Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 11:04, курсовая работа
В связи с тем, что общественное мнение формируется благодаря суждениям, убеждениям, слухам, сплетням, заблуждениям, а так же с помощью мнений людей, признанных авторитетными и компетентными в этом обществе. Поимо этого на общественное мнение может оказывать давление государство благодаря цензуре, пропаганде и идеологии. А всю эту информацию нужно донести до масс и это происходит благодаря СМИ. Телевиденье, радиовещание, пресса и интернет – вот основные способы донесения информации. И следовательно в наше время
-Введение
-Первый параграф «СМИ в современном Российском обществе»
Определение СМИ
Роль СМИ
Функции СМИ
Краткая характеристика различных видов СМИ
Этапы формирования СМИ в РФ
- Второй параграф: «Общественное мнение, как специфический социальный институт»
Анализ различных понятий общественного мнения
Способы рассмотрения общественного мнения
Функции общественного мнения
- Третий параграф «Приемы СМИ для формирования общественного мнения»
Анализ понятия «манипуляция»
Способы манипуляции, используемые в СМИ, их характеристика
-Заключение.
Из-за отсутствия визуальной
составляющей радио открывает новые
горизонты для звукового
Телевидение вошло в нашу жизнь в 30-х годах, но средством массовой информации начало считаться лишь в 60-х годах XX века. Но на данный момент по определенным параметрам оно занимает лидирующее место среди всех СМИ.
Главное отличие телевидения от радио и печатных изданий заключается во взаимодействии визуального и звукового ряда одновременно, это способствует увеличению эффекта присутствия.
Недостатки теле и радиовещания можно объединить так, как он принципиально ничем не отличаются: во-первых эфир в некотором смысле принудительный, независящий от желаний и предпочтений зрителей. Т.е. передачу можно получать только в определенное время, в определенном порядке, темпе и ритме, заданном в студии. Поэтому не так просто отложить прием той или иной передачи на другое время, для другого места без дополнительных приспособлений (записать на диск, кассету и т.д.) в связи с этим студиям приходится изучать интересы тех или иных слоев населения, которые смотрят или слушают эфир в то или иное время. Кроме того из-за огромного числа различных каналов человек вынужден выбирать между тем, чему отдать предпочтение и, как следствие каналам приходится конкурировать меду собой и привлекать большую аудиторию для своего существования.
Так, например можно увидеть, что центральные каналы телевиденья пользуются большей популярностью по сравнению с кабельными и тем более региональными. (рис. 1)
Рисунок 1 - Среднесуточные доли телеканалов, %. Россия. I квартал 2011г.
Такое положение в рейтинге каналы занимают благодаря 2 критериям: доступность (центральные телеканалы являются бесплатными и транслируются на всей территории страны), а так же из за содержимого. Так, например, СТС, ТНТ, Домашний, 2х2 являются развлекательными, МУЗ-ТВ, MTV – музыкальными, а Россия 1, Первый канал и НТВ находятся на стыке развлекательных и новостных каналов, что способствует увеличению объёма аудитории в связи с увеличенным объемом информации, предоставляемой данными каналами.
Печать, радио и телевидение представляют собой различные способы донесения информации в массы, каждое из которых обладает своими особенностями. Общим же у всех этих СМИ является донесение информации в массы как оперативно (телевиденье, радио), так и не очень (печать).
К этим способам донесения информации, в последнее десятилетие, присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации – интернет (в России интернет стал считаться СМИ с 10 ноября 2011 года со вступлением в силу закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации"). В интернете наряду со специальной информацией имеет место и массовая информация (в интернет выпусках газет, новостей, интернет радио и т.д.). таким образом интернет включает в себя все остальные СМИ. Главным минусом информации в интернете является сложность в фильтрации информации на достоверную и недостоверную, ведь любой более-менее умелый пользователь интернета может как создавать свои сайты содержащие информацию, так и распространять ту или иную информацию посредством социальных сетей. Кроме того существуют частые случаи хакерских атак на зарегистрированные новостные сайты с целью изменения информации, содержащейся на них. Но ситуация развивается таким образом, что Интернет как источник информации становится более структурированным, подборка новостей начинает осуществляться менее хаотично, многие новости распространяются официальными источниками.
Можно с уверенностью сказать, что в скором времени интернет станет занимать лидирующие позиции среди СМИ, так, например, По данным исследования Фонда Общественное мнение месячная аудитория Рунета в возрасте старше 18 лет составила 50 млн. человек, причем 31% россиян выходят в интернет каждый день. Уже более трети интернет-пользователей проживают в малых городах и селах. К концу 2014 года численность интернет — пользователей составит около 80 млн. человек, или
71% населения страны старше
18 лет При сохранении текущих
тенденций в развитии и
млн человек. К такому выводу пришли аналитики проекта «Мир Интернета» Фонда Общественное Мнение.4
Общественное мнение как специфический социальный институт
Для начала следует рассмотреть некоторые определения самого понятия общественного мнения. Так, например, в Большой советской энциклопедии: общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Кроме того в советском философском словаре общественное мнение определяется, как состояние общественного сознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционирование общества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичного высказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияние этой высказанной вслух позиции на развитие общественно-политических отношений отражает суть общественного мнения как особого социального института. Так же в новейшем философском словаре общественное мнение - это одобрение или неодобрение публично наблюдаемых позиций и поведения, которые выражаются определенной частью общества или обществом в целом. Эти определения понятия общественного мнения в итоге передают одну и ту же мысль о том, что общественное мнение это, прежде всего состояние общественного сознания, выражающее отношение группы людей к конкретному вопросу.
