Влияние сми на формирование общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

В связи с тем, что общественное мнение формируется благодаря суждениям, убеждениям, слухам, сплетням, заблуждениям, а так же с помощью мнений людей, признанных авторитетными и компетентными в этом обществе. Поимо этого на общественное мнение может оказывать давление государство благодаря цензуре, пропаганде и идеологии. А всю эту информацию нужно донести до масс и это происходит благодаря СМИ. Телевиденье, радиовещание, пресса и интернет – вот основные способы донесения информации. И следовательно в наше время

Содержание работы

-Введение
-Первый параграф «СМИ в современном Российском обществе»
Определение СМИ
Роль СМИ
Функции СМИ
Краткая характеристика различных видов СМИ
Этапы формирования СМИ в РФ
- Второй параграф: «Общественное мнение, как специфический социальный институт»
Анализ различных понятий общественного мнения
Способы рассмотрения общественного мнения
Функции общественного мнения
- Третий параграф «Приемы СМИ для формирования общественного мнения»
Анализ понятия «манипуляция»
Способы манипуляции, используемые в СМИ, их характеристика
-Заключение.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 102.01 Кб (Скачать файл)

Общественное сознание –  это отражение материального  отношения людей друг к другу  и к природе в процессе отношения  людей к действительности. СМИ  через воздействие на общество в  целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким  образом, благодаря СМИ формируется  общественное мнение – состояние  массового сознания, заключающее  в себе скрытое или явное отношение  различных социальных общностей  к проблемам, событиям действительности.

Общественное мнение выступает  в экспрессивной (контрольной), консультативной  и директивной функциях.

Экспрессивная функция –  самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению  к различным политическим системам, государственной власти, какой-либо глобальной  общегосударственной или общемировой проблеме. Таким образом, в данной функции общественное мнение выступает в качестве некоей контролирующей силы по отношению к институтам власти, т.е. обладает моральной властью, но и эта власть очень эффективна, поскольку назревающие процессы недовольства общества могут привести к серьезным последствиям, возможно, даже к неким государственным изменениям.

Вторая функция – консультативная. Общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему и таким образом  может заставить институты власти действовать определенным образом  в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем. Но эта функция будет иметь  влияние на институты власти лишь в том случае, если власть прислушивается к общественному мнению. Распространению  общественного мнения во многом способствует СМИ, распространяя мнения каких-либо людей.

Третья функция – директивная, проявляется в том, что общественность выносит решение по тем или  иным проблемам социальной жизни, которые  имеют безусловные характер. Например, изъявление народного мнения при  выборах – в данном случае народ  не только оказывает степень доверия  тому или иному кандидату, но и  выражает свое мнение.10

Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и  направляет деятельность некоторых  социальных институтов, в том числе  и деятельность СМИ. Поскольку СМИ  стараются освещать значимые, актуальные для общества проблемы и во многом рассматривают их с точки зрения общественного мнения, можно сделать  вывод, что и общественное мнение может определять деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется  под воздействием различных факторов, в частности из-за распространения  идеологии и пропаганды, чем могут  заниматься и СМИ.

В практике СМИ сегодня  широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего  мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической  природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности.

Внушением считают воздействие  на личность, приводящее к появлению  у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее  человека к совершению определенных действий. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще  всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая  определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов  поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку  люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед  подобными внушениями. 11

Задача журналиста может  заключаться в большей степени  в достижении собственных целей  и целей организации, которую  он представляет. Для направленного  воздействия на общественное мнение ему необходимо держать под контролем  поток информации и манипулировать им. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для  манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Для воздействия на аудиторию журналист использует определенные методы, так, например, можно выделить метод дезинформации.

Смысл в том, что в определенный момент в СМИ “подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью.

Во-первых, дезинформация  подается, как правило, из разных источников и западает в подсознание человека, а во-вторых, дезинформация используется в момент принятия какого-либо важного  решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже  будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно “грубым” и нечасто используется в современных СМИ. Можно сказать, что наиболее устойчивой является информация рационально осмысленная и эмоционально усвоенная человеком.12

Метод семантического манипулирования. Предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений.13

Когда утаить информацию невозможно, часто используется метод отвлечения. Общество не терпит информационного  вакуума, поэтому чтобы отвлечь  аудиторию от одной информации, необходимо переключить ее внимание на другую, поданную в максимально сенсационном виде. Цель новой информации – создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации.14

Способ подачи информации позволяет отправителю контролировать уровень ее восприятия аудиторией. По способу подачи материала Г.Шиллер выделяет два метода манипулирования: метод дробления и метод немедленной  подачи информации. Сущность метода дробления (фрагментации) заключается в том, что по мере усложнения телевизионных  программ длительность каждого их элемента сокращается во времени, что создает  противоречие между действительным содержанием какого-либо события  и временем, отведенным для его  демонстрации. Т.е. информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться. 15

Сообщения в СМИ подаются в эмоциональной и драматизированной  форме. Экономические и социальные трудности объясняются присутствием “инородцев”, мешающих налаживанию  нормальных жизненных условий. Пресса иногда поддерживает экстремистские лозунги  решительного изгнания людей другой национальности. Национальные вопросы  нередко связываются с религиозными.

