Волонтёрство: основные характеристики и направления деятельности волонтёров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, можно сказать, что добровольческий труд в России описывается исходя из исторических традиции и современных концепций. И, если исторические традиции уделяют внимание преимущественно проблематике добровольческого труда, то современные концепции оперируют им с различных позиций: социальной психологии, социологии, религии. Сегодня учёные выделяют 3 подхода к изучению добровольческого труда (социетальный, экономический, трудовой), и в каждом из этих подходов добровольчество имеет свою собственную специфику.

Файлы: 1 файл

текст курсовой.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что мотивы волонтёрской деятельности в России и за рубежом  существенно отличаются. И это  является проблемным полем для нашей  страны. Как уже было сказано выше, именно на Западе волонтёрство, в том числе и среди молодёжи, очень популярно. Иностранцы уже давно поняли, что, будучи волонтёром, ты можешь заниматься тем, что тебе интересно и получать от этой деятельности удовольствие. Для молодых людей стран Запада и США, волонтёрство  - это работа, которая не нуждается в материальном поощрении, потому что она сама является наградой. У молодых волонтёров есть реальная возможность объездить весь мир, завести новых друзей. Добровольцы имеют возможность ездить на экскурсии, знакомиться с традициями и обычаями страны.

Мотивация волонтёров за рубежом отличается от той, которую  мы привыкли видеть в России. Согласно опросу, проведенному М. Олчманом, П. Джорданом в 1997 г., в США люди, работающие добровольно, приводили следующие причины своей деятельности:

• хочу помогать нуждающимся людям 61%;

• надеюсь  научиться чему-то новому 46%;

• хочу иметь какое- то занятие 41%;

• для  собственного удовольствия 31%;

• хочу познакомиться с новыми людьми 29%;

• хочу ответить людям за добро добром 11%;

• хочу бороться с определенной проблемой 7%;

• у  меня есть свободное время 4%; 35

Из результатов  опроса видно, что самыми значимыми  мотивами участия в волонтерской деятельности являются такие, как: желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. Волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких- то ценностей.

В исследовании института «Eurovol-Studie» (Великобритания) у волонтеров на первом месте среди мотиваций (у 39% опрошенных) оказались «личные причины - собственные потребности». 34% опрошенных ответили: «У меня было свободное время» и 32% - «Потребность в чувстве общности с людьми». Мотив «Я хотел познакомиться с новыми людьми» встречается у 15% опрошенных36.

Таким  образом, центральным мотивом у молодых  людей за рубежом является сама деятельность, направленная на помощь другим. Кроме  того, важную роль играют такие личные причины и потребности, как чувство собственной значимости, потребность быть нужным другим или делать что-то особенное, не находиться в стороне от общественной жизни, узнавать новых людей, набираться опыта для дальнейшей трудовой деятельности и просто интересно проводить время. Для молодых людей особенно выражен мотив приобретения новых знаний, умения, опыта. Это связано с тем, что волонтерская деятельность воспринимается как прямой путь к постоянной работе. В Великобритании при поиске работы или поступлении в вуз полезно указать, что ты работал в качестве добровольца в соответствующей сфере.

К сожалению, в  России ситуация с волонтёрством  складывается не так благополучно как  за границей. Это связано с нашим  менталитетом: русский человек никогда  не понимал, как можно работать «на энтузиазме». За добровольный труд русские люди получали или финансовое вознаграждение, или он был их обязанностью. В России для молодых людей важен очевидный, ощутимый результат добровольческой деятельности, поэтому так важно знать, как можно  привлечь  молодёжь к добровольному труду иди удержать   тех, кто уже стал волонтёром,   какими способами можно поощрять их деятельность.

Данная тема недостаточно хорошо изучена в научной  литературе. Намного более шире она  освещается в публицистических источниках. В разное время данную проблему рассматривали такие отечественные авторы, как  Г.Б. Казначевская, И. Левдер С.В. Тетерский. Способы поощрения волонтёров описаны  и в  программе «PRO Здоровый выбор»  РОО «Взгляд в будущее».

И. Левдер в своей работе, касающейся добровольческого движения, пишет: "Каждая организация должна разработать собственную систему поощрения достижений волонтеров, которая обеспечила бы рабочий климат в организации... Для большинства людей признание работы является необходимостью, которая мотивирует и стимулирует их деятельность. Искусство адекватного поощрения волонтеров предполагает соблюдение ряда принципов, которые помогут в успешном руководстве."37 Перечислим несколько таких принципов, приводимых Левдером: 1) принцип частого поощрения; 2) принцип использования разнообразных форм поощрения (например, на информационной доске отмечается вклад волонтера в разработку проекта или ему присваивается звание "Волонтер месяца"); 3) принцип оценки не только волонтёрской деятельности, но и самого человека, который её выполнил 38.

