку поступает все – пища, одежда, жилище, бытовая техника, образование и так далее.
Массовая культура
характеризуется всеобщностью, охватывающей
широкую срединную часть
Концентрированным выражением такого превращения культуры в средство стимуляции потребления и сам продукт потребления стала реклама, достигшая в современном обществе огромного размаха. Она зачастую меняет сложившиеся ценностные установки в сторону их осовременивания и адаптации к новому миру, а значит, вырабатывает у потребителей новые вкусы и желания, ранее не известные. Тем самым реклама отражает насущные потребности массового общества.
Но у рекламы
есть и минусы. Она создает у
людей искусственные
Массовая культура избавляет индивида от необходимости долгого и сложного приобщения к высокой культуре.
Существует немало оценок массовой культуры, как скрытого средства манипуляции общественным сознанием и состоянием масс.
Выводы.
Таким образом, глобализация – процесс, без которого невозможно представить современный мир. Он несёт в себе как много положительных качеств, так и, к сожалению, множество отрицательных. Глобализация – именно тот процесс, который затрагивает все сферы жизни общества, от политической до духовной. И последствия глобализации отражаются на каждом человеке любого возраста, на взрослом и маленьком.
Именно поэтому так важно знать, что это за процесс – глобализация, какие последствия он имеет и как отражается на нашей повседневной жизни.
Вторая глава.
Понятие социализации.
Социализация - процесс приобщения индивида к социуму, включения в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению социальных ролей.24
Социализация включает в себя две стороны: процесс усвоения культуры, групповых норм и ценностей; формирование личности. Понятие личность отличается от понятия индивид. Под личностью понимается конкретный человек со всеми биологическими и социальными чертами.
Нередко социализация рассматривается исключительно как процесс обучения и воспитания в детстве и юности. Однако это не совсем верно. Человек проходит процесс социализации в течение всей жизни, так как на каждом этапе жизни ему приходится обучаться чему-либо новому.
Существует несколько теорий социализации. Наиболее известная – теория Зигмунда Фрейда. В основе его теории лежит так называемая «трехчленная модель», которая выделяет в психике человека три уровня : «Id» или «Оно», «Ego» или «Я», «Superego» или «Сверх Я». Уровень «Id» - источник неосознанных, иррациональных влечений, которым противостоит уровень «Superego», который представляет воспринятые человеком социальные норма, ценности, правила. Ареной борьбы «Оно» и «Сверх Я» становится человеческое «Я».
Другому направлению придерживались Х. Блумер, Ч. Кули, Дж. Мид, которых интересовало не психологические конфликты, а отражение нормального процесса социализации, и прежде всего – почему система общественного образования и воспитания приводит к тому, что разные группы учащихся воспринимают разные ценности, часто противоположные тем, которые приняты в обществе.
Социализация тесно связана с понятием девиантного поведения. Индивид, попав в любою социальную группу, неизбежно нарушает принятые правила поведения, даже если стремится искренне придерживаться их.
Важную роль в процессе социализации играют референтные группы. Они демонстрируют индивиду образцы культуры, которым он подражает и которые воспринимает в процессе социализации.
Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной культуры и мобильности. В современном обществе социальная мобильность носит вероятный характер: из любой одной точки можно попасть на множество других, отличных друг от друга. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах. Ещё одна особенность социализации в современном обществе - множественность и взаимонезависимость агентов социализации. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие мозаичного характера социализации.
Проблемы социализации в современном обществе связаны со следующими обстоятельствами:
Несомненно, в
современном обществе на социализацию
немалое влияние оказывает
Анализ мультипликационного фильма.
Мультипликационный фильм «Валли» (WALL·E) был создан в 2008 году анимационной студией PIXAR. Режиссером стал Эндрю Стэнтон. Бюджет мультфильма составил 180000000$. По кассовым сборам мультфильм полностью окупил свою стоимость. Был продемонстрирован в 70 странах мира, в том числе и в России. В 2014 году планируется выпуск 3D версии мультфильма. В 2009 году из 5 номинаций Оскар, получил одну за Лучший анимационный фильм.