Общественное мнение можно рассматривать как:
Деятельность. Для того что бы понять как рассматривается в таком случае общественное мнение стоит привести определение самого понятия деятельности : процесс взаимодействия субъекта и объекта, в результате которого субъект удовлетворяет свои потребности, достигает определенные цели.
Кроме того общественное мнение
можно рассматривать как
Функция в рамках социологии понимается как:
1) роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организации как целого
2) зависимость между различными социальными процессами, выражаемая в функциональных взаимосвязях переменных
3)социальное действие, ставшее стандартизированным, регулируемое определенными нормами и социальными институтами.5
Какие же функции выполняет общественное мнение? Коробейников В.С. делит их на:
- защитную. Общественное мнение «берет под опеку» либо отдельных лиц, либо официальные институты;
- адаптирующую (включая функции социализации и воспитательную). Возможность прививать индивидам нормы, ценности, правила поведения в изменяющихся условиях;
- регулятивную. Обеспечивает реализацию определенных норм общественных отношении;
- номенклатурную. Возможность общественного мнения участвовать в формировании политической и управленческой номенклатуры.
- консультативную. Общественное мнение может давать советы, рекомендации другим социальным институтам по выбору способов разрешения тех или иных проблем;
- контрольную. Контролирует деятельность органов власти и управления по вопросам, затрагивающим интересы субъектов общественного мнения;
- директивную. Через референдум или путем прямого давления, предписывает способы проведения политики в интересующих общественное мнение вопросах;6
Общественное мнение, используя совокупность функций, влияет на все сферы жизни общества. Наиболее значимыми его чертами являются: распространенность интенсивность и стабильность. Степень распространенности зависит от субъекта общественного мнения. Субъектом является социальная общность, инициирующая общественное мнение. Стабильность общественного мнения определяют общественные потребности и интересы. Интенсивность со степенью выражения оценки.
Общественное мнение является целостной, способной институализироваться, имеющей цель удовлетворение определенных потребностей и интересов структурой. Оно не появляется неожиданно и так же вдруг исчезает, т.е. имеет свой цикл развития. Общественное мнение имеет свою внутреннюю структуру и иерархическое построение, функционирует как социальный институт.
Приемы СМИ для формирования общественного мнения
Прежде чем начать рассматривать приемы СМИ, способствующие формированию общественного мнения необходимо проанализировать само понятие манипуляция общественным мнением. Так, в одних источниках, манипуляция общественным мнением - один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. В других же источниках - один из способов господства и подавления воли граждан путём духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении. Другими словами манипуляция общественным мнением – воздействие на сознание человека с целью изменения его мнений, идеалов, целей в сторону, необходимую для манипулятора.7
Разные ученые выделяют разные причины манипуляции, например: конфликт человека с самим собой (А.Маслоу); недоверие по отношению к другим людям (Э.Фромм); ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм); боязнь тесных межличностных контактов (Э.Берн); некритическое стремление получать одобрение всех и каждого; стремление к символическому овладению партнером по общению (З.Фрейд); реализацию компенсаторного стремления к власти (А.Адлер)»8
Конечно сложно «окрашивать» манипуляцию в «черное или белое» так, как с одной стороны манипуляция является более гуманным способом влияния на общество и отдельных индивидов, нежели насилие. Однако, с другой стороны манипуляция человеческим сознанием подрывает свободу воли человека и это, в некоторых случаях, хуже применения физического насилия.
Человек развивается путем смены мнений по отношению к тому или иному субъекту окружающего мира, меняя одни взгляды и истины на другие т.е. иными словами получая информацию человек развивает свою духовную составляющую и, как следствия источники информации несут огромное влияние на становление личности, ее идеалы. Причем это развитие можно рассматривать не только как процесс идущий своим чередом, а как социогененную потребность – потребность в получении информации. Такое рассмотрение уместно в связи с тем, что для ориентации в окружающей действительности, решения разного рода задач, согласование с социальной средой невозможны без наличия той или иной информации и, как следствие невозможна целенаправленная разумная деятельность в социуме. Именно по этой причине уровень информационных потребностей тесно связан с социальной деятельностью человека.
Благодаря вышесказанному можно сделать вывод, что социальная жизнь невозможна без разного рода социальной информации. Но кто же становится поставщиком этой самой информации в наши дни? – Ответ очевиден – государство. Такая фильтрация существует не только в государственных учреждениях, но и в СМИ. Например, СМИ не может распространять информацию, являющуюся государственной тайной, либо же способную нанести ущерб государству. Во всех других случаях, разумеется замалчивание и искажение информации могут стать причиной подрыва авторитета граждан.
Какими же способами пользуются манипуляторы для достижения своих целей?
1. Манипуляция образами. Так как образы обладают сильным психологическим воздействием, их широко применяют в коммуникативной практике, особенно в рекламе.
2. Конвенциональная манипуляция - опирается не на личные психологические установки, а на социальные схемы: правила, нормы, традиции, принятые в обществе, семье.
3. Операционально-предметная манипуляция - основана на таких психических особенностях личности, как сила привычки, инерция, логика исполнения действия.
4. Манипуляция личностью адресата - стремление переложить ответственность за какое-либо действие на адресата, в то время как в выигрыше остается манипулятор.
5. Манипуляция духовностью - манипуляция высшими уровнями психики (смыслом жизни, духовными ценностями, чувством долга)9
Информация о работе Влияние сми на формирование общественного мнения