Российский  психолог С.В. Тетерский отмечает необходимость  периодического вербального поощрения  волонтеров. "Выражение благодарности  волонтеру принесет желаемые результаты, если руководитель помнит, что необходимо, во-первых, выражать благодарность очень часто, использовать различные формы признательности, быть честным, выражать удовлетворение человеком, не только работой ".39

Специалист  по менеджменту Г.Б. Казначевская в  своей работе, давая советы по работе с персоналом, выделяет принцип "благодарности": "За ту или иную работу, необходимо отблагодарить человека, даже если работа являлась безвозмездной" 40. Здесь же выделяются способы нематериального поощрения: "Это могут быть грамоты, дипломы после участия в каких-либо акциях, письменная благодарность, сувениры, грамота от администрации города, проекта, персональное упоминание в прессе, бесплатные билеты, еда, книги" 41.

В программе  « PRO  Здоровый  выбор»  РОО «Взгляд  в будущее» также описаны способы  того, как можно удержать и поощрять молодых волонтёров:

- обеспечить  возможность карьерного роста

- организовать  новые виды деятельности для  большей заинтересованности молодых  людей в своей  работе

-  обеспечить  перспективность работы, возможность  получения рабочего места в организации, рекомендательное письмо для получения работы, получение премии

К способом поощрения  относится похвала, доска почета на видном месте, вручение грамоты, благодарственное письмо,  материальное вознаграждение, допуск до ресурсов, поручение ответственных работ.

Таким образом, обобщив всё вышесказанное, отметим, что поощрение волонтёров является стимулом к их дальнейшей деятельности, и особенно важно для нашей  страны, где люди привыкли получать за свой труд какое- либо вознаграждение, будь оно материальным или представлять собой похвалу, личную благодарность. Самыми распространенными способами поощрения добровольцев являются выражение благодарности волонтеру, обучение (семинары, тренинги, лекции, обучающие занятия), периодическое общение с волонтером, предоставление ему возможности участвовать в различных мероприятиях, проводимых организацией, предоставление какой-то материальной помощи, поддержки (подарок, грамота, благодарственное письмо и так далее).

Как уже было сказано в начале главы, сегодня волонтёрское движение  России набирает новую силу. Всё больше учреждений стремятся привлечь молодых людей в ряды волонтёров. Такими организациями выступают чаще всего организации некоммерческого сектора – социальные, благотворительные фонды, общественные организации и движения, досуговые и культурные центры, образовательные учреждения, информационные, аналитические и исследовательские центры и т.д.

Остаётся вопрос: зачем этим организациям привлекать в свои ряды волонтёров, если есть профессионалы и зачем, вообще, поддерживать и развивать добровольческое движение? По словам специалистов  РОО «Взгляд на будущее», которая является партнёром Детского фонда ООН (UNICEF), привлечение волонтёров даёт ряд преимуществ42:

- Экономические. Привлечение волонтёров позволяет  сэкономить средства на проведение различных мероприятий, например, тренингов и акций.

- Идеологические. Если суть работы  организации – распространение  каих- либо идей, то ничто не  является более эффективным, чем  привлечение тех, на кого могут быть направлены эти идеи.

- Коммуникативные. Зачастую волонтёрам  проще наладить контакт с людьми, чем профессионалам. Волонтёров  используют для эффективной передачи  информации на уровне, соответствующей  аудитории.

- Оценочные. Мнения волонтеров  — это «взгляд со стороны», который может быть полезен для оценки качества работы организации, ее коррекции и улучшения.

- Количественные. За счет волонтеров  происходит значительное увеличение  количества представителей целевой  аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей.

Таким образом, волонтёрство может выступать не только в качестве полезной общественной практики, когда люди в свободной  время занимаются общественно полезной работой – помогают сиротам, старикам, животным, занимаются экологической деятельностью, но и может выступать в качестве дополнения к профессиональной работе, что позволит улучшить её качество, сэкономить средства и время.

Сегодня в России всё больше благотворительных фондов, добровольческих движений и  студенческих профсоюзных организаций организуют свою деятельность в направлении развития волонтёрства, добровольческих инициатив. Мы бы хотели более подробно остановиться на перспективах развития волонтёрской деятельности среди студенчества. И обратиться к конкретным примерам того, как развивается волонтёрская деятельность среди студентов в общероссийском масштабе, и на базе различных молодежных организаций и благотворительных фондов.