Мультфильм «Валли», несомненно, относится к продукту массовой культуры. И как продукт массовой культуры, он отражает в себе признаки современного мира. Наиболее ярко в нем проявляется черты глобализации.
Действие мультфильма разворачивается в двух местах: на Земле и на космическом корабле «Аксиома», где живут люди, покинувшие Землю. Время действий датируется 2775 годом. Главным героем является робот ВАЛЛИ, который живет на Земле и каждый день убирает огромные горы мусора и строит из них башни, которые выше небоскребов. Вместе с ним живет таракан – единственное живое существо на Земле, ведь для других животных, и тем более для людей, жизнь на Земле закончилась (люди перебрались в космос, о животных ничего не известно). Так как ВАЛЛИ является персонажем мультфильма ему присущи человеческие качества – такие как любовь, дружба забота и так далее.
Второстепенными персонажами, но при этом не менее важными, являются – ЕВА, капитан и автопилот. ЕВА и автопилот роботы, которые, так же как и ВАЛЛИ, обладают некими человеческими качества. Капитан – человек, руководящий кораблем «Аксиома», на котором живут современные люди.
Мультипликационный фильм «ВАЛЛИ» был создан 4 года назад, а значит, считается современным. И как большинство продуктов массовой культуры, он носит в себе черты современного мира, в том числе и глобализации.
Несмотря на то, что в мультфильме речь идет о будущем, в нем видно огромное количество современных проблем. Одной, и одной из самых ярких – проблема загрязнения окружающей среды. На данную проблему делается огромный акцент. По мнению авторов мультфильма, все остальные проблемы человечества связанны именно с загрязнением. И в мультфильме неоднократно говориться о том, что люди покинули Землю именно по этой причине. В самом начале мультфильма нам демонстрируются мрачные пейзажи, и в первый момент невозможно разобрать, что это такое. И только потом становиться ясно – огромная коричневая масса, застилавшая всю землю – кучи мусора, оставленного людьми. Перерабатывать мусор некому, единственное, что с ним делают – утрамбовывают в небольшие блоки и складывают в башни, которые со временем стали выше небоскребов. Именно этой работой по утрамбовке мусора и занимается ВАЛЛИ. Но откуда взялось столько мусора?
Все дело в том, что мы живем в мире неограниченных возможностей, и поэтому потребляем в разы больше, чем необходимо на самом деле. Именно из-за этого и получается такое огромное количество мусора. Однако, каждый мусор можно переработать. И тут возникает следующее но. Авторы указывают зрителю на безграничную лень человечества. Именно поэтому люди изображены толстыми, неповоротливыми, совершенно ничего не делающими, ленивыми. Они привыкли, что за них всю работу сделает техника, им незачем трудиться. Когда нам впервые показывают людей, живущих на корабле «Аксиома», не сразу понимаешь что это люди. Они кажутся огромной движущейся массой, но при этом совершенно неживой, и только при детальном рассмотрении становиться понятно – нам показывают людей, только совершенно не похожих на нас. Все занятия людей – лежание около бассейна (но при этом далеко не все жители «Аксиомы» знают о его существовании), разговоры по телефону. На «Аксиоме» крайне мало детей, и, к сожалению, ими никто из людей не занимается. С детского сада они для воспитания отданы к роботу-няне. В мультфильме нам демонстрируется отрывок урока детей. И глядя на них, появляется ощущения, что эти дети больше похожи на роботов, чем на обычных детей.