Механизм создания “образа  врага” нередко используется для  создания негативной общественной реакции, в основе механизма заложена идея дегуманизации – враг представляется непохожим на вас: он другой национальности, вида, умственных способностей, кроме  того, он агрессивен и ничего хорошего от него ждать нельзя. Рисуются только отрицательные черты, сведения о  положительном утаиваются.

Немало внушающих элементов  содержат радио- и телепередачи.

Таким образом, элементы внушения можно использовать в любое время в сочетании с новостями, передачами, фильмами; можно манипулировать человеческим сознанием с помощью радио и даже путем подачи информации в печатной продукции. Эти элементы западают в подсознание человека и заставляют его действовать определенным образом в связи с тем, что взаимодействие человека со СМИ происходит ежедневно, то и влияние на общество и на каждого человека в отдельности можно назвать очень существенным. Многие методы хорошо изучены и давно стали “классикой” манипулирования. В частности, воздействие массовой информации на сознание людей нередко достигается с помощью стереотипов, мифотворчества и имиджей.

Формирование стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации.

Процесс восприятия - это  всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под  устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует  сообщение, т.е. особым образом “подводит” информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.16

Стереотипы формируются  под воздействием двух факторов: бессознательной  коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как ориентация на идеальные образцы.   

Большинство исследователей указывают на связь стереотипов  с гигантским влиянием СМИ, формирующих  отношение к миру, на поведение, воспроизводящее  поступки “героев”, созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом  становится человек, ориентированный  на достиженчество, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.

СМИ приучают человека мыслить  стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

Еще один метод, позволяющий  влиять на общественное мнение – это  имидж. Функции имиджа и стереотипа различны. Стереотип обозначает образ, отражающий свойства и характеристики, по крайней мере отчасти присущие объекту, имидж - это искусственно сфабрикованный образ.

Имидж создается путем  навязывания определенных ассоциаций, он всегда связан с воображением. Имидж  создает реальную социально-психологическую  установку, определяющую поведение  человека по отношению к объекту. И, поскольку воздействует на психику  человека, следовательно, легко воспринимается, запоминается и потому часто используется в рекламе, имидж можно эффективно использовать как средство пропаганды, как инструмент управления сознанием.17

Сложно определить наиболее эффективный метод, поскольку каждый из них оказывает определенное целенаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают огромнейшее влияние  на человеческое сознание, заставляя  самого человека действовать и думать определенным образом.

Конечно, все зависит от пристрастности самого человека по отношению  к средствам массовой информации, но далеко не каждый будет критично воспринимать всю информацию, обрушивающуюся с газет, радио и телевидения, всякого выбора информационную ловушку.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях политического плюрализма одним из самых сильным фактором борьбы за власть становится борьба за влияние на СМИ. Неудивительно, что при этом проблемы удовлетворения собственно информационных запросов общества уже (или вновь) не являются определявшими и преобладающими в деятельности СМИ и коммуникации.

В то же время для формирования общественного мнения, основанного  на информации, адекватной происходящим событиям, важно существование не только разнообразных источников информации, но и условий доступа к ним. Очевидно, что необходимы действия и властей, и общества, направленные на решение двух проблем: во-первых - укрепление гарантий свободы слова и свободы доступа к информации, во-вторых – укрепление гарантий, обеспечивающих защиту самого общества от злоупотреблений этими свободами.

В силу особенностей отечественного экономического и политического  развития в России монополия на оперативное  распространение информации по- прежнему принадлежит в основном телевидению  и радио. Однако она уже не столь  безусловна и не носит исключительного  характера, как прежде. Многократное повышение стоимости жизни, введение платы за услуги, предоставляемые  учреждениями культуры, постоянный рост подписных цен на газеты и журналы  ведут к резкому падению уровня информированности, культурной активности населения.

Основным каналом приобщения к информации и культурным ценностям  для абсолютного большинства  населения все больше становится телевизор.

Итак, можно констатировать: во-первых, в России отсутствует  действенный законодательный механизм, препятствующий монополизации СМИ  и превращению их в бесконтрольный со стороны общества инструмент обслуживания политических либо экономических интересов  отдельных коммерческих и политических структур; во-вторых, отсутствует механизм обеспечения прав граждан на информацию, свободный доступ к ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

1. Гавра Д.П. Формирование общественного мнения: ценностный аспект. СПб., 1995.

2. Горбунова Л. В. Общественное мнение: особенности формирования / Л. В. Горбунова. – М., 1991. – 23 с.

3. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. – М., 1996. – 340 с.

Информация о работе Влияние сми на формирование общественного мнения