Следует сказать, что в предыдущие годы ( 2008, 2009) на всей территории нашей страны развернулись общероссийские добровольческие действия. В Москве, Санкт  - Петербурге, Красноярске и во многих других городах проходили мероприятия, направленные на развитие добровольческих инициатив. В 2008 г. , 2009 ,2010 г. в Москве проходил конкурс Национальной общественной награды в области добровольчества. Конкурс был учрежден ещё в 2005 г. Российским центром развития добровольчества и Фондом «Созидание». Целями данного конкурса стали:

- Привлечение  внимания общества и власти  к важной роли добровольчества для консолидации общественно-государственных усилий в решении социальных проблем и развитии гражданского общества.

- Формирование  позитивного общественного мнения  и повышение престижа добровольческой  деятельности в обществе43.

Одна из номинаций данного конкурса была посвящена добровольчеству в образовательных учреждениях. Награда присуждается образовательным учреждениям, которые успешно участвуют во внедрении инновационных методов и программ развития молодёжного добровольчества, молодёжных добровольческих центров. В рамках данного конкурса могут быть представлены образцы лучшей практики, проектов, проведённых добровольческих акций и т.д. Данный конкурс представляет собой определённый стимул для развития добровольчества среди студентов. Победителей конкурса награждают известные общественно-политические и государственные деятели на торжественной церемонии в Москве. Конкурс пройдёт и в 2011г.

За последние  годы в России всё активнее стали  проводиться мероприятия, посвященные  проблемам развития волонтёрства среди молодёжи, и 2011 год не стал исключением. В этом году с 16 по 24 апреля по всей России  проходила акция «Весенняя неделя добра», общим девизом которой стал «Мы вместе создаём наше будущее!». Цели ВНД - популяризация идей, ценностей и практики добровольчества; активизация созидательного добровольческого потенциала; вовлечение молодёжи в социальную практику; укрепление сотрудничества между институтами гражданского общества и органами государственной власти и др.44 Данная акция проходит с учётом приоритетов государственной политики в области поддержки добровольчества, государственной молодёжной и социальной политики, и является мощным средством привлечения молодых людей в ряды добровольцев.

Работу со студенческой аудиторией ведёт и благотворительный фонд «Крылья». В 2011 году фонд проводит благотворительную программу «Студенты – детям», цель которой  - привлечение пожертвований студентов и аспирантов ведущих московских высших учебных заведений для проведения образовательных, культурных и спортивных событий для воспитанников детских домов и школ-интернатов Московской области. А также вовлечение студентов и аспирантов в благотворительную и волонтерскую деятельность45.

В программе  предполагается работа с такими ведущими вузами Москвы, как РГГУ, НИУ-ВШЭ, РУДН им. П.Лумумбы, МГИМО (У), РГСУ, РГУНиГ, РЭУ им. Г.В. Плеханова и с многими другими.

Уникальность  данной программы заключается в  том, что она направлена на работу именно со студенческой аудиторией. Благотворительность  в данной программе представлена как доступная, понятная и интересная деятельность по оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Программа призвана рассказать студентам, какой должна быть эффективная помощь детям, показать им, что принять участие в помощи детям легко и что от помощи другим можно получать удовольствие.

Факт того, что  особенно важно участие в добровольчестве  молодых людей постепенно начинает осознаваться не только членами благотворительного сообщества, но и педагогами вузов, а также  представителями СМИ. Вовлечения студентов в добровольчество, перспективы его внедрения в повседневную практику вузов, взаимодействие общественных организаций с вузами и волонтерские студенческие инициативы – все эти вопросы становятся сейчас очень актуальными в учебных заведениях нашей страны.

Опыт такой работы есть у Благотворительного фонда Владимира Потанина. Волонтерские инициативы стали частью стипендиальной программы фонда с 2007 года46. Для «потанинских» стипендиатов проводятся на протяжении учебного года различные деловые игры, программы ( «Недетские игры», Зимние и Летние школы). Первые Зимняя и Летняя школы работали в 2009 году. Участниками конкурса стали студенты из 34 вузов с Северо-Западного, Центрального, Южного и Приволжского федеральных округов – в Зимней школе, студенты Урала, Сибири и Дальнего Востока – в Летней. В рамках школы молодые люди учились фандрайзингу, управлению  проектами, обсуждали проблемы современного общества. Программа ориентирована, прежде всего, на то, чтобы у участников появился принципиально новый опыт и новые возможности. Стоит  отметить, что гранты, которые получают студенты, используются исключительно для организационных нужд – ребята работают в своих проектах как волонтеры.

Информация о работе Волонтёрство: основные характеристики и направления деятельности волонтёров