Говоря о технике, нельзя не отметить, что, во-первых, главные герои мультфильма – роботы. Ну а во-вторых, роботы занимают огромное место в будущем, опять-таки, по мнению авторов. Уже сейчас невозможно представить нашу жизнь без компьютера, мобильного телефона и Интернета. И что же нас ждет в скором времени? А ждет нас следующее. Всю работу вместо людей будет выполнять техника, которая станет совершенной. Все совершенство техники мы видим опять же на «Аксиоме». Люди передвигаются не самостоятельно, а с помощью специальных кресел, которые обладают довольно необычными функциями. В кресло встроены телефон, представленный в виде тонкого экрана, кнопки для вызова роботов и управления креслом. Другим средством передвижения является что-то на подобие трамвая. Этот «трамвай» вмещает в себя около 6 людей на креслах, и быстро перевозит их из одного места в другое. Впечатляет и то, что даже зонты от солнца – тоже роботы, которые приезжают к человеку только по его команде. Ну а самым необычным техническим изобретением будущего являются искусственные Солнце и Луна, которыми управляет человек, а именно капитан.
Немало важно и то, что люди понимают и осознают, что жить на Земле стало невозможно. Об этом мы узнаем из видеоролика основателя компании BnL. Он говорит о том, что на Земле невозможно жить, так как на ней не осталось кислорода, растения перестали расти и мусор отравил всю атмосферу. Когда ВАЛЛИ покидает Землю, нам показывается вид Земли из космоса. И вместо привычного изображения с зелёными материками, мы видим что эти самые материки из зелёных превратились в коричневый. И со всех сторон Землю окружает космический мусор. А значит, люди загрязнили не только саму планету, но и то пространство в космосе, которое окружает её. Но прекрасно осознавая проблему, человечество предпочитает не бороться с ней, а просто покинуть Землю.
Возможно, именно по причине чрезмерного прогресса техники и падения человека, мультфильм рисуется в довольно мрачных тонах, и даже на космической «Аксиоме», где преобладают светлые тона, чувствуется мрачность и холодность. Техническое Солнце совершенно не радует глаз и не греет, наоборот вызывает некоторое неприятно чувство.
Ещё один яркий акцент авторы делают на том, что все в мире, начиная от еды и заканчивая валютой, принадлежит одной огромной корпорации BnL. Именно эта корпорация создала и ВАЛЛИ и ЕВУ. И несомненно, эта корпорация насаживает людям единый стандарт потребления. Особенно ярко это проявляется на космическом корабле, когда голос объявляет, что корпорацией принят синий цвет - «новый оттенок красного» и то, что все должные есть торт в стаканчике. Да и в самом начале фильма, когда нам демонстрируются пейзажи Нью-Йорка, мы видим, что все вывески рекламируют продукцию BnL, трамвай и поезда принадлежат этой компании, деньги тоже печатаются с эмблемой BnL. Корабль «Аксиома» тоже сконструирован этой же компанией. А значит в том современном мире совершенно нет разнообразия. Везде и все одинаково.
Другая проблема человечества, показанная в мультфильме и которую можно отнести к глобальным проблемам человечества, - демографическая. Детей на «Аксиоме» можно сосчитать по пальцам. Явно преобладают люди возраста 25-40 лет, но они совершенно не заботятся о семье.
Так же отчетливо видно, что люди утратили какие-либо черты своей национальной культуры. Все люди совершенно одинаковы во всем. Единственные различия – цвет волос и пол. А значит такую важную для человечества вещь, как национальная культура, люди утратили. Для компании BnL совершенно неважно сохранение национальной культуры. На первом месте стоит прибыль и выгода. Именно поэтому она диктует людям что и как делать, игнорируя их личные пристрастия, которые со временем утратились.
Но немало важно и то, что авторы говорят нам о том, что в людях осталось много положительных качеств, таких как доброта, забота, желание создавать и творить. Наиболее ярко эти качества выражаются у капитана корабля, к которому нельзя не отнестись исключительно положительно. Именно он является инициатором возвращения людей на Землю и борется за эту идею до последнего. Он очень любознателен, ему интересно, что и как устроено на Земле. И всеми полученными сведениями он делится с окружающими. Он борется за правду, когда автопилот пытается обмануть его и похитить растение, чтобы люди не вернулись на Землю. Ну и конечно же ВАЛЛИ – исключительно положительный персонаж, который так же как и капитан борется за справедливость.
Информация о работе Влияние глобализации на процесс социализации современных детей